Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Подлинная роль российского чиновничества




В России же важны три ряда факторов.

1. Чиновничество обеспечивает единство российского мира

Единство чиновников, а не процедуры, в действительности составляет костяк и единство российского мира11) и территории.

В силу большой удаленности регионов, их различий в образе жизни, культуре, социально-экономическом положении чиновничество – это практически единственная сила, которая ориентируется сама и ориентирует других на общероссийский порядок жизни. Чиновники говорят: «Как в Москве? Вот и мы делаем так же».

В связи с этим, чиновничество обладает некоторым «тайным знанием». В первую очередь, это знание «о мере» – сколько можно брать, когда брать и т.д. Пример такого рода чиновничьего действия состоит в том, что, предположим, Ельцин говорит Чубайсу, которого поставили на Министерство имущества, что необходимы деньги наличными на выборы. Чиновник придумывает схему, как это сделать, как отмыть, через какие структуры и так далее. Возникает вопрос, кто будет проверять, сколько именно он отмыл, столько же или больше? Формально это определить нельзя, поэтому чиновник может и себе долю взять под видом, что на выборы. Но он знает, что начальник его простит, даже если это вскроется, поскольку «на благое дело», но если эта мера нарушена, тогда ему грозит наказание.

В таких обстоятельствах формируется особый класс людей. С одной стороны, они преданно служат, с другой – умеренно воруют. Ответ на вопрос, что значит это «умеренно», формируется внутри чиновничества. При этом эта схема отношений должна быть единой. Если одного, который берет, но преданно служит, взяли, тогда другие выступают и говорят – этого не надо трогать. Потому что, если сегодня этого посадят, будет снят барьер для того, чтобы остальных посадить, – либо надо снизить меру. Но тогда они дают понять начальнику, что не получится обеспечить его нужды.

Здесь, повторим, важно отличие российских чиновников от бюрократии, служащих, функционеров, служивых людей, слуг, аппарата.

Бюрократия устроена как господство процедуры. Указы царей, о которых мы знаем из истории, – не бюрократия, поскольку в указах обсуждалось содержание определенного изменения. Бюрократы не разбираются с содержанием и смыслом дела, но выполняют процедуры, какими бы бессмысленными они ни были.

Термин «функционер» по смыслу близок к «бюрократу». Отличие состоит в том, что функционер должен получить и передать результат, а бюрократ не связан результатом, ему важно выполнение формы и процедуры.

Служивые (казаки): их задача – рассмотрение дела по содержанию. Понимание этого содержания зависит от того, кому служат: царю, отечеству, идее. Преданность служивых важнее профессионализма. Служивого человека ставили на место и убирали с него по доверию к нему или отсутствию такового.

Аппарат – это аппарат определенного человека, созданный для четко определенных функций.

С одной стороны, чиновник – это служивый человек, он разбирается с делом по сути и содержанию, во имя какой-то цели, служения кому-то или чему-то. С другой стороны, центральное правительство часто не могло полностью обеспечить его кормление и защиту. Поэтому де-факто это всегда отдавалось на «кормление» (специальный термин), и, поскольку тотально координировать все процессы из одного центра невозможно, было важно внутреннее перераспределение ресурсов. Для чиновника важна также чувствительность к балансу между преданностью и служением, с одной стороны, необходимостью кормиться, с другой, и необходимостью выполнения задания в условиях недостаточности ресурсов – с третьей. И до сегодняшнего дня эта схема сохранилась.

К сожалению, мы не нашли исследований о путях формирования этого «тайного знания о мере» и о самом этом знании. Однако такие исследования очень важны, поскольку позволяют понять именно суть отечественного чиновничества и его отличия от бюрократии или государственных служащих.

 

2. Чиновничество как основной проводник «линии» правителей

В России исторически сложилось так, что закон был менее важен, чем «линия партии», монарха и так далее. Это можно проиллюстрировать тем, что законы фактически подстраивались под существующий порядок жизни и под текущую политическую линию или проект России12). Сегодня эта ситуация сохраняется. Если задать вопрос, кто в России самый главный законодатель, то окажется, что это Президент. Поскольку если посчитать количество утвержденных законопроектов, то президентские окажутся на первом месте. Чем занимается основная политическая партия? Развивает идеи, заложенные в посланиях Президента, угадывает и развивает проводимую им «линию». Причем нарушение «линии» карается гораздо строже, нежели нарушение закона. В отсутствие «линии» в стране начинается беда, которая может доходить до состояния смуты, процессов сепаратизма в регионах, или революции.

Еще раз отметим, что специфика России состоит в том, что в естественном состоянии она не воспроизводится. Отсюда термин и позиция того, кого называли «собиратель земель русских». Это означает, что России требуется специальное усилие по «собиранию», поддержанию ее целостности. Одними юридическими механизмами это сделать невозможно, власти требуется определенный слой и масса, на которую она может опираться. В России этой силой является именно чиновничество, которое способно чувствовать «линию» власти и участвовать в ее реализации.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных