ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Кинематографические направления (общие типологические сведения).
В задачу этого занятия не входит рассказать обо всех (или даже обо всех основных) кинематографических направлениях, кружках и школах: для этого потребовался бы отдельный годовой спецкурс, посвященный истории кино. Здесь же даются только самые известные понятия, которыми принято обозначать те или иные движения в кинематографе (по преимуществу европейском и американском).
Авангард: 1) любой экспериментальный кинематограф (тогда к авангарду относятся, например, все новые волны и разновидности неореализма); 2) эклектический комплекс течений в искусстве 1910–1920-х гг., характеризующийся в общем случае отказом от традиционных средств выражения, поисками новых языков в различных видах искусства (в том числе экспериментированием с киноязыком), разработкой новых принципов эстетики. К киноаванграду тогда относятся прежде всего: – экспрессионизм в кинематографе [фильмы в декорациях немецких экспрессионистов или имитирующих подобный стиль]: примеры: Роберт Вине («Кабинет доктора Калигари», «Руки Орлака», «Фауст»), Фридрих Вильгельм Мурнау («Носфертау»), Фриц Ланг («Доктор Мабузе-игрок»); – сюрреализм в кинематографе [развитие концепций дадаистов и сюрреалистов, разработанных в других видах искусства и перенесенных в кинематограф; отказ от связного сюжета, изображения реального мира, обращение к подсознанию и самоценной символике]: примеры: Луис Бунюэль («Андалузский пес», «Золотой век»), Жермена Дюлак («Раковина и священник»), Жан Эпштейн («Падение дома Ашеров»), Жан Кокто («Кровь поэта»); – киноимпрессионизм (поэтический реализм): примеры: Марсель Карне («Набережная туманов»), Жан Ренуар («Великая иллюзия», «Человек-зверь»), Жан Виго («Аталанта») – а также некоторые другие, более мелкие течения.
(NB: Кинематограф сам по себе – вещь изначально авангардная, во всяком случае, в 1920‑е гг. он воспринимался именно так: каждое его техническое решение, разработка каждой разновидности киноязыка достигались путем экспериментов, подчас радикальных, и воспринимались как новаторские открытия.)
Неореализм – направление в кинематографе и литературе, возникшее в 1940-х гг. как реакция на Вторую мировую войну и диктатуру фашизма (в том числе и на эстетические принципы фашизма в искусстве). Характеризуется установкой на отображение «неинсценируемой реальности» (З. Кракауэр), «жизни, как она есть»: * съемка имитирует документальную вплоть до полного перехода на натуру и отказа от павильонных съемок; * основной упор делается на изображение реальности в мельчайших деталях; * сюжет и диалоги нередко импровизируются; * в качестве актеров активно привлекаются неактеры (по З. Кракауэру). * Персонажи этих фильмов, как правило, – люди социальных низов, поэтому * сюжет строится на социальных конфликтах (классовых, политических). Классическим примером неореализма является итальянский неореализм 1940–1950-х гг. Многие эстетические принципы неореализма были позднее усвоены новыми волнами. Примеры итальянского неореализма: Лукино Висконти («Одержимость», «Земля дрожит», «Самая красивая»), Роберто Росселлини («Рим, открытый город»), Витторио Де Сика («Похитители велосипедов», «Умберто Д.»). Новая волна (новое кино) – в общем смысле движение в кинематографе той или иной страны во второй половине XX и в XXI веках, которое выступает против сложившихся к моменту его возникновения правил и канонов и предлагает создавать фильмы по новым эстетическим принципам. Например, фильмы французской новой волны 1950–1960-х гг. изначально характеризовалась * установкой на индивидуальный художественный стиль каждого режиссера; * имитацией документальной съемки и одновременно разрушением этого впечатления (резкие монтажные стыки, насыщенность интертекстами и т.п.); * нелинейным киноповествованием (иногда полностью обрывочным); * длительностью диалогов, часто не связанных напрямую с сюжетом; * социальной заостренностью самих сюжетов и т.п. В то же время новое немецкое кино 1960–1980-х гг., во многом связанное с французской и итальянской новыми волнами и итальянским неореализмом (т.е. «антиголливудскими» по своей эстетике течениями), одновременно заимствовало ряд элементов из Голливуда – в частности, установку на жанровый кинематограф (и нередко также на зрелищность). Примеры французской «новой волны»: Жан-Люк Годар («На последнем дыхании», «Безумный Пьеро», «Новая волна»), Франсуа Трюффо («400 ударов», «Жюль и Джим»), Клод Шаброль («Красавчик Серж», «Кузены») Примеры немецкой «новой волны»: Вим Вендерс («Небо над Берлином», «Алиса в городах», «Положение вещей»), Вернер Херцог («Агирре, гнев Божий», «Фицкарральдо»), Фолькер Шлёндорф («Жестяной барабан», «Поруганная честь Катарины Блюм»), Райнер Вернер Фасбиндер («Торговец четырех времен года», «Замужество Марии Браун», «Тоска Вероники Фосс»). Примеры английской «новой волны»: Тони Ричардсон («Оглянись во гневе»), Карел Рейш («В субботу вечером, в воскресенье утром»), Линдси Андерсон («Если…», «О, счастливчик!»), Джон Шлезингер («Что-то вроде любви», «Полуночный ковбой»).
[В современной кинокритике принято выделять новые волны практически в каждом национальном кинематографе (в некоторых национальных традициях на протяжении второй половины XX века выделяют даже по несколько таких волн). Из-за этого само понятие «новая волна» становится весьма расплывчатым и трудноопределимым.]
Коммерческое (голливудское) кино – кинематограф, для которого обычно характерны * ориентация на ставшие каноническими в данном обществе формы киноповествования и на массовую аудиторию, * установка на зрелищность, * система устойчивых актерских типажей (голливудских звезд по З. Кракауэру), * относительная предсказуемость сюжета и, как следствие, * подробная система жанров и рейтингов. В противовес коммерческому кинематографу в США создаются авторские (независимые) проекты [например, «синема верите» Джона Кассаветиса («Тени», «Премьера»)].
NB: Эти понятия не охватывают весь объем кинопродукции даже в европейской традиции. Многие фильмы, в том числе крупных режиссеров, не подпадают под определение тех или иных течений в кинематографе.
* * *
Об истории и эволюции кино см., в частности: → Садуль Ж. Всеобщая история кино. В 6 тт. М., 1958–1982; Садуль Ж. История киноискусства от его зарождения до наших дней. М., 1957. О немецком кинематографе см. также: → Кракауэр З. Психологическая история немецкого кино: От Калигари до Гитлера. М., 1977. О французской новой волне: → Базен А. Что такое кино? М., 1972. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|