Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Специфика ценообразования на газ




Цены на газ в России значительно отличаются от цен на другие виды топлива и цен на газ на европейском рынке.

Основным производителем и поставщиком природного газа на внутренний и внешний рынок является ОАО «Газ­пром», которое в этих условиях является естественной монополией. По­этому цены и тарифы на продукцию и услуги, связанные с реализацией природного газа в России, регулирует государство в лице Федеральной энергетической комиссии (ФЭК). Рассмотрим особенности формирования цен на природный газ, обусловленные отсутствием рыночных механиз­мов ценообразования.

Оптовые цены на газ в Российской Федерации устанавливаются на условиях франко-граница. Цены рассчитываются за 1000 м3 в зависимо­сти от качества природного газа. При этом его качество определяется фактической теплотой сгорания газа , которая колеблется в довольно широких пределах. Поэтому при определении оптовой цены на газ Цг за основу принимается его расчетная цена с поправкой на стандартную теплоту сгорания 1000 м3 газа, равную 8200 ккал при температуре 20°С, нормальном атмосферном давлении 760 мм ртутного столба и влажности 0%. Расчет производится по формуле:

= руб./Ю00м3. (158)

Оптовые цены на газ (руб. за 1000 м3), реализуемый потребителям (кроме населения), устанавливаются по семи ценовым поясам (от 0 до 6).

Для собственных нужд ОАО «Газпром» разрабатывает внутренние оп­товые (расчетные) цены на газ и тарифы на услуги по транспортировке и хранению газа. При таком формировании цен в основу расчета положен принцип возмещения издержек плюс необходимый размер прибыли, на­правляемой на содержание социальной инфраструктуры, на выплату ра­ботникам материальной помощи, надбавок к пенсиям, стипендий, на оп­лату медицинского обслуживания и т.д.

ОднЗЙ из основных проблем в ценообразовании на газ является дис­паритет цен между различными видами топлив. Так, природный газ при действующих регулируемых государством ценах на него оказался самым дешевым энергоносителем в стране, что привело к перекосам цен на взаи­мозаменяемые виды топлива.

В мировой практике цена на уголь (в пересчете на условное топливо) составляет примерно 60% цепы нефти и цены природного газа в Европе, 40% цены сжиженного природного газа в Японии и соответствует цене природного газа в США [36].

В России, при рыночной динамике цен на уголь и искусственно замо­роженных ценах на газ, уголь в расчете на 1 т условного топлива во мно­гих регионах стал дороже газа. Дороже газа оказался на внутреннем рын­ке и мазут.

До 2004 г. средняя цена реализации газа потребителям России отлича­лась от [36].:

/ цен продажи газа на границе Западной Европы — в 5 раз; / цен поставки среднеазиатского газа на границе Казахстан — Россия — в 2 раза;

/ цен на мазут в летний период — в 3 раза, а в зимний — в 4-5 раз; / цен на уголь — в 1,5-2 раза.

Цены на газ для промышленных потребителей России до недавнего времени были в 11-14 раз ниже цен для потребителей в Западной Европе и в 9-10 раз ниже, чем в США и Канаде.

В результате диспропорции в ценах потребность в газе как наиболее дешевом виде топлива искусственно завышается. В результате доля угля в энергобалансе страны неоправданно снижается, что оказывает отрица­тельное влияние на угольную промышленность, уменьшая спрос на ее продукцию и усугубляя социальные последствия в результате закрытия шахт. Еще быстрее сокращается потребление мазута на электростанциях, также неоправданно замещаемого газом (удельный вес газа в выработке электроэнергии вырос с 42 до 51%).

Субсидирование экономики за счет газовой отрасли привело к тому, что на российском рынке газ остается единственной продукцией, выпа­дающей из сферы рыночной экономики.

Заниженная цена газа для внутренних потребителей искажает цены на электроэнергию и тепло и, как следствие, на транспортные услуги и стои­мость продукции всех других отраслей промышленности. В итоге теряет­ся объективность отраслевых цен, пропорций и всех макроэкономиче­ских показателей России. Если в отношении субсидирования населения

это можно оправдать его относительно невысоким жизненным уровнем, то логичных объяснении причин финансирования металлургической, нефтеперерабатывающей, агрохимической и многих других высокодоход­ных отраслей промышленности за счет газовой отрасли нет.

Низкие цены на газ негативно отражаются и на других областях эко­номики. В частности (36]:

1) деформируются топливные балансы страны. Электростанции и теп­ловые котельные, работающие на угле и мазуте, вместо создания более совершенных систем по подготовке и сжиганию традиционных видов то­плива в стремлении получить дополнительные доходы добиваются пере­хода на газ;

2) использование дешевого газа не стимулирует энергетические пред­приятия на развертывание работ по снижению энергоемкости выработки электроэнергии за счет внедрения более совершенных технологий;

3) при низких уровнях пен на газ ОАО «Газпром» не в состоянии обеспечить необходимый рост добычи природного газа. Заявленные ин­вестиции способны привести только к ее стабилизации. Что касается не­зависимых производителей, то и их внутренние ресурсы из-за уровня ре­гулируемых цен ограничены. Это приводит к экономической нецелесооб­разности развития независимой газодобычи.

Единственным способом выхода из ситуации существующего недофи­нансирования отрасли является повышение внутренних цен на газ. Одна­ко Правительство РФ не может резко и в одноразовом порядке повысить цены на газ, что связано с опасностью кризиса в экономике п повышени­ем уровня инфляции. Поэтому повышение цен на газ возможно прово­дить темпами, достаточными для обеспечения развития газовой отрасли. В этой связи необходимо определить равновесную цену, которая устрои­ла бы и потребителей, и производителей. Первым она должна позволять динамично развиваться, а вторым — обеспечивать хотя бы расширенное воспроизводство.

Правительством РФ предпринимались меры по повышению оптовых цен на газ, реализуемый российским потребителям. Так, с 15 февраля 2002 г. пены на газ были увеличены на 20%, а с 1 июля 2002 г. еще на 15%. Это позволило «Газпрому» получить на внутреннем рынке дополнитель­но около 28 млрд руб. Однако такое повышение цен на газ в 2002 г. оказа­лось недостаточным для ликвидации убыточности поставок газа россий­ским потребителям. Поэтому с 1 января 2004 г. ФЭК России были введе­ны новые оптовые цены (без НДС) на газ, реализуемый «Газпромом» и его аффилированными компаниями потребителям России.

Однако и при новом уровне цен на газ сохранялось значительное их отклонение от цен на газ на ближайших рынках и от цен на другие виды топлива в России. В этой связи «Газпром» вышел с предложением Пра­вительству РФ о принятии пятилетней программы повышения цен, что­бы можно было уверенно просчитывать свой бизнес на этот срок. Уро­вень конечной цены, приемлемой сегодня для газовиков, составляет 40-45 долл. за 1000 м3. Этот уровень в первом приближении можно счи­

тать равновесной внутренней ценой на газ. Такая цена на газ придаст не­обходимый импульс потребителям для его экономии. Следует напом­нить, что до дефолта в 1998 г. газ в России стоил 35 долл. за 1000 м3.

В конце 2006 г. Правительство РФ рассмотрело концепцию развития энергетики и одобрило пятилетний план по выравниванию внутренних цен на газ С европейскими. Согласно принятым решениям, с 2007 г. нача­лось постепенное повышение внутренних цен на газ, которые планирует­ся сравнять с европейскими за минусом транспортных услуг. Решение в первую очередь касается промышленных потребителей.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных