ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ
Ввиду ограниченного объема аудиторных занятий важное значение в процессе изучения курса приобретает самостоятельная работа студентов. Ее организация начинается с чтения установочных лекций, где происходит знакомство студентов с предметом, назначением и структурой курса, дается обзор учебно-методической литературы. В результате освоения курса студент должен знать историю становления психологической и педагогической мысли, структуру психики и сознания, взаимодействие сознания и подсознания, эмоциональные процессы и управление ими, воспитание воли; психологию личности – структуру, темперамент, характер, способности; психологию познавательных процессов – внимания, памяти, воображения, мышления; социально-психологические феномены – общение, межличностные взаимодействия; педагогические проблемы – вопросы обучения и воспитания, семейной педагогики, совершенствования специалистов, предупреждения и управления конфликтами в коллективах.
Тесты.
1. Психология как самостоятельная наука оформилась: а) в 40-х гг. XIX в.; б) в 80-х гг. XIX в.; в) в 90-х гг. XIX в.; г) в начале ХХ в. 2. Психология как наука о душе была определена: а) более 3-х тыс. лет назад; б) более 2-х тыс. лет назад; в) в XVI в.; г) в XVII в. 3. Психология как наука о сознании стала развиваться: а) в XV в.; б) в XVI в.; в) в XVII в.; г) в XVIII в. 4. Психология как наука о поведении возникла: а) в XVII в.; б) в XVIII в.; в) в XIX в.; г) в ХХ в. 5. Психическое отражение: а) образ окружающего мира, несущий информацию о его свойствах; б) носит избирательный характер; в) представляет фотографию воздействующей окружающей среды; г) не зависит от условий окружающей среды. 6. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется: а) эмоцией; б) рефлексией; в) сознанием; г) волей. 7. Рассматривая психологическую структуру человека, З.Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется: а) «Оно»; б) «Я»; в) «Сверх-Я»; г) «Супер-эго». 8. Как называется защитный механизм психики, который преобразует энергию инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется: а) рационализацией; б) идентификацией; в) сублимацией; г) вытеснением. 9. Отдельный взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств (биологических, физических, психических, социальных), - это: а) индивид; б) ребенок; в) человек; г) личность. 10. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении - это: а) темперамент; б) характер; в) способности; г) направленность личности. 11. Личностные качества, предопределенные главным образом, социальными факторами - это: а) инстинкты; б) механическая память; в) ценностные ориентации; г) музыкальный слух. 12. Какое из понятий характеризует общий процесс становления человека как личности: а) воспитание; б) обучение; в) развитие; г) социализация. 13. Закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности, - это: а) характер; б) темперамент; в) чувства; г) воля. 14. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это: а) холерик; б) меланхолик; в) сангвиник; г) флегматик. 15. Быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы: а) сангвиник; б) флегматик; в) холерик; г) меланхолик. 16. Ровен в поведении, не принимает скоропалительных решений, медленно переключается в одного вида работы на другой, малоактивен: а) сангвиник; б) флегматик; в) холерик; г) меланхолик. 17. Развитое состояние природных задатков, благоприятный психологический фактор успешной профессиональной самореализации личности, - это: а) умение; б) навыки; в) знания; г) способности. 18. В характере личность проявляется в большей степени со стороны: а) содержательной; б) динамической; в) процессуальной; г) структурной. 19. О наличии способностей к какому-либо виду деятельности не может свидетельствовать: а) высокий темп усвоения знаний, умений и навыков; б) большие энергетические затраты на овладение деятельностью; в) наличие склонности к данному виду деятельности; г) индивидуальное своеобразие, оригинальность продуктов труда. 20. Какая из указанных точек зрения считается наиболее научно состоятельной: а) способности человека врожденны, генетически заданы; б) все способности в равной мере можно развить у любого человека, были бы созданы необходимые социальные условия; в) способности развиваются на основе определенных задатков при включении человека в соответствующую деятельность, создании необходимых социальных и педагогических условий, активной работе личности над собой; г) каждый человек в состоянии развить у себя любые способности, было бы проявлено желание и настойчивость. 21. Для волевого регулирования присущи действия: а) неосознанные; б) сознательные; в) интуитивные; г) непроизвольные. 22. Критериями воли не являются: а) волевое действие; б) волевые качества личности; в) выбор мотивов и целей; г) показатель интеллектуального развития.
23. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, с коротким периодом протекания, влияющее на всю личность и характеризующееся временной дезорганизацией сознания, нарушением волевого контроля – это: а) стресс; б) аффект; в) фрустрация; г) страсть. 24. Самокритичность, скромность, гордость характеризуют: а) отношение личности к вещам; б) отношение к другим людям; в) систему отношений человека к самому себе; г) особенности выполнения им какой-либо деятельности. 25. Отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом – это; а) ощущение; б) восприятие; в) представление; г) воображение. 26. К основным свойствам ощущений не относится: а) качество; б) интенсивность; в) длительность; г) объем. 27. Воспроизведенный субъективный образ предмета, основанный на прошлом опыте и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется: а) ощущением; б) восприятием; в) представлением; г) воображением. 28. Восприятие часто принято называть: а) осязанием; б) апперцепцией; в) перцепцией; г) наблюдательностью. 29. Эмоции – это переживания человеком чего-либо как: а) непосредственное; б) опосредованное; в) сознательное; г) рациональное. 30. Чувствами называются: а) непосредственные переживания чего-либо; б) устойчивые эмоциональные отношения к кому-либо или к чему-либо; в) стойкие, сильные, длительные эмоциональные состояния; г) индифферентные отношения к действительности. 31. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются: а) моральными; б) эстетическими; в) интеллектуальными; г) практическими. 32. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется: а) рефлексией; б) индентификацией; в) эмпатией; г) симпатией. 33. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании, обеспечивает: а) восприятие; б) рефлексия; в) внимание; г) память. 34. Характеристикой интенсивности внимания является ее: а) объем; б) степень; в) направленность; г) концентрация. 35. Способность человека сохранять и воспроизводить «следы» воздействий на психику называется: а) восприятием; б) воображением; в) мышлением; г) памятью. 36. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью: а) механической; б) логической; в) эмоциональной; г) аудиальной. 37. Психическая деятельность, направленная на создание новых образов, называется: а) восприятием; б) мышлением; в) воображением; г) вниманием. 38. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и реальное их преобразование, называется: а) наглядно-образным; б) наглядно-действенным; в) словесно-логическим; г) абстрактным. 39. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как: а) анализ; б) синтез; в) обобщение; г) классификация. 40. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется: а) индукцией; б) дедукцией; в) понятием; г) суждением. 41. Взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания межличностных отношений, достижения общего результата – это: а) общение; б) деятельность; в) обучение; г) коммуникация. 42. Содержание общения, представленное как обмен знаниями, называется: а) когнитивным; б) материальным; в) деятельным; г) кондиционным. 43. Основное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникающей как следствие определенной его потребности, мотива, называется: а) операцией; б) действием; в) деятельностью; г) умением. 44. Ведущими видами деятельности не является: а) игра; б) учение; в) спорт; г) труд. 45. Педагогика – это наука (выберите наиболее полный ответ): а) о закономерностях развития ребенка и путях его воспитания; б) об искусстве воздействия воспитателей на воспитуемых; в) о воспитании, обучении и образовании людей; г) о педагогической деятельности. 46. Педагогика как самостоятельная наука возникла: а) в XVI в.; б) в XVII в.; в) в XVIII в.; г) в XIX в. 47. Содержание образования как общественного явления определяется: а) социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его материально-технического и культурного развития; б) уровнем развития педагогической науки и педагогической практики; в) совокупностью знаний, навыков и умений, составляющих госстандарт образования; г) уровнем развития гуманитарных наук; 48. К эмпирическим методам исследования в педагогике относятся: а) наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент; б) эксперимент, моделирование, рейтинг, тестирование; в) беседа, классификация, интервью, шкалирование; г) наблюдение, беседа, интервью, изучение продуктов деятельности. 49. Развитое состояние природных задатков, благоприятный психологический фактор успешной профессиональной самореализации личности, - это: а) умение; б) навыки; в) знания; г) способности. 50. Система государственных и общественных институтов, обеспечивающих процесс образования личности в течение всей ее жизни, называется: а) образованием; б) непрерывностью образования; в) системой образования; г) образованностью. 51. Организация педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики и методики преподавания предполагает принцип: а) систематичности; б) доступности; в) наглядности; г) научности. 52. Для проблемного обучения характерно то, что: а) учащиеся усваивают знания в готовом виде; б) учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности; в) обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий; г) оно позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук. 53. Что не является сущностной чертой конфликта: а) наличие противоречий между субъектами; б) разные типы мировоззрения; в) неприязненные отношения друг к другу; г) сложные жизненные ситуации. 54. От чего не зависит психологическая устойчивость в кофликте: а) тип нервной системы; б) опыт и профессиональная подготовка; в) уровень физического развития; г) навыки и умения поведения и деятельности. 55. Какая функция конфликта не является конструктивной: а) ослабление напряженности в отношениях; б) улучшение качества деятельности; в) более глубокое знание участниками конфликта друг друга; г) закрепление социальной пассивности личности. 56. К основным личностным причинам конфликта не относится: а) естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности; б) низкая конфликтоустойчивость; в) неадекватный уровень знаний; г) субъективная оценка поведения партнера как недопустимого.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ
1. Этапы становления и развития психологии. 2. Работа Аристотеля «О душе». 3. Дуализм Р. Декарта и его значение для развития психологии. 4. Учение Г. Лейбница о бессознательной психике. 5. «Эмпирическая психология» Х. Вольфа. 6. Учение о душе Дж. Локка. 7. Экспериментальная психология В. Вундта. 8. Русская психология (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов). 9. Бихевиоризм. 10. «Гештальтпсихология». 11. Психоанализ З. Фрейда и структура психического. 12. Концепция коллективного бессознательного К. Юнга. 13.Когнитивная психология. 14. Гуманистическая психология. 15. Интерактивная психология (Э. Берн). 16. Психология в 1917-1990 годы. 17. Трансперсональная психология. (С. Гроф). 18. Становление психологии как научной дисциплины. 19. Основные направления научной психологии. 20. Защитные механизмы психики. 21. Психика, ее структура и физиологические основы. Сознание основные свойства и состояния. 22. Сознание – высшая ступень развития психики. 23. Познание и его формы. 24. Память. Закономерности памяти. 25. Ощущения, их свойства и виды. 26. Иллюзии и их виды. 27. Восприятия и их свойства. 28. Мышление как высшая форма познания. Виды мышления. 29. Психологические процессы воображения. 30. Воображение и творчество. 31. Психологические процессы творчества. Основные этапы творческого решения проблем. 32. Внимание и его виды. 33. Потребности и мотивы. 34. Эмоции их роль в психике и поведении. 35. Виды эмоций и формы их проявления. 36. Темперамент. Физиологическая основа темперамента. 37.Типы темперамента и их основные черты. 38. Характер. Различные подходы к типологии характера. 39. Акцентуации характера. 40. Типология психотипов. 41. Личность. Ролевая концепция личности. 42. «Я-концепция» и самооценка личности. 43. Личность и группа: проблема лидерства и руководства. 44. Общение, его виды и стили. 45. Вербальные и невербальные средства общения. 46. Психологические особенности диалога. 47. Перцептивная сторона общения. Эффекты первого впечатления. 48. Трансактный анализ общения. 49. Стили педагогического общения. 50. Психические механизмы восприятия и взаимодействия в процессе общения (эмпатия, аттракция, проекция, идентификация). 51. Интерактивная сторона общения. 52. Манипуляции в общении. 53. Конфликты и способы их разрешения. 54. Способности. Проблема соотношения наследственности и воспитания. 55. Понятие деятельности. Ее роль в становлении личности. Виды деятельности. 56. Педагогика предмет и задачи. 57. Сущность воспитательного процесса. 58. Понятие воли, структура волевого действия. 59. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения. 60. Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|