Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические пояснения




«Методика прочтения изображения от его конкретно-предметного значения к символическому смыслу согласуется с системой «интерпретаций», основывающихся на том, что все есть изображение, а все изображения есть демонстрация каких-либо явленийй» (И.Б. Ветрова. Неформальная композиция: от образа к творчеству)

Рассмотрим с позиций иконологии различныесистемы графических (точка, линия, пятно, тон, цвет) и объемно-пространственных форм (макеты, модели композиций) как средств передачи на плоскости смысловой информации.

«Иконология» - область знания, раскрывающая художественный смысл изображения, значение художественных форм в контексте определенного исторического типа искусства, направления, течения, стиля. Иконология выступает в роли метода алгоритмических программ в составлении композиций на заданную тему, а также их «расшифровки». Суть иконологического исследования состоит во всесторонней и наиболее полной интерпретации смысла изображения, для чего необходимо использовать и сопоставлять данные различных областей знаний.

В иконологии эклектически создается семантический двойник изображения, параллельная изобразительному искусству словесная реальность. Родоначальником иконологического анализа графических средств был выдающийся русский художник В. Кандинский.

 

ТОЧКА

Несмотря на свои относительно малые размеры, точка обладает весьма широкими возможностями в построении композиции. Очень часто именно она является центром всего ее строя. Рассматриваемая в качестве композиционного средства, точка может фокусировать на себе внимание зрителя. Все зависит от выявленных в композиции ее свойств: расположения на плоскости, относительного размера, силуэта, плотности заполнения, яркости и др. В этом смысле она вплотную смыкается с другими графическими средствами построения композиции, их художественными свойствами, это – линия и пятно. Если точка резко отличается по свойствам от этих средств, она выделяется в композиции более всего. Если же приближается к ним, ее доминантное значение снижается. Тогда она включается в ряд прочих средств, составляя равнозначную часть общей композиции. Так художественные свойства точки прямо связываются со свойствами линии, пятна и цвета, образуя в целом гармонично организованную, графическую плоскость.

 

 

ЛИНИЯ

По форме характеризуется протяженностью или развитием на плоскости в одном координатном направлении (в длину). Характер линейно-графической формы во многом определяется материалом и техникой ее исполнения. Рейсфедер «дает» тонкую, прямую, четкую (черную) линию. Карандаш -- более светлую, свободного начертания. Перо — тонкую с утолщением, «живую» линию. Соус — «жирную», «бархатную» и т. д. Строя линейно-графическую композицию, важно как можно ярче выявлять специфические свойства линий разного исполнения.

В таблице 1 представлены основные виды линейно-графических форм. Они показывают богатый арсенал композиционно-художественных возможностей линии, а также эмоциональные качества линий и абстрактных форм.

Учебная задача заключается в том, чтобы этот арсенал эффективно использовать с целью наиболее яркого раскрытия характера линий и передачи смысловой информации с помощью визуального текста. Это - самые сложные задачи, поскольку трактовки смысловых значений и эмоциональных воздействий той или иной линии на психику и восприятие человека – довольно условны. Однако, возможность выявления в графической композиции линиями разного ритмического строя, впечатления облегчения верха, утяжеление низа, сохранение плоскости и т.п., сегодня не требует доказательств. В исследованиях В. Кандинского, Л. Дорфмана, и других специалистов и психологов эти вопросы достаточно подробно освещены. И довольно целенаправленно используются в учебных методиках дизайна. Такого рода упражнения очень важны и для студентов-архитекторов, поскольку развивают воображение и абстрактное мышление, воспитывают художественный вкус и, самое главное, подготавливают к самому сложному этапу в работе архитектора - к последовательной разработке художественного замысла. Примеры решения подобных задач даны в иллюстрациях к упражнениям.

Важно также иметь в виду, что для «студентов-архитекторов» выполнение графических заданий служит цели построения не формальных (учебных), а содержательных (прикладных) графических композиций.

ПЯТНО

В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть графической плоскости. С использованием пятна значительно расширяется палитра средств построения графической композиции. В эту палитру включаются и те многочисленные и разнообразные формы тоновой графики, которые получаются при использовании столь же многочисленных и разнообразных приемов ее разработки. Каждая такая форма обладает своими специфическими композиционно-художественными свойствами. «Заливка», например, дает ровную, тоновую поверхность. «Отмывка» характеризуется плавным переходом от светлого тона к темному и обратно,«размывка» -- мягкими затеками и т. д.

Простейшая композиционная задача здесь заключается в том, чтобы при использовании той или иной тонально-графической формы максимально ярко выявить ее художественный характер.

Более сложная задача -- гармоничное сочетание в графической композиции разных тоновых элементов. Такие элементы могут использоваться как при построении плоскостной композиции, так и в изображении объемов и пространства. Тонально-плоскостная разработка достигается в основном за счет применения разного рода заливочных, пастозных и растровых (равномерно заполненных точками или линиями) графических форм. Такого рода задания, требующие «рукотворной графики» очень важны для студентов-архитекторов на начальном этапе обучения при разработках эскизных проектов (при изображении фасадов, разверток и т. п.).

В принципе решение любой композиционной задачи требует использования тоновой графики. Так, достижение эффекта четкого сочетания силуэтных графических форм основывается на применении аппликации -- черной и белой накладной бумаги.

При сопоставлении тоновых и линейных форм важно добиться гармоничной связи между ними с целью наиболее яркого раскрытия их художественных свойств и сохранения целостности всей графической композиции. Решение подобной композиционной задачи предполагает использование простых геометрических фигур, причем в минимальном количестве. При таком использовании четче выявляется характер формальной графической композиции. Примеры представлены в иллюстрациях к упражнениям на соответствующую тему.


Табл.1. Эмоциональные качества линий и абстрактных форм

1 - активное; 2 – пассивное; 3 – конструктивное, солидное, сильное;4 – текучее, мягкое; 5,7 – устойчивое; 6,8 – неустойчивое; 9 – неуверенное, колеблющееся; 10 – благородное, драматичное, вдохновляющее, возвышенное; 11 – земное, спокойное, удовлетворенное, надежное, смелое, сильное; 12 - примитивное, простое; 13 – смелое; 14 – пламенеющее; 15 – утонченное; 16 – зубчатое, грубое, жесткое, энергичное, мужественное; 17 – криволинейное, нежное, мягкое, приятное; 18 – грубое, скрежещущее, раздражающееся; 19 – убывающее, сокращающееся; 20 – возрастающее, расширяющееся; 21 - возбужденное, нервное, испуганное; 22 – спокойное, скользящее; 23 – прогрессивное; 24 – регрессивное; 25 – рассеивающее, исчезающее; 26 – концентрирующее, собирающее; 27 – динамичное; 28 – статичное, фокусное, закрепленное в движении [ 2,3, c. 20].

 


 

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАЦИИ

Линия.

 


Методическая цель:

Изучение графических средств передачи на плоскости смысловой информации

Упражнение 1. Линия в графической композиции.

Задание: разработать композицию, на раскрытие характера линии и выявление линиями разного ритмического строя

 

 

Примеры использования различного ритмического строя линий для передачи плотности стихий материального мира. «Стихии: воздуха, воды, земли, растительного мира). Работы студентов 1 курса.

 

 

 


НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАЦИИ.

Линия. Точка. Пятно.


Методическая цель:

Изучение графических средств передачи

на плоскости смысловой информации

Упражнение 2 Линия точка и пятно в графической композиции.

Задание: разработать композицию на раскрытие характера линии и пятна, с использованием ахроматических цветов (черного и белого) и разных тоновых элементов.


ПРИМЕРЫ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СМЫСЛОВЫХ ЗНАЧЕНИЙ ГРАФИЧЕСКИХ СРЕДСТВ приведены из книги В. Кандинского.

Линия.

 


Методическая цель:

Изучение графических средств передачи на плоскости смысловой информации.

Упражнение 3. Линия и точка в графической композиции.

Задание: разработать композицию, на раскрытие характера линии и выявление соотношений «правое-левое»


 
 

 

 

«Свободная кривая линия, состоящая из двух волн, идущих в одну сторону, и трех, идущих в другую, имеет, благодаря верхнему утолщению, упрямое "лицо" и завершается направленной вниз, постепенно слабеющей волной. Эта линия устремляется снизу, приобретает усиливающийся волнообразный

характер и поднимается до максимального «упрямства» (В. Кандинский).

 


 


Рисунок слева: «упрямство со снисхождением. Ослабленные изгибы. Сопротивление слева является слабым. Плоская масса утолщается вправо». (В. Кандинский).

Рисунок справа. «Упрямство в скованном напряжении Затвердевающие изгибы. Сопротивление справа сильно заторможено. Расслабленный "воздух"слева». (В. Кандинский).

 

 

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАЦИИ.

Линия.


Методическая цель:

Изучение графических средств передачи на плоскости смысловой информации.

Упражнение 4 Отношение к границе

Задание: разработать композицию, на раскрытие характера линии и выявление отношений линии к границе формата плоскости.


 
 

 

 

«Простая прямая линия неизменной длины может

быть расположена на плоскости двумя способами.

На рисунке слева - прямая свободно лежит на плоскости.

Ее приближение к границе придает ей выражение явно усиливающегося напряжения, направленного направо вверх,

в результате чего напряжение нижнего конца ослабевает.

На рисунке справа – прямая примыкает к границе и тут же лишается своего напряжения вверх, при этом напряжение вниз усиливается и вызывает ощущение какой-то болезненности, почти что отчаяния» (В. Кандинский).

«Другими словами: при приближении к границе ОП напряжение формы усиливается до тех пор, пока в момент соприкосновения с границей оно внезапно не исчезает. А также: чем дальше форма находится от границы ОП, тем меньше ее напряжение по отношению к границе.

Или: близко лежащие к границе ОП формы усиливают "драматический" характер звучания конструкции, и, напротив, далеко лежащие от границы и группирующиеся вокруг центра формы придают конструкции более "лирическое" звучание. Это, конечно, условные правила, кото­рые наряду с другими средствами в полной мере могут быть использованы, и, исходя из которых, возможно окончательно заглушить едва слышное звучание. В большей или меньшей степени они постоянно оказывают воздействие, что подчеркивает их теоретическую ценность». (В. Кандинский).


 

НЕВЕРБАЛЬНЫЕ ВИДЫ И ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАЦИИ.

Линия.


Методическая цель:

Изучение графических средств передачи на плоскости смысловой информации

Рис.1
Рис.2
Рис.4
Рис.3
Упражнение 5. Линия в графической композиции.

«Лирическое. Драматическое»

Задание: разработать композицию, на раскрытие характера линии и выявление отношений к центрированию композиции на плоскости.


 
 

 


 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных