Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОБЩЕДИДАКТИЧЕСКИХ




Как известно, в общей педагогике утвердилась позиция, со­гласно которой методы подразделяются на методы обучения и методы воспитания. В педагогике музыкального образования, спе­цифику которой определяет музыка как искусство, грань между воспитанием и обучением в значительной степени стирается. Как следствие этого стирается грань и между методами музыкального обучения и методами музыкального воспитания, каждый из котоpыx, как правило, выполняет и обучающую, и воспитывающую функции.

В общей педагогике приняты разнообразные классификации методов:

- по источнику знаний, по источнику информации (словесный, наглядный, практические и т.д.),

- по степени самостоятельности и активности мышления школьников, по характеру познавательной деятельности (репродуктивные, продуктивные, объяс­нительно-иллюстративные, частично-поисковые, эвристические, исследовательские)

- по назначению (приобретение знаний, формирование умений и навыков и т.д.),

- по дидактическим целям (методы, способствующие первич­ному усвоению материала, его закреплению и т.д.). Все они при­менимы и в педагогике музыкального образования.

Своего рода «метаметодом», относящимся к этой сфере обра­зования, является метод сравнения во всех его разновидностях. Он широко применяется в музыкальном образовании, поскольку от­вечает слуховой природе музыкального искусства и предполагает наблюдение (термин Б.В.Асафьева) за контрастными и тожде­ственными элементами музыкальной ткани на всех ее уровнях.

Имеется в виду применение этого метода по отношению к та­ким первоэлементам музыкального материала, как, например, сильные и слабые доли такта, forte и piano, сопоставление различ­ных темпов, тембров и т.д., которые рассматриваются как об­ширная область ритмических, динамических, тембровых контра­стов.

Контрасты прослеживаются и в различных способах организа­ции музыкальной ткани в инструментальной и вокальной музы­ке, в том числе вертикальное и горизонтальное письмо, гомофо­ния и полифония, унисон и многоголосное построение, тема и окружающий ее фон и т.д.

По словам Б.В.Асафьева, «на основном драматическом про­тивоположении двух тем или двух тематических отделов зиждется весь смысл развития». Развивая эту мысль, исследователь выделя­ет такие сопоставления в музыке, которые могут быть названы «архитектоническими», т.е. виды симметричных и асимметрич­ных образований.

С педагогических позиций Б. В.Асафьев считает принципиаль­но значимыми такие контрасты, как: сопоставление пьес разных жанров, различных приемов звукописи, прозы и стиха, импрови­зационного изложения со строго каноническим и т.д.

На музыкальных занятиях метод сравнения выступает в самых различных модификациях:

1. метод выявления сходства и различия, который Д.Б. Кабалевский выделяет в качестве одного из важнейших в музыкальном образовании. По его мнению, этот метод может быть использован «начиная от восприятия и осознания малейших "стро­ительных" элементов музыки вплоть до различения полной не­схожести или, напротив, значительной близости творческих сти­лей разных композиторов»;

2. метод идентификации — отождествление предметов, объектов, явлений, процессов, их опознание (как, например, уз­навание знакомого произведения среди других);

3. метод перекодирования — представление содержания в иной знаковой системе (к примеру, выражение музыкального об­раза средствами музыкально-пластического интонирования) и др.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных