Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЮЛИЯ БЕДЕРОВА, музыкальный критик




Сузим календарно и возьмем последнее десятилетие. Начнем строго с 2000-го года. Первое событие, которое можно вспомнить, это 2001 год, опера «Царь Демьян». Сразу понятно, что начиная разговор о некоторых событийных моментах в истории оперных постановок за последние десять лет, мы сразу начинаем с события вполне себе не ортодоксального. Опера была написана коллективом автором. Речь идет о пяти композиторах. Это - Ираида Юсупова, Владимир Николаев, Леонид Десятников, Вячеслав Гайворонский и ТПО "Композитор" с участием Петра Поспелова, который одновременно является и инициатором и управляющим в этом коллективном произведении. Премьера имела вполне очевидные проектные основания. Никто даже не предполагал создавать репертуарный продукт, который бы существовал в рамках репертуарного театра. Это была совершенно разовая история, подготовленная для фестиваля Валерия Гергиева «Звезды Белых ночей». И собственно сам оперный жанр был здесь в большой степени фигурой речи.

Важно, что премьера была реализована «под шапкой» Мариинского театра. Однако, была показана на сцене Малого драматического театра Льва Додина. Нехитрая манипуляция с местом позволила говорить о премьере Маринки, реально же театр избежал премьеры, сделав вид, что является заказчиком, хотя, на самом деле, был покупателем продукта.

Дальше мы перескакиваем довольно сильно. По крайней мере, если мы ведем разговор о двух столицах, то попадаем сразу же в 2005 год и вспоминаем оперу Леонида Десятникова и Владимир Сорокина и предложенного Большим театром режиссера Эймунтаса Някрошюса «Дети Розенталя». Это самое масштабное и репертуарно убедительное событие в обсуждаемом ряду. Определенно, Большой театр пошел дальше других. И даже некоторые событийные декорации – мы помним некоторые протесты – превратили премьеру в то, чем она и должна быть – в событие искусства, а не просто факт. Событие, составляющее, определяющее и формулирующее смыслы реальной жизни.

Это было придумано как «обменный проект» - опера Леонида Десятникова должна и была поставлена в Большом театре, опера Владимира Мартынова планировалась к постановке в Мариинском театре. Постановка оперы Мартынова «Vita Nova» не состоялась, поскольку один из фигурантов этого обменного проекта, придуманного продюсером Эдуардом Бояковым, отказался принимать участие в этой истории. В концертном исполнении в Москве был представлен ее небольшой кусочек. Собственно и сам композитор, как выяснилось, был не так сговорчив в плане учитывания каких-либо интересов театра, публики и ситуации. В результате премьера оперы состоялась в Лондоне в концертном исполнении. Руководил исполнением Владимир Юровский. До России докатилось эхо героизма и скандала.

 

Дальше мы опять делаем большой шаг и попадаем сразу в 2008 год. Два события в Мариинском театре. Это сценическая версия оперы «Очарованный странник» Родиона Щедрина, концертная премьера которой состоялась за год до этого, и премьера оперы «Братья Карамазовы». Тут я не могу не процитировать реплику композитора Бориса Филановского по поводу этой оперы: «Вот она, настоящая опера в представлении отечественных опероманов: набор более-менее приятных музыкальных номеров, объединенных знакомым сюжетом». Формулировка агрессивная, но, согласимся, довольно верная. Она может задать нам какое-то направление для осмысления.

Если говорить о Достоевском, я бы вспомнила еще одну премьеру, которая состоялась намного раньше, еще в 90-е годы и вообще не в России, а в Германии. Это опера Владимира Кобекина «НФБ» по роману «Идиот» в постановке Камы Гинкаса. Упоминаю я ее не только потому, что она по Достоевскому. Премьера происходила в контексте, имеющим отношение к России, в контексте русского искусства. Придумал эту затею Алексей Парин, который инициировал русский фестиваль в Германии, где и состоялось это событие. Это была такая выездная сессия российского современного искусства, на тот момент возможного исключительно «там».

 

 

ДМИТРИЙ РЕНАНСКИЙ

Если говорить о каких-то важных региональных проектах, которые были осуществлены в том периоде, о котором мы говорим, я бы предложил начать с события, которое случилось чуть раньше. Оно прилегает в плане своей важности к «нулевым» и 10-м годам. Это 1998 год, Новосибирск, премьера оперы Владимира Кобекина «Молодой Давид». С этого спектакля пришла громкая слава тогда только начинавшему свой оперный путь Дмитрию Чернякову. И вообще имя Владимира Кобекина должно было бы звучать здесь сегодня не раз, потому на сегодняшний день он является чемпионом среди композиторов по количеству постановок в государственных театрах. Можно вспомнить довольно много его московских спектаклей, среди которых: «Гамлет (датский) (российская) комедия» в Музыкальном театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, и оперный диптих «Каприччио в черном и белом» в Камерном музыкальном театре им. Б.А.Покровского, и прошлогодняя премьера «Принцесса и свинопас» в Театре им. Н. Сац.

Среди региональных проектов очень важно не забывать ту деятельность, которую проводил в Перми Георгий Исаакян. Ее результатом стал целый ряд проектов, среди которых «Один день Ивана Денисовича» Александра Чайковского. Пермь долгое время оставалась одним из центров современной оперы в регионах России.

Если говорить о столичных проектах, о которых мы еще не вспомнили, я бы предложил отметить очень важную для истории современной оперы в России ситуацию, связанную с тем, что современная опера в последние годы выходит за пределы государственных репертуарных театров и звучит на различных независимых площадках.

Практически параллельно в Москве и Петербурге в 2008 и 2009 годах осуществлялось два проекта. Первый –– это спецпроект фестиваля «Территория» в 2008 году, инициатором которого был Теодор Курентзис. Тогда на площадке только открывшегося Центра современного искусства «Винзавод» прошли премьеры сразу двух опер: «Станция» Алексея Сюмака и «Богиня из машины» Андреаса Мустукиса. Это принципиальное событие, которое маркирует освоение новых территорий современной оперой.

Параллельно в Петербурге фондом «Про Арте» и Борисом Филановским осуществлялся проект «Безумная опера», идея которого как раз формулировалась: «переместить оперный спектакль из театра в необычное пространство». Были осуществлены постановки двух опер: «Синяя борода: материалы дела» Владимира Раннева и «Три четыре» Бориса Филановского. Первая была представлена в петербургском Планетарии, вторая – в концертном зале Российской национальной библиотеки на Фонтанке.

Завершить этот блок я хотел бы очень важным и принципиальным воспоминанием о том, каким образом современная опера существовала вне России. Это такой специфический феномен 90-х и 2000-х годов, когда очень важные для современного музыкального процесса композиторы пишут произведения на заказ не для русских оперных театров, а для зарубежных. Владимир Тарнапольский – две оперы поставлены в Германии: «Когда время выходит из берегов» (по «Трем сестрам» А. Чехова), 1999 год, Мюнхенская биеннале и «По ту сторону тени» (по Платонову), 2006 г., поставленная в Боннской опере.

Из недавних спектаклей это «Алиса в стране чудес» Александра Кнайфеля, поставленная в Амстердамской опере Пьером Оди, и «Собачье сердце» Алесандра Раскатова, спектакль Амстердамской оперы в постановке Саймона Мак-Берна. Ее сейчас пытается перевести в Петербург Валерий Гергиев.

Сейчас мы попробуем поговорить вот о чем. В России ситуация современной оперы неразрывно связана с ситуацией с современной музыкой вообще в нашей стране. И я попросил бы рассказать о некоторых национальных особенностях бытования современной музыки и современной оперы композитора Дмитрия Курляндского, который является не только активным оперным композитором – только что он закончил работу над оперой «Носферату», которая, как мы надеемся, будет поставлена в Пермском театре оперы и балета. Дмитрий недавно выиграл очень крупный, очень престижный оперный композиторский конкурс в Граце. На протяжении многих лет он является активным промоутером современной академической музыки в России, человеком, который много делает организационных вещей.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных