ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ХРОНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ БУРОВЫХ УСТАНОВОК
В первые годы Советской власти в нефтедобывающих районах Баку и Грозного скважины бурились на небольшую глубину в основном ударным способом. Для ударного бурения применяли штанги, треноги и лебедки с паровым приводом. Вращательное бурение занимало небольшой объем и велось также на паровом приводе с использованием котлов локомобильного типа. Для этого применяли двухскоростные лебедки Л1, насосы ПНГ Коломенского завода с максимальным давлением до 4 МПа, роторы открытого типа с подшипниками скольжения и деревянные вышки башенного типа.' К 1924 г. в Баку стали выпускать четырехскоростные лебедки Л1-4М и электропривод на лебедку, ротор и насосы. С этого времени началась электрификация буровой техники. К началу 1928 г. разрушенная гражданской войной нефтяная промышленность полностью восстанавливается и в значительной мере реконструируется. Объем вращательного бурения достигает более 90%. В районах Баку бурение полностью переводится на электропривод, а в районах Грозного электропривод буровых установок составляет свыше 80%. Увеличивается применение четырехскоростных лебедок, подшипники скольжения заменяются подшипниками качения, высота вышек достигает 41 м. До 1936 г. все буровое оборудование выпускалось по узлам и агрегатам различными заводами. При сооружении буровой установки оборудование монтировалось по агрегатным способом на индивидуальных фундаментах, буровые вышки при демонтаже полностью разбирались. Это приводило к большим срокам строительно-монтажных работ. С 1936 г. отечественная промышленность стала создавать комплектные буровые установки для бурения скважин глубиной до 400 м. Первая такая установка РА-400 была выпущена Кунгурским заводом для бурения скважин роторным способом. Оборудование установки монтировалось на двух платформах на колесно-гусеничном ходу: на одной — ротор, лебедка и двигатель М-17-ЧТЗ мощностью 47,6 кВт, на второй — два насоса НГ-4, трансмиссия, такой же двигатель и генератор. Комплектовалась установка металлической вышкой с талевой системой, вертлюгом, крюком и глиномешалкой. Для бурения скважин на глубину до 800 м Бакинский завод выпустил установку ПТ1-800. Она состояла из узлов: тракторного подъемника ЛТ2М.-65, ротора, коробки скоростей и двигателя, смонтированных на общей раме, двух насосов, трансмиссии и двигателя, установленных на колесно-гусеничном прицепе. Одновременно с установкой ПТ1-800 была создана установка ПРА-800, рассчитанная также для бурения на глубину до 800 м. В первом выпуске она имела групповой привод на лебедку и насосы от двух дизелей М-17-ЧТЗ, а во втором — для привода насосов были введены два дополнительных двигателя. В установке ПРА-800 были применены клиноременные и зубчатые передачи, карданный вал к ротору, фрикционные муфты, ротор закрытого типа, транспортабельные блоки на санях. В дальнейшем установка была модернизирована на установку ПРА2-800. В ней шестеренчатые передачи были заменены на цепные и введен реверс - обратное в ращение ротора. В предвоенные годы Бакинский завод выпустил установку ПРА-1200, рассчитанную на бурение до 2000 м. По компоновке оборудования установка была идентична установке ПРА-800, но в нее были введены понизительные редукторы от двигателя к трансмиссии, бензиновые двигатели мощностью 95,7 кВт, пятискоростная лебедка с безопасной катушкой для механизации работ на мостках и цепные передачи на насосы. В военные годы выпуск буровых установок резко сократился. С 1946 г. Полу комплектные буровые установки начал изготовлять Уральский завод тяжелого машиностроения (Урал-машзавод). В комплект первых установок этого завода входили четырехскоростная лебедка У2-4-1 с цепными передачами и кулачковыми муфтами и кулисными управлениями, насосы У8-1, кронблок, талевый блок, крюк и вертлюг грузоподъемностью 130 т. С этого времени для привода установок стали использовать силовые дизельные агрегаты с двигателями В2-300. Для индивидуального привода лебедки применяли силовые агрегаты САЛ, а для привода насосов — САН. В комплект таких агрегатов входили два двигателя и спаривающая трансмиссия. Силовой агрегат лебедки выпускали в двух вариантах: с клиноременной передачей и редуктором РД2-2. Затем Уралмашзавод создал установку УЗТМ-1М с групповым приводом на лебедку, ротор и насосы с клиноременной трансмиссией. В установке использовалась лебедка У2-4-3 с кулачковыми муфтами управления. В это же время начинает выпуск буровых установок БУ-40 Волгоградский завод буровой техники «Баррикады» для бурения скважин на глубину до 1000 м. Вся установка состояла из двух блоков оборудования, установленного на металлических санных основаниях. На основании вышечного блока высотой 2,2 м монтировали вышку высотой 39 м с открытой передней гранью, лебедку, ротор и два двигателя В2-300 с коробкой передач, редукторами и транс миссией на лебедку, ротор и насосы. На основании насосного блока устанавливали два насоса НТ-150. В 1954 г. завод «Баррикады» совместно с институтом Гипронефтемаш создают опытную комплектную буровую установку БУ-65, которая проходит промышленные испытания на нефтепромыслах, и на ее базе разрабатывают установку БУ-75Бр с дизельным, а затем с электрическим приводом. Серийный выпуск установок начинается с 1958 г. Эти установки оснащаются полным комплектом оборудования для бурения скважин глубиной до 1800 м, имеют транспортируемое на тяжеловозах крупноблочное основание вышечно-лебедочного блока с укрытием. Они широко применяются на нефтепромыслах страны, особенно в Татарии, и работают до настоящего времени. В это же время на базе оборудования установки БУ-75БрД заводом «Баррикады» совместно с Гипронефтемашем были разработаны и выпущены опытные образцы буровой установки БУ-75БрМ в мелко-блочном исполнении. Конструкция оснований и компоновка блоков установки была рассчитана на транспортировку ее универсальным транспортом, а также вертолетами в труднодоступных районах. С 1967 г. завод «Баррикады» приступает к выпуску комплектных установок БУ-80Бр на дизельном и электрическом приводах для бурения до 2800 м. На базе этих установок и в замену их с 1979 г. завод приступил к выпуску новых комплектных установок БУ-2500 с дизельным и электрическим приводами для бурения до 2500 м, а с 1984 г. выпускает установку БУ-2500 ЭУК для кустового бурения. Все буровые установки завода «Баррикады» комплектуются вышками мачтового (А-образного) типа. На базе установок УЗТМ-1М в 1950 г. Уралмашзавод создает полукомплектную буровую установку Уралмаш-5Д для бурения скважин глубиной до 3000 м. Установка снабжается лебедкой У2-4-5, в которой кулачковые муфты заменяются шинно-пневматическими, насосами У8-3, ротором У7-520-2, компрессорами КС-ЗМ для пневматического управления установкой, талевым блоком, кронблоком, пяти дизельным приводом с клиноременной трансмиссией. Для электрифицированных районов создается установка Уралмаш-6Э с индивидуальными электроприводами на лебедку и насосы. Эти установки заводом не комплектуются вышками, основаниями, системой очистки раствора, коммуникациями. Несколько позже проектируются и серийно выпускаются заводом полукомплектные установки Уралмаш-3Д и Уралмаш-4Э для бурения скважин глубиной до 5000 м, которые применяются до настоящего времени. В 1959 г. на Уралмашзавод возлагается комплексное проектирование и выпуск комплектных буровых установок, включая вышки, основания, укрытия, коммуникации, средства механизации и автоматизации трудоемких процессов в бурении. С 1963 г. Уралмаш начал выпускать установки Уралмаш-300Э с электрическим приводом постоянного тока и Уралмаш-300ДЭ с дизель-электричеоким приводом для бурения скважин глубиной до 8000 м. Установки комплектуются вышкой пилонного типа с механизмами для автоматизации спускоподъемных операций АСП-5, основаниями, подъемными кранами для механизации работ на мостках и обслуживания оборудования, системой очистки и приготовления раствора и другим оборудованием. В этом же году для бурения скважин глубиной до 3000 м Уралмашзавод создал опытные образцы новых комплектных установок Уралмаш-125БД и Уралмаш-125БЭ. Серийный выпуск их начат с 1965 г. Установки укомплектованы крупноблочными основаниями, укрытиями, циркуляционной системой, мачтовыми вышками с комплексом механизмов АСП-3 и другим оборудованием. Применение механизмов АСП-3 вызвало необходимость в изменении кронблока, талевого блока, подсвечников. В 1967 г. эти установки были модернизированы на установки БУ-125БД-67 и БУ-125БЭ-67. В них были заменены: насосы У8-4 на У8-6М, ротор У7-520-3 со встроенными пневматическими клиньями ПКР-У7 на ротор У7-560-6 с клиньями ПКР-Ш8. В приводе буровой лебедки вместо двух электродвигателей АКБ-13-62-8 установлен только один электродвигатель, на привод насоса вместо электродвигателя СДЗ-13-42-8А мощностью 450 кВт установлен электродвигатель СДЗ-13-52-8 мощностью 630 кВт, гидродинамический тормоз лебедки диаметром 1000 мм заменен на тормоз УТГ-2500 с ротором диаметром 1200 мм, деревянный пол заменен на металлический. В 1970 г. внесены дальнейшие коррективы в техническую документацию установок, были изменены отдельные узлы и конструкции оснований. Высота основания вышечно-лебедочного блока увеличена до 4,5 м вместо 3,7 м, а силового блока — до 3,0 м вместо 2,14 м, в буровой вышке применены шарнирные опоры. С этого времени эти установки стали серийно выпускаться с индексом «70». В 1969 г. Уралмашзавод изготовил новые опытные образцы буровых установок БУ-125Э и БУ-125ДГ-Н для бурения скважин глубиной до 4200 м. Эти установки стали серийно выпускаться с 1972 г. взамен установок БУ-125БЭ-70, БУ-125БД-70 и Уралмаш-5Д-67. Установки БУ-125Э и БУ-125ДГ-Н комплектуются крупноблочными основаниями, мачтовой вышкой ВМА-44-200, механизмами АСП-ЗМ, новой одновальной лебедкой ЛБУ-1100 с коробкой перемены передач и -электромагнитным тормозам ЭМТ-4500, регулятором подачи долота РПДЭ-3, насосами У8-6М, ротором У6-560-6 со встроенными пневматическими клиньями ПКР-Ш8, элементами талевой системы, автоматическим ключом АКБ-ЗМ2, вспомогательной лебедкой, консольно-поворотным краном КП-2 для механизации погрузочно-разгрузочных работ на мостках, циркуляционной системой с механизмами очистки раствора и другим оборудованием. В установке БУ-125Э для группового привода лебедки и ротора используется один электродвигатель СДЗБ-13-52-8 мощностью 630 кВт при частоте вращения 12,5 с1, а для индивидуального привода буровых насосов — электродвигатели АБ-700-750 мощностью 700 кВт. В установке БУ-125ДГ-И применен групповой дизель-гидравлический привод, состоящий из четырех силовых агрегатов СА-6 с дизелями В2-450ТК-СЗ мощностью 331,2 кВт и турбо-трансформаторами ТТК.-669, которые обеспечивают в определенных диапазонах бесступенчатую передачу вращения основных исполнительных механизмов. В трансмиссиях буровых установок используются карданно-цепные передачи для привода насосов вместо клиноременных передач. Для бурения скважин глубиной до 6500 м в 1969 г. Уралмашзавод выпустил установки БУ-200ДГ-П1 с дизель-гидравлическим приводом и БУ-200Э-Ш с электрическим приводом. Установки комплектуются мелкоблочными сборно-разборными основаниями, башенными вышками ВБА-53-320 для работы со свечами длиной 36 м, механизмами АСП-4, одновальной буровой лебедкой ЛБУ-1400 с насосом для охлаждения тормозных шкивов и гидродинамическим вспомогательным тормозом с обгонной муфтой, регулятором подачи долота, тремя насосами У8-7М, котельно-отопительной установкой ПКН-1С илиПКН-2С, сборно-разборными металлическими каркасами укрытий, циркуляционной системой с очистными механизмами, кранами для погрузочно-разгрузочных и ремонтных работ. Установка БУ-200ДГ-Ш имеет групповой привод на лебедку, ротор и два буровых насоса от трех силовых агрегатов АДГ-1000, и индивидуальный — на третий буровой насос от одного такого же агрегата. АДГ-1000 состоит из дизеля 6Д49 мощностью 736 «Вт и турботрансформатора ТТК-932. Привод насосов осуществляется карданно-цепными передачами. Установка БУ-200Э-Ш имеет индивидуальный привод: на лебедку — от двух электродвигателей АК.Б-13-62-8 мощностью по 500 кВт, на насосы — от электродвигателей СДБ-14-46-8 мощностью 850 кВт, на ротор —от электродвигателя ДП-102 мощностью 350 кВт. В дальнейшем эти установки модернизируются и станут выпускаться под шифром БУ-6500ДГ и БУ-6500Э. Высота рабочей площадки вышечно-лебедочного блока увеличивается до 7 м, что улучшает размещение и обслуживание необходимого противовыбросового оборудования. По техническому уровню буровые установки БУ-6500 с дизельным и электрическим приводами соответствуют современным требованиям, а по применяемым средствам механизации и автоматизации трудоемких процессов в бурении превосходят лучшие зарубежные установки для этих глубин. В 1970 г. Уралмашзавод выпустил установки БУ-160ДГ-Ш с дизель-гидравлическим и БУ-160Э с электрическим приводами для бурения скважин глубиной до 5000 м. Установки снабжаются башенными вышками ВБ-53-300, механизмами АСП-4М, лебедками ЛБУ-1100, регуляторами подачи долота РПДЭ-3, оборудованием для приготовления и очистки бурового раствора, крупноблочными сборно-разборными основаниями и каркасами укрытий. Установка БУ-160ДГ-Ш имеет групповой привод на лебедку, ротор и два буровых насоса У8-6М, состоящий из четырех силовых агрегатов СА-6, и индивидуальный провод на третий насос от двух таких же агрегатов с карданно-цепными передачами. Установка БУ-160Э имеет групповой привод на лебедку и ротор от двух электродвигателей СДЗБ-13-42-8 мощностью по 450 кВт. Кроме этого ротор снабжен резервным индивидуальным приводом от электродвигателя П127-8К постоянного тока мощностью 250 кВт. Для привода каждого насоса используются электродвигатели АКЗ-15-41-85-2 мощностью 700 кВт. Установки были предназначены для замены установок БУ-ЗД-67 и БУ-4Э-67. В 1973—1977 гг. Уралмашзаводом изготовлены буровые установки универсальной монтажеспособности БУ-4000ДГУ с дизель-гидравлическим приводом и БУ-4000ЭУ с электрическим приводом вместо ранее выпускаемых установок БУ-125ДГУ и БУ-125ЭУ. В этих установках карданно-цепные передачи привода насосов заменены на клиноременные передачи. Конструкции оснований и компононка блоков позволяют транспортировать оборудование установок крупными блоками на тяжеловозах, мелкими блоками на специальных платформах и по агрегатно на универсальном транспорте. В эти же годы разработаны и изготовлены установки БУ-5000ДГУ с дизель-гидравлическим приводом и БУ-5000ЭУ с электрическим приводом переменного тока взамен установок БУ-160ДГУ и БУ-160ЭУ. Установки прошли приемочные испытания, откорректирована техническая документация и начат их серийный выпуск. На основе модернизации бурового оборудования установок БУ-ЗД-76 и БУ-4Э-76 были разработаны для серийного производства буровые установки БУ-4000Д-1 с дизельным, при водом и БУ-4000Э-1 с электрическим приводом универсальной монтажеспособности. Эти установки поставляются комплектно с крупноблочными основаниями, мачтовой вышкой с механизмами АСП, каркасами укрытий. Предусмотрена отметка пола буровой 6,3 м и нижнее 'расположение лебедки и ее привода. Установки могут иметь оснастку талевой системы 5X6 или 6X7, при которой глубина бурения скважин допускается до 5500 м. В период с 1976 'по 1980 г. Уралмашзаводом разработано и освоено промышленное производство установки БУ-3000ЭУК с электрическим приводом для кустового бурения скважин глубиной до 3300 м в Западной Сибири. Конструкция оборудования установки обеспечивает перемещение вышечно-лебедочного блока в пределах куста на колесно-рельсовом ходу и выравнивание его в горизонтальной плоскости в процессе работы встроенными в основание гидродомкратами. Для бурения сверхглубоких разведочных скважин на глубину до 8000 м Уралмашзавод выпускает новую установку БУ-8000Э с электрическим приводом постоянного тока грузоподъемностью 400 т. Источником постоянного тока служат мощные тиристорные преобразователи. Основное оборудование, кроме ротора, вспомогательной лебедки и пульта бурильщика, располагается стационарно на фундаментах на небольшой высоте от уровня земли. Монтаж установки предусмотрен агрегатным способом. Выпускается также по спецзаказу установка БУ-15000 для бурения скважин глубиной до 15000 м, которая успешно используется для бурения исследовательских скважин на Кольском полуострове. По техническому уровню современные буровые установки с дизельным и электрическим приводами обеспечивают высокую производительность труда, а по применяемым средствам механизации и автоматизации трудоемких процессов в бурении, погрузочно-разгрузочных и ремонтных работ — превосходят лучшие зарубежные буровые установки. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|