ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Статья 16. Расходы по обеспечению условий труда персонала.На эту статью относят: • расходы по обеспечению безопасных условий труда и ох • расходы на лечение заболеваний, связанных с несчастны Следует отметить, что обеспечение условий труда персонала должно быть оговорено в коллективных или индивидуальных трудовых договорах; • стоимость аптечек, медикаментов и перевязочных средств; • затраты, связанные с содержанием помещений, предос • расходы по обеспечению выполнения санитарно-гигиени Глава 8 Текущие затраты и себестоимость услуг
Необходимость наличия медицинского пункта и организации общественного питания должна быть оговорена в коллективном договоре между администрацией и персоналом организации; • плата медицинским учреждениям (поликлиникам, сани • минимальная компенсация за ухудшение правового поло • дополнительные затраты, связанные с осуществлением ра • приобретение проездных билетов на транспорт общего Если организация приобретает проездные билеты, в начале года ее руководитель должен издать приказ, в котором указыва-ются'должности тех, кому они выдаются. Следует также завести специальный журнал, в котором регистрируются их ежедневная выдача и возвращение в конце рабочего дня. Если проездные билеты покупаются для работников, должности которых не включены в названный приказ и их работа не связана с разъездами по служебным делам, такие расходы включаются в фонд оплаты труда, возмещаются из прибыли и облагаются налогами в соответствии с законодательством; • затраты по транспортировке работников к месту работы организациями. Суммы, определенные исходя из действующих тарифов на транспортные услуги, возмещаются работниками организаций (в форме оплаты получаемых проездных документов) или списываются за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации. Чтобы иметь право на включение в издержки этих расходов, организация должна документально подтвердить транспортную недоступность (для общественного транспорта) места расположения организации. Если это условие соблюдено, то для дальнейшего обоснования включения указанных сумм в издержки требуется наличие договора с транспортной организацией. Если же организация находится в месте, которое обслуживается общественным транспортом, то необходимо доказать, что для перевозки сотрудников организации необходимы «дополнительные затраты», иначе суммы, выплаченные транспортным организациям для покрытия этих затрат, могут быть расценены как социальные выплаты. Представительскими расходами являются затраты, связанные с проведением встреч и официальных приемов представителей тех организаций, которые сотрудничают или намерены установить деловые контакты с предприятием (табл. 8.7). Таблица 8.7 Нормы расходов на прием и обслуживание иностранных делегаций и отдельных лиц
Вид расходов Оплата гостиницы (в сутки на одш
для руководителя делегации для члена делегации, переводчика и сопровождающих лиц, не являющихся членами делегации Оплата питания (в сутки на одного человека), в том числе сопровождающих лиц, не являющихся членами делегации Культурная программа и обслуживание (в день на одного человека, включая переводчика и сопровождающих лип) Гек/щие затраты и себестоимость успуг 231
* Оплата услуг переводчиков, предоставляемы дится по их счетам. Статья 17. Расходы по управлению и функционированию торгово-производственной организации. На эту статью относят: • материально-техническое обслуживание работников ап • расходы на оплату услуг по управлению организацией или • содержание и обслуживание технических средств управле • затраты некапитального характера, связанные с совершен • расходы на оплату услуг связи, включая расходы на почто • расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, • оплата услуг банков. К расходам по оплате услуг банков относится плата за открытие (закрытие) банковских счетов, за осуществление расчетно-кассового обслуживания, инкассацию, аккредитивные и дру- гие расчетные операции, комиссионные и другие сборы; плата за услуги банка по выдаче чековой книжки, заверение карточек с образцами подписей и оттисками печатей, по выдаче дубликатов выписки по расчетному, валютному, специальному ссудному счету и др. На издержки обращения относится также оплата услуг банка по вьшаче работникам заработной платы через учреждение банка; • расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой кад • расходы по набору работников, включая оплату услуг спе • расходы по изготовлению нагрудных знаков для персона • расходы на приобретение средств контроля (голографиче- • расходы, связанные с ведением реестра акционеров в ОАО • оплата в соответствии с законодательством государственной • расходы на публикацию бухгалтерской отчетности и дру • взносы, сборы и иные обязательные платежи, уплачивае • взносы, уплачиваемые международным организациям, ес Текущие затраты и себестоимость успуг
Статья 18. Прочие расходы. На статью относят: • оплату услуг банков, иных кредитных организаций по осу • стоимость тендерной документации; • недостачу имущества и(или) его порчу в пределах норм ес • оплату работ по сертификации товаров; • расходы по предпродажной подготовке телевизоров и слож • стоимость израсходованных проб и образцов товаров (про • затраты по назначенному возмещению утраченного зара • отчисления филиалов, представительств и других обособ • стоимость горюче-смазочных материалов, использован
• затраты, связанные с прохождением техосмотра транс • оплату услуг охраняемой стоянки автомобилей. Для включения в издержки затрат по оплате услуг охраняемой стоянки автомобилей необходимо в качестве оправдательных документов иметь письменный договор на оказание услуги по содержанию автомобиля на охраняемой автостоянке и кассовые чеки или корешки к приходному кассовому ордеру, подтверждающие фактически произведенные расходы; • 30 % залоговой цены маркированной стандартной воз • транспортные расходы, связанные с доставкой материаль • платежи по страхованию имущества, грузов, отдельных • другие виды затрат, включаемые в издержки обращения, Планирование издержек предприятия питания с использованием экономико-математических методов предполагает решение многофакторной корреляционно-регрессионной модели вида: где у — сумма издержек, млн р.; я0 — свободный член уравнения; а\, а2, а3, я,,. ^5 ~ паРаметРы уравнения; xt — товарооборот (валовой или розничный), млн р.; х^ — удельный вес продукции собственного производства в валовом товарообороте, %; х3 — выработка на одного работника производства, млн р.; х4 — розничный товарооборот на одно место, млн р.; х5 — временной фактор (порядковый номер периода). Для исчисления планового уровня переменных издержек можно использовать уравнение гиперболы где а,Ь — параметры уравнения; х — товарооборот (валовой или розничный), млн р. При планировании уровня издержек по предприятию питания можно использовать метод скользящей средней. Поскольку размер переменных издержек изменяется в зависимости от увеличения или снижения товарооборота, то размер Текущие затраты и себестоимость успуг
переменных расходов можно найти при помощи коэффициента эластичности: э и ' т пер&ц * баз где ДИпеРотч — изменение переменных издержек в отчетном периоде по сравнению с базисным, млн р.; Иперб — сумма переменных издержек базисного периода, млн р.; ДТ^ — изменение товарооборота (валового или розничного) в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом, млн р.; Тбаз — товарооборот (валовой или розничный) базисного периода, млн р. Темпы прироста суммы переменных издержек в планируемом периоде (ТПИ) рассчитываются следующим образом: нируемом году товарооборот возрастет на 29 %. Значит, сумма переменных затрат увеличится на 31,9 % (1,1 - 29). В планируемом периоде сумма переменных издержек составит 1902,1 млн р. (1442,1 - 1,319). Прогнозируемая величина издержек по ресторану будет 3602,1 млн р. (1902,1 + 1700), а уровень — 46,5 % к обороту (3602,1 /7751,4- 100). При планировании издержек предприятия питания также можно использовать методику расчета поправочных коэффициентов. Научно обоснованная политика в области издержек представляет собой важнейшее условие повышения конкурентоспособности ресторанного хозяйства. где ТПТш] — темп прироста товарооборота в планируемом периоде, %. Планируемую величину переменных издержек в планируемом периоде (И пеРт) определим так: Ипер (ТПИ +100) пер- 100 где И пер<пч — переменные издержки отчетного периода, млн р. Например, переменные издержки по ресторану в базисном году составляют 1053,8 млн р., в отчетном году — 1442,1 млн р. Товарооборот в базисном году — 4504,1 млн р., в отчетном — 6008,8 млн р., в планируемом году товарооборот возрастет на 29 %. Сумма постоянных издержек в планируемом году составит 1700 млн р. Определим коэффициент эластичности переменных издержек: К г- Ш2>1 ~ Ш53'8 - 6008'8 ~ 4504'1 - Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов возрастет сумма переменных издержек, если товарооборот увеличится на 1 %. В нашем случае при увеличении товарооборота на 1 % сумма переменных издержек возрастет на 1,1 %. В пла- Прибыпь и рентабельность гостиничного и ресторанного хозяйства 237
Глава 9 ПРИБЫЛЬ И РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ГОСТИНИЧНОГО И РЕСТОРАННОГО ХОЗЯЙСТВА 9.1. Экономическая природа прибыли гостиничного и ресторанного хозяйства, источники ее образования Деятельность гостиничного комплекса в целом и его структурных подразделений (в том числе ресторанного хозяйства), отвечающая потребностям рыночной экономики, должна приносить прибыль. Прибыль в условиях рынка — это конечная цель и движущий мотив развития предприятия. Управление прибылью находится в центре экономической деятельности предприятий, работающих на рынок. В рыночных условиях гостиничный комплекс и его структурные подразделения осуществляют свою производственно-эксплуатационную деятельность на основе самоокупаемости затрат на производство и на реализацию продукции и услуг. Чтобы обеспечить устойчивое развитие и дальнейшее расширенное воспроизводство в процессе эксплуатационной деятельности гостиничного комплекса, выручка от реализации продукции и услуг должна превышать расходы, т.е. гостиничный комплекс должен получить прибыль. Прибыль в экономической литературе рассматривается с различных точек зрения. Как результативный (Оценочный) показатель она характеризует эффективность деятельности предприятия, успех предпринимательской деятельности, является экономическим показателем роста предприятия. Как количественный показатель прибыль представляет собой превышение доходов над затратами. В гостиничном хозяйстве прибыль (убыток) от реализации услуг определяется как разница между выручкой от реализации продукции и услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции и услуг гостиницы. Из приведенного оп- ределения следует, что происхождение прибыли связано с получением выручки от реализации продукции и услуг по ценам, установившимся на основе спроса и предложения. В ресторанном хозяйстве прибыль представляет собой разность между валовыми доходами (за минусом отчислений от валового дохода) и текущими затратами (издержками производства и обращения). Прибыль позволяет удовлетворять экономические интересы государства, предприятия, работников и собственников. Объектом экономических интересов государства является та часть прибыли, которую предприятие уплачивает в виде налога на прибыль, а общество использует для развития экономики страны. Экономические интересы предприятия удовлетворяются за счет чистой прибыли (прибыли после уплаты налогов). За счет этой прибыли предприятие решает производственные и социальные задачи своего развития. Экономические интересы работников связаны с материальным стимулированием и социальными выплатами, источником которых является чистая прибыль предприятия. Собственники также заинтересованы в увеличении прибыли предприятия, так как увеличатся их дивиденды и капитал. Значение прибыли для коммерческой организации (предприятия) заключается в следующем: • прибыль — источник финансовых ресурсов; • источник образования фондов предприятия (накопления, • источник материального стимулирования трудового кол • источник образования имущества, капитала; • источник трудовых и социальных льгот для работников • соотношение прибыли с другими показателями (издерж • прибыль синтезирует в себе все стороны деятельности
тате производственно-эксплуатационной деятельности гостиничного комплекса. Прибыль выполняет ряд функций, среди которых можно выделить распределительную, стимулирующую и оценочную (рис. 9.1). Распределительная | | Стимулируют
1, 1
Прибыль выступает инструментом распределения чистого дохода между коммерческой организацией (пред- приятием) и бюджетом Рис. 9.1. Функции прибыли гостиничного комплекса Сущность распределительной функции состоит в том, что прибыль используется как инструмент распределения чистого дохода на части, которые аккумулируются в бюджетах разных уровней и остаются в распоряжении коммерческой организации (предприятия). Значение стимулирующей функции заключается в том, что прибыль является источником формирования различных фондов стимулирования деятельности предприятия, собственника. От оценочной функции зависит хозяйственная деятельность, рост или снижение ее объемов, успех или неудача в предпринимательской деятельности. Источники образования прибыли в рыночной экономике многочисленны, они связаны между собой и выделить чистое их содержание представляется сложным. В большинстве случаев получение прибыли является результатом реализации товара и услуги, основанной на привлечении прежде всего труда и капитала. Кроме того, источниками образования прибыли выступают предпринимательская способность, внедрение различных инноваций, достижение оптимальных объемов деятельности, способность к риску, стечение благоприятных обстоятельств. Доказано, что прибыль предприятия возрастает при экономии постоянных издержек (эффект производственного или операционного рычага) и растет до тех пор, пока процентная ставка по банковским кредитам не будет ниже рентабельности вложенного капитала (эффект финансового рычага). Прибыль тесно связана с жизненным циклом предприятия. Оценка жизненных циклов с позиции прибыльности предприятия показывает, что она должна за период с «рождения» до «зрелости» достичь максимальной прибыли, а на стадии «выживания» обеспечить поиск новшеств, способствующих «омолаживанию» предприятия. Различают следующие виды прибыли: • от вида деятельности: от эксплуатации номерного фонда • от цели: бухгалтерскую и экономическую. Использование термина «балансовая прибыль» связано с тем, что конечный финансовый результат работы гостиничного комплекса отражается в его балансе, составляемом нарастающим итогом за год. Балансовая прибыль выявляется на основе бухгалтерского учета всех хозяйственных операций гостиничного комплекса и включает следующие элементы: прибыль от реализации товаров, продукции и услуг; финансовые результаты по прочим операциям; финансовые результаты по внереализационным операциям. Формирование прибыли от реализации услуг гостиничного хозяйства показано на рис. 9.2. Балансовая прибыль ресторанного хозяйства определяется так же, как гостиничного, но имеются отраслевые особенности формирования прибыли от реализации. В общественном питании прибыль от реализации является разностью между валовым доходом1 (суммой торговых надбавок и наценок на собственную
Валовой доход ресторанного хо: прибыли рассмотрен в гл. 6. Прибыль и рентабельность гостиничного и ресторанного хозяйства
продукцию и покупные товары за вычетом отчислений от валового дохода) и издержками производства и обращения.
Налог на добавленную стоимость Себестоимость услуг Прибыль от реализации услуг Рис. 9.2. Образование прибыли от реализации услуг гостиницы Тот же результат в ресторанном хозяйстве может быть получен как разность между товарооборотом за вычетом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей и покупной стоимостью реализуемых товаров. Образование прибыли от реализации продукции собственного производства и покупных товаров ресторанного хозяйства приведено на рис. 9.3. К внереализационным доходам относят: • доходы, полученные на территории государства и за ее • доходы от сдачи имущества в аренду, кроме случаев, когда • уплаченные, присужденные или признанные должником условий хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков; • прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; • положительные разницы, образовавшиеся при изменении • прибыль от покупки (продажи) иностранной валюты; • поступление долгов, ранее списанных как безнадежные; • излишек имущества, выявленный при инвентаризации; • кредиторская и депонентская задолженность, по которой • проценты, полученные «за хранение вещи*, принятой на • средства, полученные от других организаций в виде без • разница между взыскиваемой с виновных лиц и учетной
Издержки производства и обращения Прибыль от реализации собственной продукции и покупных товаров Рис. 9.3. Прибыль от реализации продукции собственного производства и покупных товаров ресторанного хозяйства Глава 9
• другие доходы от имущественных операций: от переме • проценты, полученные за хранение средств на счетах в банке; • доходы по операциям с тарой:
- от оприходования тары, полученной от поставщиков - превышения стоимости возвращенной деревянной, кар - реализации тары, не подлежащей обязательному возвра
• суммы, полученные от поставщиков в возмещение расходов • суммы, полученные организациями — владельцами тары- • выявленные при инвентаризации излишки тары; • прочие доходы по таре; • суммы, полученные от автотранспортных организаций • другие доходы от операций, непосредственно не связан К внереализационным расходам и потерям относят: • расходы, связанные со сдачей имущества в аренду, кроме • некомпенсируемые потери от простоев по внешним при • потери от уценки производственных запасов; • потери и убытки по операциям с тарой:
- снижение стоимости возвращенных мешков вследствие - разность между учетной и приемной ценой деревянной
- разность между учетной и приемной ценой картонной - разность между учетной и приемной ценой паковочной - потери от порчи тары, пришедшей в негодность до исте
• судебные издержки и арбитражные расходы; • уплаченные, присужденные или признанные штрафы, • суммы сомнительных долгов по расчетам с другими орга • убытки от списания дебиторской задолженности, по кото • убытки по операциям прошлых лет, выявленные или bocj • некомпенсируемые потери от стихийных бедствий (унич • некомпенсируемые убытки в результате пожаров, аварий, • отрицательные разницы, образовавшиеся при изменении • убытки от продажи (покупки) иностранной валюты; • убытки от недостачи имущества и(или) его порчи, произо Если полностью или частично отказано судом во взыскании данных сумм по причине ненадлежашего учета и хранения мате- Глава 9 Прибыль и рентабельность гостиничного и ресторанного хозяйства
риальных иенностей, пропуска исковой давности и по другим зависящим от истца причинам, то источником погашения этих убытков является прибыль, остающаяся в распоряжении субъекта хозяйствования, или другие источники собственных средств; • налоги и сборы, уплачиваемые в соответствии с действую • другие расходы, не связанные с реализацией товаров. Прибыль от реализации Доходы (убытки) от реализации основных средств, материальных ценностей, нематериальных и прочих активов Доходы (за вычетом расходов) от внереализационных операций Балансовая прибыль Рис, 9.4. Балансовая прибыль гостиничного и ресторанного хозяйства Экономическая прибыль представляет собой разность между выручкой от реализации услуг (в ресторанном хозяйстве валовой доход) и всеми затратами, в том числе затратами упущенных возможностей. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину неявных затрат предприятия. В зависимости от порядка определения различают балансовую, налогооблагаемую и чистую прибыль. Налогооблагаемая прибыль рассчитывается исходя из балансовой прибыли. При этом облагаемая налогом прибыль уменьшается на прибыль, полученную от дивидендов и приравненных к ним доходов, облагаемых налогом на доход. Прибыль от дивидендов и приравненных к ним доходов определяется как разность между полученными дивидендами и приравненными к ним доходами и налогом на доходы. Облагаемая налогом прибыль также уменьшается на сумму исчисленного налога на недвижимость за основные фонды. Кроме того, налогооблагае- мая прибыль уменьшается на прибыль, фактически использованную на мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; на прибыль, фактически использованную на проведение природоохранных и противопожарных мероприятий, научно-исследовательских работ; на сумму прибыли, направленной на финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения (в том числе жилищного строительства), а также на погашение кредитов банков, полученных и использованных на эти цели. При этом общая сумма льготируемой прибыли, используемая на вышеперечисленные мероприятия, не может превышать 50 % балансовой прибыли. Чистая прибыль (остающаяся в распоряжении предприятия) определяется как разность между балансовой прибылью и налогами, уплачиваемыми предприятиями из балансовой прибыли (на недвижимость, прибыль, доход), экономическими санкциями и отчислениями, уплачиваемыми за счет прибыли. Предприятие распределяет и использует ее самостоятельно. Формирование чистой прибыли показано на рис. 9.5. Рис. 9.5. Чистая прибыль предприятия В зависимости от метода оценки различают номинальную и реальную прибыль. Номинальная прибыль характеризует фактически полученный ее размер. Реальная прибыль — это номинальная прибыль, скорректированная с учетом инфляции. Она характеризует реальную покупательную способность чистого дохода, полученного гостиничным комплексом. Гпавэ9 Прибыль и рентабельность гостиничного я ресторанного хозяйства 247
В зависимости от размера прибыли различают минимальную, нормальную и максимальную прибыль. Минимальной считается такая прибыль, которая после уплаты налогов обеспечивает предприятию минимальный уровень рентабельности на вложенный капитал, равный среднему проценту ставки банков по депозитам, сложившийся за исследуемый период. Сумма минимальной прибьиш (Пмнн) рассчитывается по формуле мнн ~ЮО-УВНО' где К — вложенный капитал, млн р.; УРКМЯН — минимальный уровень рентабельности капитала, %; УВН 0 — удельный вес налогов и отчислений в балансовой прибыли, %. Вариант минимизации прибыли характеризуется тем, что уменьшается объем менее прибыльных услуг, а ресурсы, освобождающиеся при этом, направляются на увеличение более прибыльных. Однако такие гостиничные комплексы в значительной мере рискуют утратить стабильный контингент туристов, которые отдают предпочтение комплексу разнообразных услуг. Под нормальной прибылью понимается минимальное вознаграждение предпринимателю, удерживающее его в выбранной им сфере деятельности. Если получаемая прибыль меньше нормальной, то капитал и предприниматель перемещаются в другую сферу, «Бегство капитала» из низкорентабельной отрасли в дальнейшем приведет к росту ее прибыльности. Если спрос на данные товары и услуги постоянен, самый меньший по массе капитал может получить нормальную прибыль. Если же предприниматели в данной отрасли деятельности получают более высокую, чем нормальная, прибыль, то в эту отрасль устремляется дополнительный капитал из других отраслей, и тем самым уровень прибыли снизится до нормального. Сумма нормальной прибыли (Пн) рассчитывается по формуле _ КУРН где УРН — нормальный уровень рентабельности, % (норма прибыли на капитал, которая в среднем сложилась на рынке). Максимальная прибыль связана с реализацией целей поведения предприятия на рынке. Предприятие, которое ставит целью максимизировать прибыль, должно, с одной стороны, определить целесообразность наращивания объемов деятельности, а с другой — рассчитать объем деятельности, который позволяет получить максимально возможную прибыль. Вследствие такого подхода руководство гостиничного комплекса может повысить цены на основные и дополнительные услуги, перевести некоторые бесплатные услуги в платные (например, вызов такси, предоставление информации и др.), упростить сервис. Концепция получения максимальной прибыли может быть реализована в условиях превышения спроса над предложением. В дальнейшем, с расширением сети гостиниц, ориентация на максимизацию прибыли как долгосрочная стратегия предприятия применения не находит. Для предприятий более привлекательной в условиях рынка является долгосрочная деятельность с получением нормальной («удовлетворительной») прибыли, чем одноразовый, хотя и относительно высокий, доход. Кроме того, различают и другие виды прибыли. Капитализированная прибыль — прибыль акционерного общества, направляемая на увеличение собственного капитала и резервов. Монопольная прибыль — повышенная прибыль, которую позволяет получить монопольный контроль за рынком. Прибыль до налогообложения — прибыль коммерческой организации (предприятия) до вычета налогов в соответствии с действующим законодательством. Нераспределенная прибыль понимается, во-первых, как прибыль акционерного общества, компании, остающаяся после уплаты налогов и выплаты дивидендов, используемая в целях реинвестирования, на нужды развития, и, во-вторых, как прибыль, полученная предприятием на данный момент, но еще не распределенная между акционерами в виде дивидендов и не потраченная на какие-либо другие цели. Данные виды прибыли часто называются резервами, созданными из прибыли (резервный фонд), они представляют собой существенную часть капитала большинства компаний. Плановая прибыль в гостиничном хозяйстве — это размер прибыли, получаемой при обеспечении плановых затрат и объе- Глава 9 Прибыль и рентабельность гостиничного и ресторанного хозяйства 249
ма выручки от реализации услуг. В ресторанном хозяйстве — это величина прибыли, получаемой при обеспечении плановых издержек производства и обращения и объема продаж. «Притягательная» прибыль — величина прибыли, порождающая стремление других компаний проникнуть в данную сферу бизнеса. Реинвестированная прибыль — доля годовой прибыли компании, не распределяемая между акционерами, повторно инвестируемая в активы этой компании. Случайная прибыль — увеличение собственного капитала фирмы в результате случайных операций, не являющихся характерными для обычной хозяйственной деятельности. Упущенная прибыль — потенциальная прибыль, которая не была получена. Учредительная прибыль — доход, полученный учредителями акционерного общества при открытой подписке на акции в форме разницы между суммой реализации акций и суммой их номинальной стоимости. Спекулятивная прибыль — прибыль от изменения цен при заключении сделок на срок, когда между их заключением и исполнением проходит довольно значительный промежуток времени. В зарубежной практике для определения прибыли применяется показатель «поток наличности», который вычисляется путем прибавления к чистой прибыли амортизационных отчислений. щения переменных затрат в точности хватает на покрытие постоянных затрат, а прибыль равна нулю. Алгоритм расчета порога рентабельности гостиничного хозяйства вытекает из следующего условия: В = 3, где В — объем реализованных услуг (выручка от реализации услуг), тыс. р.; 3 — затраты, тыс. р. П = РР - Зп = О, где РР — результат от реализации после возмещения переменных затрат, тыс. р.; Зп — постоянные затраты. где Зпер — переменные затраты. Или П = ПР - РР / В - Зп = О, где ПР — порог рентабельности. Из последней формулы получаем значение порога рентабельности гостиничного хозяйства: ПРГХ = Зп / РР / В,
9.2. Порог рентабельности: сущность и методика его определения в гостиничном и ресторанном хозяйстве Механизм управления прибылью гостиничного и ресторанного хозяйства предполагает определение «порога рентабельности» (критической точки, точки безубыточности, точки самоокупаемости, точки перелома, точки разрыва и т.д.). В экономической литературе дано следующее определение этого понятия. Порог рентабельности — это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже не имеет убытков, но еще не имеет и прибылей. Результата от реализации после возме- ПР-1. Определим порог рентабельности гостиничного хозяйства поданным табл. 9.1. Он равен 138 492,3 тыс. р. (90 020 / 0,65). В данном примере порог рентабельности характеризует такой объем выручки от реализации услуг, при котором прибыль равна нулю. При повышении объема выручки сверх этой величины гостиничный комплекс будет иметь прибыль. Прибыль и рентабельность гостиничного и ресторанного хозяйства
Таблица 9. J Исходные данные для определения порога рентабельности гостиничного хозяйства
Порог рентабельности ресторанного хозяйства можно представить в виде следующих формул: ПРр.х = Ип / РР / ВД или ПР = Ип / (ВД - Ипер) / ВД или ПР.И„/(1-И„ер/ВД), где Ип — постоянные издержки производства и обращения, тыс. р.; Ипер — переменные издержки производства и обращения, тыс. р.; ВД — валовой доход, тыс. р. В ресторанном хозяйстве результат от реализации рассчитывается по формуле РР=ВД-Зпер. В экономической литературе данный показатель получил название критической величины валового дохода. Определим порог рентабельности, используя данные табл. 9.2. В нашем примере порог рентабельности предприятия равен 428,6 тыс. р. (300 / 0,7). Графический метод определения порога рентабельности показан на рис. 9.6. В данном примере порог рентабельности — это такой объем валового дохода, при котором прибыль равна нулю. При повышении этого объема валового дохода предприятие начнет получать прибыль. Таблица 9.2 Исходные данные для определения порога рентабельности ресторанного хозяйства
Особенностью ресторанного хозяйства является то, что порог рентабельности рассчитывается по двум показателям, один из которых (критическая величина валового дохода) мы уже рассмотрели. Второй показатель в экономической литературе получил название «точка безубыточности». Вывод формулы точки безубыточности можно представить следующим образом: ВД = И. Сумма валового дохода будет равна: ™-^ где Увд — уровень валового дохода, в % к товарообороту. Издержки производства и обращения можно представить как сумму постоянных и переменных затрат: И = Ипер + Ип. Выразим сумму переменных издержек следующим образом: УИпео-Т Ип, где УИпер — уровень переменных издержек, в % к товарообороту. Значит, сумма переменных и постоянных издержек имеет следующий вид: УИТ Прибыль и рентабельность гостиничного и ресторанного хозяйства 253
Рис. 9.6. Определение порога рентабельности ресторанного хозяйства Подставим полученные уравнения в равенство ВД = И. В этом случае получим УвлТ УИпе„-Т+и
отсюда Ип. Следовательно, точка безубыточности будет равна Tfe3 = Ип / (Увд - УИпер) ■ 100. Итак, зная определение порога рентабельности, можно сделать вывод, что точка безубыточности ресторанного хозяйства — это такой объем товарооборота, при котором прибыль равна нулю. Превысив точку безубыточности, ресторанное хозяйство может получать прибыль. Например, уровень валового дохода ресторана равен 53 %, уровень переменных издержек — 7,2 %, постоянные издержки — 54 737 тыс. р. В этом случае точка безубыточности ресторана равна 122 181 тыс. р. [54 737 / (52 - 7,2) - 100]. Зная порог рентабельности, можно определить запас финансовой прочности (ЗФП) предприятия. Разница между достигнутой выручкой (валовым доходом) и порогом рентабельности составляет запас финансовой прочности предприятия. Если выручка от реализации (валовой доход) опускается ниже порога рентабельности, то финансовое состояние предприятия ухудшается. В гостиничном хозяйстве запас финансовой прочности в сумме (ЗФП) определяется по формуле ЗФП = Вф - ПР, где Вф — фактически достигнутый объем реализованных услуг (выручка от реализации услуг), тыс. р.; ПР — порог рентабельности, тыс. р. В ресторанном хозяйстве этот показатель определяется следующим образом: ЗФП = ВДф - ВД^, где ВДф — фактически достигнутый объем валового дохода, тыс. р.; ВД^ — критическая величина валового дохода, тыс. р. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|