ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В ресторанном хозяйстве запас финансовой прочности в суммеможно определить следующим образом: ЗФП = Тф - Т6ез, где Тф — фактический объем товарооборота (валового), тыс. р. Можно рассчитать запас финансовой прочности в процентах. Для этого необходимо запас финансовой прочности в сумме Глава 9 ' Прибыль и рентабельность гостиничного и ресторанного хозяйства
разделить на фактически достигнутую выручку, валовой доход или товарооборот и умножить на 100. В гостиничном хозяйстве запас финансовой прочности, выраженный в процентах, рассчитывается по формуле В ресторанном хозяйстве запас финансовой прочности в процентах рассчитывается по формулам Общим для всех предприятий независимо от форм собственности является распределение прибыли в соответствии с действующим законодательством, уставом и коллективным договором на следующие цели: платежи в бюджет; формирование фонда накопления, фонда потребления, резервного фонда; на благотворительные цели; на выплату процентов за долгосрочный кредит; на уплату экономических санкций (рис. 9.7). Кроме того, предприятия могут создавать фонд риска и фонд выкупа имущества и расходовать прибыль на другие цели.
вдф •100; Балансовая прибыль
ЗФП = Запас финансовой прочности можно также рассчитать по сравнению с плановыми (прогнозируемыми) показателями. В нашем примере (по ресторанному хозяйству) запас финансовой прочности составляет 771,4 млн р. (1 200- 428,6), что соответствует 64,3 % (771,4 / 1200 - 100). Это означает, что ресторанное хозяйство способно выдержать 64 %-ное снижение валового дохода без серьезной угрозы для своего финансового положения. По мнению Е.С. Стояновой, запас финансовой прочности свыше 10 % можно считать значительным. 9.3. Распределение и использование прибыли предприятия Прибыль выступает основным источником финансирования производственного развития предприятия, социальных гарантий трудового коллектива, материального стимулирования работников, поэтому система ее распределения и использования имеет важное значение для субъектов хозяйствования. Действующий порядок распределения прибыли заключается втом, что предприятие должно участвовать своей прибылью в формировании государственного бюджета, а оставшаяся часть прибыли должна быть распределена между собственником предприятия и собственником заемного капитала и других финансовых ресурсов в соответствии с заключенными договорами.
В распоряжении предприятия (чистая прибыль)
Рис, 9. 7. Распределение балансовой прибыли Фонд накопления создается для финансирования производственного развития предприятия: капитальных вложений, модернизации оборудования, нового строительства, реконструкции, приобретения оборудования, для-Погашения долгосрочных ссуд и процентов по ним, пополнения собственных оборотных средств, погашения расходов, связанных с выпуском и распространением акций, облигаций и других ценных бумаг, финансирования культурно-просветительной и оздоровительной работы среди работников предприятия и членов их семей, содержания оздо- Глава 9 Прибылью рентабельность гостиничного и ресторанного хозяйства 257
ровительных лагерей и др. Таким образом, фонд накопления представляет собой источник средств предприятия, аккумулирующий прибыль и другие источники для создания нового имущества, приобретения оборудования, оборотных средств и т.п. Фонд накопления свидетельствует о росте имущества предприятия, увеличения собственных его средств. Фонд потребления представляет собой источник средств, зарезервированных хозяйствующим субъектом для осуществления мероприятий по социальному развитию и материальному поощрению коллектива. Фонд потребления, формируемый за счет прибыли, направляется на следующие цели: • на выплату единовременных вознаграждений по итогам • выплату пособий; • оплату проезда; • выдачу беспроцентных ссуд; • установление надбавок к пенсиям работающих пенсио • единовременные поощрения работников; • установление трудовых и социальных льгот; • выплату дивидендов, процентов по акциям и ценным бу Резервный фонд создается акционерными обществами, кооперативами, товариществами, и другими хозяйствующими субъектами. Он может быть создан на случай прекращения деятельности предприятия для покрытия кредиторской задолженности. Резервный фонд акционерного общества используется на выплату дивидендов по привилегированным акциям в случае недостаточности чистой прибыли для этих целей. Акционерное общество дополнительно зачисляет в резервный фонд эмиссионный доход, т.е. сумму разницы между продажной и номинальной стоимостью акций, вырученную при их реализации по цене, превышающей номинальную стоимость. Планирование распределения прибыли предприятия осуществляется в следующей последовательности. Вначале определяется потребность в прибыли по направлениям ее использования (для развития материально-технической базы; сохранения финансовых резервов; погашения кредитов и уплаты процентов по ним; финансирования деятельности объединений, ассоциаций, концернов, членом которых является данное предприятие; выплаты дивидендов и на другие цели). Затем сравниваете^сумма потребности в прибыли по всем направлениям ее использования с возможностями предприятия по ее получению. 9.4. Рентабельность гостиничного и ресторанного хозяйства, методика ее определения Для оценки эффективности работы гостиничного и ресторанного хозяйства недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает эффективно. Абсолютная величина прибыли не позволяет судить о доходности, рентабельности предприятия. Многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли имеют различные объемы выручки, разные издержки, ресурсы. В этом отношении для оценки эффективности работы предприятия используется показатель рентабельности. Роль и значение показателя рентабельности заключается в следующем: • данный показатель является одним из основных критери • повышение рентабельности характеризует цель предприя • рентабельность — результативный, качественный показа • рост рентабельности способствует повышению финансо • увеличение рентабельности обеспечивает победу пред • рентабельность имеет важное значение для собственников • уровень рентабельности интересует кредиторов и заемщи Г пава 9 • динамика рентабельности предприятия изучается налого • показатель рентабельности1 характеризует привлекатель В экономической литературе приводится большое число показателей рентабельности. Они могут быть представлены стоимостными показателями или показателями, выраженными в процентах (коэффициентах). Рентабельность как относительный показатель характеризует процентное отношение суммы прибыли к одному из показателей (например, к выручке, товарообороту, издержкам, капиталу, фондам и т.д.)- При расчете рентабельности используется как балансовая, так и чистая прибыль предприятия. Рентабельность, рассчитанная исходя из чистой прибыли, называется чистой рентабельностью. Каждый из показателей рентабельности играет определенную роль в оценке эффективности деятельности гостиничного и ресторанного хозяйства. На практике.следует использовать систему показателей рентабельности. Существуют показатели рентабельности, методология расчета которых однотипна в гостиничном и ресторанном хозяйстве. Это относится к таким показателям, как рентабельность капитала, рентабельность основных и оборотных фондов, рентабельность ресурсов, рентабельность текущих затрат (издержек), рентабельность фонда заработной платы. В странах с рыночной экономикой в качестве одного из основных показателей рентабельности определяется рентабельность капитала. Для микроуровня экономической деятельности (предприятия) в условиях рыночной экономики основной целью и эффектом является получение не просто прибыли, а определенной массы прибыли на вложенный капитал. Рентабельность капитала (РК) рассчитывается следующим образом: Прибыль и рентабельность гостиничного и ресторанного хозяйства_______ 259 с этим рентабельность капитала в ресторанном хозяйстве можно определить по следующим формулам: РК=РТ ОК, где РТ — рентабельность товарооборота (продаж) %; ОК — число оборотов капитала. В гостиничном хозяйстве взаимосвязь между рентабельностью выручки и рентабельностью капитала можно выразить следующим образом:
-£, или РК=РВ-ОК, К где РВ — рентабельность выручки, %; В — объем реализованных услуг (выручка от реализации услуг), тыс. р. Понятие «капитал» многообразно. Это может быть собственный (акционерный) капитал, заемный капитал, вложенный капитал. Под капиталом понимают также величину активов предприятия, определяют величину капитала как сумму чистых активов предприятия и др. В зависимости от этого рассчитываются различные показатели рентабельности капитала. Так, рентабельность активов (РА) можно найти по формуле где БП — балансовая прибыль, тыс. р.; А — сумма активов, тыс. р. Рентабельность акционерного (собственного) капитала (РСК) определяется следующим образом:
где К — капитал, тыс. р. Следует отметить, что рентабельность капитала зависит от! рентабельности оборота и числа оборотов капитала. В связи! где ЧП — чистая прибыль, тыс. р.; СК — собственный капитал, тыс, р. 260 Глава 9 Прибыль и рентабельность гостиничного и ресторанного хозяйства 261
Рентабельность чистых активов (РЧА). Этот показатель Лондонская школа бизнеса рекомендует рассчитывать по следующей формуле: РЧА = —. ЮО, где П — прибыль до выплаты процентов за кредит и налогов, тыс. р.; ЧА — чистые активы, тыс. р. Чистые активы предприятия определяются следующим образом: показатель отражает эффективность только текущих издержек и не показывает эффективность использования основных и оборотных фондов. Поэтому необходимо сопоставить прибыль с основными и оборотными фондами гостиничного и ресторанного хозяйства. Отнесение прибыли к стоимости основных фондов, функционирующих на предприятии, позволяет оценить эффективность их использования (рентабельность основных фондов — РОФ):
где ОК — основной капитал, тыс. р.; ТА — текущие активы, тыс. р.; ТО — текущие обязательства, тыс. р. Рентабельность вложенного капитала (РВК)— это основной показатель эффективности деятельности предприятия с точки зрения привлеченных фондов. Она рассчитывается по формуле где ОФср — среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. р. Рекомендуется также рассчитывать рентабельность оборотных средств (РОС):
где ВК — вложенный капитал, тыс. р.; П — прибыль до выплаты налогов, тыс. р. Величина вложенного капитала — это общая сумма вложенных в предприятие средств, состоящая из средств акционеров и заемного капитала, т.е. долг фирмы инвесторам и кредиторам, представляющий собой меру ее «ограниченной ответственности». Рентабельность чистых активов отличается от показателя рентабельности вложенного капитала использованием при расчетах прибыли до выплаты процентов и налогов, а не прибыли до выплаты налогов. Рентабельность текущих затрат (РТЗ) позволяет определить эффективность произведенных расходов и их окупаемость. Для ее расчета применяется следующая формула: где БП — балансовая прибыль, тыс. р. Рассчитанный как коэффициент, этот показатель характеризует величину прибыли на 1 р. текущих затрат. Однако этот где ОСср — среднегодовая сумма оборотных средств, тыс. р. Рентабельность фондов (основных и оборотных) (РФ) можно рассчитать по формуле
БП(ЧП) ОФср+ОС« Необходимо определять рентабельность и с учетом затрат живого труда как отношение прибыли к фонду заработной платы (рентабельность фонда зарплаты) (РФЗП): ФЗП где ФЗП — фонд заработной платы, тыс. р. Важным показателем рентабельности является рентабельность совокупных ресурсов (Рср). Она рассчитывается по формуле р БП(ЧП) ОФср + ОСср + ФЗП Глава 9 - Данный показатель характеризует величину прибыли на единицу стоимости совокупных ресурсов. В гостиничном хозяйстве рентабельность можно представить как отношение прибыли к объему реализованных услуг (выручка от реализации услуг): _ БП(ЧП)
'- ■ 100. Прибыль и рентабельность гостиничного и ресторанного хозяйства_______ 263 В гостиничном хозяйстве эта формула может быть выражена следующим образом: Рг.х = Р / (1 / ФО + 1 / КОобс). Предприятия гостиничного и ресторанного хозяйства должны использовать систему показателей рентабельности для оценки эффективности. Критерием эффективности деятельности предприятия является рост рентабельности.
В ресторанном хозяйстве широкое распространение в аналитической работе получил показатель рентабельности товарооборота (рентабельности продаж) (РТ). Он определяется так: _ БП(ЧП) _____
^ -100. Этот показатель рентабельности характеризует связь между финансовыми результатами и торговой выручкой. Однако он имеет некоторый недостаток — не характеризует эффективность использования вложенных средств, основных и оборотных фондов. Сумма прибыли и ее уровень в процентах к товарообороту могут быть относительно высоки, но не будут окупать затраченных средств, что приведет впоследствии к невозможности решения хозяйственных задач. Поэтому показатель рентабельности, исчисленный путем сопоставления прибыли и товарооборота, можно использовать лишь для оценки в совокупности с другими показателями, ибо как частный показатель он отражает только одну сторону явления. Рентабельность ресторанного хозяйства (Ррл) можно представить как отношение чистой прибыли к валовому доходу: Уровень рентабельности зависит от изменения фондоотдачи, оборачиваемости оборотных средств, рентабельности выручки, товарооборота. В ресторанном хозяйстве их взаимосвязь в формализованном виде может быть представлена следующим образом: V = РТ / (1 / ФО + 1 / КОо6с), где РТ — рентабельность товарооборота, %\ ФО — фондоотдача основных фондов, тыс. р.; КО^ — коэффициент оборачиваемости оборотных средств. 9.5. Анализ прибыли и рентабельности гостиничного хозяйства Экономический анализ прибыли и рентабельности гостиничного хозяйства предшествует планированию этих показателей и является одним из первых этапов процесса планирования. Методика анализа прибыли и рентабельности предприятия и его последовательность: • анализ достигнутого объема прибыли, оценка степени вы • вычисляют абсолютное и относительное изменение при • анализируют источники формирования балансовой при • анализ объема балансовой прибыли и источников форми • проводят анализ динамики прибыли за 3—5 лет. Вычисля • изучают в динамике источники формирования балансо • анализ факторов, влияющих на балансовую прибыль; • определяют влияние объема реализованных услуг; • изучают влияние затрат; • определяют влияние изменения цен на услуги; • определяют влияние суммы налогов и отчислений из вы • анализ объема и динамики чистой прибыли и факторов, • определяют объем чистой прибыли и ее изменение по Глава 9 Прибыль и рентабельность гостиничного и ресторанного хозяйства
• анализируют влияние факторов на изменение чистой при • анализ достигнутого уровня рентабельности; • вычисляют изменение рентабельности по сравнению • проводят оценку факторов, влияющих на рентабельность; • анализ динамики рентабельности; • определяют изменение рентабельности в динамике за 3—5 лет; • вычисляют факторы, влияющие в динамике на изменение • анализ направлений использования чистой прибыли; • определяют направления и структуру использования чис • определение резервов роста прибыли и рентабельности; • выявляют резервы роста прибыли и рентабельности за Основные результаты деятельности гостиничного комплекса «Минск* представлены в табл. 9.3. Как следует из данных табл. 9.3, гостиничный комплекс «Минск» в базисном и отчетном периодах работал с прибылью. Так, прибыль от реализации в отчетном году составила 154,7 млн р. По сравнению с прошлым периодом она выросла на 57,7 млн р., или на 59,4 %. Основная доля прибыли от реализации товаров и услуг