Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства. Основные функции бюджета




Правовая основа — Бюджетный кодекс РФ (БК РФ), в ред. от 26.04.2007 № 63-Ф3.

В формировании и развитии экономической и социаль­ной структуры общества большую роль играет государствен­ное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механиз­мов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система обще­ства и входящий в ее состав государственный бюджет. Имен­но через государственный бюджет производится направлен­ное воздействие на образование и использование централи­зованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Под бюджетом принято понимать форму образова­ния и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государ­ства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ).

С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания госу­дарственного аппарата, армий, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.

Социально-экономическая сущность бюджета государ­ства — это денежные отношения, возникающие у госу­дарства с юридическими и физическими лицами по пово­ду перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, необходимого для выполнения государством его функций.

Эти отношения называются бюджетными, и их сово­купность составляет содержание понятия «государствен­ный бюджет», они носят объективный характер, так как: а) для обеспечения расширенного воспроизводства, ре­шения социальных, управленческих, оборонных задач в масштабе всего общества бюджетные отношения невоз­можны без государства (без надстройки);

б) с другой стороны, бюджетные отношения — неотъем­лемая часть экономической структуры общества (базиса), государству нужна материально-техническая база для вы­полнения своих функций.

Функции государственного бюджета проявляются в про­цессе формирования доходов и расходов на основе исполь­зования бюджетного механизма, который является реаль­ным воплощением бюджетной политики и отражает кон­кретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Распределительная функция бюджета проявляется че­рез формирование и использование централизованных фон­дов денежных средств по уровням государственной и тер­риториальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяй­ственную жизнь страны, экономические отношения, на­правляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономи­ческие отношения, государство способно целенаправлен­но усиливать или сдерживать темпы производства, уско­рять или ослаблять рост капиталов и частных сбереже­ний, изменять структуру спроса и потребления.

С помощью распределительной функции бюджета про­исходит распределение средств на производственную и не­производственную сферы, межтерриториальное и межот­раслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят кон­центрация денежных средств в руках государства и их ис­пользование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Контрольная функция государственного бюджета осу­ществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В усло­виях становления рыночных отношений значение бюд­жетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

Основу контрольной функции составляет движение бюд­жетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных Поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: 1) мобилизацию денежных средств для централизованно­го фонда государства; 2) соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; 3) повышение эффективности расходования бюджетных средств.

Исходя из вышеизложенного государственный бюджет можно представить как триединое понятие: денежные от­ношения; самостоятельная экономическая категория; форма распределительных (перераспределительных) отношений.

На величину бюджетного фонда влияют следующие факторы: уровень развития экономики; методы хозяйствова­ния; решаемые обществом социально-экономические за­дачи; намечаемые структурные сдвиги в экономике.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных