ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Основная и дополнительная литература.
Основная литература. 1. Гальперин П.Я. Введение в психологию. Учеб. пособие. – М.: КДУ, 2006. 2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. (Курс лекций): Учеб. пособие. – М.: ЧеРо, 2005. 3. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб., 2000, 2008. 4. Столяренко Л. Д. Психология. Учебник. – СПб: Питер, 2008. 5.Радугин А.А. (сост.) Психология и педагогика -. М.: Центр, 2002.— 256 с.
Дополнительная литература. 4. Абрамова Г.С. Практическая психология. Учеб. Пособие. – М., 2005. 5. Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека. Учебник. – М., 2007. 6. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление. – М., 2006. 7. Введение в психологию. /Под общей редакцией А.В.Петровского. - М.,2005. 8. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М., 2006. 9. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – Ростов н.Дону: Феникс, 2005. 10. Зельдович Б.З. Деловое общение. Учеб. пособие. – М.: АЛЬФА-ПРЕСС, 2007. 11.Изард К.А. Психология эмоций. – СПб, 2007. 12. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России. Учеб. Пособие. – М., 2007. 13. Климов Е.А. Основы психологии. Учебник. - М.:ЮНИТИ-ДАНА,2007. 14. Краев В.М. Психология и педагогика. Учеб. пособие для техн. вузов. - М.,2007. 15. Краевский В.В. общие основы педагогики. Учеб. пособие. – М., 2007. 16. Леоньтьев А.Н. Избранные психологические произведения. В 2-х тт. – М., 1983. 17. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. Учеб. пособие. – М., 2007. 18. Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. Учеб. пособие. – М., 2007. 19. Мазилкина Е.И. Адаптация в коллективе или как грамотно себя зарекомендовать. М.: АЛЬФА-ПРЕСС, 2006. 20. Маклаков А.Г. Общая психология. Учебник для вузов. – СПб, 2007. 21. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. – СПб, 2007. 22. Немов Р.С. Общая психология. Краткий курс. – М., 2007. 23. Немов Р.С. Психология. Словарь-справочник. В 2-х частях. – М.: ВЛАДОС – ПРЕСС, 2007. 24. Нуркова В.В. Психология. Учебник. – М.: Высшее образование, 2005. 25.Общая психология. Учебник для вузов./ Сост. Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 2007. 26. Общая психология. Учебник./ Под ред. Карпова. М.: Гардарики, 2006. 27. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. Учеб. пособие. – М., 2007. 28. Петровский А.В., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2-х тт. - Ростов н.Дону: Феникс, 2006. 29. Пронина Е.Н., Лукашевич В.В. Психология и педагогика. Учебник. – М.: Элит, 2007. 30. Психологическая энциклопедия. - СПб: Питер, 2005. 31. Психологический словарь./ Под ред. Зинченко. - М.: Педагогика – Пресс, 2007. 32. Психология. Словарь./ Под общ. ред. А.В.Петровского, М. Г. Ярошевского. - М., 2008. 33. Психология. Учебник для гуманитарных вузов. /Под общ. ред. В.Н. Дружинина. - СПб: Питер, 2005. 34. Психология XXI века./ Под ред. В.Н. Дружинина. - М.: ПЕРСЭ, 2007. 35. Психофизиология. Учебник. / Под ред. Ю.А. Александрова. – СПб: Питер, 2007. 36. Российская педагогическая энциклопедия.- М., 2005. 37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. / Сост.: К.Н. Абульханова-Славская и др.- М.: Педагогика, 2005. 38. Сеченов И.М. Психология поведения. Избранные психологические труды. / Под ред. М. Г. Ярошевского. - М. - Воронеж, 2005. 39. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. Учеб. пособие. - М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2006. 40. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2007. 41. Тихомиров О.К. Психология мышления. Учеб. пособие. – М., 2007. 42.Фрейд З. Психология бессознательного. Пер. с нем. («Мастера психологии»). – М., 2007. 43. Фромм Э. Искусство любви. – М., 2006. 44. Хасон Б.И., Сергоманов П.А. психология конфликта и переговоры. Учеб. пособие. – М., 2007. 45. Шадриков В.Д. Способности и интеллект – М., 2007. 46. Эльконин Б.Д. Психология развития. Учеб. пособие. – М., 2007. 47. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы. – М., 2007. 48. Ярошевский М. Г. Краткий курс истории психологии. Учеб. пособие. – М., 2006.
Глоссарий
Автоматизм - действия, реализуемые без непосредственного участия сознания. Существует два типа автоматизмов: 1) автоматизмы первичные, врожденные; 2) навыки - автоматизмы вторичные, прошедшие через сознание и переставшие осознаваться. Адаптация - приспособление физиологических процессов к изменившимся условиям существования. Акцентуация характера - чрезмерное усиление отдельных сторон характера, проявляющееся в избирательной уязвимости личности по отношению к определенным психотравмирующим воздействиям при устойчивости к другим. Различаются: астеническая, гипертимная, дистимичная, истероидная (демонстративная), конформная, лабильная, неустойчивая, паранойяльная (застревающая), психастеническая, сенситивная, циклоидная, шизоидная, эпилептоидная. Альтернативная психология – общее название ряда нетрадиционных психологических учений, возникших, существующих и развивающихся вне сложившихся научных школ и направлений (астрология, дзен-буддизм, дианетика, йога, каббализм, мистицизм, оккультизм, телекинез, телепатия, ясновидение и др.) Аналитическая психология - направление в психологии, социологии и психоанализе, восходящее к системе взглядов швейцарского психолога К.Г. Юнга, давшее ему это название для отграничения от родственного направления - психоанализа 3. Фрейда. Апперцепция - свойство восприятия, существующее на уровне сознания и характеризующее личностный уровень восприятия. Различаются: 1) апперцепция устойчивая - зависимость восприятия от устойчивых особенностей личности: мировоззрения, убеждений, уровня образования и т.д.; 2) апперцепция временная - определяется ситуативно возникающими психическими состояниями: эмоциями, настроениями, установками и пр. Ассоциация - связь между двумя или более психическими явлениями (ощущениями, восприятиями, идеями, образами и т.д.), проявляющаяся рефлекторно, бессознательно. Актуализация одного члена ассоциации влечет за собой появление другого. Аффект - сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение. Сопровождается значительными изменениями в деятельности внутренних органов, резко выраженными двигательными проявлениями, утратой волевого контроля и бурным выражением эмоциональных переживаний. Безусловный рефлекс - врожденное, инстинктивное реагирование организма на раздражитель; наследственно закрепленная стереотипная форма реагирования на значительные изменения внутренней и внешней среды. Бессознательное - совокупность психических процессов и состояний, которые человеком не осознаются никогда или в данный момент времени. Бихевиоризм - направление в американской психологии XX века, отрицающее сознание как предмет научного исследования и сводящее психику к различным формам поведения, понятого как совокупность реакций организма на стимулы внешней среды. Родоначальники: Э. Торндайк, Дж. Уотсон. Влечение - психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта. Влияние - процесс и результат изменения индивидом поведения другого человека, его установок, намерений, представлений и пр. в ходе взаимодействия с ним. Выделяются четыре основных способа влияния: внушение, убеждение, заражение и подражание. Внимание - направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. Может быть произвольным и непроизвольным. Воздействие педагогическое - влияние педагога на сознание, волю, эмоции воспитанника, на организацию его деятельности и общения в интересах формирования знаний, умений, навыков, определенных качеств личности. Воля -способность человека, проявляющаяся в самодетерминации и саморегуляции им своей деятельности и различных психических процессов. Воображение - специфический вид деятельности, направленный на создание человеком новых образов на основе имеющихся у него представлений. Воспитание - в педагогическом смысле: специально организованный и управляемый процесс формирования человека, направленный на развитие личности. Передача общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и труду. Восприятие - целостное отражение предметов, ситуаций, явлений и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. Вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную ориентацию в окружающем мире. Всестороннее развитие личности - 1) подготовка человека к всестороннему, компетентному и ответственному участию в различных сферах жизнедеятельности; 2) гармоническое развитие всех сторон духовной сферы индивида, его интеллекта, воли, чувств, достижение единства рационально-логического и эмоционально-психологического компонентов его мировоззрения. Вторая сигнальная система - способ регуляции поведения живых существ в окружающем мире, свойства которого воспринимаются мозгом в виде сигналов, представленных в знаковой системе языка. Высшая нервная деятельность - физиологическая основа психики, отражательная деятельность больших полушарий головного мозга, обеспечивающая наиболее сложные взаимодействия высокоразвитого организма с внешней средой. Все акты, осуществляемые корой больших полушарий головного мозга, являются рефлексами или продуктами их взаимодействия. Генетическая психология - учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже и его последователями, изучающее происхождение и развитие интеллекта человека, особенно в детском возрасте. Гештальтпсихология - одно из крупнейших направлений в зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX века и выдвинувшее в качестве центрального тезис о необходимости целостного подхода к анализу сложных психических явлений. Основное внимание уделялось исследованию высших психических функций человека (восприятия, мышления, поведения и др.) как целостных структур. Основные представители: М. Вертхаймер, В. Келнер, К. Коффка. Гуманистическая психология - направление в западной психологии, в последнее время бурно развивающееся в России, признающее своим главным предметом личность как уникальную целостную систему, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. Действие - главная структурная единица деятельности определяется как процесс, направленный на достижение цели. Деятельность - динамическая система взаимодействий субъекта с миром, в процессе которых происходят возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности. Как объяснительный принцип психики категория деятельности используется: 1) при изучении различных областей психической реальности - психологии познавательных процессов, воли, мотивации, эмоций, личности; 2) при построении различных отраслей психологии (психология общая, социальная, возрастная, педагогическая, медицинская и т.д.). Дидактика - составная часть педагогики, изучающая закономерности, механизмы, условия и факторы обучения и разрабатывающая теорию и практику эффективного достижения его целей. Желание - переживание человеком той или иной потребности, один из компонентов волевого процесса. В отличие от влечения желание характеризуется более или менее ясным представлением об объекте, на который оно направлено. Жест - движение рук человека, выражающее его внутреннее состояние. Различают жесты: иллюстраторы, регуляторы, эмблемы, адаптеры и аффекторы. Забывание - процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. Закономерности педагогического процесса - объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса: 1) связь воспитания и социальной системы; 2) связь между обучением и воспитанием; 3) связь воспитания и деятельности; 4) связь воспитания и активности личности; 5) связь воспитания и общения. Запоминание - один из основных процессов памяти, заключающийся в закреплении ощущений, образов, восприятий, представлений, мыслей, действий, переживаний; основа накопления, сохранения и воспроизводства человеком своего опыта. Различают смысловое (логическое) и механическое, непроизвольное и произвольное запоминание. Игра - один из видов деятельности, характерных для животных и человека, важнейшее средство воспитания, особенно детей младшего возраста. Разновидности игры: манипулятивная, предметная, ролевая, подвижная (спортивная), умственная (разновидность - дидактическая) и др. Имидж - эмоционально окрашенный стереотип восприятия массовым, обыденным сознанием кого-либо или чего-либо. Индивид - одна из макрохарактеристик человека, указывающая на него как на единичное природное существо, представителя Homo sapiens, носитель индивидуальных черт. Индивидуально-психологические особенности - устойчивое сочетание различных структурных компонентов психики личности, предопределяющее ее индивидуальность, стиль деятельности и воплощающееся в качествах. Индивидуальность - интегральная социально-психологическая макро-характеристика человека, совокупность индивидуально-психологических особенностей, делающих его уникальным, неповторимым. Инстинкт - врожденная мало изменяемая форма поведения, обеспечивающая приспособление организма к типичным условиям его жизни. Интеллект - относительно устойчивая структура способностей, в основе которых лежат как сознательные, так и бессознательные процессы, обеспечивающие переработку различной информации и ее осознанную оценку. Интерес - познавательная направленность человека на предметы и явления окружающей действительности, связанная с положительными эмоциями. Интересы делятся на эпизодические и постоянные. Интроверсия - преимущественная направленность личности на его собственный внутренний мир, собственное «Я», личные ощущения, переживания, чувства, мысли. Термин введен К.Г. Юнгом. Интуиция - вывод без последовательного логического рассуждения; чутье, догадка, непосредственное понимание на основе ранее приобретенного опыта, знаний и в результате предшествовавшей (и не всегда осознаваемой) мыслительной работы. Качества личности - сложные социально и биологически обусловленные структурные компоненты личности, вбирающие в себя психические процессы, свойства, образования, устойчивые состояния и предопределяющие устойчивое поведение личности в социальной и природной среде. Когнитивная психология - направление в психологии, в котором внимание фокусируется на процессе познания, на том, как жизненные переживания человека активно перерабатываются его разумом (Дж. Миллер, У. Найссер и др.) Коммуникация - сообщение, передача информации посредством языка, речи или иных знаковых систем в процессе межличностного взаимодействия. Конфликт - психическое явление, заключающееся в столкновении противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мнений, мотивов, потребностей одного человека. Личность - макрохарактеристика человека, выражающая его социальную сторону, совокупные социальные качества как представителя определенных социальных общностей (нация, класс, коллектив и т.д.), который включен в социальные связи, занимается общественно значимым трудом и осознает свое отношение к окружающей среде. Локус контроль - устойчивое свойство личности, сформированное в процессе ее социализации; склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности либо внешним силам, либо собственным способностям и усилиям. Межличностные отношения - массовые социально-психологические явления, заключающиеся во взаимодействии людей, находящихся в какой-либо группе, составляющих ядро их общения и объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Меланхолик - субъект, обладающий одним из четырех типов темперамента, характеризующимся неуравновешенностью, слабостью, инертностью нервных процессов и проявляющимся в высокой реактивности психики, склонности к переживаниям, интроверсии, некоторой замкнутости, болезненным реагированиям на трудности, неудачи, недостаточной инициативностью и т.д. Метод - совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи. Методы воспитания - определенные способы педагогического воздействия на человека или коллектив или взаимодействия с ним в целях формирования и развития у него качеств, необходимых для успешного выполнения социальных ролей и достижения личностно значимых целей. Методы обучения - способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, при которой учащиеся усваивают знания, умения и навыки, развивают свои познавательные силы и способности, формируют мировоззрение. По источнику получения знаний методы обучения делятся на словесные, наглядные и практические. По уровням познавательной деятельности - на объяснительно-иллюстративные, репродуктивные, проблемные, частично-поисковые или эвристические, исследовательские. Мимика - совокупность движений частей лица человека, выражающих его состояние или отношение к тому, что он воспринимает (представляет, обдумывает, вспоминает и т.д.). Одно из средств общения между людьми. Мотив - субъективная причина того или иного поведения, действия человека - психическое явление, непосредственно побуждающее человека к выбору того или иного способа действия и его осуществлению. Мотивация - совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения. Мышление - познавательная деятельность личности, характеризующаяся обобщенным и опосредованным отражением действительности. Различают мышление: теоретическое и практическое; дискурсивное и интуитивное; творческое и воспроизводящее; предметно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое. Наблюдение - метод научного исследования в различных науках, суть которого (для психолога) состоит в фиксации проявлений поведения и получения информации о субъективных психических явлениях наблюдаемого. Навык - действие, сформированное путем повторения и доведенное до автоматизма. Направленность личности - психическое свойство личности: система потребностей-доминант, ценностей, устремлений, мотивов, выражающаяся в жизненных целях человека, его установках, перспективах, намерениях, стремлениях и активной деятельности по их достижению. Обычно выделяют мировоззренческую, профессиональную, бытовую направленность. Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение более или менее длительного времени все переживания человека. Образ - субъективное психическое явление как результат познавательных процессов. Различают образы: элементарные и сложные; непосредственные, опосредованные и следовые; статичные и динамичные; самостоятельные и включенные в другие психические явления. Образование - процесс усвоения и развития человеком объективно востребованных качеств, результатом которого выступает сформированность интеллектуальной, теоретической и практической подготовленности к жизни и деятельности. Обучение - целенаправленный, систематический и организованный процесс формирования и развития у социальных субъектов качеств, необходимых им для выполнения каких-либо функций. Общение - одна из форм активности личности (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений и порождаемая потребностями в совместной деятельности. Одаренность - совокупность природных задатков как одно из условий формирования способностей. Наиболее сильное влияние на развитие и формирование одаренности оказывает целенаправленное обучение и воспитание. Онтогенез - в психологии и педагогике - физическое и психическое развитие человека от рождения до смерти. Операция - единица деятельности, способ выполнения действий в конкретной, реальной или условной ситуации. Термин введен А.