ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Изменение экономической функции государства при переходе к рынкуГосударственные расходы считаются одним из важных инструментов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Особое значение имеют расходы государства на выполнение им экономической функции. В ней наиболее полно проявляется современная роль государства в области хозяйствования. Сегодня экономическая функция охватывает такие направления государственной деятельности, как: ■ структурная перестройка российской экономики, при которой будет производиться только продукция, жизненно необходимая человеку, государству, мировому рынку; ■ преимущественная поддержка стратегических, высококонкурентных на мировом рынке и социально значимых для России производств; ■ демонополизация производства; ■ реальная поддержка производителей, в том числе малого предпринимательства; ■ целенаправленная инвестиционная политика; ■ отстаивание интересов российских компаний на внутреннем и мировом рынках; ■ завершение приватизации и переход к концессионным формам использования государственной собственности; ■ реформа экономического механизма аграрного сектора и, прежде всего, обеспечение права частной собственности на землю; ■ снижение темпов инфляции, отказ от монопольного ценообразования на основные энергоресурсы; ■ формирование современной системы расчетов и др. Расходы государства на выполнение им экономической функции в условиях рынка представлены следующими формами: ■ трансфертные платежи — различные виды пособий и пенсий. Но возможности использования трансфертных платежей как канала перераспределения доходов не беспредельны. Политика перераспределения доходов призвана сократить разрыв в уровнях жизни высоко- и низкодоходных групп населения, но лишь в той мере, которая не угрожает подавлением деловой активности; ■ предоставление государственных субсидий, субвенций, налоговых инвестиционных кредитов отдельным отраслям, предприятиям (главным образом таким отраслям, как сельское хозяйство, добывающая промышленность, судостроение, транспорт). Доля субвенций в ВНП развитых стран составляет 5-10%. Выделяя субсидии, снижая налоговые ставки, государство тем самым изменяет распределение ресурсов, и субсидируемые отрасли получают возможность возмещать издержки, которые в противном случае они не могли бы покрывать по рыночным ценам. Современные государства имеют многоуровневую структуру. В.мировой практике наиболее распространена трехуровневая структура государственного управления, включающая федеральный, региональный и местный уровни. Как правило, на всех уровнях формируются самостоятельные органы законодательной и исполнительной власти. Различные уровни государственной власти имеют собственный круг полномочий, закрепленный в законодательстве страны. Отношения разных уровней власти носят конкурентный характер, и распределение.полномочий между ними определяется теми преимуществами, которые имеет каждый из уровней. С одной стороны, центральные власти имеют лучшую информационную базу для принятия решений, могут привлекать наиболее квалифицированных специалистов, аккумулировать значительные финансовые и материальные ресурсы, представлять страну на международной арене. С другой стороны, региональные и местные органы власти лучше знают традиции и особенности конкретной территории, ее природные ресурсы, состояние предпринимательской деятельности, интересы и потребности местного населения. Исходя, из этого, можно говорить о распределении экономической функции по уровням государственного управления. Центральные власти должны обеспечивать производство тех благ, которые значимы для общества в целом (например, национальная оборона, единая энергетическая и транспортная система, общенациональные средства массовой информации). На региональном и местном уровнях должны производиться локальные блага, относящиеся только к данной территории, с учетом потребностей и предпочтений местного населения. Определить наиболее эффективные формы перераспределения доходов, вести учет получателей трансфертов и оценить возникающие побочные эффекты можно, только обладая очень детальной информацией. Поэтому большую часть перераспределительных программ целесообразно осуществлять на местном уровне, где легче наладить контроль за доходами граждан и учет контингента нуждающихся. С другой стороны, эта функция частично реализуется и на общенациональном уровне — например, в форме перераспределения доходов между регионами с использованием системы межбюджетных отношений. Все направления в экономической науке так или иначе связаны с вопросом участия государства в экономике и прежде всего его ролью в финансово-кредитных отношениях общества. Возникновение финансовых концепций всегда является ответом на требования макро- и микроэкономики страны, отражает цикличность развития общества и характеризуется взаимопроникновением идей разных экономических школ. Вся история развития экономической мысли показала, что вопрос не в том, участвовать или не участвовать государству в экономической жизни общества, а в качественно новой роли государства на каждом этапе исторического развития для достижения сбалансированности интересов всех участников общественного воспроизводства через финансовую политику, оптимальное сочетание государственных доходов и расходов. Смысл рыночной экономики не в частной собственности, а в конкуренции различных форм собственности и хозяйствования. Сущность экономической функции современного государства — создание конкурентной среды и ее защита (см. также тему 2.3.). Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|