Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТАФОРЫ В ТЕКСТАХ СМИ




 

Современная когнитивистика рассматривает ме­тафору как основную ментальную операцию, как спо­соб познания, структурирования и объяснения мира. Человек не столько выражает свои мысли при помо­щи метафор, сколько мыслит метафорами, создает при помощи метафор тот мир, в котором он живет. Исполь­зуя метафоры, человек стремится в процессе комму­никативной деятельности преобразовать существую­щую в сознании адресата языковую картину мира,

Использование предложенной Е.С. Кубряковой ког­нитивно-дискурсивной методики предполагает изуче­ние метафоры с учетом многообразных взаимоотноше­ний между языком, мышлением и коммуникацией, спе­цификой СМИ и политическим состоянием общества. Метафора в СМИ не только передает информацию, но и оказывает эмоциональное воздействие, преобразует существующую в сознании человека политическую кар­тину мира. Дискурсивный подход к изучению медиаметафоры означает исследование каждого конкретного текста с учетом политической ситуации, в которой он создан, и его соотношения с другими текстами. Мета­фора исследуется с учетом целевых установок, полити­ческих взглядов и личностных качеств автора, специ­фики восприятия этого текста читателями, а также той роли, которую этот текст может играть в системе медиатекстов и в социальной жизни страны.

При таком подходе предметом исследования ста­новится не отдельная метафора, а система метафори­ческих моделей. Метафорическая модель — это суще­ствующая в сознании носителей языка взаимосвязь между понятийными сферами, при которой система фреймов сферы-источника служит основой для моде­лирования понятийной системы сферы-магнита. При таком моделировании обычно сохраняется и эмотивный потенциал, характерный для концептов сферы-источника, что создает широкие возможности воздей­ствия на эмоционально-волевую сферу читателя в процессе коммуникативной деятельности.

Для описания метафорической модели необходи­мо охарактеризовать ее следующие признаки:

 

 

1. Исходную понятийную область (ментальную сфе­ру-источник, сферу-донор) метафорической экспансии.

2. Новую понятийную область (ментальную сферу-мишень, сферу-магнит, денотативную зону, рецепиентную сферу, направление метафорической экспансии).

3. Относящиеся к данной модели фреймы, каждый из которых понимается как фрагмент наивной языковой картины мира, структурирующий соответствующую понятийную область (концептуальную сферу).

4. Составляющие каждый фрейм типовые слоты, т. е. элементы ситуации, которые представляют собой какую-то часть фрейма, какой-то аспект его конкре­тизации.

5. Компонент, который связывает первичные (в сфере-источнике) и метафорические (в сфере-магни­те) компоненты охватываемых данной моделью единиц. Это позволяет выяснить, что дает основания для мета­форического использования соответствующих концеп­тов, почему понятийная структура сферы-источника оказывается подходящей для обозначения элементов совсем другой сферы.

При характеристике метафорической модели мож­но определить ее типовые сценарии, ведущие концеп­туальные векторы, продуктивность и частотность, вы­явить прагматический потенциал рассматриваемой модели, т. е. типовые особенности воздействия на ад­ресата, а также «тяготение» модели к определенным, сферам общения, речевым жанрам, социальным ситуа­циям и т. п.

Если взять за основу понятийную дифференциа­цию сфер-источников метафорического моделирова­ния, то можно выделить четыре основных разряда моделей в современных российских СМИ.

1.Антропоморфная метафора. При исследовании этого разряда анализируются концепты, относящиеся к исходным понятийным сферам: «анатомия», «физио­логия», «болезнь», «секс», «семья» и др. В данном слу­чае человек моделирует социальную реальность исклю­чительно по своему подобию.

2. Натуроморфная метафора. Источниками метафо­рической экспансии в этом разряде служат понятий­ные сферы «животный мир», «мир растений», «мир неживой природы», т. е. социальные реалии осознают­ся в концептах мира окружающей человека природы.

З.Социоморфная метафора. Исследуются концеп­ты, относящиеся к понятийным сферам из социальной сферы: «преступность», «война», «театр», «игра и спорт».

 

 

 

 

4.Артефактная метафора. Исследуются такие по­нятийные сферы, как «дом (здание)», «транспорт», «механизм», «домашняя утварь» и др. В данном случае политические реалии представляются как предметы, созданные трудом человека.

Названные разряды метафор можно схематично представить как «человек и природа», «человек и об­щество», «человек и результаты его труда», «человек как центр мироздания».

Важно подчеркнуть, что в основе каждой понятий­ной сферы лежит концептуализация человеком себя и мира в процессе когнитивной деятельности. Именно поэтому выделяется, например, понятийный разряд «Человек и природа», а не категория (или семантиче­ское поле) «Природа». В соответствии с представле­ниями когнитивной лингвистики в основе метафоры лежат не значения слов и не объективно существую­щие категории, а сформировавшиеся в сознании человека концепты. Эти концепты содержат представ­ления человека о свойствах самого человека и окру­жающего его мира. Всякий концепт является не изо­лированной единицей, а частью домена (ментального пространства, понятийной сферы). Концепты, как и домены в целом, отражают не научную картину мира, а обыденные («наивные») представления человека о мире. Вместе с тем для современного человека харак­терен «известный отход от наивной модели мира, или, во всяком случае, переход от этой модели мира к более изощренной, происходящий под явным воздействием прогресса науки и возникновения новых высоких технологий, развития промышленности и индустрии и т. д.» [Кубрякова, 2004. С. И].

При когнитивно-дискурсивном анализе метафори­ческих моделей элиминируются все ограничения, опре­деляющие особенности традиционного структурного подхода. Это требование о принадлежности рассмат­риваемых элементов к одной лексико-семантической группе или хотя бы к одной части речи и ограничения, связанные с уровнями языка: в рамках единой систе­мы рассматриваются собственно лексические едини­цы, фразеологизмы и их компоненты, а также другие воспроизводимые единицы.

Целенаправленный анализ функционирующих в политической сфере метафорических моделей способ­ствует выявлению тенденций развития политического дискурса и помогает определить степень влияния изме­нений социально-экономического характера на функ­ционирование языка СМИ.

 

 

 

Способность к развертыванию в тексте — важней­шее свойство концептуальной метафоры.

Рассмотрим наиболее типичные варианты развер­тывания метафорических моделей в пределах газетно­го текста.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных