Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Развертывание в тексте одной доминирующей модели




 

В подобных случаях в рамках текста преобладают метафоры, относящиеся к одной модели (а иногда даже к одному фрейму). Эти метафоры организуют текст, служат средством связи его частей, обеспечивающим целостность восприятия. Такие модели можно назвать доминантными для соответствующего текста. В качестве примера рассмот­рим особенности развертывания метафор из сферы-ис­точника «Мучения и смерть» в статье А. Проханова «Бе­резовскому выгодна смерть ТВ-6». Метафорический об­раз, заданный уже в самом заголовке, заметно усиливается в тексте: автор воспринимает «смерть» телеканала ТВ-6 как очередной шаг к политической смерти его владельца.

Березовскому выгодна смерть ТВ-6

Мне не жалко журналистов ТВ-6. Если они и жерт­вы, то жертвы собственного снобизма. Никакой свобо­ды слова внутри корпорации быть не может — это блеф. Звезды ТВ-6 были скальпелями, зажимами и пин­цетами в руках олигархов — сначала Гусинского, по­том Березовского. Информационным спецназом, гото­вым служить щедрому хозяину. Миф об их «святости» и «непреклонности», достойных Джордано Бруно, лоп­нул в тот миг, когда они поддались искушению сме­нить суверена. Киселев предал Березовского и пошел к Лесину искать компромисс. Пожелав уцелеть, коман­да ТВ-6 пренебрегла образом мучеников свободы сло­ва. А в нем заключался их единственный иммунитет — их боялись сжечь, думая, что святые не горят. Но чары рассеялись, и их тут же вышвырнули вон.

Я думаю, что большая часть команды вернется на НТВ. Вернется Сорокина — пластичная, обожающая кокетничать с мужчинами, демонстрируя свое либидо. Может быть, вернется сам Киселев. Посмотрите на судьбу Доренко — другой креатуры Березовского. Это были щипцы, один конец которых держал в руках Бо­рис Абрамович, а на другом — с хрустом лопались такие большие орехи, как Примаков и Лужков. Но сегодня Доренко неизвестен. Он лег под ту же могильную пли­ту, под которой лежит Невзоров. Это некрополь Бе­резовского. Он, словно античная богиня, превращает талантливых журналистов в трупы.

 

 

Новый Троцкий. Березовскому выгодна смерть ТВ-6, он понимал, что канал не удержать, но сделал все, чтобы эпатировать публику и власть. Дело в том, что над ним занесен меч правосудия — олигарха могут схватить че­рез Интерпол и привезти в кандалах в «Лефортово». И уже бы схватили, будь Борис Абрамович просто жули­ком, обокравшим страну через «Аэрофлот». Но теперь он политический изгнанник, мученик, новый Троцкий — это гарантирует ему свободу и финансовую активность на Западе. Смерть ТВ-6 удачно легла на скандал, вызван­ный его обвинениями в адрес ФСБ. Люди подумают: ага, Березовский знает правду о роли спецслужб во взрывах домов. Потому Путин его и удалил.

На самом деле для Путина было невыносимо оста­ваться «креатурой Березовского». Эту пуповину, со­тканную из разных влияний, из компромата, ему надо было так или иначе оборвать.

Есть гипотеза, что Березовский и Гусинский связа­ны с западными разведками. Но их роли изначально различались. Они, словно два брата, рожденные разны­ми матерями. Гусинский — более осторожный, бархат­ный: барин, режиссер. Березовский — отважный поли­тик. Он привык рисковать, наслаждаться опасностью. Гусинский ходил в ермолке, делал ставку на мировое еврейство. Березовский выбрал позицию националиста, патриота России, ради этого, наверное, и крестился.

Что их объединяет, так это неправедно нажитый ка­питал. С чего начинал Гусинский — с приватизации за­дарма огромных кусков московской недвижимости, накач­ки «Мост-банка» бюджетными деньгами. Березовский создавал капитал на аферах «ЛОГОВАЗа», «АВВЫ». По­том были «Сибнефть», «Аэрофлот»... По правде, в России вообще не было праведного капитала. Но Гусинского и особенно Березовского, в отличие от собратьев по бизне­су, погубила претензия на власть. Более тихие олигархи уцелели, и пример этих двоих их многому научил...

«Ху из мистер Березовский?» У Бориса Абрамовича печальная судьба. Он не уничтожен, но оставлен медлен­но умирать. Он будет дергаться, как лягушка, — но не та, что взбила масло в кувшине с молоком, а лягушка, пришпи­ленная к лабораторному столу. Возможно, он сумеет под­портить имидж президента на Западе, но не сильно. За то, что Путин пустил американцев на аэродромы Средней Азии, ему многое готовы простить: и дело Пасько, и за­крытие ТВ-6. Он дорог миру не меньше Горбачева и Ель­цина. А кто такой Березовский? Думаю, этот вопрос вслед за Путиным скоро начнут задавать и на Западе.

(АиФ. 2002. № 5)

 

 

Метафоры из понятийной сферы «Смерть» в дан­ном тексте постоянно взаимодействуют с криминальны­ми образами (занесен меч правосудия, могут схватить через Интерпол и привезти в кандалах в «Лефортово», жулик, обокравший страну через «Аэрофлот», привати­зация задарма огромных кусков московской недвижимо­сти, аферы «ЛОГОВАЗа» и др.). Эпизодически в тексте встречаются метафоры, восходящие и к другим понятий­ным сферам: родство (словно два брата, собратья по бизнесу), игра (блеф), религия (святость и непорочность, античная богиня), однако все эти образы и количествен­но, и по их роли в организации текста значительно усту­пают метафорам, относящимся к доминантной модели.

Важно отметить интертекстуальность использован­ных в статье метафор, их тесную связь с общим и поли­тическим дискурсом. Автор уверен в компетенции адре­сата, который по опыту чтения множества других тек­стов хорошо подготовлен к восприятию соответствующих метафорических моделей. Статья А. Проханова представ­ляет собой своего рода отклик на множество публикаций, в которых обсуждались причины и последствия смены собственника названной автором телевизионной компа­нии. В этих публикациях была задана и система метафор, используемых при обсуждении проблемы: смена руко­водства канала — это его смерть, соответственно теле­журналисты — это метафорические жертвы, мученики, святые; новые руководители и собственники канала — это бандиты и грабители, а прежний владелец — это меценат и борец за идею (новый Троцкий). Поэтому А. Проханов начинает именно с полемики, в которой предлагает свою интерпретацию ранее использованных метафор (если они и жертвы, то жертвы собственного снобизма) и предлагает другие метафоры для обозначе­ния «звезд TV-6» — скальпели, зажимы и пинцеты в руках олигархов; информационный спецназ. Соответственно Березовский — это никакой не меценат, а создатель некрополя, лягушка, пришпиленная к лабораторному столу. Интертекстуальные связи метафор очень важны как для понимания содержания текста, так и для его вос­приятия в дискурсе.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных