Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ




 

Ввиду ограниченного объема аудиторных занятий важное значение в

процессе изучения курса приобретает самостоятельная работа студен­тов. Ее организация начинается с чтения установочных лекций, где происходит знакомство студентов с предметом, назначением и структурой кур­са, дается обзор учебно-методической литературы. В результате освоения курса студент должен знать историю становления психологической и педа­гогической мысли, структуру психики и сознания, взаимодействие созна­ния и подсознания, эмоциональные процессы и управление ими, воспита­ние воли; психологию личности – структуру, темперамент, характер, спо­собности; психологию познавательных процессов – внимания, памяти, во­ображения, мышления; социально-психологические феномены – общение, межличностные взаимодействия; педагогические проблемы – вопросы обучения и воспитания, семейной педагогики, совершенствования специа­листов, предупреждения и управления конфликтами в коллективах.

 

    1. Задания для самостоятельной работы студентов.

 

Темы Содержание задания
   
Предмет психологии
      1. Вопросы для самоконтроля:
1. Основные периоды становления и развития психологических идей. 2. Задачи и методы психологии. 3.Структура психологии. II. Написание эссе о современном состоянии психологии. III. Решение тестов с 1 по 4.
Структура психики
  1. Вопросы для самоконтроля:
1. Сознание – высшая ступень развития психики. 2. Защитные механизмы психики. 3. Структура психики.
  1. Написание эссе на тему «Сон и его психические особенности».
  2. Решение тестов с 5 по 8.
Сенсорно-перцептивные процессы
  1. Вопросы для самоконтроля:
1. Физиологическая основа ощущений. 2. Классификация ощущений. 3. Восприятия и их свойства.
  1. Анализ Интернет-ресурсов на тему «Иллюзия восприятия».
  2. Решение тестов с 9 по 12.
   
Внимание и память I. Вопросы для самоконтроля: 1. Внимание, его виды и свойства. 2. Законы памяти и ее организация. 3. Формы воспроизведения информации II. Написание эссе на тему «Развитие памяти и мнемотехнические приемы». III. Решение тестов с 13 по 16.
Мышление и воображение I. Вопросы для самоконтроля: 1. Мышление и интеллект. 2. Основные формы логического мышления. 3. Воображение, его виды и свойства. II. Написание эссе о роли воображения в художественном и научном творчестве. III. Решение тестов с 17 по 20.
Эмоционально волевые процессы I. Вопросы для самоконтроля: 1. Виды эмоций и формы их проявления. 2. отличия чувств от эмоций. 3. Волевой акт и его структура. II. Написание эссе о роли эмоций в жизни человека. Ш. Решение тестов с 21 по 24.
Темперамент. I. Вопросы для самоконтроля: 1. Тип высшей нервной деятельности и темперамент. 2. Диагностика темперамента. 3. Написание эссе о связи темперамента с индивидуальным стилем деятельности. III. Решение тестов с 25 по 28.
Характер I. Вопросы для самоконтроля: 1. Связь характера и темперамента. 2. Типология характеров. 3. акцентуация характера. II. С помощью Интернет-ресурсов написать эссе на тему «Становление характерологии». III. Решении тестов с 29 по 32.
Личность I. Вопросы для самоконтроля: 1. основные этапы становления личности. 2. Основные концепции личности. 3. Становление «Я» - концепции. II. Написание эссе на тему «Пути повышения самооценки личности».
  1. Решение тестов с 33 по 36.
   
   
Общение I. Вопросы для самоконтроля: 1. Содержание, цели и функции общения. 2. Виды и стили общения. 3. Концепция общения Э. Берна. II. Написание эссе на тему «Манипуляции в общении и защита от них». III. Решение тестов с 37 по 40.
Предмет и задачи педагогики I. Вопросы для самоконтроля: 1. Различные концепции в педагогике. 2. Предмет педагогики и этапы ее становления как науки. 3. Воспитание, его закономерности и сущность. II. Написать эссе с использование Интернет-ресурсов на тему «Педагогическое дело в России». III. Решение тестов с 41 по 44.
Психическое развитие и обучение I. Вопросы для самоконтроля: 1. Основные этапы психического развития человека. 2. Психологическая структура деятельности. Потребности и мотивы. 3. Способности и их виды. II. Написание эссе на тему «Проблемы диагностики способностей». III. Решение тестов с 45 о 48.
Психология профессиональной деятельности I. Вопросы для самоконтроля: 1. Предпосылки и условия формирования личности профессионала. 2. Психологические основы профессиональной подготовки. 3. Утомление и стресс. II. Написание эссе о профессиональной деформации личности. III. Решение тестов с 49 по 52.
Конфликты. Поведение в конфликтных ситуациях I. Вопросы для самоконтроля: 1. Сущность и типы конфликтов. 2. Факторы возникновения конфликта. 3. приемы, улучшающие коммуникацию. II. Написание эссе на тему «типология стилей и стратегия поведения в конфликтной ситуации». III. Решение тестов с 53 по 56.

 

 

Тесты.

 

1. Психология как самостоятельная наука оформилась:

а) в 40-х гг. XIX в.;

б) в 80-х гг. XIX в.;

в) в 90-х гг. XIX в.;

г) в начале ХХ в.

2. Психология как наука о душе была определена:

а) более 3-х тыс. лет назад;

б) более 2-х тыс. лет назад;

в) в XVI в.;

г) в XVII в.

3. Психология как наука о сознании стала развиваться:

а) в XV в.;

б) в XVI в.;

в) в XVII в.;

г) в XVIII в.

4. Психология как наука о поведении возникла:

а) в XVII в.;

б) в XVIII в.;

в) в XIX в.;

г) в ХХ в.

5. Психическое отражение:

а) образ окружающего мира, несущий информацию о его свойствах;

б) носит избирательный характер;

в) представляет фотографию воздействующей окружающей среды;

г) не зависит от условий окружающей среды.

6. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:

а) эмоцией;

б) рефлексией;

в) сознанием;

г) волей.

7. Рассматривая психологическую структуру человека, З.Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:

а) «Оно»;

б) «Я»;

в) «Сверх-Я»;

г) «Супер-эго».

8. Как называется защитный механизм психики, который преобразует энергию инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:

а) рационализацией;

б) идентификацией;

в) сублимацией;

г) вытеснением.

9. Отдельный взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств (биологических, физических, психических, социальных), - это:

а) индивид;

б) ребенок;

в) человек;

г) личность.

10. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении - это:

а) темперамент;

б) характер;

в) способности;

г) направленность личности.

11. Личностные качества, предопределенные главным образом, социальными факторами - это:

а) инстинкты;

б) механическая память;

в) ценностные ориентации;

г) музыкальный слух.

12. Какое из понятий характеризует общий процесс становления человека как личности:

а) воспитание;

б) обучение;

в) развитие;

г) социализация.

13. Закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности, - это:

а) характер;

б) темперамент;

в) чувства;

г) воля.

14. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:

а) холерик;

б) меланхолик;

в) сангвиник;

г) флегматик.

15. Быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

16. Ровен в поведении, не принимает скоропалительных решений, медленно переключается в одного вида работы на другой, малоактивен:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

17. Развитое состояние природных задатков, благоприятный психологический фактор успешной профессиональной самореализации личности, - это:

а) умение;

б) навыки;

в) знания;

г) способности.

18. В характере личность проявляется в большей степени со стороны:

а) содержательной;

б) динамической;

в) процессуальной;

г) структурной.

19. О наличии способностей к какому-либо виду деятельности не может свидетельствовать:

а) высокий темп усвоения знаний, умений и навыков;

б) большие энергетические затраты на овладение деятельностью;

в) наличие склонности к данному виду деятельности;

г) индивидуальное своеобразие, оригинальность продуктов труда.

20. Какая из указанных точек зрения считается наиболее научно состоятельной:

а) способности человека врожденны, генетически заданы;

б) все способности в равной мере можно развить у любого человека,

были бы созданы необходимые социальные условия;

в) способности развиваются на основе определенных задатков при включении человека в соответствующую деятельность, создании необходимых социальных и педагогических условий, активной работе личности над собой;

г) каждый человек в состоянии развить у себя любые способности, было бы проявлено желание и настойчивость.

21. Для волевого регулирования присущи действия:

а) неосознанные;

б) сознательные;

в) интуитивные;

г) непроизвольные.

22. Критериями воли не являются:

а) волевое действие;

б) волевые качества личности;

в) выбор мотивов и целей;

г) показатель интеллектуального развития.

 

23. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, с коротким периодом протекания, влияющее на всю личность и характеризующееся временной дезорганизацией сознания, нарушением волевого контроля – это:

а) стресс;

б) аффект;

в) фрустрация;

г) страсть.

24. Самокритичность, скромность, гордость характеризуют:

а) отношение личности к вещам;

б) отношение к другим людям;

в) систему отношений человека к самому себе;

г) особенности выполнения им какой-либо деятельности.

25. Отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом – это;

а) ощущение;

б) восприятие;

в) представление;

г) воображение.

26. К основным свойствам ощущений не относится:

а) качество;

б) интенсивность;

в) длительность;

г) объем.

27. Воспроизведенный субъективный образ предмета, основанный на прошлом опыте и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется:

а) ощущением;

б) восприятием;

в) представлением;

г) воображением.

28. Восприятие часто принято называть:

а) осязанием;

б) апперцепцией;

в) перцепцией;

г) наблюдательностью.

29. Эмоции – это переживания человеком чего-либо как:

а) непосредственное;

б) опосредованное;

в) сознательное;

г) рациональное.

30. Чувствами называются:

а) непосредственные переживания чего-либо;

б) устойчивые эмоциональные отношения к кому-либо или к чему-либо;

в) стойкие, сильные, длительные эмоциональные состояния;

г) индифферентные отношения к действительности.

31. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются:

а) моральными;

б) эстетическими;

в) интеллектуальными;

г) практическими.

32. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:

а) рефлексией;

б) индентификацией;

в) эмпатией;

г) симпатией.

33. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании, обеспечивает:

а) восприятие;

б) рефлексия;

в) внимание;

г) память.

34. Характеристикой интенсивности внимания является ее:

а) объем;

б) степень;

в) направленность;

г) концентрация.

35. Способность человека сохранять и воспроизводить «следы» воздействий на психику называется:

а) восприятием;

б) воображением;

в) мышлением;

г) памятью.

36. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

а) механической;

б) логической;

в) эмоциональной;

г) аудиальной.

37. Психическая деятельность, направленная на создание новых образов,

называется:

а) восприятием;

б) мышлением;

в) воображением;

г) вниманием.

38. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и реальное их преобразование, называется:

а) наглядно-образным;

б) наглядно-действенным;

в) словесно-логическим;

г) абстрактным.

39. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:

а) анализ;

б) синтез;

в) обобщение;

г) классификация.

40. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:

а) индукцией;

б) дедукцией;

в) понятием;

г) суждением.

41. Взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания

межличностных отношений, достижения общего результата – это:

а) общение;

б) деятельность;

в) обучение;

г) коммуникация.

42. Содержание общения, представленное как обмен знаниями, называется:

а) когнитивным;

б) материальным;

в) деятельным;

г) кондиционным.

43. Основное взаимодействие человека со средой, при котором он достигает сознательно поставленной цели, возникающей как следствие определенной его потребности, мотива, называется:

а) операцией;

б) действием;

в) деятельностью;

г) умением.

44. Ведущими видами деятельности не является:

а) игра;

б) учение;

в) спорт;

г) труд.

45. Педагогика – это наука (выберите наиболее полный ответ):

а) о закономерностях развития ребенка и путях его воспитания;

б) об искусстве воздействия воспитателей на воспитуемых;

в) о воспитании, обучении и образовании людей;

г) о педагогической деятельности.

46. Педагогика как самостоятельная наука возникла:

а) в XVI в.;

б) в XVII в.;

в) в XVIII в.;

г) в XIX в.

47. Содержание образования как общественного явления определяется:

а) социально-экономическим и политическим строем общества, уровнем его

материально-технического и культурного развития;

б) уровнем развития педагогической науки и педагогической практики;

в) совокупностью знаний, навыков и умений, составляющих госстандарт

образования;

г) уровнем развития гуманитарных наук;

48. К эмпирическим методам исследования в педагогике относятся:

а) наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент;

б) эксперимент, моделирование, рейтинг, тестирование;

в) беседа, классификация, интервью, шкалирование;

г) наблюдение, беседа, интервью, изучение продуктов деятельности.

49. Развитое состояние природных задатков, благоприятный психологический фактор успешной профессиональной самореализации личности, - это:

а) умение;

б) навыки;

в) знания;

г) способности.

50. Система государственных и общественных институтов, обеспечивающих процесс образования личности в течение всей ее жизни, называется:

а) образованием;

б) непрерывностью образования;

в) системой образования;

г) образованностью.

51. Организация педагогического процесса на основе новейших достижений психологии, педагогики и методики преподавания предполагает принцип:

а) систематичности;

б) доступности;

в) наглядности;

г) научности.

52. Для проблемного обучения характерно то, что:

а) учащиеся усваивают знания в готовом виде;

б) учебный материал изучается поэлементно в логической последовательности;

в) обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых понятий и способов действий;

г) оно позволяет в сжатые сроки в концентрированном виде вооружить учащихся знаниями основ наук.

53. Что не является сущностной чертой конфликта:

а) наличие противоречий между субъектами;

б) разные типы мировоззрения;

в) неприязненные отношения друг к другу;

г) сложные жизненные ситуации.

54. От чего не зависит психологическая устойчивость в кофликте:

а) тип нервной системы;

б) опыт и профессиональная подготовка;

в) уровень физического развития;

г) навыки и умения поведения и деятельности.

55. Какая функция конфликта не является конструктивной:

а) ослабление напряженности в отношениях;

б) улучшение качества деятельности;

в) более глубокое знание участниками конфликта друг друга;

г) закрепление социальной пассивности личности.

56. К основным личностным причинам конфликта не относится:

а) естественное столкновение интересов людей в процессе их жизнедеятельности;

б) низкая конфликтоустойчивость;

в) неадекватный уровень знаний;

г) субъективная оценка поведения партнера как недопустимого.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЕТУ

 

1. Этапы становления и развития психологии.

2. Работа Аристотеля «О душе».

3. Дуализм Р. Декарта и его значение для развития психологии.

4. Учение Г. Лейбница о бессознательной психике.

5. «Эмпирическая психология» Х. Вольфа.

6. Учение о душе Дж. Локка.

7. Экспериментальная психология В. Вундта.

8. Русская психология (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев, И.П. Павлов).

9. Бихевиоризм.

10. «Гештальтпсихология».

11. Психоанализ З. Фрейда и структура психического.

12. Концепция коллективного бессознательного К. Юнга.

13.Когнитивная психология.

14. Гуманистическая психология.

15. Интерактивная психология (Э. Берн).

16. Психология в 1917-1990 годы.

17. Трансперсональная психология. (С. Гроф).

18. Становление психологии как научной дисциплины.

19. Основные направления научной психологии.

20. Защитные механизмы психики.

21. Психика, ее структура и физиологические основы. Сознание ос­новные свойства и состояния.

22. Сознание – высшая ступень развития психики.

23. Познание и его формы.

24. Память. Закономерности памяти.

25. Ощущения, их свойства и виды.

26. Иллюзии и их виды.

27. Восприятия и их свойства.

28. Мышление как высшая форма познания. Виды мышления.

29. Психологические процессы воображения.

30. Воображение и творчество.

31. Психологические процессы творчества. Основные этапы твор­ческого решения проблем.

32. Внимание и его виды.

33. Потребности и мотивы.

34. Эмоции их роль в психике и поведении.

35. Виды эмоций и формы их проявления.

36. Темперамент. Физиологическая основа темперамента.

37.Типы темперамента и их основные черты.

38. Характер. Различные подходы к типологии характера.

39. Акцентуации характера.

40. Типология психотипов.

41. Личность. Ролевая концепция личности.

42. «Я-концепция» и самооценка личности.

43. Личность и группа: проблема лидерства и руководства.

44. Общение, его виды и стили.

45. Вербальные и невербальные средства общения.

46. Психологические особенности диалога.

47. Перцептивная сторона общения. Эффекты первого впечатления.

48. Трансактный анализ общения.

49. Стили педагогического общения.

50. Психические механизмы восприятия и взаимодействия в процессе общения (эмпатия, аттракция, проекция, идентификация).

51. Интерактивная сторона общения.

52. Манипуляции в общении.

53. Конфликты и способы их разрешения.

54. Способности. Проблема соотношения наследственности и воспи­тания.

55. Понятие деятельности. Ее роль в становлении личности. Виды деятельности.

56. Педагогика предмет и задачи.

57. Сущность воспитательного процесса.

58. Понятие воли, структура волевого действия.

59. Психологические факторы, влияющие на процесс обучения.

60. Семья как социально-культурная среда воспитания и развития личности.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных