ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Поиск новых стратегий в практических приложениях.Каждая из этих частей связана с ситуацией, характерной не только для современного российского общества, но вообще для современного мира. Социальные изменения на рубеже столетия и тысячелетия носят глобальный характер, поэтому возникшие новые проблемы актуальны и для мировой социальной психологии. Именно этот смысл мы вкладываем в понятие социальная психология в современном мире. Новизна проблематики не отменяет, естественно, фундаментальных разработок, осуществленных наукой на протяжении ее истории: полемика вокруг соотношения универсальных законов, касающихся механизмов социального поведения и их реализации в определенном социальном контексте, не означает отказа от традиционных проблем и подходов в системе социально-психологического знания. В более широком плане речь идет о соотношении фундаментальной науки и ее прикладных аспектов: фундаментальные исследования вообще в меньшей степени «откликаются» непосредственно на новые проявления объекта. Более того, вряд ли чрезмерно поспешный отклик на практические запросы есть безусловное достоинство науки. Поэтому учебники, предлагающие свод традиционных проблем, сформулированных на основе фундаментального знания, ни в коей мере не утрачивают своего значения, но требуют лишь периодического наполнения их содержания так называемым «новым материалом». Именно эта задача и стоит перед авторами предлагаемого издания. Три выделенные в книге части, как нам представляется, помогут читателю полнее представить себе возможности социальной психологии как научной дисциплины, ее существования в ситуации радикальных преобразований, осуществляемых на рубеже XX и XXI столетий. Эти части в целом соответствуют традиционной логике изложения курса социальной психологии: первая связана с пониманием предмета, методов и истории дисциплины; вторая предполагает освещение проблем, относящихся к исследованию закономерностей общения и взаимодействия людей, к изучению психологии больших и малых социальных групп, а также личности; наконец, третья часть сопоставима с разделами, посвященными практическим приложениям социальной психологии. Для удобства читателей каждой из названных частей мы предпосылаем небольшое введение, назначение которого — более четко зафиксировать логику отбора соответствующего материала. Не только написание предлагаемого текста, но и сама разработка обсуждаемых тем была бы невозможна без постоянного общения с нашими студентами, без их порою «каверзных» вопросов и суждений, заставляющих постоянно искать и находить решения новых проблем. Поэтому многие поколения студентов, слушавших наши лекции и писавших под нашим руководством свои курсовые и дипломные работы, являются в действительности соавторами данного учебного пособия. Мы искренне признательны всем, кто у нас учился, и, в частности, тем, кто ушел после окончания университета «в практику» и участвует в постановке проблем, связанных непосредственно с возможностями прикладного использования социальной психологии в новых условиях. Мы также благодарим аспирантов кафедры и наших коллег с других кафедр факультета психологии, в дискуссиях с которыми мы лишний раз задумывались о судьбе нашей дисциплины. Часть I МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|