ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Специфика ценообразования на газЦены на газ в России значительно отличаются от цен на другие виды топлива и цен на газ на европейском рынке. Основным производителем и поставщиком природного газа на внутренний и внешний рынок является ОАО «Газпром», которое в этих условиях является естественной монополией. Поэтому цены и тарифы на продукцию и услуги, связанные с реализацией природного газа в России, регулирует государство в лице Федеральной энергетической комиссии (ФЭК). Рассмотрим особенности формирования цен на природный газ, обусловленные отсутствием рыночных механизмов ценообразования. Оптовые цены на газ в Российской Федерации устанавливаются на условиях франко-граница. Цены рассчитываются за 1000 м3 в зависимости от качества природного газа. При этом его качество определяется фактической теплотой сгорания газа , которая колеблется в довольно широких пределах. Поэтому при определении оптовой цены на газ Цг за основу принимается его расчетная цена с поправкой на стандартную теплоту сгорания 1000 м3 газа, равную 8200 ккал при температуре 20°С, нормальном атмосферном давлении 760 мм ртутного столба и влажности 0%. Расчет производится по формуле: = руб./Ю00м3. (158) Оптовые цены на газ (руб. за 1000 м3), реализуемый потребителям (кроме населения), устанавливаются по семи ценовым поясам (от 0 до 6). Для собственных нужд ОАО «Газпром» разрабатывает внутренние оптовые (расчетные) цены на газ и тарифы на услуги по транспортировке и хранению газа. При таком формировании цен в основу расчета положен принцип возмещения издержек плюс необходимый размер прибыли, направляемой на содержание социальной инфраструктуры, на выплату работникам материальной помощи, надбавок к пенсиям, стипендий, на оплату медицинского обслуживания и т.д. ОднЗЙ из основных проблем в ценообразовании на газ является диспаритет цен между различными видами топлив. Так, природный газ при действующих регулируемых государством ценах на него оказался самым дешевым энергоносителем в стране, что привело к перекосам цен на взаимозаменяемые виды топлива. В мировой практике цена на уголь (в пересчете на условное топливо) составляет примерно 60% цепы нефти и цены природного газа в Европе, 40% цены сжиженного природного газа в Японии и соответствует цене природного газа в США [36]. В России, при рыночной динамике цен на уголь и искусственно замороженных ценах на газ, уголь в расчете на 1 т условного топлива во многих регионах стал дороже газа. Дороже газа оказался на внутреннем рынке и мазут. До 2004 г. средняя цена реализации газа потребителям России отличалась от [36].: / цен продажи газа на границе Западной Европы — в 5 раз; / цен поставки среднеазиатского газа на границе Казахстан — Россия — в 2 раза; / цен на мазут в летний период — в 3 раза, а в зимний — в 4-5 раз; / цен на уголь — в 1,5-2 раза. Цены на газ для промышленных потребителей России до недавнего времени были в 11-14 раз ниже цен для потребителей в Западной Европе и в 9-10 раз ниже, чем в США и Канаде. В результате диспропорции в ценах потребность в газе как наиболее дешевом виде топлива искусственно завышается. В результате доля угля в энергобалансе страны неоправданно снижается, что оказывает отрицательное влияние на угольную промышленность, уменьшая спрос на ее продукцию и усугубляя социальные последствия в результате закрытия шахт. Еще быстрее сокращается потребление мазута на электростанциях, также неоправданно замещаемого газом (удельный вес газа в выработке электроэнергии вырос с 42 до 51%). Субсидирование экономики за счет газовой отрасли привело к тому, что на российском рынке газ остается единственной продукцией, выпадающей из сферы рыночной экономики. Заниженная цена газа для внутренних потребителей искажает цены на электроэнергию и тепло и, как следствие, на транспортные услуги и стоимость продукции всех других отраслей промышленности. В итоге теряется объективность отраслевых цен, пропорций и всех макроэкономических показателей России. Если в отношении субсидирования населения это можно оправдать его относительно невысоким жизненным уровнем, то логичных объяснении причин финансирования металлургической, нефтеперерабатывающей, агрохимической и многих других высокодоходных отраслей промышленности за счет газовой отрасли нет. Низкие цены на газ негативно отражаются и на других областях экономики. В частности (36]: 1) деформируются топливные балансы страны. Электростанции и тепловые котельные, работающие на угле и мазуте, вместо создания более совершенных систем по подготовке и сжиганию традиционных видов топлива в стремлении получить дополнительные доходы добиваются перехода на газ; 2) использование дешевого газа не стимулирует энергетические предприятия на развертывание работ по снижению энергоемкости выработки электроэнергии за счет внедрения более совершенных технологий; 3) при низких уровнях пен на газ ОАО «Газпром» не в состоянии обеспечить необходимый рост добычи природного газа. Заявленные инвестиции способны привести только к ее стабилизации. Что касается независимых производителей, то и их внутренние ресурсы из-за уровня регулируемых цен ограничены. Это приводит к экономической нецелесообразности развития независимой газодобычи. Единственным способом выхода из ситуации существующего недофинансирования отрасли является повышение внутренних цен на газ. Однако Правительство РФ не может резко и в одноразовом порядке повысить цены на газ, что связано с опасностью кризиса в экономике п повышением уровня инфляции. Поэтому повышение цен на газ возможно проводить темпами, достаточными для обеспечения развития газовой отрасли. В этой связи необходимо определить равновесную цену, которая устроила бы и потребителей, и производителей. Первым она должна позволять динамично развиваться, а вторым — обеспечивать хотя бы расширенное воспроизводство. Правительством РФ предпринимались меры по повышению оптовых цен на газ, реализуемый российским потребителям. Так, с 15 февраля 2002 г. пены на газ были увеличены на 20%, а с 1 июля 2002 г. еще на 15%. Это позволило «Газпрому» получить на внутреннем рынке дополнительно около 28 млрд руб. Однако такое повышение цен на газ в 2002 г. оказалось недостаточным для ликвидации убыточности поставок газа российским потребителям. Поэтому с 1 января 2004 г. ФЭК России были введены новые оптовые цены (без НДС) на газ, реализуемый «Газпромом» и его аффилированными компаниями потребителям России. Однако и при новом уровне цен на газ сохранялось значительное их отклонение от цен на газ на ближайших рынках и от цен на другие виды топлива в России. В этой связи «Газпром» вышел с предложением Правительству РФ о принятии пятилетней программы повышения цен, чтобы можно было уверенно просчитывать свой бизнес на этот срок. Уровень конечной цены, приемлемой сегодня для газовиков, составляет 40-45 долл. за 1000 м3. Этот уровень в первом приближении можно счи тать равновесной внутренней ценой на газ. Такая цена на газ придаст необходимый импульс потребителям для его экономии. Следует напомнить, что до дефолта в 1998 г. газ в России стоил 35 долл. за 1000 м3. В конце 2006 г. Правительство РФ рассмотрело концепцию развития энергетики и одобрило пятилетний план по выравниванию внутренних цен на газ С европейскими. Согласно принятым решениям, с 2007 г. началось постепенное повышение внутренних цен на газ, которые планируется сравнять с европейскими за минусом транспортных услуг. Решение в первую очередь касается промышленных потребителей.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|