ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Обработка и интерпретация результатов. Путь решения не имеет значенияПуть решения не имеет значения. Важно проследить, как испытуемый сохраняет цель в ситуации напряженного внимания, сосредоточенности, При неудачах, а также как это зависит от возраста дошкольника. Деятельность детей анализируется с точки зрения наличия целенаправленности: Насколько ребенок целеустремлен, прибегает ли и как часто к помощи Взрослого, прекращает ли попытки выполнить задание при столкновении с затруднениями. Методика «Выкладывание узора по образцу»1 Задача, предлагавшаяся детям, при внешней привлекательности и простоте имела единственное решение. Оно состояло в том, чтобы ребенок самостоятельно открыл принцип составления, способ выкладывания узора- образца и выложил его точно так же. Принципом составления узора было наложение одной геометрической фигуры на другую («слоеный пирог»). Ребенку давали набор необходимого количества фигур разного цвета и размера, вырезанных из бумаги. Геометрические фигуры подбирались так, чтобы между ними было много схожих между собой по форме и по цвету. Однако в общей картине узора каждая фигура занимала строго определенное место. Если ребенок допускал ошибку и выбирал сходную фигуру, то выложить узор полностью было уже невозможно. Внешний вид узора не совпадал с теми геометрическими фигурами, из которых он состоял. Трогать же образец во время выполнения не разрешалось. Можно было только смотреть на него. Рассмотрим два элемента узора: треугольники и квадраты и их сочетание. Например, одинаковый внешний вид имели два следующих фрагмента узора. В первом случае на квадрат желтого цвета был наложен треугольник красного цвета. Во втором случае — на квадрат красного цвета был наложен треугольник желтого цвета. Если ребенок ошибочно брал два треугольника (желтый и красный) и прикладывал их друг к другу, то следующую фигуру он уже не мог выложить, так как у него оставалось два квадрата. Чтобы выложить предложенный узор, ребенок должен был действовать вопреки навязываемому зрительному образу восприятия, проявить анали- тико-синтетические умения постижения сущности задачи, произвольно перестраивать свою деятельность и управлять ею. Кроме того, ребенок должен был проявить волевые усилия, исправляя ошибки, предпринимая все новые и новые попытки достичь цели, несмотря на неудачи. Инструкция. Посмотри, пожалуйста, какой красивый узор. Ты можешь сделать такой же. Вот здесь, в пакетике, который я тебе дам, есть все необходимые фигуры, чтобы выложить узор. Достань их, пожалуйста, и внимательно рассмотри. Образец будет перед тобой, его нельзя трогать руками и переворачивать. А вот на этом листике попробуй выложить точно такой же узор. По времени выполнения задания (а в эксперименте оно не ограничивалось, ребенок сам говорил: «Я все сделал» или «Я больше не буду делать») всех испытуемых можно разделить на три группы. К первой
группе относятся дошкольники, которые участвовали в выполнении задания до 15 мин. Ко второй группе — дети, выполнявшие задание в течение 16-30 мин. К третьей группе — дети, выполнявшие задание в течение 31-45 мин. Кроме времени выполнения учитываются результаты достижения цели, количество совершенных попыток, наличие внешней речи, умение решать задачи «в уме». Методика Б. Ф. Эльконина4 Детям (4-5 лет, 6-7 лет) предлагается сложить куб Л инка (из 27 кубиков с разноцветными гранями, каждая грань окрашена в красный, синий или желтый цвета) так, чтобы все его стороны были одного цвета. Чтобы у детей не возникло ощущения сложной или непосильной задачи, сперва взрослый сам складывает куб на глазах у ребенка, объясняя принципы подбора кубиков. Затем ребенку предлагается самому сложить куб. Фиксируется: время, активность, обращение за помощью взрослого, отказ от цели (с сожалением, огорчением), не хватило времени. При анализе выполнения данного задания можно выделить три вида целенаправленности: 1. Стойкая деятельная целенаправленность. 2. Малоактивная целенаправленность, нуждающаяся в руководстве. 3. Нестойкая целенаправленность (отказ от попыток решения при столкновении с трудностями). Методика А. Карстен4 Методика исходит из предположения, что при относительно длительном выполнении однообразной деятельности возникает психическое насыщение, при котором положительное отношение к выполняемым действиям утрачивается, изменяясь на нейтральное или слабоотрицательное. Детям предлагают заложить фишками клетки шахматной доски. В одном варианте доска состоит из 64 клеток, в другом — из 156. Фишки изготавливаются из плотной бумаги непривлекательного серого и коричневого цвета блеклых тонов. Фиксируется: вариации (отклонения) в выполнении задания в момент их появления, речевые и эмоциональные реакции, выражения нежелания продолжать работу, количество закрытых фишками клеток до появления Нежелания и после. Если ребенок закладывает фишками всюдоску, считается, чтоон выполнил задание, если же бросает задание — недостижение цели. Характер выполнения различается по отсутствию или наличию вариаций — по цвету фишек и порядку их раскладывания. В случае невыполнения выделяется полный отход от цели и недоведение начатого до конца — Как проявление насыщения и нежелания продолжать деятельность. Для исследования воли возможно внесение дополнительных элементов в задания так, чтобы создавались напряженные ситуации, требующие проявления волевых усилий, но при этом чтобы умения испытуемых не влияли на успешность деятельности. Методика «Неразрешимая задача»3 Смысл методики состоит в том, что испытуемому предлагается решить задачу, которая не имеет решения, но об этом испытуемый не знает. Можно использовать различные варианты методики: кубики Кооса, кубики с картинками (для детей), игра «в пятнадцать», «перепутанные линии» или прохождение сложного лабиринта, в котором нет выхода. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|