ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Материалы для занятийI семестр: Основы киноязыка Занятие № 1 Основная терминология - 1 Занятие № 2 Основная терминология - 2 Занятие №3 Основная терминология - 3 Занятие № 4 Цитата и интертекст Занятие № 5 Монтаж - 1 (Эйзенштейн) Занятие № 6 Монтаж - 2 (Балаш) Занятие № 7 Перспектива. Композиция кадра. Свет Занятие № 8 Хронотоп. Ритм Занятие № 9 Звук Занятие № 10 Актер. Жест и мимика Занятие № 11 Точка зрения Занятие № 12 Кинематографические направления (самые общие типологические сведения)
II семестр: Основные киноведческие школы (общий обзор) Занятие № 1 Луи Деллюк Занятие № 2 Формалисты Занятие № 3 Сергей Эйзенштейн Занятие № 4 Бела Балаш и советские кинотеоретики 1920-х годов Занятие № 5 Рудольф Арнхейм Занятие № 6 Зигфрид Кракауэр и Андре Базен Занятие № 7 Тартуско-московская школа Занятие № 8 Умберто Эко и Ролан Барт Занятие № 9 Американская кинокритика Занятие № 10 Жиль Делез
III - IV семестры: Сверхкраткая история кино Занятие № 1 Изобретение кино. Приложение: презентация «Изобретение кино» Занятие № 2 Начало кино: 1900-е годы Занятие № 3 Расцвет кино: 1910-е годы Занятие № 4 Немецкий экспрессионизм Занятие № 5 Сюрреализм и другие авангардные течения 1920-1930-х годов Занятие № 6 Французский импрессионизм Занятие № 7 Французский «поэтический реализм» Занятие № 8 Советский авангард 1920-х годов Занятие № 9 Хэндаут скоро будет...
Основная литература Общий список литературы Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства Базен А. Что такое кино? Делез Ж. Кино (тт. 1-2) Деллюк Л. Фотогения кино Кракауэр З. От Калигари до Гитлера Кракауэр З. Природа фильма Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики Лотман Ю.М., Цивьян Ю.Г. Диалог с экраном Малви Л. Визуальное удовольствие и нарративный кинематограф Тынянов Ю.Н. Кино - слово - музыка Тынянов Ю.Н. Об основах кино Шкловский В. Моталка Эко У. Отсутствующая структура Ямпольский М.Б. Память Тиресия Bordwell D. Making Meaning Bordwell D., Thompson K. Film Art: An Introduction (8th edition) Bordwell D., Thompson K. Film History: An Introduction (2nd edition) Fulton H. etc. Narrative and Media New Media: A Critical Introduction (2nd edition)
Для спецсеминара Эко У. Как написать дипломную работу http://www.philol.msu.ru/~discours/index.php?option=content&task=view&id=389 Основные понятия семиотики кино Базовые понятия по Ю.М.Лотману («Семиотика кино и проблемы киноэстетики», 1973). Язык С точки зрения семиотики язык – упорядоченная знаковая система, функции которой – передача информации (коммуникация), обмен, хранение и накопление информации в коллективе, который им пользуется. Основной составляющей языка является знак. Знаки делятся на две основные группы по признаку внутренней мотивированности связи между означающим и означаемым: – знаки иконические (связь мотивированна; пример – рисунок); – знаки условные (связь немотивированна; пример – слово в естественном языке). Соответственно, языки могут либо быть системами, объединяющими знаки одного из этих двух типов (система знаков дорожного движения / естественный язык), либо комбинированием знаков обоих типов (в первую очередь, это языки различных видов искусства). Киноязык – одна из наиболее наглядных систем последнего типа: система знаков и способов их комбинирования, план выражения которых представлен средствами кинематографа. Кинотекст – текст (т.е. замкнутая система знаков, образующая связный нарратив), созданный средствами киноязыка; законченный продукт киноповествования. Кинообраз – изображение в кадре, осмысляемое в качестве знака, переданного средствами киноязыка. Кинообраз может быть дискретным (например, отдельная деталь) или недискретным (пейзаж в панораме). Киноповествование – рассказ (наррация), строящийся средствами кино («киноречь»); представленная во временнóй последовательности система кинокадров, выражающая некоторое сообщение. Кинематографическое значение – информация (совокупность ментальных интеллектуальных и эмоциональных структур), передаваемая зрителю с помощью системы кинематографических приемов и оказывающая на него сложное воздействие – от заполнения ячеек его памяти до перестройки структуры его личности. Изучение механизма этого воздействия составляет главную задачу семиотического изучения кино. * * * Основная сегментация киноповествования. · Кадр – минимальная дискретная единица кинотекста; картинка, аналогичная фотографии. · Фрагмент – последовательность кадров между двумя монтажными склейками. · Эпизод – ряд фрагментов, составляющий минимальный законченный нарратив. Основная единица кинотекста. Киноповествование организуется по уровням, которые для семиотической наглядности можно уподобить уровням организации словесного текста. Если кадр аналогичен фонеме, то фрагмент (следующий уровень) подобен предложению, эпизод (третий уровень) – высказыванию в понимании М.М.Бахтина, а четвертым уровнем организации киноповествования будет кинотекст в целом. * * * Основные технические понятия кинематографа. Крупный план – на киноэкране видно только лицо персонажа Первый план – бюст персонажа Американский план – персонаж по пояс или по колени Средний план – персонаж во весь рост Общий план – несколько персонажей на фоне декорации Дальний план – панорама местности (используется для съемок массовых сцен на натуре). Монтаж – сочленение кадров или фрагментов в киноповествовании. Важнейший элемент языка кино. Различают последовательный, параллельный, ассоциативный монтаж и ретроспективу. Перспектива – система изображения объёмных тел на плоскости или какой-либо иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удалённость отдельных их частей от наблюдателя. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|