ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Условия формирования научных понятий у школьников.Учебные предметы, кот усв школьники, представляют собой системы науч понятий как обобщенных знаний о существенных признаках предметов и явлений. Усвоение учебного предмета и представляет, в частности, формирование соответствующих понятий. Как формир науч понятия у школьников в учебной работе? Речь идет именно о науч понятиях, усваиваемых в процессе обучения, ибо у школьников имеются и так называемые житейские понятия, кот складываются вне специ обучения, в процессе накопления личного опыта и повседн общения с др людьми. В процессе школьного обучения у учащихся, во-первых, растет круг понятий и, во-вторых, сами понятия становятся более полными и точными, расширяется их содержание. Формир науч понятии нач обычно с наблюдении за частными, единичными явлениями, ознакомл с фактами, накопления опыта. Подбирать факты, явления нужно так, чтобы в различном можно было видеть одно и то же общее, причем существенное общее. Выделить это общее можно только на основе операции сравнения. Обобщающая деят-ть школьников постепенно совершенствуется -вначале она часто строится на внеш аналогии- сопоставл.внеш признаков и выделении одного общего признака. Затем на основе сопоставления внешних признаков выделяется ряд общих признаков, которые классифицируются. И наконец, учащиеся переходят к выделению и систематизации внутренних, существенных признаков и отвлечению (абстрагированию) от второстепенных, случайных, несущественных. Ошибочное обобщение: 1сказывается личный опыт ученика, его житейские понятия, первоначальные обобщения.2 сказывается характер восприятия школьника. Направляющее и организующее процесс образования понятий влияние учителя должно идти в двух направлениях. 1надо правильно организовать процесс восприятия. 2следует использовать направляющее слово учителя, специально подчеркивающего возможность вариаций несущественных признаков и разъясняющего направление этих вариаций.
29.Стратегии формирования новых знаний и способностей (интериоризация, экстериоризация, проблематизация и рефлексия). 1. Стратегия проблематизации и рефлексии. Конструирование особых базовых деятельностей, проблемных ситуаций в их функционировании и организация рефлексии являются самой важной педагогической задачей. Цель рефлексии – поиск причины затруднений и неудач. Здесь формируется критическое отношение к собственным средствам, осознается, что используемые ср-ва не соответ задаче, после этого выдв гипотезы и догадки, к условиям задачи применяется более широкий круг средств, на подсозн урпроисходит интуитивное решение задачи, затем уже происходят логич обосн и реализация решения. В условиях кажд пробл ситуации присутствуют процессы осознания, а созн постижение проблемы только открывает ее для последующего осмысления. Человек, осознавая проблемную ситуацию и позже осуществляя ее рефлексивное исследование, приобретает новые навыки и способности, кот являются объективной необходимостью, а не случайной задачей к усвоению или выполнению. Если у человека развиваются рефлексивные навыки, то это повышает его интеллектуальный уровень. 2. Стратегия интериоризации. В соответствии с деятельностной психологией, для того чтобы сформир у чел заданное психолог образование, т. е. образ или понятие, необходимо прежде всего выделить ту деятельность, кот это понятие обслуживает, где такие понятия формируются в процессе разв деятельности. Интериоризация- присвоение знаний, экстериоризация- сам знает и может научить др.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|