Методы систематизированного поиска решений в процессе управления качеством
Методы систематизированного поиска – это методы, позволяющие упорядочить перебор вариантов и увеличивающие их число, основаны на использовании различных аналитических подходов системного, функционального, их сочетания с приемами борьбы с психологическом инерцией (например, фундаментальный метод проектирования Э. Мэтчетта). К этой группе методов относятся морфологический анализ, метод контрольных вопросов и другие методы.
Морфологический анализ представляет собой метод систематизации перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный па анализе структуры объекта. Метод морфологического анализа разработан в 30-е гг. XX в. швейцарским астрофизиком Ф. Цвики. Его цель заключается в создании условия, расширяющего область поиска новых идей и решений проблемы, исходя из особенности строения (морфологии) совершенствуемого объекта. Сущность морфологического анализа заключается в следующем: с помощью комбинаторики путем построения морфологической матрицы получают все теоретически возможные варианты реализации объекта с требуемой главной функцией.
Для анализа необходимо:
- выбрать объект и точно сформулировать проблему (задачу);
- определить основные функции (характеристики) объекта;
- перечислить возможные варианты осуществления каждой функции (характеристики);
- оценить все имеющиеся варианты частных решений па основе определенных критериев (например, веса, затрат, качества и т. д.);
- выбрать оптимальный вариант решения проблемы, представляющий собой набор значений различных частных решений для каждой функции.
В результате морфологического анализа получается большое число вариантов возможных решений. Рассматриваемый метод обладает рядом преимуществ, однако можно выделить некоторые недостатки (таблица 38).
Таблица 38 – Достоинства и недостатки морфологического анализа
Достоинства
| Недостатки
| 1 Легко осваивается
2 Дает очень большое число идей и вариантов решения проблемы
3 Эффективен для систем с небольшим числом комбинаций
| 1 Чрезмерно большое число возможных вариантов исполнения снижает долю осмысленных сочетаний
2 Отсутствие правил отбора и критериев оценки перспективности и эффективности вариантов реализации решения
3 Большая трудоемкость метода, особенно оценки полученных идей
|
В целом методы систематизированного поиска решения наиболее ярко выражают суть технологии решения творческих задач. Однако область их применения ограничена. Их трудно использовать при решении сложных технических задач, они не гарантируют получения оптимального решения, так как нет критериев оценки полученного результата.
Фундаментальный метод проектирования Мэтчетта – это системное мышление, сбалансированное сочетание рациональных и иррациональных приемов, графическая интерпретация мышления. В основе метода лежат два постулата: «хороший проект – это оптимальное решение, удовлетворяющее сумме истинных потребностей в конкретном комплексе обстоятельств», и «проектирование – это выявление и разрешение конфликтов в многомерных ситуациях». Тем самым метод направлен как на исследование и преобразование собственно объекта (рациональная часть), так и на совершенствование мыслительной деятельности проектировщика (иррациональная часть).
Целью метода Мэтчетта является научить проектировщика понимать и контролировать свой образ мыслей более точно соотносить его с задачами проектирования с целью выявления существенных характеристик изучаемого объекта и устранения ненужных, экономически необоснованных элементов.
К достоинствам данного метода относится резкое повышение мастерства проектировщика за счет сознательного управления самим процессом мышления, учитывающего индивидуальные психологические особенности проектировщика. К недостаткам можноотнести большую психологическую нагрузку; трудность использования при работе с начинающими проектантами; отсутствие четких правил по выявлению и оценке взаимосвязей между элементами.
На рисунке 55 представлена концептуальная схема проектирования.
1) Рациональная часть метода
Перечни контрольных вопросов, по Мэтчетту,
разбиваются на вопросы «первичного» и «вторичного» колец. Вопросы «первичного кольца» предназначены для анализа проектной ситуации и выработки альтернативных решений, объединены в пять групп:
1. Определение важности потребностей (классификация потребностей по важности).
2. Потребности с точки зрения объекта и надсистем, в которые они входят в течение своего жизненного цикла.
3. Потребности на каждом этапе создания и функционирования объекта.
4. Рассмотреть: потребности (что?), причины (почему?), время (когда?), место (где?), средства (чем?), метод (как?), необходимые для реализации объекта и его элементов.
5. Возможные пути упрощения частей проекта.
Вопросы «вторичного кольца» предназначены для развития полученных решений и обеспечения увязки всех изменений друг с другом, а также со всеми имеющимися потребностями.
Матрица взаимодействия элементов
Служит для систематического поиска возможностей улучшения взаимосвязей между элементами.
Структурно-функциональные модели объекта
Для углубления процесса переоценки функций и пересмотра элементов рекомендуется строить графические схемы; выписываются все элементы объекта и показываются их связи.
2. Иррациональная часть метода – управление мышлением
Режимы мышления:
а) мышление стратегическими схемами –
выработать стратегию проектирования и постоянно сравнивать достигнутое с намеченным;
б) мышление в параллельных плоскостях – это
одновременное видение и задачи, и себя;
в) мышление с нескольких точек зрения – умение видеть проектную ситуацию и решение глазами различных людей, разных специалистов;
г) мышление «образами» – дать проектировщику запоминающийся образ (схему) взаимосвязей между задачей проектирования, процессом проектирования и решением;
д) мышление и основных элементах – это мышление, при котором в описании основных элементов используются простые слова, встречающиеся, как правило, в процессе решения любой задачи.
| |
Рисунок 55 - Концептуальная схема проектирования
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|