ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Урок обобщения темыГлавным признаком является наличие целостной. Но уже обогащенной, по сравнению с уроком введения в тему, характеристики ключевого знания, которое изучается в четверти. В отличие от предыдущих типов уроков музыкальный материал. Формы и виды музыкальной учебной деятельности школьников в уроках данного типа не конкретизированы. В зависимости от уровня усвоенности материала учащимися, учитель самостоятельно определяет содержание музыкального материала и выбирает соответствующие средства и приемы обучения. Уроки обобщения темы предполагают установление в сознании школьников связей как с предшествующими темами, так и с последующими. Содержание предмета «Музыка» и организация учебного процесса Содержание и организация уроков музыки определяются программой по данному предмету. Любая программа состоит из двух частей: пояснительной записки, определяющей цели и задачи, а также излагающей краткую характеристику учебного предмета, и собственно содержания программы, в котором раскрываются учебные темы по годам обучения, музыкальный репертуар, требования к уровню музыкального развития учащихся. В настоящее время по данному предмету существует несколько программ, имеющих федеральный статус. Они прошли апробацию в педагогической практике и рекомендованы Министерством образования для учреждений общеобразовательного типа. Эти программы близки по своей целевой направленности, но предлагают различные пути достижения поставленной цели. Среди них можно выделить программы, охватывающие все направления музыкального образования, а также программы, направленные на более углубленное изучение одной из сфер музыки, например народной музыки. Существование различных программ одновременно чрезвычайно важно, поскольку дает возможность выбрать ту программу, которая наиболее полно отвечает направленности и ценностным приоритетам конкретного учителя музыки. Дискуссия о целостности урока музыки. По мнению Д.Б.Кабалевского, «урок музыки всегда должен быть целостным, объединяющим все его элементы в единое понятие: музыка, музыкальное искусство...». Эта позиция обусловлена предлагаемым тематизмом, представленным в учебной программе, разработанной под его руководством. Согласно концепции автора, особое значение «в целостном осознании музыкального искусства» имеет живое восприятие музыки. При настоящем, прочувствованном и продуманном восприятии музыки, подчеркивает Д.Б.Кабалевский, «активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне слышания музыка как искусство вообще не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей и подростков, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы. Учиться слышать музыку учащиеся должны непрерывно на протяжении всего урока: и во время пения, и во время игры на инструментах, и в моменты, требующие наибольшего внимания, сосредоточенности и напряжения душевных сил, когда они выступают в роли собственно слушателя. Любая форма общения с музыкой, любое музыкальное занятие учит слышать музыку, непрерывно совершенствуя умение вслушиваться и вдумываться в нее». Само понятие «восприятие» относится к категории психологии. Обращаясь к ней, ученые (Е. В. Назайкинский) разделяют понятия «восприятие музыки» и «музыкальное восприятие», подчеркивая, что именно музыкальное восприятие указывает на его качество как восприятие музыкальное, в то время как восприятие музыки свидетельствует лишь о том, что происходит процесс общения с музыкой. Музыкальное восприятие понимается в педагогике музыкального образования как процесс отражения, становления в сознании человека музыкального образа. Исследуя сущность и структуру музыкального восприятия, этапы его становления и развития, В. К. Белобородова заложила основы теоретического понимания путей и способов его развития в музыкально-педагогическом процессе. К важнейшим характеристикам музыкального восприятия она относит такие его свойства, как: - эмоциональность, - образность, - осмысленность, - ассоциативность, - избирательность, - вариативность, - целостность. При этом выделяются три стадиивосприятия музыки:
Такой подход, по мнению В. К. Белобородовой, является основой для творческого восприятия музыки. При этом автор замечает, что подобное разделение процесса восприятия музыки по указанным стадиям весьма условно и является лишь своего рода схемой. Говоря о восприятии музыки, принципиально важно не смешивать его со слушанием музыки. Именно в этом видится ошибка многих педагогов, учителей музыки, когда они принимают установку на развитие восприятия музыки, но при этом ограничивают его лишь слушанием музыки. Таким образом, музыкально-педагогическая идея, объединяющая все элементы и грани урока, активнейшее участие в нем самой музыки, направленность всех видов музыкальной деятельности школьников на развитие музыкального восприятия, энергия учителя, сумевшего захватить внимание учеников и побудить их к заинтересованному творческому участию в занятиях искусством, — вот те слагаемые, которые в своем единстве могут создать подлинно целостный урок музыки. Как правило, цель урока (его музыкально-педагогическая идея) определяется тематизмом учебной программы в целом и темой конкретного урока в частности. Поэтому содержание и характер тематизма обусловливают заложенный в программе музыкально-педагогический подход к выстраиванию целостности урока. В настоящее время существуют два принципиально различных подхода к разработке тематизма, определяющего содержание и организацию процесса музыкального образования учащихся. Согласно концепции Д.Б.Кабалевского, тематизм, разработанный под его руководством и изложенный в программе по музыке, исходит из основных закономерностей музыкального искусства. В своей совокупности учебные темы отражают «различные грани музыки как единого целого». В дальнейшем, основываясь на этой позиции, последователями Д.Б.Кабалевского были разработаны различные варианты учебных программ по музыке, отличающиеся своим конкретным содержанием, но близкие по общей направленности тематизма. (См.: Музыка / Авторский коллектив под руководством Г.П.Сергеевой //Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. — М., 2001, С. 182-218; Музыкальное искусство / Авторский коллектив под руководством Л. В. Школяр. Там же. — С. 219—268) В основе другого подхода к разработке тематизма уроков музыки на первом плане — различные формы отражения окружающей жизни и ее взаимодействия с музыкой. В этом случае темы формулируются как та или иная грань жизни, жизненного опыта ребенка, общества в целом. Такая направленность, в частности, присуща программе по музыке, разработанной Г. С. Ригиной. («Музыка» (экспериментальная программа) / Программы для общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-3) по системе Л.В.Занкова. – М., Просвещение, 1996). В последние годы этой линии придерживаются в своих программах И. В. Кошмина (Программа «Духовная музыка: Россия и Запад. – М., Просвещение, 1994), Т. И. Бакланова и ряд других педагогов-музыкантов. В программе, разработанной авторским коллективом под руководством Ю.Б.Алиева, находят своеобразное претворение как та, так и другая позиции. (См.: Музыка / Авторский коллектив под руководством Ю. Б.Алиева // Программно-методические материалы. Музыка. Начальная школа. — М., 2001, С. 131-181). Избранный подход к тематизму программы определяется той музыкально-педагогической концепцией, которая принята автором за основу. Кроме того, каждая музыкально-педагогическая концепция по-своему определяет задачи, принципы, содержание и методы, осуществляемые на уроках музыки. Их реализация в различных возрастных группах имеет свою специфику. Так, если в начальной школе преобладающее значение получает задача развития эмоциональной отзывчивости детей на музыку, то в основной школе в связи с приобретенным учащимися опытом, появляется возможность уделять большее внимание развитию способностей и умений анализировать и обобщать те или иные музыкальные явления. При этом в зависимости от цели урока, реализующего общую цель музыкального образования (становление музыкальной культуры школьника), другие его компоненты могут варьироваться, вступая в определенные взаимосвязи. Так, в начальной школе содержание и построение урока музыки в значительной мере обусловлено тем, что в силу возрастных особенностей дети еще не могут продолжительное время заниматься одним и тем же. Следовательно, смена видов музыкальной деятельности осуществляется на уроке достаточно часто. В основной же школе появляется возможность более углубленного и длительного по времени занятия каким-либо одним видом музыкальной' деятельности. Или, к примеру, на одном уроке ведущее значение может приобретать задача развития музыкально-творческих способностей детей в процессе слушания музыки и размышления о ней, на другом — решение этой задачи осуществляется в основном в процессе певческой деятельности и т. п. При всей вариативности подхода к реализации компонентов музыкального образования — цели, содержания, методов и т.д. — соблюдение единства в решении воспитательных и обучающих задач является непременным условием (принципом) проведения каждого урока. При этом учителю необходимо выстраивать линии обучения, воспитания и развития учащихся как сквозные линии, проходящие через все уроки. Тем самым обеспечивается системность приобретения учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, приобретаемых ими музыкальных знаний, умений и навыков, накопления опыта музыкально-творческой деятельности. Как показывает практика, невнимание к любой из этих задач приводит к резко негативным последствиям. В настоящее время это особенно сказывается на уровне исполнительской музыкальной деятельности учащихся, и в конечном счете — и на уровне их музыкального вкуса, а также музыкальной культуры в целом. Одним из сложных и неразработанных в теории преподавания музыки является вопрос о типологии урока музыки. В общей педагогике, как известно, существуют различные типы уроков: - комбинированный, или смешанный, - уроки по ознакомлению учащихся с новым материалом, - по закреплению знаний, - уроки обобщения и систематизации изученного материала, - уроки формирования и закрепления умений и навыков, - уроки, имеющие основной целью проверку знаний, и т.д. В педагогике музыкального образования также можно встретить различные формулировки типов уроков. Например, имеют место уроки, посвященные: - конкретным монографическим темам («Музыка П.И.Чайковского», «Музыка Эдварда Грига» и т.д.); - изучению какой-либо закономерности музыкального искусства («Интонация», «Марш», «Музыкальный образ» и т.д.); - изучению связей музыки с другими видами искусства («Как мы видим музыку?», «Как мы слышим живопись?» и др.); - познанию связей музыки с окружающей жизнью («Природа в музыке», «Мир фольклора — мир народной музыки» и т.д.); - воздействию музыки на человека («Преобразующая сила музыки») и т.д. О.А.Апраксина, рассматривая эту проблему, отмечает, что в обычном уроке музыки сочетаются разные моменты: во время опроса повторяется материал; при закреплении какого-либо навыка (понятия, факта) для более прочного и точного его запоминания нередко дается новый материал (применяются полученные знания, происходит «перенос» навыка)^сообщая новые сведения (при знакомстве с новым произведением), учитель опирается на ранее пройденное. И все же, как правило, каждый урок имеет свою главную задачу — стержень, вокруг которого группируются остальные моменты. По этой главной задаче характеризуется все содержание конкретного урока, его структура, применяемые методы. Одним из самых спорных и дискуссионных теоретических вопросов педагогики музыкального образования считается вопрос об отметке на уроке музыки и ее критериях. Как известно, в настоящее время учреждения общеобразовательного типа перешли на «безотметочное обучение» по ряду дисциплин, в том числе и музыке3. Причиной этому послужила позиция, согласно которой на уроках музыки оцениваются не столько знания и умения учащихся, сколько возможности их личных достижений в сфере искусства. В связи с этим необходимо обратить внимание на специфику оценивания учащихся на уроках музыки. - Во-первых, отметка на уроке музыки является незаменимым средством стимулирования отношения учащихся к музыке и музыкальным занятиям во всех их видах и формах. Отмена же отметок на уроках музыки при сохранении отметок на других предметах неминуемо приведет к значительному снижению статуса этой дисциплины в органах народного образования, в глазах детей и их родителей. И такая тенденция уже сегодня прослеживается достаточно отчетливо. - Во-вторых, наличие в содержании музыкального образования четырех элементов (опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке, знание музыки и о музыке, музыкальные умения и навыки, опыт музыкально-творческой учебной деятельности) в той или иной степени служит ориентиром для учителя музыки в вопросе об отметке. При этом необходимо учитывать не какой-то один из элементов, а всю их совокупность, что послужит основанием для более объективного подхода к выставлению отметок на уроке музыки. - В-третьих, исходные музыкальные способности детей часто очень различны, и это обстоятельство вызывает необходимость учитывать их при выставлении отметки, во многом ориентируясь на те усилия, внимание и интерес, которые проявляет учащийся в процессе музыкальных занятий, а также на ту степень музыкального развития, которое наблюдается в результате его усилий. Следовательно, основополагающим при выведении отметок становится принцип сопоставления учителем исходного и последующих уровней музыкального развития у одного и того же учащегося, а не принцип сравнения одного ребенка с другим по уровню музыкальных способностей, степени усвоения музыкальных знаний и формирования музыкальных умений и навыков, опыта его музыкально-творческой учебной деятельности. - В-четвертых, на уроках музыки приоритетное значение имеет динамика отношения учащихся к музыкальному искусству и степень развития у них музыкальных учебно-творческих (творческих по отношению к развитию данного учащегося) способностей. Музыкальные знания, умения и навыки играют при этом роль важного и необходимого, но, прежде всего, средства становления музыкальной культуры личности школьника. - В-пятых, при фиксации качества успеваемости особую роль приобретает активность учащегося на музыкальных занятиях, которая непременно учитывается при выставлении отметки. Следует учитывать и то, что специфика урока музыки как урока искусства вызывает необходимость широкого применения оценки (а не только отметки) на уроке; именно оценка, а не отметка на уроке музыки часто свидетельствует о проявлении душевного, толерантного и вместе с тем требовательного отношения учителя к ученику, знании и учете его психологии, его индивидуальных различий. В этой связи следует заметить, что в отличие от отметки оценка не выражается в количественном измерении. Она основана на вербальном выражении отношения учителя к музыкальному развитию ребенка и позволяет неизмеримо богаче, тоньше и индивидуально-направленнее отметить степень и качество успехов (и неуспехов) учащегося. При этом учитывается его общая и музыкальная культура, а также характер ребенка, его воспитанность, задатки, способности, имеющиеся музыкальные знания, умения, навыки, отношение к искусству и музыкально-творческие проявления. К числу наиболее типичных, проявляющихся сегодня недостатков в содержании и организации уроков музыки следует отнесет прежде всего: - злоупотребление разговорами о музыке в ущерб непосредственному общению учащихся с самой музыкой, звучащей в живом исполнении; - отсутствие целенаправленной работы по накоплению разнообразного исполнительского репертуара в классе; - слабое владение учителем хормейстерскими умениями и навыками; и слабое владение учителем методом показа, «как надо и как не надо» исполнять музыку; - недостаточное внимание к систематическому развитию вокально-хоровой культуры учащихся; - отсутствие системности в развитии умений и навыков инструментального музицирования и музыкально-пластической деятельности учащихся; - недостаточное владение учителем умениями профессионального анализа произведений (в опоре на иллюстрацию им отдельных фрагментов), предназначенных для слушания музыки; - крайне редкое применение учителем умений менять своеэнергетическое состояние в зависимости от определенного вида музыкальной деятельности; - подмена урока музыки как урока воспитания и обучения уроком «развлечения». Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|