Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы систематизированного поиска решений в процессе управления качеством




Методы систематизированного поиска – это методы, позволяющие упорядо­чить перебор вариантов и увеличивающие их число, основаны на использовании различных аналитических подходов системного, функционального, их сочетания с приемами борьбы с психологиче­ском инерцией (например, фундаментальный метод проектирова­ния Э. Мэтчетта). К этой группе методов относятся морфологиче­ский анализ, метод контрольных вопросов и другие методы.

Морфологический анализ представляет собой метод систематиза­ции перебора вариантов всех теоретически возможных решений, основанный па анализе структуры объекта. Метод морфологического анализа разработан в 30-е гг. XX в. швейцарским астрофизиком Ф. Цвики. Его цель заключается в создании условия, расширяющего область поиска новых идей и решений проблемы, исходя из особенно­сти строения (морфологии) совершенствуемого объекта. Сущность морфологического анализа заключается в следующем: с помощью комбинаторики путем построения морфологической матрицы получа­ют все теоретически возможные варианты реализации объекта с тре­буемой главной функцией.

Для анализа необходимо:

- выбрать объект и точно сформулировать проблему (задачу);

- определить основные функции (характеристики) объекта;

- перечислить возможные варианты осуществления каждой функции (характеристики);

- оценить все имеющиеся варианты частных решений па основе определенных критериев (например, веса, затрат, качества и т. д.);

- выбрать оптимальный вариант решения проблемы, представля­ющий собой набор значений различных частных решений для каждой функции.

В результате морфологического анализа получается большое чис­ло вариантов возможных решений. Рассматриваемый метод обладает рядом преимуществ, однако можно выделить некоторые недостатки (таблица 38).

 

Таблица 38 – Достоинства и недостатки морфологического анализа

Достоинства Недостатки
1 Легко осваивается 2 Дает очень большое число идей и вариантов решения проблемы 3 Эффективен для систем с небольшим числом комбинаций     1 Чрезмерно большое число возможных вариантов исполнения снижает долю осмысленных сочетаний 2 Отсутствие правил отбора и критериев оценки перспективности и эффективности вариантов реализации решения 3 Большая трудоемкость метода, особенно оценки полученных идей

 

В целом методы систематизированного поиска решения наиболее ярко выражают суть технологии решения творческих задач. Однако область их применения ограничена. Их трудно использовать при ре­шении сложных технических задач, они не гарантируют получения оптимального решения, так как нет критериев оценки полученного результата.

Фундаментальный метод проектирования Мэтчетта – это системное мышление, сбалансированное сочетание рациональных и иррациональных приемов, графическая интерпретация мышления. В основе метода лежат два постулата: «хороший проект – это оптимальное решение, удовлетворяющее сумме истинных потребностей в конкретном комплексе обстоятельств», и «проектирование – это выявление и разрешение конфликтов в многомерных ситуациях». Тем самым метод направлен как на исследование и преобразование собственно объекта (рациональная часть), так и на совершенствование мыслительной деятельности проектировщика (иррациональная часть).

Целью метода Мэтчетта является научить проектировщика понимать и контролировать свой образ мыслей более точно соотносить его с задачами проектирования с целью выявления существенных характеристик изучаемого объекта и устранения ненужных, экономически необоснованных элементов.

К достоинствам данного метода относится резкое повышение мастерства проектировщика за счет сознательного управления самим процессом мышления, учитывающего индивидуальные психологические особенности проектировщика. К недостаткам можноотнести большую психологическую нагрузку; трудность использования при работе с начинающими проектантами; отсутствие четких правил по выявлению и оценке взаимосвязей между элементами.

На рисунке 55 представлена концептуальная схема проектирования.

 

1) Рациональная часть метода Перечни контрольных вопросов, по Мэтчетту, разбиваются на вопросы «первичного» и «вторичного» колец. Вопросы «первичного кольца» предназначены для анализа проектной ситуации и выработки альтернативных решений, объединены в пять групп: 1. Определение важности потребностей (классификация потребностей по важности). 2. Потребности с точки зрения объекта и надсистем, в которые они входят в течение своего жизненного цикла. 3. Потребности на каждом этапе создания и функционирования объекта. 4. Рассмотреть: потребности (что?), причины (почему?), время (когда?), место (где?), средства (чем?), метод (как?), необходимые для реализации объекта и его элементов. 5. Возможные пути упрощения частей проекта. Вопросы «вторичного кольца» предназначены для развития полученных решений и обеспечения увязки всех изменений друг с другом, а также со всеми имеющимися потребностями. Матрица взаимодействия элементов Служит для систематического поиска возможностей улучшения взаимосвязей между элементами. Структурно-функциональные модели объекта Для углубления процесса переоценки функций и пересмотра элементов рекомендуется строить графические схемы; выписываются все элементы объекта и показываются их связи. 2. Иррациональная часть метода – управление мышлением Режимы мышления: а) мышление стратегическими схемами – выработать стратегию проектирования и постоянно сравнивать достигнутое с намеченным; б) мышление в параллельных плоскостях – это одновременное видение и задачи, и себя; в) мышление с нескольких точек зрения – умение видеть проектную ситуацию и решение глазами различных людей, разных специалистов; г) мышление «образами» – дать проектировщику запоминающийся образ (схему) взаимосвязей между задачей проектирования, процессом проектирования и решением; д) мышление и основных элементах – это мышление, при котором в описании основных элементов используются простые слова, встречающиеся, как правило, в процессе решения любой задачи.

Рисунок 55 - Концептуальная схема проектирования






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных