ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства. Основные функции бюджетаПравовая основа — Бюджетный кодекс РФ (БК РФ), в ред. от 26.04.2007 № 63-Ф3. В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества большую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках принятой на каждом историческом этапе политики. Одним из механизмов, позволяющих государству проводить экономическую и социальную политику, является финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет. Именно через государственный бюджет производится направленное воздействие на образование и использование централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Под бюджетом принято понимать форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления (ст. 6 БК РФ). С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армий, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций. Социально-экономическая сущность бюджета государства — это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, необходимого для выполнения государством его функций. Эти отношения называются бюджетными, и их совокупность составляет содержание понятия «государственный бюджет», они носят объективный характер, так как: а) для обеспечения расширенного воспроизводства, решения социальных, управленческих, оборонных задач в масштабе всего общества бюджетные отношения невозможны без государства (без надстройки); б) с другой стороны, бюджетные отношения — неотъемлемая часть экономической структуры общества (базиса), государству нужна материально-техническая база для выполнения своих функций. Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. Распределительная функция бюджета проявляется через формирование и использование централизованных фондов денежных средств по уровням государственной и территориальной власти и управления. В развитых странах через бюджеты разных уровней перераспределяется до 50% ВВП. С помощью бюджета государство регулирует хозяйственную жизнь страны, экономические отношения, направляя бюджетные средства на поддержку или развитие отраслей, регионов. Регулируя, таким образом, экономические отношения, государство способно целенаправленно усиливать или сдерживать темпы производства, ускорять или ослаблять рост капиталов и частных сбережений, изменять структуру спроса и потребления. С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных Поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: 1) мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; 2) соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов; 3) повышение эффективности расходования бюджетных средств. Исходя из вышеизложенного государственный бюджет можно представить как триединое понятие: денежные отношения; самостоятельная экономическая категория; форма распределительных (перераспределительных) отношений. На величину бюджетного фонда влияют следующие факторы: уровень развития экономики; методы хозяйствования; решаемые обществом социально-экономические задачи; намечаемые структурные сдвиги в экономике. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|