Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Изменение экономической функции государства при переходе к рынку




Государственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влия­ют на распределение как дохода, так и ресурсов.

Особое значение имеют расходы государства на выпол­нение им экономической функции. В ней наиболее полно проявляется современная роль государства в области хо­зяйствования. Сегодня экономическая функция охватыва­ет такие направления государственной деятельности, как:

■ структурная перестройка российской экономики, при которой будет производиться только продукция, жизненно необходимая человеку, государству, мировому рынку;

■ преимущественная поддержка стратегических, высоко­конкурентных на мировом рынке и социально значи­мых для России производств;

■ демонополизация производства;

■ реальная поддержка производителей, в том числе ма­лого предпринимательства;

■ целенаправленная инвестиционная политика;

■ отстаивание интересов российских компаний на внут­реннем и мировом рынках;

■ завершение приватизации и переход к концессионным формам использования государственной собственности;

■ реформа экономического механизма аграрного сектора и, прежде всего, обеспечение права частной собствен­ности на землю;

■ снижение темпов инфляции, отказ от монопольного це­нообразования на основные энергоресурсы;

■ формирование современной системы расчетов и др. Расходы государства на выполнение им экономичес­кой функции в условиях рынка представлены следующи­ми формами:

■ трансфертные платежи — различные виды пособий и пенсий. Но возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов не бес­предельны. Политика перераспределения доходов при­звана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низ­кодоходных групп населения, но лишь в той мере, ко­торая не угрожает подавлением деловой активности;

■ предоставление государственных субсидий, субвенций, налоговых инвестиционных кредитов отдельным от­раслям, предприятиям (главным образом таким отрас­лям, как сельское хозяйство, добывающая промыш­ленность, судостроение, транспорт).

Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет 5-10%. Выделяя суб­сидии, снижая налоговые ставки, государство тем са­мым изменяет распределение ресурсов, и субсидируе­мые отрасли получают возможность возмещать издер­жки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам.

Современные государства имеют многоуровневую струк­туру. В.мировой практике наиболее распространена тре­хуровневая структура государственного управления, вклю­чающая федеральный, региональный и местный уровни. Как правило, на всех уровнях формируются самостоятель­ные органы законодательной и исполнительной власти.

Различные уровни государственной власти имеют соб­ственный круг полномочий, закрепленный в законодатель­стве страны. Отношения разных уровней власти носят кон­курентный характер, и распределение.полномочий меж­ду ними определяется теми преимуществами, которые имеет каждый из уровней. С одной стороны, центральные власти имеют лучшую информационную базу для приня­тия решений, могут привлекать наиболее квалифициро­ванных специалистов, аккумулировать значительные фи­нансовые и материальные ресурсы, представлять страну на международной арене. С другой стороны, региональ­ные и местные органы власти лучше знают традиции и особенности конкретной территории, ее природные ресур­сы, состояние предпринимательской деятельности, инте­ресы и потребности местного населения.

Исходя, из этого, можно говорить о распределении экономической функции по уровням государственного

управления. Центральные власти должны обеспечивать производство тех благ, которые значимы для общества в целом (например, национальная оборона, единая энер­гетическая и транспортная система, общенациональные средства массовой информации). На региональном и местном уровнях должны производиться локальные бла­га, относящиеся только к данной территории, с учетом потребностей и предпочтений местного населения.

Определить наиболее эффективные формы перераспре­деления доходов, вести учет получателей трансфертов и оценить возникающие побочные эффекты можно, только обладая очень детальной информацией. Поэтому большую часть перераспределительных программ целесообразно осу­ществлять на местном уровне, где легче наладить конт­роль за доходами граждан и учет контингента нуждаю­щихся. С другой стороны, эта функция частично реализу­ется и на общенациональном уровне — например, в форме перераспределения доходов между регионами с использо­ванием системы межбюджетных отношений.

Все направления в экономической науке так или ина­че связаны с вопросом участия государства в экономике и прежде всего его ролью в финансово-кредитных отноше­ниях общества. Возникновение финансовых концепций всегда является ответом на требования макро- и микро­экономики страны, отражает цикличность развития об­щества и характеризуется взаимопроникновением идей разных экономических школ.

Вся история развития экономической мысли показа­ла, что вопрос не в том, участвовать или не участво­вать государству в экономической жизни общества, а в качественно новой роли государства на каждом этапе исторического развития для достижения сбалансирован­ности интересов всех участников общественного воспро­изводства через финансовую политику, оптимальное со­четание государственных доходов и расходов.

Смысл рыночной экономики не в частной собственнос­ти, а в конкуренции различных форм собственности и хо­зяйствования. Сущность экономической функции совре­менного государства — создание конкурентной среды и ее защита (см. также тему 2.3.).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных