ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Расчет норм вложения сырья и продажной цены одного пирожка печеного с повидлом 1 страница
Окончание табл. 7.22
7.9. Формирование продажных цен на винно-водочные изделия и конфеты при поштучной их реализации Продажная цена порции винно-водочных изделий, продаваемых в розлив в ресторанах, барах и кафе, определяется с учетом продажной цены за бутылку, включающей наценку предприятий питания, налог на добавленную стоимость и сбор на услуги. На примере рассмотрим порядок определения продажной цены одной порции вина. Пример. Отпускная цена или цена первого импортера за бутылку французского вина «Бургонь» емкостью 0,75 л — 19 060 р. Торговая надбавка на импортные виноградные вина — 20 %, а на все остальные — 30 %. Таким образом торговая надбавка составит 3812 р. (1960-20% / 100%). Налог на добавленную стоимость 20 %, или 4574 р. [(19 060 + 3812) ■ 20 % / 100 %]. Размер наценки 100 %, или 27 446 р. [{19 060 + 3812 + 4574) ■ 100 % / 100 %]. Сбор на услуги 5 %, или 2889 р. (19 060 + 3812 + 4574 + 27 446) - 5% Таким образом, продажная цена одной бутылки вина составит 57 781 р. (19 060 + 3812 + 4574 + 27 446 + 2889), а после округления — 57 780 р. В бутылке емкостью 0,75 л содержится 15 порций; 0,5 л — 10 порций; 0,7 л — 14 порций и т.д. Тогда отпускная (продажная) 174_____________________________________________ Глава 7 цена одной порции вина (50 мл) составит 3852 р., а по правилам округления — 3850 р. (57 781 / 15 порций). Следует, иметь в виду, что одновременная реализация винно-водочных изделий одного и того же наименования в бутылках разной емкости в экспортном оформлении запрещается. На предприятиях питания разрешается поштучная продажа конфет в обертке тех наименований, по которым разница в фактическом количестве конфет в одном килограмме колеблется в пределах не более 10 шт. Определение продажных цен на конфеты при поштучной их реализации производится исходя из стоимости 1 кг этих изделий по продажным ценам и среднего количества штук в 1 кг по фактическому пересчету. Конфеты, предназначенные для поштучной продажи, должны быть пересчитаны и оприходованы по количеству штук и сумме. Результаты расчета продажной цены за 1 шт. оформляются актом (табл. 7.23). Таблица 7.23
Запрещается одновременная продажа в одном и том же предприятии одноименных конфет на вес и поштучно. Разница между весовой и поштучной стоимостью конфет определена путем сопоставления стоимости 1 кг конфет по весу (2230 р.) и стоимости 1 кг конфет, исчисленной исходя из определения их поштучной стоимости (2210 = 34 ■ 65). В результате конфеты весом 10 кг на сумму 22 300 р. будут списаны с подотчета кладовщика, а в количестве 650 шт. на сумму 22 100 р. — оприходованы. Акт подписывается членами комиссии, назначенной руководителем. Глава 8 ТЕКУЩИЕ ЗАТРАТЫ И СЕБЕСТОИМОСТЬ УСЛУГ ГОСТИНИЧНОГО И РЕСТОРАННОГО ХОЗЯЙСТВА 8.1. Себестоимость услуг гостиничного хозяйства и факторы, влияющие на ее величину Деятельность гостиничного хозяйства связана с использованием трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Ресурсы потребляются и трансформируются в затраты. Классификация затрат позволяет определять резервы экономии материальных, трудовых и финансовых ресурсов гостиничного хозяйства, снижать себестоимость услуг, увеличивать рентабельность, имеет важное значение для предприятия, так как позволяет определить эффект операционного (производственного) рычага и на его основе осуществить максимизацию прибыли. Классификация издержек на постоянные и переменные позволяет рассчитать порог рентабельности предприятия, запас финансовой прочности, определить экономическую рентабельность предприятия. Все затраты можно подразделить на несколько групп: затраты на производство и реализацию услуг, затраты на расширенное воспроизводство основных и оборотных фондов, социальные затраты. По источникам финансирования выделяют затраты, включаемые в себестоимость услуг и возмещаемые за счет прибыли. Затраты на производство и реализацию услуг, выраженные в денежной форме, составляют себестоимость услуг (издержки). Они возмещаются в каждом цикле из выручки. Количество услуг, которое гостиница может предложить на рынок, зависит от уровня затрат на их производство и цены, по которой они будут продаваться на рынке. Следовательно, значение экономической природы себестоимости является важным условием эффективного хозяйствования гостиницы, так как себестоимость услуг оказывает непосредственнее влияние на величину прибыли и рентабельности. Кроме того, в условиях рыночной экономики, Текущие затраты tt себестоимость успуг
когда гостиницы самостоятельно разрабатывают тарифы на основные и дополнительные услуги, значение себестоимости как основы формирования цен на гостиничный продукт еще более возрастает. Следовательно, себестоимость услуг гостиничного хозяйства представляет собой стоимостную оценку использованных в процессе оказания услуг природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, нематериальных активов, трудовых ресурсов и других затрат. Издержки гостиничного хозяйства подразделяются на явные и неявные; упущенных возможностей; предельные; альтернативные. Существует два подхода к оценке затрат: бухгалтерский и экономический. В отчетах гостиничного хозяйства отражаются явные (бухгалтерские) издержки. Неявные издержки не включаются в себестоимость, так как не имеют форму платежей. Чаще всего это выгода от безвозмездного использования ресурсов, принадлежащих предприятию на правах собственности (например, эксплуатация собственного здания, а не аренда чужого), а также трудовые затраты владельцев фирмы, которые не оплачиваются в виде заработной платы. Неявные издержки учитываются в расчете чистой экономической прибыли и могут носить постоянный характер, если они связаны с собственностью на недвижимость. Издержка упущенных возможностей возникают при выборе определенной программы, определении наименьшей цены, при которой приходится считаться с наличием «узких» мест, не позволяющих использовать вариант более выгодный в других отношениях. В результате возникают издержки упущенных возможностей, которые, как правило, в себестоимость не включают, а используют исключительно в аналитических целях. Если же они учитываются в себестоимости, то их показывают отдельно от других элементов издержек. Предельные издержки — дополнительные издержки (или прирост издержек) в результате увеличения реализации услуг и товаров на единицу. Альтернативные издержки — выгода, упущенная вследствие использования экономического ресурса в наиболее доходной сфере деятельности. Например, для собственника предприятия альтернативными издержками является наивысшая заработная плата, которую он мог бы получить, выполняя работу по найму. В зависимости от влияния величины гостиничного продукта издержки подразделяются на постоянные и переменные. К постоянным (условно-постоянным) издержкам гостиничного хозяйства относят затраты, не зависящие от изменения величины гостиничного продукта (величины выручки от реализации услуг гостиницы). Эти затраты снижаются на единицу продукции и услуг с ростом их объема. Большинство эксплуатационных расходов гостиницы по своему характеру являются постоянными. К ним относятся: отчисления на амортизацию, аренду, оплата труда, отчисления и затраты на ремонт основных средств и др. Под переменными (условно-переменными) понимают издержки, общая величина которых находится в непосредственной зависимости от величины гостиничного продукта. Они изменяются в зависимости от объема услуг гостиницы, причем пропорционально объему услуг, регрессивно или прогрессивно. К ним относятся: расходы на воду, стирку белья, транспортные услуги, расходы на электроэнергию, рекламу, затраты на выдачу туристам необходимых предметов гостеприимства. По способу отнесения на себестоимость затраты подразделяют на прямые и косвенные. Прямые затраты характерны тем, что могут быть непосредственно отнесены на себестоимость услуг. Затраты, отнесенные к косвенным, распределяются по подразделениям, видам деятельности пропорционально показателю выручки от реализации продукции и услуг. К косвенным статьям в калькуляции относятся общеэксплуатационные и управленческие расходы. Затраты, образующие себестоимость услуг по экономическим элементам (видам) затрат, подразделяются: • на материальные затраты; • расходы на оплату труда; • отчисления на социальные нужды; • амортизацию основных фондов; • налоги, отчисления и сборы; • прочие затраты. Средние или удельные, издержки представляют собой отношение общих издержек к объему реализации услуг и товаров. Глава 8 Текущие затраты и себестоимость услуг
Гостиничные хозяйства, выбирая учетную политику при калькуляции статей затрат, могут руководствоваться инструкцией по планированию, учету и калькулированию себестоимости услуг коммунальных гостиниц, разработанной Министерством жилищного и коммунального хозяйства Республики Беларусь. В соответствии с этими рекомендациями, статьи калькуляции себестоимости услуг представлены следующим образом. 1. Расходы на содержание аппарата управления гостиничного хозяйства 1.1.Затраты на оплату труда 1.2.Начисления от суммы оплаты труда: отчисления в фонд социальной защиты населения; отчисления в государственный фонд содействия занятости и чрезвычайный налог 1.3. Расходы на содержание зданий и помещений (данная статья исполь 2. Расходы на содержание зданийи территорий 2.1.Затраты на оплату труда 2.2.Начисления на оплату труда: отчисления в фонд социальной защиты населения; отчисления в государственный фонд содействия занятости и чрезвычайный налог 2.3.Амортизация (износ) основных средств 2.4.Износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов 2.5.Резерв на ремонт основных фондов 2.6.Текущий ремонт и техническое обслуживание основных фондов 2.7.Капитальный ремонт основных фондов 2.8.Электроэнергия 2.9.Водоснабжение и канализация
2.10.Отопление 2.11.Стирка белья 2. П. Телефонизация, радиовещание и часофикация 2.13. Прочие расходы по содержанию зданий и территорий: эксплуатационные материалы; оплата услуг по вывозу мусора; дезинфекция и дезинсекция; технадзор за лифтовым хозяйством; охрана труда; транспортные расходы 3. Сборы, налоги, отчисления 3.1. Отчисления в инновационный фонд 3.2. Экологический налог 3.3. Налог на землю В Российской Федерации затраты по экономическим элементом учитываются и планируются в соответствии с «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)», утвержденным постановлением правительства Российской Федерации. Планирование, учет и калькуляция себестоимости услуг гостиничного хозяйства определяются рядом факторов, которые можно подразделить на внутренние и внешние. К внешним факторам можно отнести: • экономическую ситуацию в стране; • государственную налоговую политику; • систему ценообразования; • наличие или отсутствие конкуренции; • инфляцию; • валютный курс; • стоимость услуг других отраслей; • особенности эксплуатационной деятельности гостини Основными особенностями эксплуатационной деятельности гостиничного хозяйства являются: • строго локальный характер услуг, отсутствие незавершен • постоянная зависимость эксплуатационной деятельности • неравномерность эксплуатационной деятельности, обу • отсутствие пропорциональной зависимости эксплуатаци Глава 8 Текущие затраты и себестоимость услуг
• непосредственная зависимость качества обслуживания Внутренние факторы, влияющие на издержки гостиницы, можно подразделить на экономические и организационные. К экономическим факторам относятся: • порядок начисления амортизации; • эксплуатационная программа гостиницы; • формы и системы оплаты труда; • система премирования работников; • эффективность и производительность труда; • величина гостиничного продукта и др. • тип и категория гостиницы; • категорийность номерного фонда; • развитие материально-технической базы; • организация труда работников гостиницы; • рекламная политика и др. 8.2. Анализ себестоимости услуг (затрат) гостиничного хозяйства Задачами анализа затрат гостиницы являются выявление возможностей сокращения расходов и разработка мероприятий по оптимизации издержек. Изучение издержек позволяет дать более правильную оценку прибыли. Управление издержками помогает добиться максимизации прибыли за счет эффекта операционного рычага. Анализ затрат гостиницы проводится в несколько этапов. Первый этап. Анализ изменения затрат в целом по гостинице. Этот этап анализа предполагает общую оценку изменения затрат гостиницы в стоимостном выражении и в относительном измерении (изменение доли затрат в выручке). При этом определяются абсолютные изменения и относительные темпы роста (или снижения) данных показателей по сравнению с планом или по сравнению с предыдущими периодами. Второй этап. Анализ изменения затрат по статьям, а также изменения структуры затрат. Проведение такого анализа позволяет выявить изменения, которые произошли в составе статей затрат, а также изменения удельного веса статей затрат, которые характеризуют определенные тенденции развития затрат и могут оказать влияние на формирование прибыли. Третий этап. На этом этапе происходит анализ изменений, происходящих в постоянных и переменных затратах. Четвертый этап. Определение количественного влияния факторов, которые влияют на величину затрат гостиницы. Пятый этап предусматривает анализ затрат в соответствии с различными классификационными признаками. Этот этап аналитической работы зависит от глубины экономических исследований. Шестой этап. На этом этапе определяют резервы экономии затрат и разрабатывают мероприятия, способствующие снижению затрат гостиницы. Анализ затрат гостиницы начинается с сопоставления фактических данных с плановыми (или с фактическими данными прошлого года). Разница между фактической и плановой суммой (или динамикой) представляет собой абсолютное отклонение (экономию или перерасход). Однако анализ затрат следует увязать с изменением выручки, поэтому необходимо определить долю затрат в величине выручки (уровень издержек). Отклонение по удельному весу издержек в выручке называется размером изменения (повышения или снижения) (РИ) и рассчитывается по формуле где Д3~ — фактическая доля затрат в выручке отчетного года, %; ДЗВ — плановая доля затрат в плановой выручке (или доля затрат базисного периода в выручке базисного периода), %. Размер изменения показывает, на сколько процентов к выручке фактический уровень расходов выше или ниже базисного (планового или фактического за прошлый год). Это один из важнейших качественных показателей, отражающих эффективность работы гостиницы. Отношение размера снижения или повышения доли затрат к базисному уровню, выраженное в процентах, называется темпом изменения (снижения или увеличения) доли затрат (ТИДЗ) и рассчитывается по формуле
ТИд.з = РИ - Глава 8 в затраты и себестоимость услуг
Темп изменения показывает, на сколько процентов снизился или повысился уровень расходов гостиницы по отношению к базисному (плановому или фактическому за прошлый год), если последний принять за 100 %. Затраты гостиницы «Карлсбад» представлены в табл. 8.1. Таблица 8.1 Оценка динамики затрат гостиницы «Карлсбад»
По сравнению с прошлым годом затраты гостиницы выросли в 2,9 раза и составили 637 млн р. Абсолютный рост издержек составил 419,2 млн р. Доля издержек в выручке по сравнению с прошлым годом увеличилась на 4,6 % (размер повышения), темп роста составил 106,6 %. Произошло увеличение затрат на рубль выручки. Если в прошлом году этот показатель составлял 0,697 р., то в отчетном периоде он увеличился на 0,046 р. и составил 0,743 р., что свидетельствует о снижении эффективности функционирования гостиницы. Для выяснения причин увеличения затрат гостиницы необходимо провести их постатейный анализ (табл. 8.2). Как следует из табл. 8.2, наибольший удельный вес в издержках занимает резерв на ремонт основных фондов— 41,5 % и 52,6 % в базисном и отчетном периодах соответственно. В отчетном году резерв на ремонт основных фондов увеличился на 244,6 млн р., именно это вызвало рост постоянных затрат и общей суммы затрат. Следует отметить, что не изменился удельный вес постоянных затрат и начисления на оплату труда, тогда как в абсолютном размере они выросли в 2,97 и 2,88 раз соответственно. Кроме того, снизился удельный вес статьи «Текущий ремонт и техническое обслуживание основных фондов» с 10,2 до 6,5 %, что связано с уменьшением в отчетном году затрат по обслуживанию номерного фонда. Статьи «Электроэнер- гия», «Водоснабжение и канализация», хотя и являются переменными, их рост в значительной степени вызван изменением тарифов, потому что на протяжении ряда лет наблюдается незначительное изменение коэффициента загрузки, и эти затраты в физических величинах достаточно постоянны. Единственной статьей затрат, которая в отчетном году меньше, чем в базисном, является статья «Прочие расходы по содержанию зданий и территорий», которая снизилась на 516 тыс. р. Таблица 8.2 Анализ издержек гостиницы по статьям
Текущие затраты и себестоимость успуг По данным табл. 8.3 проведем анализ постоянных и переменных затрат. Таблица 8.3 Динамика постоянных и переменных затрат гостиницы «Карасбад»
Из табл. 8.3 видно, что в составе затрат гостиницы «Карлс-бад» преобладает доля постоянных затрат. В базисном году удельный вес постоянных издержек составил 64,0 %, в отчетном он увеличился на 12,1 % и составил 76,1 %. Это объясняется тем, что темпы роста постоянных затрат превысили темпы роста затрат по гостинице в целом, соответственно 348 % и 292,5 %. Доля переменных затрат снизилась с 36,0 % до 23,9 %, темп роста переменных затрат составил 194,0 %. Изменение тарифов и ставок за электроэнергию, отопление, водоснабжение, за услуги других организаций оказывает определенное влияние на соответствующие статьи и виды расходов, а также на рост переменных затрат. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|