Н. Леонтьевым. Опыт - результат чувственно-эмпирического отражения в психике человека объективной действительности, выражающийся в единстве знаний, навыков, умений. Органы чувств - периферические анатомо-физиологические системы, с помощью которых человек (животные) воспринимает и частично анализирует разнообразные раздражения, поступающие из внешней среды (экстерорецепция) и из его собственного организма (интерорецепция). Ощущение - отражение в сознании человека отдельных свойств и качеств предметов и явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Память - психический познавательный процесс, заключающийся в запоминании, сохранении и последующем возможном воспроизведении в сфере сознания или в процессе деятельности того, что человек делал, переживал, воспринимал. Различают четыре вида памяти: двигательную, образную, словесно-логическую, эмоциональную. Педагогика - наука о закономерностях, сущности, принципах, методах и формах обучения, воспитания и развития конкретного человека, коллектива в интересах успешной деятельности. Первая сигнальная система - система условно-рефлекторных связей, формирующаяся в коре головного мозга животных и человека при воздействии на органы чувств раздражителей, исходящих из внешней и внутренней среды. Понятие введено И.П. Павловым. Переживание - любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его жизни. Перенос навыков - взаимодействие уже имеющихся навыков с вновь приобретенными. Синоним переноса навыков - интерференция. Поведение - система взаимосвязанных рефлекторных и сознательных действий (психических и физических), осуществляемых человеком при достижении определенной цели, реализации определенной функции в процессе его взаимодействия со средой. Термин «поведение» употребляют и при анализе активности животных. В современной психологии в качестве центральной категории принято рассматривать не поведение, а деятельность. Понимание - психологическое состояние, сопровождаемое чувством уверенности в точности восприятия или интерпретации какого-либо события, явления, факта. Познавательные психические процессы - психические явления, в своей совокупности непосредственно обеспечивающие познание как процесс и как результат. К их числу относятся: ощущения, восприятия, внимание, представление, воображение, память, мышление, речь. Потребность - отражение в психике противоречий между существующими условиями жизнедеятельности человека и их необходимым, желаемым состоянием, стремление к достижению которого побуждает человека к соответствующей деятельности. Различают биологические и социальные потребности. Представление - психический познавательный процесс воссоздания образов предметов и событий на основе их припоминания или продуктивного воображения. Привычка - сложившийся в динамический стереотип образ поведения, возможность осуществления которого в определенной ситуации приобретает силу потребности; навык, сформировавшийся на фоне положительной эмоции. Принципы воспитания - исходные педагогические положения, служащие руководящими нормами, детерминирующими направленность, содержание, организацию и методику воспитательной работы. Психика - системное свойство высокоорганизованной материи, проявляющееся в специфическом отражении субъектом объективной реальности, включающем в себя моделирование реальности и регуляцию на основе этой модели своего поведения и деятельности. Психика обеспечивает более эффективное приспособление к среде. Изучение закономерностей развития и функционирования психики составляет предмет психологии как науки. Психическая активность - процесс психического отражения в форме психических актов, действий, деятельности, поведения. Психические состояния - определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. К ним можно отнести: активность и пассивность человека, бодрость, усталость и апатию, эйфорию, душевный подъем, отчуждение и убежденность. Психологическая школа - группа психологов, связанных идейно, а иногда и территориально, с лидером научного направления. Как правило, представители одной школы разделяют теоретическую или систематическую платформу и работают над близкими проблемами. Психология - наука о закономерностях, механизмах, условиях, факторах и особенностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Развитие личности - процесс формирования типологических и социально значимых качеств человека и его индивидуальности. Стадии развития в той или иной мере хронологически совпадают со ступенями образовательной лестницы. Рефлекс - реакция организма, опосредованная центральной нервной системой при воздействии рецепторов раздражителями внешней и внутренней среды. Рефлекс обеспечивает слаженную и скоординированную работу отдельных органов и приспособление организма к внешней среде. Рефлексия - внутренняя психическая деятельность человека, направленная на осмысление своих собственных действий и состояний; самопознание человеком своего духовного мира. Данный термин возник в философии и означал процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании; позднее был заимствован психологией. Рецепторы - специальные чувственные образования, воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней или внутренней среды и передающие информацию о действующем раздражителе в нервную систему. Рецепторы делят на внешние (экстерорецепторы), внутренние (интерорецепторы) и на рецепторы, воспринимающие положение тела в пространстве, напряжение связок, мышц (проприорецепторы). Речь - одно из средств коммуникативной деятельности человека, общения, опосредованное языком; процесс материализации мысли. Виды речи: внутренняя и внешняя (устная и письменная). Самоактуализация - непрерывное стремление человека к наиболее полному выявлению и развитию своих личностных возможностей, к творчеству, полноценному общению, активному саморазвитию. Самонаблюдение - психодиагностический метод исследования, основанный на фиксации человеком динамики собственного сознания, сформированности различных качеств и уровня подготовленности. Самооценка - определение человеком уровня собственной значимости, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Сангвиник - носитель одного из четырех основных типов темперамента, отличающийся подвижностью, уравновешенностью, силой нервных процессов, высокой психической активностью, работоспособностью. Склонность - устойчивая расположенность к определенной деятельности, стремление ею заниматься. Сознание - высшая форма психического отражения действительности, использующая системы понятий и категорий; неразрывно связано с языком. Сосредоточенность - психическое состояние, определяемое концентрацией внимания на определенных объектах, мыслях, переживаниях человека. Способности -устойчивые индивидуальные особенности, отличающие людей друг от друга и объясняющие различия в их успехах в разных видах деятельности. Стимул - внешнее воздействие на личность, коллектив, группу людей, активизирующее их мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность. Страсть - сильное, стойкое, длительное, всеохватывающее чувство, которое в решающей степени предопределяет, детерминирует психическую активность личности и приводит к сосредоточению всех ее стремлений и усилий на предмете страсти. Стремление - желание и готовность действовать определенным образом. Стресс - психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при деятельности в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко меняющиеся условия среды. Талант - высшая степень способностей личности к определенной деятельности, ее одаренность, когда она достигает уровня черты характера, обеспечивая возможность наиболее успешного, творческого выполнения тех или иных задач. Темперамент - совокупность устойчивых динамических особенностей протекания всех присущих ему психических явлений. Различают четыре основных видов темперамента: сангвинистический, флегматический, холерический и меланхолический. Кроме данного, существуют другие принципы классификации (по У. Шелдону, Г. Айзенку и др.) Тест - метод исследования личности, построенный на ее оценке по результатам выполнения стандартизированного задания, испытания, пробы с заранее определенной надежностью. Трансакция – взаимодействие, взаимное влияние людей друг на друга. Труд - один из основных видов человеческой деятельности наряду с игрой и учением. Узнавание - один из процессов памяти, при котором запечатленный материал актуализируется при повторном воздействии на человека предметов, явлений, событий, воспринятых им ранее. Условный рефлекс - индивидуально приобретенная, сложная приспособительная реакция организма животных и человека, возникающая при определенных условиях на основе образования временных нервных связей между условным (сигнальным) раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловным рефлекторным актом. Система взаимосвязанных условных рефлексов образует динамический стереотип. Термин предложен И.П. Павловым. Установка - готовность к определенной активности, зависящая от наличия потребности и объективной ситуации ее удовлетворения; это психическое явление, которое как кратковременный процесс и состояние есть проявление внимания, а как свойство личности - ее направленности. Учение - организованная познавательная деятельность, в процессе которой учащийся проходит путь от незнания к знанию, от знания неполного к более полному и совершенному, опираясь при этом на чувственное восприятие, абстрагирование и практику. Феноменалистическая психология - направление зарубежной, главным образом американской (Р. Берне, К. Роджерс, А. Комбас) психологии, объявившее себя «третьей силой» и в противовес бихевиоризму и фрейдизму обратившее свое главное внимание на целостное человеческое «Я», его личностное самоопределение, его эмоции, отношения, ценности, убеждения. Феноменалистическая психология рассматривает поведение личности как результат восприятия ею ситуации. Флегматик - носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся уравновешенностью, малой подвижностью, но относительно высокой силой нервных процессов, что проявляется в замедленных темпах психических процессов, спокойствии, устойчивости интересов и устремлений. Фрейдизм - общее обозначение различных школ и учений, возникших на научной базе психологического учения 3. Фрейда - психоанализа - и работавших над созданием единой психотерапевтической концепции. Психоанализ - учение, разработанное 3. Фрейдом и исследующее бессознательное и его взаимосвязи с сознательным в психике человека. В дальнейшем фрейдизм возвел свои положения в ранг общепсихологической теории, приобретя большое влияние во всем мире. Для фрейдизма характерно объяснение психических явлений через бессознательное, ядром его является представление об извечном конфликте между сознательным и бессознательным в психике человека. Фрустрация - психическое состояние дезорганизации сознания и деятельности личности, вызванное объективно непреодолимыми препятствиями на пути к желанной цели. Фрустрация - внутренний конфликт личности между ее направленностью и объективными возможностями, с которыми личность не согласна. Характер - совокупность устойчивых психических черт личности, влияющая на все стороны поведения человека, обусловливающая его устойчивое отношение к окружающему миру, другим людям, труду, самому себе, выражающая индивидуальное своеобразие личности и проявляющаяся в стиле деятельности и общении. Холерик - носитель одного из четырех основных типов темперамента, характеризующийся подвижностью, неуравновешенностью, силой нервных процессов, проявляющихся в психическом плане в несдержанности, бурных эмоциональных реакциях, резких сменах настроений, ярко отражающихся в речи, жестах, мимике, поведении. Цель - один из элементов поведения, сознательной деятельности, который характеризуется предвосхищением в сознании, мышлении результата деятельности и путей, способов его достижения. Черта личности - относительно устойчивое качество личности, являющееся компонентом ее характера и проявляющееся в особенностях поведения индивида. Чувство - особая форма отражения психикой окружающего мира, отношения личности к окружающему, проявляющаяся в социально обусловленных переживаниях, активизирующих (стенических) или тормозящих (астенических) деятельность. Эвристика - наука, исследующая закономерности творческой деятельности человека; теория и практика организации избирательного поиска при решении сложных интеллектуальных задач. Экстраверсия - преимущественная направленность личности вовне, на окружающих людей, внешние явления, события. Эмоции - особая форма отражения психикой окружающего мира, проявляющаяся главным образом в биологически обусловленных переживаниях, отражающих потребности организма и активизирующих (стенических) или тормозящих (астенических) деятельность; непосредственная форма выражения чувств. Эмпатия - способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, к пониманию их внутренних состояний. Язык - знаковая система, являющаяся средством коммуникации, мышления, самовыражения личности, а также хранения и передачи информации, реализующаяся и существующая в речи. Я-концепция - относительно устойчивая, достаточно осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений о себе как субъекте своей жизни и труда, на основе которой он строит взаимодействие с другими, относится к себе, осуществляет свою деятельность и поведение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|