Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Историческое развитие идеи воспитания в коллективе, понятие о вос­питательном коллективе, его структура, основные стадии (этапы) раз­вития коллектива.




Слово коллектив происходит от латинского colligo, что в переводе на рус­ский означает "объединяю", а латинское collectivus - "собирательный". Таким образом, это понятие указывает на объединение людей, на их определенную общественную совокупность, на существование между ними связующих от­ношений. В этом смысле в каждом объединении людей можно выделить от­ношения деловые и отношения личные. Деловые отношения основываются на совместной деятельности по решению социально значимых задач, на под­держании и соблюдении установленных в том или ином объединении орга­низационных зависимостей, правил и порядков.

Личные же отношения основаны на личных привязанностях, симпатиях и антипатиях и охватывают главным образом сферу узколичной деятельности.

Воспитательный коллектив - это такое объединение учащихся, жизнь и деятельность которого мотивируются здоровыми социальными устремле­ниями, в котором хорошо функционируют органы самоуправления, а меж­личностные отношения характеризуются высокой организованностью, ответ­ственной зависимостью, стремлением к общему успеху, богатством духов­ных отношений и интересов, что обеспечивает свободу и защищенность каж­дой личности.

Если исходить из этого определения, то становится понятным, что создать такой коллектив сразу нельзя, для этого требуется длительное время. В связи с этим обычно выделяют три стадии в развитии коллектива. В этом смысле первая стадия характеризуется тем, что в качестве сплачивающего средства коллектива выступают требования педагога к учащимся.

Вторая стадия развития этого требования, когда на вашу сторону перешли первый, второй, третий, четвертый активисты, когда около вас организуется группа мальчиков и девочек, которые сознательно хотят поддержать дисцип­лину.

Третья стадия развития этого требования, когда требует коллектив. Это - тот результат, который вознаграждает вас за нервный труд первого периода.

Известный исследователь коллектива Л.И.Новикова выделяет стадию сплочения коллектива, стадию превращения коллектива в инструмент воспи­тания всех учащихся и стадию, когда важнейшей заботой коллектива должно быть воспитание каждого ученика, забота о благополучной позиции каждого, правильная регуляция отношений между всеми членами коллектива.

Структура воспитательного коллектива в школе. Обычно в школе все учащиеся объединяются в единый общешкольный коллектив. Организация и действенное функционирование общешкольного ученического коллектива имеет весьма важное педагогическое значение. Однако непосредственного перехода от общешкольного коллектива к каждому отдельному ученику в большинстве случаев не бывает. Этот переход опосредствуется входящими в общешкольный коллектив первичными коллективами. В условиях школы в качестве таких первичных коллективов выступают классы, которые постоян­но объединяют учащихся в совместной учебной и внеклассной работе.

Для выполнения той или иной работы могут создаваться на более или ме­нее продолжительное время так называемые временные коллективы. В усло­виях школы к таким временным коллективным объединениям относятся раз­личные кружки, создаваемые для решения отдельных задач, бригады, кол­лективы художественной самодеятельности.

В структуре воспитательного коллектива большую роль играют органы ученического самоуправления: ученический комитет (совет), старосты в классах, а также в кружках художественной самодеятельности.

Эти органы и лидеры в ученических коллективах считаются формальными, или, иначе говоря, официально оформленными (избранными или назначен­ными). Кроме этих формальных структур в коллективах существуют еще структуры неформальные, которые официально не избираются и не на­значаются, но реально влияют на коллективную деятельность и обществен­ное мнение. Их принято называть "малыми группами" и "неофициальными лидерами". В основе неформальных "малых групп" и "лидерства" отдельных учащихся лежат отношения психологические - личная симпатия и антипатия, а также узкогрупповые интересы и стремления.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных