ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ТРАДИЦИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ПОДХОДЫВторая часть — традиционные проблемы и новые подходы — содержит ответ на поставленный выше вопрос о том, как соотнести устоявшиеся принципы и подходы с новым, «стучащимся в дверь» материалом. Хорошо известно, что существует достаточно прочно оформившийся спектр «сквозных» проблем социальной психологии, включаемых в ее структуру, повторяющийся в разных школах и направлениях. Здесь нет необходимости перечислять все эти проблемы и важно лишь подчеркнуть, что их набор сохраняет свое значение как важнейших компонентов в структуре социальной психологии как науки. Все традиционно включаемые в эту структуру проблемы остаются важными направлениями фундаментальных исследований, и изменения в мире ни в коей мере не означают утраты ими права на существование, в том числе и в учебниках по данной дисциплине. Речь идет о другом: в изменяющемся мире многие из разрабатываемых направлений требуют наполнения новым содержанием и его осмыслением. Это участь всех наук, имеющих дело с исследованием общества или отдельных его фрагментов. Достаточно привести лишь некоторые примеры. В традиционной для социальной психологии проблеме общения возникают такие, например, вопросы, как толерантность в диалоге или новые грани в содержании и свойствах стереотипов. Даже характеристики хорошо проработанной в исследованиях малой группы приобретают специфические черты, связанные, например, с процессами командообразования. Особый акцент требуется, по-видимому, и в области психологии организаций в связи с возникновением их новых форм. Тем более необходима тщательная проработка проблем психологии больших социальных групп, ибо сами эти группы или утрачивают, или, напротив, приобретают новое значение. Ряд новых поворотов можно усмотреть и в проблематике личности. Так, решение абсолютно традиционной для социальной психологии проблемы социальных установок требует сегодня, кроме общего анализа механизмов их возникновения, как минимум, «учета» тех но-вых реальных условий, в рамках которых осуществляется процесс их изменения. Так же обстоит дело с изучением социализации, способов конструирования человеком образа социального мира и др. Следовательно, необходимо и специальное исследование нового состояния каждой из традиционных проблем, и акцентирование новых моментов при изучении курса социальной психологии студента- ми. Вторая часть книги содержит как раз изложение тех изменений, которые происходят в традиционных областях социально-психологического знания в условиях социальных трансформаций. Материал, предложенный здесь, сконцентрирован вокруг основных разделов социальной психологии: общения и взаимодействия (главы 1-2), психологии больших и малых групп (главы 3—5), социальной психологии личности (главы 6—7). В качестве заключения предлагается глава об особенностях построения рядовым человеком картины изменяющегося мира, что в известном смысле является итогом всего материала, представленного в данной части книги. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|