ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Конкурентная позиция ООО «ТранСИФ» на рынкеПри проведении рыночных исследований учитывается специфика исследуемого рынка, определяется специфичность самих услуг этого рынка. Рынок транспортных услуг можно охарактеризовать следующим образом: услуги такси имеют большую взаимозаменяемость в потреблении. Доехать до определенного места можно различными способами и на различных видах транспорта. Поэтому оценивать спрос на конкретные услуги определенной фирмы транспортных услуг весьма затруднительно. Это же обстоятельство обусловливает отсутствие отлаженного спроса на услуги какой- то определенной фирмы по оказанию транспортных услуг. Неудовлетворенный спрос на транспортные услуги зачастую не переходит на последующий период времени. Если сегодня покупатель услуги не смог доехать на такси определенной фирмы, то это не значит, что завтра он будет вызывать такси той же марки из-за определенной «преданности» фирме, такое положение бывает в редких случаях. Наличие на данном рынке «таксистов- частников» затрудняет анализ рынка транспортных услуг. Спрос транспортные услуги зависит от привычек, эстетических и психологических факторов. Эти факторы плохо измеряются, что затрудняет анализ данного рынка. По транспортным услугам весьма значительна доля импульсных, не планируемых заранее покупок данного вида услуг. Следовательно, при изучении рынка транспортных услуг очень трудно учесть потребительские намерения. Определим характеристики и емкость рынка транспортных услуг г. Иваново. Таблица 11 Оценочный лист перспективности рынка
Таким образом, из этой таблицы можно сделать вывод что, при существующем положении на рынке транспортных услуг, нашему предприятию целесообразно работать на данном рынке, но с некоторой долей риска. Но как показывает средняя оценка, возможность успеха на данном рынке все-таки есть, т. к. предприятие оказывает широкий круг услуг высокого качества. Емкость рынка - это объем реализуемых на этом рынке услуг в течение года; это верхний предел, к которому стремиться спрос, это потенциальный, максимально возможный спрос. Исходные данные для оценки емкости рынка представлены в таблице 12. Таблица 12 Показатели деятельности предприятий по оказанию транспортных услуг в г. Иваново
Для расчетов по алгоритму примем следующие допущения: базовым предприятием является наше предприятие ООО «ТранСИФ» (его коэффициент поэтому всегда =1). Бальная оценка ассортимента: Узкий - 1 балл, Средний - 2 балла, Широкий - 3 балла. Экспертная оценка качества также соответствует номеру его ранжирования: Низкое - 1 балл, Среднее - 2 балла, Высокое - 3 балла. Бальная оценка цены противоположна качеству: низкая - 3 балла, средняя - 2 балла, высокая - 1 балл. Общая емкость рынка по г. Иванову области 1500 единиц легковых машин в год (при расчете учитывается, что население Иванова составляет 450000 человек). Преобразуем таблицу 12 в таблицу 13: Таблица 13 Расчетные показатели деятельности предприятий по оказанию транспортных услуг
· - рейтинговая оценка по отношению к предприятию ООО «ТранСИФ». · Пример расчета для фирмы ООО «ТранСИФ»: 15000* 3/18,33= 245 ед. такси. Таким образом, согласно этой модели, фирма ООО «ТранСИФ» в данный момент времени может рассчитывать на 16% рынка города. Увеличить долю на рынке можно с помощью некоторого уменьшения цен на транспортные услуги, но главное здесь правильно разработать эффективную программу продвижения оказываемых услуг. Проведем конкурентный анализ деятельности предприятий на рынках г. Иваново и Ивановской области, где оказываются услуги нашего предприятия, уже работают следующие основные предприятия-конкуренты: 1) «Такси 41 - 01 – 41» 2) «Желтое такси» 3) Таксисты- частники Представим основные характеристики конкурентов в таблице 14. Оценка произведена маркетологом ООО «ТранСИФ» по своему мнению. Таблица 14 Анализ внешней и внутренней среды ООО «ТранСИФ»
Как видно из таблицы 14 основным конкурентом в плане цен нашему предприятию является «Желтое такси». Однако, в силу большой разницы качества оказываемых услуг, потребительские предпочтения населения склонны к услугам ООО «ТранСИФ». В то же время такие производственные издержки ООО «ТранСИФ» позволяют установить гораздо более доступные цены на оказываемые услуги, что будет выгодно отличать от вышеуказанного основного конкурента в ценовом отношении и выступать основным слагаемым конкурентоспособности по отношению к услугам конкурентов. Так же существенным внешним фактором можно назвать общее состояние экономики Иванова и Ивановской области. Ивановская область является одним из наиболее бедных регионов нашей страны, что, конечно же, отрицательно сказывается и на работу ООО «ТранСИФ» в целом. Цель деятельности ООО «ТранСИФ» – обеспечение населения г. Иваново и жителей области транспортными услугами. ООО «ТранСИФ» - конкурентоспособное предприятие, так как имеет в своей собственности новые машины, а также у водителей большой стаж по вождению автомобилей, а, следовательно, большой опыт и профессионализм. Полученные результаты исследований являются основой для разработки методического подхода к установлению основной стратегической цели деятельности предприятия, определения общего направления его развития и стратегических альтернатив. Данный подход предполагает использование широко признанного в зарубежной практике метода SWOT- анализа, который позволяет оценить силу, слабость, возможности и угрозы. Матрица SWOT дает возможность свести результаты проведенных исследований в систему, установить линии связи между силой и слабостью, которые присущи предприятию, внешними угрозами и возможностями, которые в дальнейшем будут использованы для формулирования его стратегии. Применим метод SWOT - анализа для установления основной стратегической цели деятельности предприятия на нашем примере. Условно обозначим в данном методе степень влияния факторов внешней и внутренней среды на деятельность объекта исследования (она должна определяться экспертным путем по пятибалльной шкале оценки): возможности: 5 - очень высокие, 4 - высокие, 3 - средние, 2 - низкие, 1 - очень низкие; угрозы: 5 - очень сильная, 4 - сильная, 3 - средняя, 2 - слабая, 1 — очень слабая; сильные и слабые стороны: 5 - очень высокое значение, 4 - высокое, 3 - среднее, 2 -низкое, 1 - очень низкое).
Таблица 15 Карта SWOT деятельности ООО «ТранСИФ»
Рассчитаем общую оценку каждого из четырех параметров карты SWOT. Наибольшее влияние на деятельность исследуемого предприятия оказывают его внутренние слабые стороны (24 балла). Для определения связей между возможностями, угрозами, сильными и слабыми сторонами деятельности предприятия составим обобщающую матрицу SWOT. Таблица 16 Обобщающая матрица SWOT
Перемножение факторов, представленных в карте SWOT, позволяет получить соответствующие значения в полях матрицы SWOT («Слабость и возможности», «Слабость и угрозы», «Сила и возможности», «Сила и угрозы»). Наибольшее из них определяет основную стратегическую цель, направления развития коммерческой деятельности исследуемого предприятия и в рамках его выбор альтернативной стратегии развития предприятия либо их комбинации (таблица 16). Результаты расчетов показали, что наибольшее значение было определено в поле «Слабость и возможности», следовательно, усилия предприятия должны быть направлены на минимизацию слабых сторон его деятельности. То есть целью предприятия должен стать рост объема оказываемых услуг, который может быть достигнут применением стратегии стабильности. 2.2. Анализ финансовых результатов деятельности ООО «ТранСИФ» Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности предприятия получают законченную денежную оценку в системе показателей прибыли. Обобщенно эти показатели представлены в Отчете о прибылях и убытках (форма № 2 годового и квартального бухгалтерского отчета предприятия). Динамика показателей прибыли (прибыли от реализации услуг и балансовой прибыли) показана в таблице 17. Таблица 17 Динамика показателей прибыли
По данным таблицы 17 видно, что балансовая и чистая прибыль предприятия за 2008г. выросли. Увеличение прибыли достигнуто в основном за счет роста выручки от реализации услуг. Прибыль по отношению к предшествующему периоду выросла на 125,1 %, что привело также к соответствующему увеличению прибыли, остающейся в распоряжении организации (на 160,9 %). Расчет и анализ показателей рентабельности 1. Коэффициент рентабельности всего капитала К1 = (22832 / 115334)*100=19,7 % К2 = (17606 / 115334)*100= 15,2 % Эти коэффициенты показывают, сколько балансовой или чистой прибыли получено с 1 рубля стоимости имущества. 2. Рентабельность собственного капитала К3 = 22832/65709*100=34,7 % К4 = 17606/65709*100= 26,7 % Коэффициент рентабельности всех активов сравнивается с коэффициентом рентабельности собственных средств. Разность этих показателей характеризует привлечение внешних источников финансирования. По балансовой прибыли: 19,7-34,7= -15 По чистой прибыли: 15,2-26,7= -11,5 3.Рентабельность всех производственных фондов характеризует эффективность использования производственных активов предприятия К5 = 22832/96001*100=23,7 % К6 = 17606/96001*100=18,3 % 4. Рентабельность продаж При расчете рентабельности продаж в качестве базы сравнения берется объем реализованных услуг. К7=22832/383288*100=5,9 % К8=17606/383288*100=4,5%
2.3. Анализ финансового состояния ООО «ТранСИФ» Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путем уплотнения отдельных статей и дополнения ее показателями структуры: динамики и структурной динамики. Этот баланс включает фактически показатели как горизонтального, так и вертикального анализа.
Таблица 18 Сравнительный аналитический баланс, тыс. руб.
Как видим, по данным таблицы 18, за год стоимость имущества предприятия возросла на 7732 тыс. руб., в том числе в результате увеличения на 15,3% внеоборотных активов. Величина оборотных активов сократилась на конец года на 1263 тыс. руб., и составила 43,3% от стоимости имущества на конец года. Положительной оценки заслуживает рост собственного капитала на 12586 тыс. руб. за счет фонда социальной сферы (62,2%) и добавочного капитала (31,8%). Краткосрочные обязательства сократились на конец года на 9,3 % (4854 тыс. руб.) за счет сокращения кредиторской задолженности. Долгосрочные обязательства у предприятия отсутствуют. У предприятия имеется непокрытый убыток прошлых лет, величина которого на конец года составили 1189 тыс. руб. Оценка финансового состояния организации будет неполной без анализа финансовой устойчивости. Задачей анализа финансовой устойчивости является оценка величины и структуры активов и пассивов. Внешним проявлением финансовой устойчивости предприятия является его платежеспособность. Предприятие считается платежеспособным, если имеющиеся у него денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги, временная финансовая помощь другим предприятиям) и активные расчеты (расчеты с дебиторами) покрывают его краткосрочные обязательства. На практике следует соблюдать следующее соотношение: Оборотные активы < (собственный капитал х 2) – внеоборотные активы На начало периода:52968 < (59416 х 2) - 58500 На конец периода: 51705 < (72002 х 2) – 67495 Таким образом, по балансу анализируемой нами организации условие на начало и конец периода соблюдается, следовательно, организация является финансово независимой. Таблица 19 Анализ финансовой устойчивости
Кроме того, для получения количественных характеристик финансовой устойчивости предприятия используются следующие финансовые коэффициенты: *Коэффициент автономии (Ка) рассчитывается как отношение величины источника собственных средств (капитала) к итогу (валюте) баланса: Ка н.г.= 59416/111468= 0,54 Ка к.г.= 72002/111468= 0,64 Нормальное ограничение (оптимальная величина) этого коэффициента оценивается на уровне 0,5, т.е. Ка ≥ 0,5. Коэффициент показывает долю собственных средств в общем объеме ресурсов предприятия. Можно сделать вывод о достаточно высокой финансовой независимости предприятия, тем более, что на конец года этот показатель увеличился. *Удельный вес заемных средств в стоимости имущества: Н.г. = 1-054 =0,46 К.г. = 1-064= 0,36 Удельный вес заемных средств в стоимости менее 50 %. *Коэффициент финансирования (Кф) рассчитывается как отношение собственных источников к заемным: Кф н.г.= 59416/52052= 1,14 Кф к.г.=72002/47198= 1,5 Нормальное ограничение - Кф ≥ 1. Коэффициент показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет собственных оборотных средств. На конец года коэффициент увеличился на 0,36. *Коэффициент соотношения заемных и собственных средств рассчитывается как отношение заемных и собственных средств: Кзс н.г.= 52052/59416=0,87 Кзс к.г.= 47198/72002=0,65 Нормальное ограничение Кзс ≤ 1. Коэффициент показывает, какая часть деятельности предприятия финансируется за счет заемных источников. Чем больше значение показателя, тем выше степень риска акционеров, поскольку в случае невыполнения обязательств по платежам возрастает возможность банкротства. Допустимое значение показателя 0,3-1. За критическое значение показателя принимают единицу. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|