ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Метод контраста и тождестваПозволяет развить навыки анализа конкретного произведения искусства через контрастное сопоставление с другими произведениями, для того, чтобы ярче и полнее оттенить содержательную и структурную сторону первого. Сравнение через контраст подчеркивает наиболее существенные художественно-выразительные моменты данного произведения. Сравнение через тождество предполагает большую тонкость в восприятии произведении искусства, больше вниманеи к его художественным особенностям. Эти методы могут применяться в той или иной мере при решении любой из задач музыкального образования. Каждый из них по-разному проявляется в том или ином виде музыкальной деятельности, находя свое специфическое воплощение. При этом проведение сравнения требует особой слуховой наблюдательности со стороны учащихся. Метод сравнения может применяться не только по отношению к самим музыкальным произведениям, но и к их различным исполнительским трактовкам. Особое значение он приобретает в исполнительской деятельности наглядно демонстрируя образцы правильного или неправильного владения исполнительскими навыками и т.д. Этот метод применяется для развития слуховых и зрительных представлений, ассоциаций и др. в их взаимосвязи. Характеризуя общедидактические методы, необходимо отметить, что при рассмотрении того или иного музыкального феномена (творчества композитора, средства музыкальной выразительности и др.), педагог-музыкант, как правило, идет от наглядных методов (слуховая, зрительная и двигательная наглядность) к методам словесным, предполагающим описание явления в вербальной форме. Рассмотрим с этих позиций методы наглядные и словесные методы. Методы Слуховой наглядности(или наглядно-слухового показа) в слушательской деятельности получают свое выражение главным образом в демонстрации учащимся какого-либо музыкального произведения (средств выразительности, исполнительских интерпретаций и др.), реализуются посредством музыкальных иллюстраций (собственное исполнение), грамзаписей, вокального показа, литературного чтения, чтение стихов, пересказа произведения. Те же методы в исполнительской деятельности могут быть представлены следующим образом: показ не только определенного музыкального произведения, но и необходимого качества певческого звучания, способов его достижения в живом исполнении и др. При накоплении опыта музыкально-творческой учебной деятельности методы наглядно-слухового показа применяются для демонстрации примера выполнения творческого задания учителем или учащимися, способов работы с предлагаемыми для композиции моделями и т.д. Двигательная наглядность реализуется посредством жестов, движения рук, мимических и пластических иллюстраций; Зрительная наглядность - показ репродукций, иллюстраций, диафильмов, слайдов, плакатов и др. Практическое музицирование, исполнительская музыкальная деятельность учащихся основаны на различных интерпретациях практических методов, в частности метода упражнения: пение, импровизация и сочинение музыки, звуковысотное и пластическое моделирование, пластическая импровизация и др. Словесные методы ( рассказ, лекция, беседа, диспут, драматизация, объяснение, разъяснение) при рассмотрении конкретного музыкального явления имеют двоякое предназначение. С одной стороны, они помогают учащимся осмыслить, осознать полученные музыкально-слуховые представления и перевести их в привычную для них словесную форму. С другой — оперировать в своих рассуждениях общепринятыми музыкальными терминами. При этом важнейшее значение имеет образная сторона словесного высказывания. Рассказ – живое, образное, эмоциональное повествование о художественном или музыкальном явлении, рассматриваемом на уроке. Рассказ должен быть коротким, ярким, образным, содержательным и обязательно соответствовать возрасту аудитории. Важно не только что говорит педагог, но и как он говорит. Особая роль принадлежит методу беседы. Беседа является диалогической формой работы учителя с учениками. И обладает большими возможностями, поскольку помогает связать учебный материал с личным опытом учащихся, с имеющимися у них знаниями. Д.Б.Кабалевский, придавая огромное значение этому методу различал два вида беседы: - рассказ-беседу - беседу-диалог. В беседе-рассказе учитель сам подводит учащихся к верным суждениям, выводам. В диалогической беседе ведущую роль играют сами ученики, а учитель, подобно режиссеру только направляет беседу и подводит учащихся к верным ответам. Виды беседы по Б.С.Рачиной:щихся, с имеющимися у них занани В ходе эвристической беседы активизируется самостоятельность мышления учащихся и на поставленный вопрос учителя следует обычно несколько ответов учащихся. Герменевтическая беседа предполагает подробное рассмотрение, разъяснение изучаемого явления. В ходе сократической беседы стимулируется способность мыслить неоднозначно, принимать различные точки зрения на обсуждаемое явление. В результате такого рода беседы часто не возникает однозначного вывода, что важно при обсуждении содержания и смысла произведения искусства. Владение технологией проведения беседы важное профессиональное качество учителя музыки. Рассмотрим основные требования к проведению беседы. - ясная постановка цели, выстраивание логической последовательности вопросов, с соблюдением иерархии сложности; - аргументированность ответов учащихся; - включение в работу большей части класса, сочетание индивидуальной и фронтальной форм работы (вопрос адресуется сначала классу, затем ученику); - все вопросы учителя должны носить наводящий характер, учитель не должен подсказывать и предлагать очевидных, не предполагающих аргументации ответов; - важно давать ученику достаточно времени на ответ, выслушивать каждый ответ, вникать в его содержание, включать учащихся в обсуждение содержания ответа, побуждать их к диалогу, спору, дискуссии. 2.2.1 Понятие, функции и специфика методов, методик и технологий музыкального образования. Понятие метода: в широком смысле слова как совокупности педагогических способов, направленных на решение задач и освоение содержания музыкального образования; в узком смысле как приема, направленного на освоение музыкальных знаний, умений, навыков. Специфика методов и средств музыкального образования, их направленность на развитие личности и творческих способностей учащихся. Различные классификации методов музыкального образования. Характеристика методов по их связи с основными задачами музыкального образования: а) методы, направленные на развитие у учащихся эмпатии, эмоционально-ценностного отношения к музыке; б) методы, направленные на развитие у учащихся художественно-познавательных способностей, умения слушать и слышать музыку; в) методы, направленные на развитие у учащихся самовыражения в музыкальном искусстве. 2.2.2 Общепедагогические методы преподавания музыки -по источнику знаний: словесные, наглядные (наглядно-слуховые, наглядно-зрительные), практические, работа с литературой, видеометод; -по назначению: приобретение знаний, формирование умений и навыков, применение знаний, творческой деятельности, закрепление приобретенных знаний, проверка ЗУН; -по характеру познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический, исследовательский, игровой; -по дидактическим целям: методы, способствующие первичному усвоению материала, закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (методы сравнения, обобщения, конструирования, планирования, исследовательские методы и т.д.). Общепедагогические технологии в музыкальном образовании: личностно-ориентированные, проблемные и развивающие. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|