ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Рекомендации по реализации системы в производственных условияхВ таблице 21 приведены 5 принципов системы и их содержание. Данная таблица содержит практически все действия, необходимые для реализации системы и может служить основой при разработке планов ее пошагового развертывания. При этом, можно выделить 2 направления этих шагов: 1) От элементарных мер по наведению чистоты и порядка к более сложным, обеспечивающим эффективное использование оборудования и повышение качества труда. 2) От поиска мер по наведению чистоты и порядка к разработке документации, регламентирующей их систематическое применение и совершенствование. Названия и последовательность освоения принципов системы «5S» могут отличаться от представленных в таблице 21. Так, в США, принцип 3 называют «Аккуратность» и осваивают после принципа «Стандартизация». В таблице 22 представлено содержание шагов по освоению системы «5S» в зависимости от уровня усилий (степени освоенности) по системе «5S», принятых в США. Опыт применения системы позволил найти ряд решений, выработать эффективные подходы к реализации указанных пяти принципов. Рассмотрим некоторые из этих рекомендаций и решений применительно к производственным условиям.
Таблица 21 -Принципы системы «Упорядочение» («5S») и их содержание
Таблица 22 - Последовательность и содержание шагов по развертыванию системы «5S» в зависимости от уровня ее освоения
Удаление ненужного (сортировка). Свободное пространство рабочего места должно эффективно использоваться. Загромождения, лишние или редко используемые вещи создают нагрузку на зрительный аппарат, затрудняют работу, понижают производительность труда и могут стать причиной возникновения дефектов. Все лишние вещи также отвлекают от работы. Для реализации данного принципа необходимо определить необходимые предметы на каждом рабочем месте, убрать все лишние и ненужные предметы и личные вещи. На рабочем месте должны сохраняться лишь те предметы, которые используются каждый день. Предметы, используемые реже, должны быть перемещены в специально отведенное место. Каждый работник со стажем работы обычно представляет, как часто он использует те или иные инструменты, полуфабрикаты, материалы, документы. Если выбор нужных, не нужных срочно и ненужных вообще предметов рабочей среды вызывает затруднения, следует провести исследование этого вопроса с помощью контрольной карты в течение 1–2 месяцев. В контрольной карте нужно перечислить все имеющиеся в рабочей зоны предметы и каждый день отмечать частоту использования каждого из них. Анализ заполненных карт позволит объективно оценить степень необходимости каждого предмета. Сортировка не ограничивается рабочими местами, распространяется на весь производственный участок, офисы, склады, территорию организации. При этом следует придерживаться следующих основных правил: не прислоняйте предметы к стене или другим предметам; не складывайте ничего на оборудование/компьютеры; уберите нагромождения с проходов; уберите со стола лишние бумаги; наведите порядок в тумбах и шкафах – уберите неиспользуемые предметы; очистите рабочий стол компьютера от неиспользуемых или не относящихся к работе ярлыков и т.п. Рациональное размещение предметов (самоорганизация). Критерием соблюдения данного принципа является такое размещение предметов, при котором каждый работник может найти или положить на место нужный предмет в течение 30 секунд. Реализация данного принципа включает следующие действия: 1) Анализ существующей ситуации. Необходимо оценить, сколько времени тратит работник при поиске нужных предметов, какой путь он при этом проходит в течение смены, к каким потерям это приводит. Подобный анализ, выполненный на одном небольшом предприятии, показал, что его работники в поисках необходимых для труда предметов проходят в течение смены путь в 180 километров. 2) Разработка схемы размещения предметов. После разработки схемы размещения предметов на рабочих местах она оформляется в виде плана расположения оборудования на участке, согласовывается и утверждается. После проведения тщательной уборки цеха на пол, стены, колонны, оборудование наносится разметка, указывающая границы зон обслуживания, размещения оборудования, шкафов, подставок и т. п., проходов и проездов. Разметка наносится либо краской (часто в виде зебры), либо с помощью клейкой разноцветной ленты. 3) Разработка порядка хранения предметов. При решении вопроса о способе хранения можно учитывать следующие рекомендации: - Наборы деталей, предназначенных для сборки на данной операции, могут храниться в прозрачных пакетах или пластмассовой таре (в каждом пакете или таре - один комплект), размещенных на стенде или на стеллаже. - Визуальный контроль за наличием достаточного числа комплектующих можно осуществлять с помощью красной полосы, нанесенной на стенки стеллажа или тары, где хранятся детали. Если полоса закрыта деталями или ящиками, значит, объем задела достаточный. Если красная полоса открылась, значит, необходимо пополнить запас комплектующих. - На всех инструментах и местах их хранения должна быть маркировка. Маркировка может быть цветовой, в виде условного изображения или надписи. Она снизит вероятность возникновения ошибок, облегчит работнику поиск необходимого предмета, обеспечит эффективное использование ресурсов. - Если предметом пользуются несколько работников, то после того, как кто-то из них взял предмет, он должен оставить на месте хранения предмета информацию о том, кто и когда взял этот предмет. Для этого могут использоваться специальные карточки с указанием Ф.И.О. работника, его должности и места работы. - Если инструмент хранится на доске, целесообразно обвести краской его контур. Когда инструмент в работе, видно примерно, какой инструмент отсутствует, но более полную информацию дает указанная выше карточка, которую надо закрепить (приклеить) на место взятого инструмента. - Длинные гибкие предметы (шланги, кабели, клиновые и другие ремни) удобно хранить в подвешенном состоянии на доске (стенде). - Для удобства использования места хранения (стеллажи, шкафы) должны иметь высоту от колена до уровня плеч человека. Транспортные тележки должны иметь высоту рабочего места, чтобы легче перемещать предмет туда и обратно. Высокие стеллажи могут применяться либо для длительного хранения предметов (например, запасных частей к оборудованию), либо при условии механизации размещения и удаления с них предметов. - Информация о месте хранения предметов на складе может содержаться в компьютере. Существуют системы подачи комплектующих для сборки с помощью ПК. - Желательно, чтобы подставки, полки и имели одинаковую высоту, размещались на ножках или колесиках. Последнее обстоятельство облегчает уборку под ними. - Документацию следует хранить в специально-предназначенных идентифицированных (промаркированных с соответствующими надписями) папках, стеллажах, шкафах. При этом можно организовать систему каталогов на сервере, удобную для сохранения и поиска документации в электронном виде. 4) Организация системы соблюдения правил размещения и хранения предметов. Необходимо постоянно контролировать и обсуждать соблюдение всеми работниками правил рационального размещения предметов. К основным из них относятся следующие: - Сразу после использования предмет многоразового применения (инструмент, измерительный прибор, документы) должен быть в исправном состоянии возвращен на место его хранения. - На приборах или документах, подлежащих периодическим проверке или актуализации, должны быть отметки о времени проведения указанных действий. Отметки о проверках могут выполняться в паспорте прибора, хранящегося вместе с ним или отдельно. - Каждый работник должен четко представлять права и обязанности свои, а также непосредственного руководства и ближайших коллег. Соответствующие служебные инструкции должны быть вывешены на участке. В них должны быть предусмотрены действия по реализации системы «5S». - Желательно использовать повременную оплату труда. При этом предусмотренные служебной инструкцией действия по наведению чистоты и порядка на рабочем месте оплачиваются. Уборка, проверка, устранение неисправностей (очистка). Для соблюдения этого принципа необходимо: 1) Создать требования ко всем рабочим местам. 2) Установить объекты, периодичность генеральной и местной уборки, проверки оборудования, устранения его неисправностей. Назначить ответственных и распределить ответственность. Данные планы должны быть известны всему персоналу. 3) Руководство организации должно обеспечить всех сотрудников необходимыми инструментами, чистящими средствами. 4) Руководство организации всех уровней должно постоянно контролировать и периодически участвовать в реализации данного принципа. 5) На каждом рабочем месте, во всех помещениях организации должны быть установлены и постепенно сведены к минимуму источники загрязнений, труднодоступные для уборки места. Число таких мест также следует минимизировать. 6) Схемы уборки, смазки, затяжки соединений, устранений мелких неисправностей, а также информация о периодичности этих работ должны быть на каждом рабочем месте. К мероприятиям по поддержанию чистоты можно отнести: контроль за чистотой рабочих мест, производственной зоны, офисов, столовых и туалетов; не допускать скапливания мусора на складе, в подсобных помещениях или территории организации; использование защитных экранов и щитов для предотвращения попадания мусора на пол при работе оборудования; обновление информационных досок с изъятием устаревшей информации; организация сменной обуви и т.п. Стандартизация правил. Этот принцип реализуется в оформлении, утверждении и наглядном представлении правил и рекомендаций по реализации предыдущих принципов системы «5S». Рекомендуется оформить следующие документы и выполнить следующие действия при развертывании данного принципа: -Правила отнесения предметов к категории нужных, ненужных, не нужных срочно. -Правила и схемы размещения предметов на производственных участках, в складских помещениях. -Правила использования, возврата, хранения предметов. -Правила заказа расходуемых материалов, заготовок, запасных частей и других предметов. -Правила проверки измерительных средств, актуализации документов и их визуализации. -Правила и схемы уборки рабочих мест, чистки, смазки, устранения мелких неисправностей оборудования. -Служебные инструкции всех работников участка. -Требования техники безопасности при выполнении работ, хранении и применении предметов труда. -Нанесение разметки размещения оборудования, стеллажей, шкафов, зон ответственности на полу и стенах. -Нанесение обозначений (меток) на предметы и места их хранения. -Разработка методов и средств информирования пользователей о том, где, в настоящее время, находится предмет при его отсутствии в месте хранения. -Нанесение на всех выключателях обозначений «включен - выключен», на всех трубах - направления движения газов и жидкостей. -Наличие на участке инструментов и материалов для уборки помещения, чистки, смазки, устранения мелких неисправностей оборудования. -Разработка и реализация системы визуализации наличия расходуемых предметов или необходимости пополнения их запасов. Дисциплинированность и ответственность. Задачей этого этапа развертывании системы «5S» является обеспечение безусловного выполнения всеми работниками требований системы, превращение этих действий работников в привычку, осознание их как минимально необходимых для достижения требуемых качества продукции и эффективности производства. Главным побуждающим моментом при этом являются положительные результаты применения системы, улучшение условий и безопасности труда, рост доходов, улучшение отношений в коллективе. Помимо этого, руководство должно применять как воспитательные, так и административные средства убеждения работников соблюдать требования системы. К этим средствам относятся следующие: - Личное участие руководства предприятия на всех уровнях в реализации системы. - Информирование всех сотрудников о сути системы, ходе ее внедрения на предприятии, полученных результатах, задачах на будущее. - Обучение сотрудников, создание необходимых условий для реализации системы. - Включение требований по реализации системы в служебные обязанности работающих с оплатой их усилий, контроль над выполнением этих обязанностей, поощрение или наказание работников в зависимости от степени выполнения ими своих обязанностей. - Разработка на предприятии положения о мерах поощрения или наказания работников при выполнении ими требований системы «5S» как своих служебных обязанностей.
Эффективность системы «5S» Освоение системы «5S» в масштабах предприятия влияет практически на все характеристики предприятия (организации). Некоторые из полученных результатов поддаются количественной оценке, другие не поддаются. Опыт применения системы «5S» в промышленно развитых странах показывает, что ее использование повышает эффективность хозяйственной деятельности на 3-5 %. Применение системы в течение года на российском предприятии дало следующие результаты: уровень травматизма и несчастных случаев снизился почти в 3 раза, за год производительность повысилась почти на треть, существенно улучшилось качество выпускаемой продукции, сократились складские запасы, что способствовало улучшению показателей оборачиваемости, и, самое главное, — изменилось отношение людей к труду. И это тогда, когда предприятие еще не дошло до Всеобщего управления качества, статистических методов и других более сложных, чем система «5S», методов управления качеством. Большинство результатов применения системы «5S» не имеют количественных характеристик. К таким результатам относятся: -Повышение дисциплинированности и ответственности персонала, который приобретает навыки сознательного, постоянного, качественного выполнения своих обязанностей. -Повышение надежности и качества работы оборудования, которое содержится в надлежащем состоянии. -Обеспечение жизнеспособности производства в кризисных условиях благодаря способности коллектива к строгому выполнению решений руководства, мобилизации сил и резервов для решения поставленных задач. -Повышение квалификации менеджеров предприятия, получивших опыт решения разнообразных проблем совершенствования производства и изменения отношения работников к своим обязанностям. -Повышение конкурентоспособности предприятия, так как чистота и порядок в глазах потенциальных заказчиков - это всегда признак высокого уровня организованности, способности предприятия качественно и в срок выполнить требуемую работу. -Готовность предприятия к более радикальным действиям по приобретению нового оборудования, изменению объектов производства, структуры предприятия и т. п., так как эффективность этих действий во многом зависит от ответственности и квалификации работников. Контрольные вопросы 1) Цели создания и содержание «5S». 2) Методология внедрения «5S». 3) Принципы систему «5S». 4) Последовательность и содержание развертывания системы «5S». 5) Эффективность и результаты применения системы «5S».
Лекция 9 Структурирование функций качества (QFD-методология) Цели, область и этапы применения методологии. Порядок применения QFD-методологии
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|