ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
САМОРЕФЛЕКСИЯ НАУКИНА РУБЕЖЕ СТОЛЕТИЙ Авторы
Методологическая саморефлексия науки — достаточно распространенное движение в самых различных дисциплинах, развившееся во второй половине XX в. Его содержание — анализ возможностей науки, ее стратегий, методов, теоретических построений, выполняемых самими исследователями. В общем науковедении проблема часто описывается как анализ сменяющих друг друга парадигм. В социальной психологии проблема смены парадигм, поиска новой парадигмы встает особенно остро, что продиктовано дискуссией о будущем науки в связи с социальной ситуацией, сложившейся в мире, обусловленной, в частности, бурными социальными изменениями. Способна ли социальная психология в ее традиционных парадигмах предложить адекватные стратегии и методы для изучения новой социальной реальности? Если нет, то чтоможет быть предложено нового, чтобы это был не «взрыв» старых традиций, а их обновление, своеобразная ревизия? Иными словами, речь в данном случае идет о том, как социальная психология оценивает свои собственные возможности и перспективы развития в новом столетии, когда радикально изменяются практически все стороны социального организма, а понятие «социальные изменения» становится ключевым во всей системе обществоведения. Таким образом, «внутренний» анализ дисциплины, размышления ее представителей о том, что «может» или что «должна» сделать социальная психология, каким представляется ее статус в обществе, чтобы успешно решать новые задачи, становится настоятельной необходимостью. Этот анализ требует также и сопоставления новых подходов, разрабатываемых в отечественной социальной психологии, с общим движением в мировой науке. В первой части книги обсуждаются именно эти вопросы, сконцентрированные в следующих главах: 1. Общие поиски новой парадигмы в социальной психологии. 2. Рост влияния факторов культуры в исследованиях. 3. Эволюция взглядов в изучении личности. Легко увидеть, что каждый из названных вопросов имеет ярко выраженный принципиальный характер, а все вместе они могут представлять основные вехи саморефлексии социальной психоло- гии. Вместе с тем предложенные главы в общем соответствуют тра- диционному введению в дисциплину, предлагаемому в любом учебнике: они касаются характеристики предмета науки, важных этапов ее истории, методологических принципов. По каждому из указанных вопросов предлагаются новые повороты, порожденные как внутренней логикой развития социальной психологии, так и социальной ситуацией, складывающейся в мире на рубеже не только столетия, но и тысячелетия. Взаимосвязь традиционных подходов и вызовов, предложенных «новыми реалиями», поможет всем, кто изучает социальную психологию, глубже понять внутреннюю природу этой дисциплины.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|