получена от номерного фонда и других структурных подразделений. В базисном периоде этот показатель составил 73,7 %, а в отчетном он возрос до 80,5 %, или на 6,8 %. Ресторанное хозяйство, входящее в состав гостиничного комплекса, также работает прибыльно. В отчетном году прибыль от реализации ресторанного хозяйства составила 30,1 млн р. По сравнению с прошлым годом она возросла на 4,6 млн р., или на 18,0 %. Однако доля прибыли от реализации гостиничного хозяйства имеет тенденцию снижения с 26,3 % в прошлом году до 19,5 % в отчетном периоде. Балансовая прибыль как показатель отражает результат не только основных, но и внереализационных операций. Балансовая прибыль всего комплекса возросла в 3,7 раза по сравнению с прошлым годом и составила 236,1 млн р. Причем доля балансовой прибыли номерного фонда и других структурных подразделений гостиничного комплекса в отчетном году составила 85,1 %, а доля балансовой прибыли ресторанного хозяйства — 14,9 %■ Таблица 9.3 Динамика и структура прибыли гостиничного комплекса «Минск»
При изучении выполнения плана динамики прибыли целесообразно определить факторы, влияющие на ее величину. Прибыль от реализации услуг в целом по предприятию зависит от объема реализации услуг, их структуры, себестоимости и уровня среднереализационных цен. Объем реализации услуг может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема реализованных услуг приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Себестоимость услуг и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту прибыли, и наоборот. 266 Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня иен сумма прибыли возрастает, и наоборот. Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно получить разными способами. Так, Г.В. Савицкая предлагает использовать способ цепной подстановки, последовательно заменяя плановую величину каждого факторного показателя фактической. При этом порядок расчета следующий: Пм ■ Квп = П1уел; Вусл - Зусл = П2усл; ВФ - Зусл = П3усл; вф - зф = пф, где Впл, Вф — соответственно плановая и фактическая выручка, тыс. р.; Зт, 3* — соответственно плановые и фактические затраты, тыс. р.; П), П2> Пзусл — условная прибыль, тыс. р. Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме выручки и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать коэффициент выполнения плана (Кв „), а затем плановую сумму прибыли умножить на этот коэффициент. Коэффициент выполнения плана рекомендуется рассчитывать по однородным услугам сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном выражении. Влияние объема реализации услуг определяется вычитанием (П1усл - Пдд). Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объеме и структуре реализуемых услуг, но при плановой себестоимости и плановых ценах. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат и получить показатель П2усл. Условную выручку определяют так: в„-РУф и™, где РУф — фактическая реализация услуг в натуральном выражении; Цпл — средняя плановая цена за единицу услуг, тыс. р. Прибыль и рентабельность гостиничного и ресторанного хозяйства_______ 267 Условную себестоимость определяют следующим образом: 3„ = РУф -С„, где Сщ, — плановая себестоимость услуг. Влияние структуры реализованных услуг определяют по формуле Затем нужно подсчитать, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации услуг, структуре и ценах, но при плановой себестоимости. Для этого из фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат и получить показатель Пзусл. Влияние средних цен реализованных услуг определяют вычитанием: А влияние себестоимости определяют вычитанием: Пф - П3усл. Результаты расчетов будут показывать, за счет каких факторов перевыполнен план прибыли. Аналогично можно определить, за счет каких факторов произошло изменение прибыли в динамике, т.е. по сравнению с предшествующими периодами. Главным источником прибыли гостиничного комплекса является выручка от реализации услуг. Потому целесообразно провести анализ выручки от реализации услуг в действующих и сопоставимых ценах (табл. 9.4). Выручка от реализации услуг гостиничного комплекса складывается из выручки, полученной от номерного фонда, выручки парикмахерской, спортивных сооружений и других структурных подразделений, и объема продаж ресторанного хозяйства. В отчетном году выручка ГК «Минск» составила 1369,7 млн р. По сравнению с прошлым годом она возросла на 843,5 млн р., или на 160,3 %. Выручка номерного фонда и других структурных подразделений в отчетном году составила 856,8 млн р., или 62,6 % от выручки всего гостиничного комплекса. По сравнению с прошлым годом она возросла на 544,3 млн р., или на 174,2 %. Объем продаж ресторанного хозяйства возрос по сравнению с прошлым периодом на 299,2 млн р., или на 140,0 %, Глава 9 Прибыль и рентабельность гостиничного и ресторанного хозяйства
и составил в отчетном году 512,9 млн р. Следовательно, темп роста объема продаж ресторанного хозяйства ниже темпа роста выручки номерного фонда и других структурных подразделений. Это объясняет рост удельного веса выручки гостиничного хозяйства в обшей выручке гостиничного комплекса с 59,3 до 62,6%, или на 3,3%. Таблица 9.4 Динамика выручка от реализации услуг гостиничного комплекса «Минск», млн р.
В процессе анализа целесообразно установить влияние ценового фактора на выручку гостиничного комплекса. Этот расчет рекомендуется проводить отдельно по каждому структурному подразделению гостиничного комплекса исходя из индекса йен на соответствующие услуги. Например, выручка номерного фонда в отчетном году составила 687,1 млн р., а в базисном году — 257,6 млн р., индекс иен на услуги — 1,65. Следовательно, выручка номерного фонда в сопоставимых иенах составит 416,4 млн р. (687,1 / 1,65). Прирост выручки номерного фонда за счет ценового фактора составит 270,7 млн р. (687,1 - 416,4). Таким образом, прирост выручки номерного фонда в отчетном году по сравнению с базисным годом составил 429,5 млн р. (687,1 - 257,6), а доля ценового фактора в общем приросте выручки составила 63 % (270,7/429,5 - 100). Кроме того, целесообразно определить темп роста выручки в сопоставимых ценах. В нашем примере в действующих ценах выручка возросла на 166,7 % (687,1 / 257,6 - 100), а в сопоставимых ценах — на 61,6 % (416,4 / 257,6 - 100). Аналогичным образом определяется влияние ценового фактора по другим структурным подразделениям, в том числе по ресторанному хозяйству. Балансовая прибыль и прибыль от реализации показывают абсолютный результат работы гостиничного комплекса. Для оценки целесообразности использования ресурсов для достижения данного результата применяется показатель рентабельности (табл. 9.5). Таблица 9.5 Динамика показателей рентабельности гостиничного комплекса «Минск»
Рентабельность реализованных услуг является одним из самых распространенных показателей, рассчитывается как отношение прибыли от реализации к объему реализации услуг гостиничного комплекса и показывает прибыльность реализации данного набора услуг. Снижение рентабельности реализации услуг гостиничного комплекса с 18,4 до 11,3 % обусловлено опережающим ростом объема реализации услуг по сравнению с ростом прибыли от реализации: по сравнению с прошлым годом объем реализации услуг возрос в 2,6 раза, а балансовая прибыль— в 1,6 раза. На рентабельность реализации услуг комплекса влияют прибыль от реализации и объем реализации услуг. Проанализируем их влияние с помошью метода цепной подстановки. За счет изменения суммы прибыли от реализации рентабельность увеличилась на 11,0 (154,7 / 526,2 - 100 --97,0 / 526,2 • 100), аза счет изменения объема реализации снизилась на 18,1 (154,7 / 1369,7 ■ 100 - 154,7 / 526,2 ■ 100). 270 Глава 9 Прибыль и рентабельность гостиничного и ресторанного хозяйства
Рентабельность затрат определяется как отношение балансовой прибыли к издержкам и показывает эффективность текущих затрат. По сравнению с прошлым годом этот показатель возрос на 6,2 % и составил 26,9 %. Это свидетельствует об эффективной деятельности гостиничного комплекса. Об этом также можно сделать вывод, анализируя показатели эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Так, рентабельность основных фондов возросла на 0,8 %, оборотных средств — на 17,1 %, активов — на 6,6 %. Следовательно, капитал гостиничного комплекса, в том числе основной и оборотный, собственный, используется эффективно. В перспективе на повышение прибыли и рентабельности гостиничных комплексов будут влиять такие факторы, как глобализация, развитие индустрии гостеприимства и, в частности, туризма, совершенствование транспортных систем, информационных технологий, повышение жизненного уровня населения, генерация новых идей в сфере гостиничного бизнеса. 9.6. Анализ прибыли и рентабельности ресторанного хозяйства В ходе анализа прибыли и рентабельности ресторанного хозяйства изучается следующее: • выполнение плана прибыли и рентабельности; • динамика прибыли и рентабельности; • влияние факторов, формирующих прибыль и рентабель • пропорции и конкретные направления распределения при • резервы роста прибыли и рентабельности ресторанного При изучении динамики прибыли исчисляются базисные и цепные темпы роста (снижения). Проводится сравнение прибыли и рентабельности данного предприятия с показателями конкурентов и со среднеотраслевыми показателями. Изучается влияние факторов на прибыль предприятия. На размер прибыли и рентабельности оказывает влияние большое количество факторов. Их можно подразделить на внеш- ние и внутренние. К группе внешних факторов относятся: экономическая ситуация в стране; уровень развития ее экономики; обеспеченность продовольственными ресурсами; меры государственного регулирования деятельности предприятий; инфляция; изменение цен, тарифов, ставок, торговых надбавок, наценок на продукцию общественного питания; нарушения поставщиками и другим органами договорных условий и др. Группа внутренних факторов объединяет те, которые непосредственно связаны с результатами деятельности предприятия, предпринимательской активностью субъекта. К ним относятся: результаты коммерческой деятельности, объем, состав, структура товарооборота, эффективность использования ресурсов, материальное стимулирование работников и др. Прибыль от реализации собственной продукции и покупных товаров зависит от изменения объема товарооборота, среднего уровня валовых доходов, уровня издержек и уровня налогов, взимаемых за счет валового дохода. Их влияние на прибыль определяют приемом абсолютных разниц. Для измерения влияния товарооборота необходимо отклонение от плана или в динамике по его объему умножить на базисный уровень прибыли от реализации (в процентах к товарообороту) и разделить на 100: дпт =ь где ДПТ — изменение прибыли за счет изменения объема товарооборота, млн р.; Тотч — товарооборот (валовой) отчетного года, млн р.; Тбаз — товарооборот (валовой) базисного года, млн p.; Pgaa — прибыль от реализации базисного года, % к товарообороту. Чтобы измерить влияние ценового фактора на прибыль, следует изменение товарооборота за счет цен умножить на базисный уровень прибыли от реализации (в % к товарообороту) и разделить его на 100: 100 где дПц — изменение прибыли за счет изменения ценового фактора, млн р.; Тс — товарооборот (валовой или розничный) в сопоставимых ценах, млн р. Прибыль и рентабепьность гостиничного и ресторанного хозяйства
Чтобы измерить влияние физического объема товарооборота в сопоставимых ценах, следует отклонение товарооборота в сопоставимых ценах от базисного товарооборота умножить на базисный уровень прибыли от реализация и разделить на 100: тс 100 Влияние изменения среднего уровня валового дохода (ДПВд) определяется умножением фактического товарооборота отчетного периода на отклонение от плана или в динамике уровня валовых доходов и делением на 100:
вд =- где ДПВД — изменение прибыли за счет изменения среднего уровня валового дохода, млн р.; Увд^ — фактический уровень валовых доходов отчетного года, % к товарообороту; УвДбаз ~~ фактический уровень валовых доходов базисного года, % к товарообороту. Аналогичным образом определяют влияние уровня издержек на изменение прибыли: ДПИ где ДПИ — изменение прибыли за счет издержек, млн р.; УИ0ТЧ — фактический уровень издержек отчетного года, % к товарообороту; УИ^аз — фактический уровень издержек базисного года, % к товарообороту. Таким же образом определяется влияние налогов и отчислений Д(ПН) на величину прибыли: ДПН где ДПК — влияние налогов, отчисляемых за счет валового дохода на изменение прибыли, млн р.; УНо™ ~~ фактический уровень налогов отчетного года, в % к товарообороту; УНбаз — фактический уровень налогов базисного года, в % к товарообороту. Следует отметить, что товарооборот и валовой доход оказывают на прибыль прямо пропорциональное влияние, а издержки и налоги, отчисляемые за счет валового дохода, — обратно пропорциональное. Значительное влияние на прибыль оказывает повышение производительности труда, обеспечивающее рост товарооборота, а следовательно, и прибыли. Для определения влияния этого фактора на прибыль необходимо прирост товарооборота за счет повышения производительности труда умножить на базисный уровень прибыли от реализации и разделить на 100. Аналогичным приемом можно измерить влияние на прибыль изменения фондоотдачи. На балансовую прибыль, кроме того, влияют изменение сумм прибыли (убытков) от реализации и выбытия основных средств, от продажи прочих активов, внереализационные доходы и потери. Влияние этих факторов на прибыль определяют прямым счетом. Анализ внереализационных доходов и расходов проводят по отдельным видам и суммам. Особое внимание следует уделять изучению причин образования внереализационных доходов, потерь, убытков и разработке мер по их сокращению и предупреждению. Поступившие от поставщиков, других юридических и физических лиц штрафы свидетельствуют о нарушении или договорной дисциплине, а следовательно, они не должны оцениваться положительно. По каждой сумме уплаченных штрафов устанавливают их причины и виновников, выясняют, практикуется ли взыскание штрафов с виновных в возмещении причиненного ущерба. Кроме того, изучают, на сколько полученные штрафы покрывают убытки предприятий от невыполненных юридическими и физическими лицами договорных обязательств. Рост дивидендов по акциям, доходов по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятиям питания, доходов от сдачи имущества в аренду положительно характеризует их хозяйственную и финансовую деятельность. Наличие прибыли (убытков) прошлых лет, выявленной в отчетном году, указывает на недостатки в учете и другой экономической работе. Списание на уменьшение прибыли дебиторской задолженности в связи с истечением сроков исковой давности и по другим причинам является результатом недостатков в претензионной работе, рас- Глава 9 четно-платежной дисциплине и в учете расчетов с дебиторами и кредиторами. При наличии таких списаний изучают порядок оформления, предъявления и учета претензий, организацию расчетов с поставщиками, покупателями и другими предприятиями и физическими лицами и принимают меры по их предупреждению. Особое внимание уделяют анализу убытков от списания задолженности по недостачам, растратам и хищениям. Такие убытки свидетельствуют о недостатках в обеспечении сохранности имущества предприятия, учетно-контрольной работе. По каждой сумме, списанной на убытки недостач, проверяют обоснованность и законность списания, выясняют их причины и виновников, а главное — принимают меры по сохранности товарно-материальных и других ценностей. Проведем анализ прибыли ресторана «Галерея» за отчетный год (табл. 9.6). Таблица 9.6 Динамика прибыли ресторана «Галерея», млн р.
I Прибыль и рентабельность гостиничного и ресторанного хозяйства_______________ 275 Окончание табл. 9.6
Предприятие общественного питания имеет следующую динамику прибыли. Прибыль от реализации в отчетном году по сравнению с прошлым годом снизилась на 196,3 млн р., или на 55 %. Внереализационные доходы увеличились на 64,8 млн р., а внереализационные расходы уменьшились на 55,0 млн р. Балансовая прибыль в динамике уменьшилась на 76,5 млн р., или на 27,2%, а чистая прибыль снизилась по сравнению с прошлым годом на 57,5 млн р., или на 32,1 %. Для измерения влияния факторов на балансовую прибыль произведем расчеты, которые оформим в табл. 9.7. В отчетном периоде цены на продукцию общественного питания возросли на 12 %. Тогда товарооборот в сопоставимых ценах составит 4610,7 млн р. (5164/ 1,12). Многие из факторов положительно повлияли на динамику балансовой прибыли. Так, за счет роста товарооборота прибыль возросла на 57,1 млн р. Однако прирост товарооборота был на 553,3 млн р. обусловлен ростом цен, а следовательно, возросла и прибыль от реализации собственной продукции и покупных товаров. В связи с повышением продажных цен прибыль возросла на 44,3 млн р. Увеличение физического объема товарооборота произошло только на 158,9 млн р. (4610,7-445,8), и это привело к росту прибыли на 12,7 млн р. (158,9 - 8,01 / 100). Следует отметить, что такой расчет неточен, так как учитывает влияние только изменения цен на товары, а изменение тарифов, ставок, цен, влияющих на издержки, здесь не отражено. Поэтому необходимо рассчитывать издержки предприятия с учетом этих факторов. Глава 9 Прибыль и рентабельность гостиничного и ресторанного хозяйства 277
Таблица 9.7 Расчет влияния факторов на динамику прибыли по ресторану «Галерея», млн р.
В результате роста уровня валовых доходов на 1,99 % к обороту прибыль предприятия возросла на 102,8 млн р. Увеличение внереализационных доходов позволило увеличить прибыль на 64,8 млн р., а сокращение внереализационных потерь обусловило рост прибыли на 55,0 млн р. В то же время значительное влияние на изменение прибыли оказали такие факторы, как повышение уровня издержек производства и обращения и увеличение отчислений и налогов, взимаемых за счет валового дохода. Так, повышение уровня издержек на 6,7 % к обороту привело к снижению прибыли на 346,0 млн р., а увеличение уровня отчислений от валового дохода на 0,2 % привело к уменьшению прибыли на 10,3 млн р. В результате совокупного влияния этих факторов прибыль по сравнению с прошлым годом уменьшилась на 76,5 млн р. Анализ прибыли за год дополняют ее изучением по кварталам и месяцам. При этом также изучается влияние факторов на прибыль. Анализ прибыли производится по структурным подразделениям, входящим в состав ресторанного хозяйства. Особое внимание уделяют опыту работы тех структурных подразделений, которые достигли высоких финансовых результатов, а также изучают деятельность убыточных структурных единиц, т.е. тех, кто допустил снижение прибыли и рентабельности в динамике, не выполнил план прибыли. Для этого составляют аналитические таблицы с использованием различных группировок. При изучении прибыли также проводят анализ таких показателей, как прибыль на одного работника, прибыль на одно место, прибыль на один квадратный метр общей производственно-торговой площади. Для проведения оценки финансовых результатов деятельности предприятия питания необходимо провести корреляционно-регрессионный анализ зависимости прибыли от основных факторов. Методика этого анализа изложена Л.И. Кравченко в учебно-практическом пособии «Анализ хозяйственной деятельности предприятий общественного питания». Проведенные расчеты показали, что при корреляционно-регрессионном анализе прибыли целесообразно использовать следующие факторы: товарооборот, удельный вес продукции собственного производства, производительность труда, фондоотдачу, товарооборачи-ваемость. Сравнение рассчитанных на основе регрессионного анализа значений результатного показателя с фактическими позволяет выявить резервы повышения эффективности хозяйствования. Результаты корреляционно-регрессионного анализа могут быть использованы как в повседневной управленческой работе, так и при разработке планов и прогнозов тактического и стратегического характера. Для оценки рентабельности ресторана «Галерея» проведем анализ динамики этого показателя, исчисленного исходя из балансовой прибыли (табл. 9.8). Результаты расчетов свидетельствуют о значительном снижении рентабельности ресторана. Рентабельность продаж уменьшилась с 6,31 % в прошлом году до 3,96 % в отчетном году, или на 2,35 %. Рентабельность активов снизилась за анализируемый период на 0,89%, а рентабельность совокупных ресурсов — Ггаег на 0,87 %. Особенно резко снизилась рентабельность фонда заработной платы (на 15,09%), что обусловлено увеличением фонда заработной платы ресторана при уменьшении прибыли. Так, фонд заработной платы возрос на 11,9%, а балансовая прибыль уменьшилась на 27,2 %. Такая же ситуация наблюдается и в соотношении прибыли к издержкам, прибыли к оборотным средствам. Ресторан неэффективно использует вложенный капитал, так как его рентабельность снизилась на 0,28 % по сравнению с прошлым периодом. Таблица 9.8 Динамика рентабельности ресторана «Галерея», %
Аналогичным образом проводится анализ рентабельности ресторана, исчисленной исходя из чистой прибыли. Используя метод цепных подстановок, можно определить, как на рентабельность повлияли такие факторы, как изменение фондоотдачи основных фондов, изменение оборачиваемости оборотных средств и изменение прибыли. Используя эти показатели, рассчитаем четыре показателя рентабельности, в том числе два промежуточных (табл. 9.9). Анализ показал, что рентабельность ресторана, исчисленная по данной методике (табл. 9.8), в отчетном году по сравнению с прошлым годом снизилась на 0,84 %, в том числе за счет увеличения фондоотдачи рентабельность возросла на 1,0 % (5,54-4,54), ускорения оборачиваемости оборотных средств — на 0,36 % (5,90 - 5,54); за счет уменьшения объема прибыли рентабель- Прибыль и рентабельность гостиничного и ресторанного хозяйства_______ 279 ность снизилась на 2,2 % (3,70 - 5,90). Следовательно, главным фактором, обусловившим снижение рентабельности, является уменьшение прибыли. Таблица 9.9 Информация для расчета рентабельности
Анализ прибыли и рентабельности завершается обобщением неиспользованных резервов роста. Таким главным резервом в нашем примере является сокращение издержек производства и обращения, повышение производительности труда, увеличение товарооборота, сокращение внереализационных потерь. Анализ прибыли и рентабельности представляет собой важный информационный источник разработки обоснованного прогноза и на его основе плана прибыли на перспективу. 9.7. Планирование прибыли и рентабельности гостиничного и ресторанного хозяйства В процессе разработки плана прибыли могут быть использованы следующие методы: расчетно-аналитический; прямого счета; экономико-статистические; экономико-математические; метод определения прибыли на вложенный капитал; метод максимизации прибыли за счет эффекта производственного рычага и др. В основе механизма управления прибылью и многих методов планирования прибыли лежит имеющая место взаимосвязь между прибылью, объемом реализации и издержками. Причем важное значение для максимизации планируемой прибыли Глава 9 имеет величина постоянных и переменных издержек. Во-первых, классификация затрат на переменные и постоянные помогает решить задачу максимизации массы и прироста прибыли за счет относительного сокращения тех или иных расходов. Во-вторых, эта классификация позволяет судить об окупаемости затрат и дает возможность определить «запас финансовой прочности» предприятия на случай осложнения конъюнктуры и иных затруднений. В финансовом менеджменте существует явление, которое получило название «эффект производственного (или операционного) рычага». Суть этого эффекта состоит в том, что любое изменение выручки от реализации услуг (валового дохода) порождает еще более сильное изменение прибыли. Выручка от реализации услуг гостиницы предприятия в базисном периоде — 1200 млн р., в планируемом году его объем увеличится на 16,7 % и составит 1400 млн р. В базисном году сумма переменных издержек — 360 млн р., их доля в выручке составит 30 % (360 / 1200 ■ 100), сумма постоянных издержек базисного периода — 300 млн р. Абстрагируясь от системы налогообложения, определим прибыль от реализации базисного периода, которая составит 540 млн р. (1200 - 660). В планируемом году величина переменных издержек будет равна 420 млн р. (30 • 1400 / 100). При условии, что постоянные издержки не изменятся, вся сумма издержек предприятия будет равна 720 млн р. (420 + 300). Значит, прибыль в планируемом году будет 680 млн р. (1400-720). В этом случае темп роста прибыли составит 125,9 % (680 / 540 ■ 100). Следовательно, при увеличении выручки на 16,7 % прибыль возросла на 25,9 %■ Эта ситуация отражает роль и значение экономии постоянных затрат, в том числе управленческих доходов. Решая задачу максимизации темпов прироста прибыли, можно манипулировать увеличением или уменьшением не только переменных, но и постоянных затрат, и в зависимости от этого вычислять, на сколько процентов возрастет прибыль. Например, при увеличении переменных затрат на 16,7 %, а постоянных — на 2 % произойдет увеличение суммы постоянных затрат на 6 млн р. В этом случае издержки составят 726 млн р. (420 + 306), значит, прибыль будет равна 674 млн р., а темп ее роста составит 124,8 %. Уменьшение постоянных затрат на 2 % приведет к росту прибыли на 27 %. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|