ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Необходимость роста государственных расходов на выполнение социальной функции государстваУвеличение государственных расходов на социальную сферу в условиях рынка обусловлено, прежде всего, необходимостью борьбы с бедностью. Наиболее значимый социально-экономический результат российских реформ — поляризация доходов и населения и социальный разлом общества. Различие в уровнях жизни, по экспертным оценкам, достигает 100 раз. Около 12% (очень богатые, богатые и высокообеспеченные) сосредоточили в своих руках 90% всех сбережений; на долю остальных 88% приходится лишь 10%, а 40% населения вообще не имеют никаких сбережений. От 40 до 60% бедных — семьи с одним-двумя детьми и двумя родителями в трудоспособном возрасте, то есть домохозяйства, традиционно причисляемые к среднедоходным слоям населения; сегодня это так называемые новые бедные. 10% самых бедных семей — неполные домохозяйства с детьми, многодетные, семьи с безработными родителями и одиноко проживающие пенсионеры старше 60 лет. Наблюдается также феминизация бедности, что крайне негативно сказывается на здоровье женщин и детей, вызывая крайние формы асоциального поведения. Оценки, полученные на основе специальных исследований, показывают, что «социальное дно» составляет около 10% городского населения, или 10,8 млн человек, в составе которых 3,4 млн — нищие, 3,3 млн— бомжи, 2,8 млн — беспризорные дети и 1,3 млн— уличные проститутки. К социальному дну примыкает «преддонье», охватывающее примерно 5 млн человек. Сегодня наше общество перешло границу допустимого снижения жизненного уровня основной массы населения фактически по всем индикаторам. Процессы падения уровня жизни отражаются на экономических реформах, всесторонне блокируя их продвижение. В соответствии со ст.7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальное государство — это демократическое государство, служащее интересам общества, обеспечивающее социальную ориентацию рыночной экономики, проводящее эффективную социальную политику, направленную на реализацию принципов социальной справедливости и социальной защищенности граждан. Расходы государства на выполнение социальной функции отражают направления государственной социальной политики, а именно — решение проблемы бедности. Бедность — понятие сложное, исторически обусловленное, многофакторное. К бедным относят людей, не имеющих средств на минимальный национальный стандарт потребления, — в Российской Федерации он получил название прожиточный минимум (ПМ). Бедность — специфическое состояние материальной необеспеченности людей, когда доходы человека или семьи не позволяют поддерживать потребление, необходимое для жизнедеятельности. Она бывает абсолютная и относительная. Первая означает прямой недостаток в потреблении наиболее сущностных, как правило, физиологических потребностей: пища, одежда, жилье (так называемая потребительская корзина). Вторая — фиксирует худшее положение человека относительно общего уровня доходов в стране. Кроме того, отличают текущую, на данный момент, бедность и хроническую — как постоянно воспроизводимую длительное время. Измерителями здесь являются показатели численности доли бедных в населении; размер дохода, характеризующего бедность; глубина бедности — величина недостающего дохода для той или иной группы бедных и др. Борьба с бедностью осуществляется через систему социальной защиты населения и такие ее основные формы, как социальное страхование, социальное обеспечение, социальная помощь. Система социального страхования — это основной институт социальной защиты в условиях рыночной экономики, призванный обеспечить реализацию конституционного права граждан на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, безработицы. Приемлемыми минимальными уровнями социальных гарантий для застрахованных при наступлении страховых случаев по рекомендациям Международной организации труда (Конвенция № 102 (1952 г.) считается 40-50%-ное замещение заработной платы квалифицированного рабочего. Преимущественная сторона института социального страхования связана с тесной увязкой индивидуального вклада страхуемого и его страхователя (работодателя) с размером пенсий и пособий, исходя из страховых тарифов, размера заработной платы и периода внесения взносов. Социальное обеспечение — форма выражения социальной политики государства, направленной на материальное обеспечение определенных категорий граждан из средств государственного бюджета, специальных внебюджетных фондов в случае наступления социальных рисков с целью выравнивания их социального положения по сравнению с другими членами общества. Социальная помощь — предоставляется малоимущим гражданам, у которых по не зависящим от них причинам среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Помощь предоставляется в виде денежных пособий, субсидий, компенсаций и натуральных выплат. Размер помощи представляет собой разницу между прожиточным минимумом и доходом семьи. Борьба с бедностью должна опираться на показатели уровня и качества жизни. Повышение уровня и качества жизни не только результат экономического роста, но и его необходимое условие. Уровень жизни характеризует структуру потребностей человека и возможности их удовлетворения. При этом степень удовлетворения определяется путем сравнения фактического потребления с минимальными и рациональными стандартами потребления. В сложившейся ситуации сформировались различные подходы к выполнению государством социальной функции, ц прежде всего в финансовом аспекте. Первый подход основан на государственном патернализме, то есть массированной поддержке жизненного уровня малоимущих слоев населения за счет государственных финансовых ресурсов. В настоящее время социальные расходы Российского государства достигают 10% ВВП, что на четверть выше уровня 1990 г. Попытка решения проблемы бедности только за счет государственных ресурсов не имеет перспективы, так как это связано с наращиванием налоговой нагрузки на экономические субъекты и неизбежным застоем в развитии общественного воспроизводства. Россия выделяет на социальные нужды самую низкую долю средств среди стран Западной, Центральной и Восточной Европы — всего около 17% ВВП. Для сравнения; в странах Западной Европы социальные затраты составляют 30-40% ВВП, а в странах Центральной и Восточной Европы — 20-30% ВВП. Второй подход связан с формированием модели «субсидиарного государства», в соответствии с которой государство отвечает только за обеспечение минимума социальных услуг и создает условия, при которых население может зарабатывать достаточно для осуществления социальной самозащиты. При этом предполагается, перераспределение социальных расходов в пользу самых уязвимых групп населения при одновременном сокращении социальных трансфертов обеспеченным семьям. Такой подход позволит снизить избыточную социальную нагрузку на бюджет государства, налоговую нагрузку на работодателей и создать импульс экономического роста. Вместе с тем, как отмечают эксперты, такую модель возможно реализовать на практике» только при наличии сложившегося массового среднего класса. Однако такой фактор в российских условиях пока отсутствует. Выходом из сложившейся ситуации является механизм социального контракта между государством, бизнесом и обществом. По отношению к обществу государство берет на себя ответственность за повышение уровня жизни, обеспечение социальных гарантий и безопасности в обмен на общественную поддержку. По отношению к бизнесу государство обеспечивает гарантии прав собственности, благоприятный деловой климат в обмен на соблюдение установленных государством норм и правил. В конечном итоге все это определяет баланс между обществом и капиталом на основе социально ответственного поведения бизнеса при общественной поддержке его интересов и целей. Стратегия развития государства на период до 2020 г. в качестве основного фактора, влияющего на систему социальной защиты населения и ее финансовые ресурсы, выделяет необходимость ускоренного формирования массового слоя людей со средним достатком, так как это предполагает переход на новый российский стандарт благосостояния. Расходы государства на содержание управленческих структур и оборону Расходы государства на управление — это денежные средства, выделяемые из бюджетов разных уровней на обеспечение деятельности Президента РФ, руководителей субъектов Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления. Главное направление административной реформы — создание системы управления, ориентированной на результат, от которого зависит финансирование управленческих расходов. Реформа финансирования органов власти предусматривает, что бюджетные средства будут выделяться каждому министерству и ведомству под конкретные задачи и цели, определенные ими на средне-срочную перспективу — 3 года, а ответственны они будут за выполнение показателей, на основе которых оценивается степень достижения цели. Каждое министерство и ведомство готовит доклад о планируемых на 3 года результатах и основных направлениях работы, где фиксируются цели, задачи, программы для их решения, необходимые расходы на их реализацию, и показатели, по которым можно оценить степень достижения цели. На основе докладов всех министерств правительство готовит сводный доклад, в котором пытается совместить заявленные ими цели и существующие ограничения по ресурсам. Здесь со всей остротой встает вопрос выбора приоритетов, а также согласования целей и координации деятельности госструктур, которые несут ответственность за сквозные показатели. Например, снижение смертности, которое зависит от работы не только Минздрава, но и Минтранса, отвечающего за качество дорог, и ГИБДД. Приоритетные направления административной реформы: ■ ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования; ■ исключение дублирования функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти; ■ развитие системы саморегулируемых организаций в области экономики; ■ организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам; ■ завершение процесса разграничения полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. В рамках работы по проведению административной реформы было проанализировано 5634 функции органов государственного управления, из них признано избыточными — 1468, дублирующими — 263, требующими изменения — 868. Приняты и готовятся нормативные правовые акты по отмене ряда избыточных и дублирующих функций. В рейтинге международной конкурентоспособности Всемирного экономического форума за 2005 год Российская Федерация по показателю «качество государственных институтов» опустилась с 81-го на 89-е место. Согласно индексу GRICS (Governance Research Indicator Country Snapshot), который определяется 1 раз в 2 года Всемирным банком и оценивает эффективность государственного управления в 209 странах, Россия по таким показателям, как эффективность работы правительства, качество законодательства, верховенство закона и контроль за коррупцией, находится в нижней части рейтинга. По индексу восприятия коррупции, рассчитываемому международной организацией «Транспэренси Интернэшнл», в 2004 г. Россия среди 146 стран занимала 90-е место. Система исполнительной власти является весьма закрытой для граждан и бизнеса. По данным международных исследований, по индексу непрозрачности Россия среди 48 крупнейших держав занимает 40-е место. При таком уровне непрозрачности, дополнительные расходы российских и иностранных инвесторов в связи с увеличением рисков составляют 5,64% вкладываемых средств. В то же время, по данным экспертов, сокращение уровня непрозрачности в среднем на 1 пункт коррелирует с увеличением среднегодового валового внутреннего продукта на душу населения на 986 долларов США, прямых иностранных инвестиций по отношению к валовому внутреннему продукту на 1% и сокращением инфляции на 0,46%. По существу, сфера государственного управления превратилась в ограничивающий фактор для социально-экономического развития страны и повышения ее мировой конкурентоспособности. Для решения указанных проблем необходимо решение следующих задач: ■ внедрение в органах исполнительной власти принципов и процедур управления по результатам; ■ разработка и внедрение стандартов государственных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти, а также административных регламентов в органах исполнительной власти; ■ оптимизация функционирования органов исполнительной власти и введение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности органов исполнительной власти; ■ повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества, а так- ж:е повышение прозрачности деятельности органов исполнительной власти; ■ модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти; ■ формирование необходимого организационного, информационного, ресурсного и кадрового обеспечения административной реформы, совершенствование механизмов распространения успешного опыта государственного управления. В случае проведения мероприятий административной реформы степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг к 2008 г. достигнет 50%, а к 2010 г. — не менее 70%. В настоящее время только 14% населения России удовлетворены качеством государственных услуг. Далее произойдет и радикальное снижение издержек бизнеса от госрегулирования. Сегодня, согласно данным независимых исследований, в 80 регионах издержки малого бизнеса составляют 8,5% от выручки предприятий, тогда как в Германии, например, этот показатель составляет 3,5% от прибыли. Военные расходы государства —денежные средства, выделяемые государством на подготовку военной организации и страны к действиям по обеспечению обороны и военной безопасности, на осуществление таких действий в различных формах в мирное и военное время, а также на ликвидацию некоторых их последствий. В составе военных расходов выделяют: прямые, косвенные, явные и скрытые затраты. Прямые военные расходы— затраты, официально выделяемые в федеральном бюджете страны на цели обороны и военной безопасности (основная часть всех военных расходов). Они охватывают затраты вооруженных сил, других войск и воинских формирований, направляемые: 1) на создание, поддержание и наращивание национальной военной мощи путем комплектования их личным составом (включая затраты на привлечение к службе, обеспечение установленными видами довольствия и обслуживания, боевую и морально-психологическую подготовку и \ т. п.), обеспечения вооружением, военной техникой и имуществом (включая затраты на разработку, закупку, эксплуатацию и ремонт), капитального строительства в интересах обороны и военной безопасности; 2) на оказание военной помощи иностранным государствам. Косвенные военные расходы могут включать: ■ выплаты пенсий и пособий ветеранам войн, вооруженных сил, других войск и воинских формирований, инвалидам, семьям погибших; ■ платежи по государственному долгу, возникшему в связи с военными приготовлениями или с войной; ■ затраты по восстановлению разрушений или возмещению ущерба, причиненных войной или военными приготовлениями: выплаты репараций и ряд других государственных затрат. Прямые и косвенные военные расходы могут быть явными (затраты, которые официальная национальная бюджетная статистика признает военными) и скрытыми (затраты средств бюджета, которые фактически направляются на финансирование военных мероприятий, но проходят по расходам бюджета на деятельность гражданских министерств и ведомств, не связанных напрямую с военными приготовлениями). Расходы государства на оборону— ведущая составная часть военных расходов государства на подготовку вооруженных сил и страны к действиям по обеспечению обороны, их осуществлению и ликвидации некоторых их последствий. Экономические источники расходов государства на оборону — валовой внутренний продукт и национальное богатство страны, а в определенных случаях— внешнеэкономические ресурсы. Среди финансовых источников расходов государства на оборону различают бюджетные и внебюджетные ресурсы. Преобладающая часть расходов государства на оборону — бюджет его министерства обороны. В России согласно бюджетной классификации расходов по разделу «Оборона» представлены следующие подразделы: ■ Вооруженные Силы Российской Федерации; ■ модернизация Вооруженных Сил Российской Федерации и воинских формирований; ■ мобилизационная и вневойсковая подготовка; ■ мобилизационная подготовка экономики; ■ подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности; ■ ядерно-оружейный комплекс; ■ реализация международных обязательств в сфере во- енно-технического сотрудничества; ■ прикладные научные исследования в области национальной обороны; ■ другие вопросы в области национальной обороны. Для межгосударственных сопоставлений расходов на оборону среди множества показателей особое значение имеют: размер расходов на оборону; уровень расходов на оборону. Размер расходов на оборону — абсолютная сумма расходов на национальную оборону, законодательно установленная на тот или иной финансовый год, — отражает масштабы отвлечения ресурсов на оборону. Может выражаться в текущих или сопоставимых ценах (ценах базового периода) в национальной валюте (для межгосударственных сопоставлений — в других валютах). На размер расходов на оборону наибольшее влияние оказывают: современное развитие военного дела; требования принятых военных доктрин к боевому потенциалу и боевой готовности вооруженных сил; международная обстановка; географическое и геополитическое положение страны; экономические и финансовые возможности государства. Уровень расходов на оборону — доля расходов государства на оборону в общих расходах федерального бюджета или валовом внутреннем продукте страны. Уровень расходов на оборону характеризует степень военно-финансового и военно-экономического состояния страны. Его оптимальное определение имеет для государства важное политическое, социально-экономическое и военное значение. Начиная с 1993 г., в расходной части бюджета России появился раздел «Национальная оборона», который до этого присутствовал в общесоюзном бюджете: 1994 40 626 млрд руб.; 1995 48 577 млрд руб.; 1996 80 185,1 млрд руб.; ' 1997 10 4317,5 млрд руб.; 1998 81 765 млн руб.; 1999 93 702,4 млн руб.; 2000 209 445 млн руб.; 2001 214 687,7 млн руб.; 2002 284 157,8 млн руб.; 2003 344 525,3 млн руб.; 2004 - 413 700 млн руб.; 2005 531 133,4 млн руб.; 2006 667 257,4 млн руб. Как видно из приведенных данных, до 1998 г. (до дефолта) расходы на национальную оборону находились приблизительно на одном уровне с учетом некоторых колебаний то в сторону-увеличения, то в сторону уменьшения. В результате дефолта. 1998 г. эти расходы в 1999 г. составили свой минимум. Но затем начался их ежегодный рост, и в 2006 г. военные расходы составили наибольшую величину за все годы существования Российской Федерации. Бюджет на 2007 г. был более социально ориентирован, чем в 2006 г. Расходы на социальную политику выросли на 21,3% по сравнению с утвержденными законом расходами в 2006 г. (до 249 млрд руб.), на образование— на 23,5% (до 248,9 млрд руб.)* на здравоохранение и спорт — на 20,6% (179,8 млрд руб.). Тогда как расходы на национальную оборону выросли на 8,3% (до 721,6 млрд руб.), а в реальном выражении приросли на 25,9%. Военная реформа в Российской Федерации — комплекс экономических, социально-политических, организационно-технических, собственно военных и других мероприятий военного строительства по коренному преобразованию военной организации государства, начатых в середине 90-х годов двадцатого века. Целью военной реформы является приведение военной организации Российской Федерации в соответствие с современными внешними и внутренними условиями и задачами по обеспечению обороны и безопасности страны при рациональном использовании выделяемых на эти нужды средств и ресурсов.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|