ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основой такой практики становится интерпретация (герменевтика как наука исследует этот вид отношений).Опираясь на такое миросознание, в архитектуре реализуется новый вид композиционного мышления и проектного творчества, основывающийся на мифологизации и поэтизации. Физическое конкретное пространство как бы растворяется, дематериализуется за счет иллюзий, создаваемых прозрачными и отражающими поверхностями, игры естественного и искусственного света. В этой новой ситуации привычный опыт восприятия архитектурных форм оказывается недостаточным, культурные феномены в нем приобретают решающее значение. Хотя основное русло течения архитектуры остается прежним, новые направления становятся все заметнее и требуют осмысления, необходимого как для профессиональной практики, так и архитектурной школы композиции. Однако, чтобы успешно решать творческие задачи даже в русле новейших авангардных направлений, необходимо владеть классической школой архитектоники. Без знаний о системах передачи нагрузок, сил и напряжений студенты никогда не смогут осознать ни тектонику формы, ни морфологию пространства Объемно-пространственная композиция, понимаемая как процесс формообразования, как профессиональный инструментарий, обращенный на цели архитектурной педагогики, трансформируется в учебное содержание. Практический опыт ведущих архитектурных школ свидетельствует о плодотворности параллельного развертывания проектного процесса с включением в него материала ОПК в качестве инструмента поиска основной образной идеи на первой фазе. На первом уровне 1 — 2 курсы — формируются методологические основы- профессиональной деятельности, осваиваются первые навыки будущей профессии. Начиная с простейших элементов композиции, таких как линия, точка, пятно, а не композиции как единого целого, постепенно усложняя задачу, от способов графического изображения замысла к объемно-пространственным макетам, теоретический курс и практические упражнения подводят студентов к самостоятельному композиционному творчеству. Уже в программе института художественной культуры ИНХУК, составленной одним из ведущих преподавателей ВХУТЕМАСа художником В.Кандинским, впервые были установлены взаимосвязи композиционного курса с задачами архитектурного проектирования. Необходимость взаимосвязи архитектурного проектирования и объемно-пространственной композиции остаются актуальными и сегодня. В настоящее время теоретический курс «Объемно-пространственная композиция» является одной из базовых, фундаментальных дисциплин в процессе обучения архитекторов, поскольку современный специалист обязан знать теоретические основы и уметь использовать средства и возможности объемно-пространственной композиции в процессе визуализации художественного замысла, в разработке концептуальной идеи, в решении профессиональных задач формообразования. В настоящем пособии предложена методика, позволяющая закреплять теоретические знания непосредственно при выполнении целых серий практических упражнений, ориентированных на выявление формы и моделирование пространства с учетом заданных семантических значений. Данный подход снимает противоречия ОПК, традиционно оперирующей отвлеченными геометрическими моделями, и оказывает методическую поддержку в развертывании смыслового аспекта уже на начальной фазе обучения. С учетом подготовленности учащихся на пропедевтическом уровне на втором витке профессионального образования (2 курс) формируется метод композиционного мышления архитектора, основным полигоном является архитектурное проектирование на базе функционально-тематического материала. При этом теоретические положения и категории объемно-пространственной композицииявляются фундаментом для формирования профессионального мышления архитектора и выступают в виде способов композиционной деятельности. Учебное пособие содержит общие сведения о свойствах, способах и особенностях применения и интерпретации цвета в архитектуре, о важнейшем средстве композиционного моделирования формы – тектонике. Разработаны и проиллюстрированы примерами студенческих работ целые серии упражнений, позволяющих развивать профессиональное понимание целостности архитектурной формы, представляющей собой синтез материально-конструктивной системы, художественно-композиционной и социо-культурной составляющих. Проектирование является основной целью курса объёмно-пространственной композиции,и эта цель может быть решена при обязательном условииосвоения ее теоретических принципов и выполнения практических упражнений. В связи с этим целью учебного пособия является- формирование у студента системы знаний о роли объемно-пространственной композиции в профессиональной деятельности архитектора, используемой как основной инструментарий и механизм формообразования. В задачи учебного пособия включены следующие потребности учебного процесса и проектной практики: · формирование системы знаний общих теоретических положений объемно-пространственной композиции; · формирование начальных практических навыков и умений в использовании объемно-пространственной композиции как инструментария и методологической основы практической деятельности архитектора.
КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АППАРАТ ДИСЦИПЛИНЫ. Общее понятие о композиции. Творческая деятельность архитектора состоит в организации определенного пространства для разнообразных общественных потребностей как материального, так и духовного свойства. В кругу проблем, с которыми сталкивается архитектор, находится и проблема композиции, создание гармонического, художественно выразительного произведения. Композиционное творчество придает деятельности архитектора художественную специфику. Композиционное мастерство -- основа творческого профессионализма художника в любом виде искусства. Композиция -- важнейший фактор художественной выразительности. Под композицией в искусстве понимают строение (структуру) художественного произведения, расположение его основных элементов и частей в определенной системе и последовательности, т.е. композиция — это единство и целостность формы художественного произведения, обусловленной его содержани е м. Композицию рассматривают в двух взаимосвязанных проявлениях: как живой процесс художественного творчества, т.е. решение конкретной композиционной задачи, и как ее реализацию. Композиция как организация формы художественного произведения неразрывно связана с его содержанием. Если архитектурную форму можно назвать своеобразным языком, то закономерности формообразования, основанные на объемно-пространственной композиции, можно сравнить с грамматикой построения формы. С одной стороны, безусловно, форма зависит от функции. Но это совсем не значит, что она напрямую вытекает из функции, даже если трактовать функцию в широком смысле слова. Это дает основание для изучения композиционных закономерностей сначала на отвлеченных геометрических – макетах, представляющих собой модели отвлеченных пространственных образов (заданных условиями задачи). Умение решать элементарные пространственные задачи вырабатывают студенты непосредственно на 1 курсе во втором семестре на занятиях по композиции и в архитектурном проектировании. В связи с этим, программой практических занятий предусмотрены упражнения ориентированные на учет самых элементарных функций. Пространство организуется системой объемов, связанных между собой определенной целью и преобразующих часть реального пространства в особое художественно осмысленное пространство, имеющее определенные границы, размеры и назначение.Художественно организованное пространство, в свою очередь, может рассматриваться в качестве архитектурной формы. Категория «пространство» занимает особое место в теории архитектуры. Приемы композиционной организация пространства, как показывает история архитектуры, практически неисчерпаемы. Можно найти примеры пространственных решений, развитых по фронту, вертикально развитого пространства, пространства со сложными ритмическими координатами — спираль в проекте памятника Ш Интернационалу. Возникли даже теория фетишизации пространства как единственного "материала" архитектуры будущего, к которому она придет, преодолев и отбросив такие категории как "масса" и "объем". Но в то же время очевидно, что язык архитектуры будет обеднен, если из палитры архитектора исчезнут такие категории, как объем и масса, форма. Конечно, категория пространства требует дальнейшего изучения за пределами уровня элементарного восприятия и трехмерной геометрии.Проблема пространства в архитектуре -- его проблема человеческого обитания, проблема предметного мира, окружающего человека. По сути дела, в понятие архитектурного пространства должен быть включен дополнительный компонент — время. Каждому очевидно, что восприятие пространства городской улицы и площади различно с точки зрения идущего пешехода в с точки зрения водителя мчащейся машины. Проблема «человеческого» пространства -- это сложный комплекс факторов психофизиологических, социальных, эстетических и т.д. Всякий элемент пространства, организованныйархитектурными средствами, можно, считать архитектурной формой. Начинающийархитектор познает целое в виде модели в проектном процессе, условно разделенном на этапы или звенья, каждый из которых отражает одно или несколько свойств модели. В объемно-пространственной композиции из трех основных составляющих, которые определяют процесс формообразования (формальной -- геометрически определяемой психофизиологическими особенностями человека; функциональной -- определяемой назначением; и конструктивной -- определяемой характером статической работы и применяемым материалом), обычно анализируется и учитывается только первый компонент формообразования. Этот факт наряду с перечисленными также определяет сложность формирования у студентов представлений о взаимосвязи ОПК и архитектурного проектирования. Решение всех сложных взаимосвязей между геометрией, функцией и конструкцией, между формой и средой решается студентами на уровне архитектурного проектирования на 2 курсе. Поэтому курс объемно-пространственной композиции воспринимается как вспомогательный, и лишает студента возможности осознавать объемно-пространственную композицию как инструментарий и механизм композиционного формообразования. Однако, необходимо уже с первых шагов осваивать объемно-пространственную композицию как методологическую основу процесса архитектурного проектирования. В курсе объёмно-пространственной композиции, опираясь на первичные композиционные знания, содержание лекций и практических упражнений, студенты осваивают основные закономерности построения объемно-пространственных форм как необходимую предпосылку для решения самостоятельных композиционных задач. Практические упражнения предназначены для освоения студентами (как под руководством преподавателя в аудитории, так и самостоятельно), изучаемых тем и разделов с целью формирования устойчивых навыков композиционного моделирования пространства и формы архитектурного объекта. Практические упражнения, представленные в программе ориентированы на выполнение следующих задач: 1. формирование умений выражения творческого замысла; 2. освоение творческих действий при разработке концепции замысла; 3. освоение навыков моделирования формы и пространства. Последовательность выполнения практических упражнений ориентирована на освоение творческого метода архитектора, от замысла к его реализации в графической и макетной форме. Кроме того, программа практических упражнений рассчитана на их выполнение в раздельном или в параллельном вариантах с разделами и темами лекционного курса. Как правило, на вечернем факультете сначала начитывается лекционный курс, и лишь затем студенты приступают к его практическому освоению, что обеспечивает достаточную гибкость и вариабельность учебного процесса. Блочно-модульная система дисциплины и рейтинговая система оценки обеспечивают студентам возможность выбора видов работ для получения необходимой суммы баллов. Студенты могут выбрать одну из предложенных тем по каждому разделу, (но не менее чем по 4 темам ). Теоретические обобщения закрепляются серией практических упражнений, выполняемых при изучении тектоники как средства формообразования в архитектуре. Это обеспечивает первичный уровень композиционных знаний и навыков, необходимых для сознательного решения задач пространственного формообразования на первых стадиях архитектурного проектирования. Такая последовательность изучения учебного материала позволяет наглядно уяснить взаимосвязи между основными положениями композиционного курса и задачами архитектурного проектирования. Разработанная методика применялась на 1 и 2 курсах дневного и вечернего отделений специальностей по направлению «Архитектура», некоторые элементы были использованы автором на практических занятиях (по дисциплинам «Костюмографика» и «Цвет в костюме» по направлению «Искусство»); результаты внедрения показали достаточную эффективность методики. Кроме автора, в руководстве практическими занятиями по ОПК и курсовом проектировании по направлению «Архитектура» принимали участие преподаватели кафедры ОАХП - Г.Г. Асланян, А.В. Минаева. По направлению «Искусство» - Н.В. Полонская. Для демонстрации некоторых практических упражнений были использованы студенческие работы, выполненные под руководством ведущих специалистов-преподавателей кафедры ОАХП А.Г. Токаревым и А.А.Шаталовым. Предлагаемые упражнения предназначены для освоения студентами как под руководством преподавателя в аудитории, так и самостоятельно, изучаемых тем и разделов теоретического курса с целью формирования устойчивых навыков композиционного моделирования пространства и формы архитектурного объекта. Практические упражнения, представленные в программе ориентированы на выполнение следующих задач: 1 формирование умений графического выражения творческого замысла при моделирования отвлеченных геометрических форм; 2 освоение навыков цвето моделирования в архитектуре. 3 освоение навыков объемно-пространственного (макетного) моделирования, отображаемого на примере тектоники. Программный материал представлен избирательно в авторской трактовке, подробное освещение имеют лишь те вопросы, которые являются проблемными, дополняют и расширяют традиционную программу ОПК.
Раздел 1. НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАЦИИ. ЛИНИЯ. ТОЧКА. ПЯТНО графика Методическая цель. Формирование умений графического выражения творческого замысла, смысловой (текстовой или изобразительной) информации при моделировании пространства, и разработке формы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|