Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность экспертной оценки. Состав экспертной комиссии




Сущность экспертных методов как при решении задач управле­ния качеством, так и при использовании в практике принятия реше­ний в других областях науки, техники, управления заключается в усреднении полученных различными способами мнений (суждений) по рассматриваемым вопросам специалистов-экспертов. Усред­ненная оценка К определяется по формуле

 

, (8)

где N – количество экспертов;

Кi – оценка, данная j-м экспертом.

Наиболее распространенными экспертными методами при классификации по признаку оценки предпочтений в настоящее время при принятии решений по управлению качеством являются методы ран­гов, непосредственного оценивания и сопоставлений. Последний име­ет две разновидности – парного сравнения и последовательного со­поставления.

Методом рангов эксперт осуществляет ранжирование (упорядочение) исследуемых объектов в зависимости от их относительной зна­чимости (предпочтительности). При этом, наиболее предпочтительно­му объекту присваивается первый ранг, а наименее – последний, рав­ный по абсолютной величине числу упорядочиваемых объектов. Бо­лее точным такое упорядочение становится при меньшем количестве объектов исследования и наоборот.

Метод непосредственного оценивания (балльный) представляет собой упорядочение исследуемых объектов в зависимости от их важ­ности путем присвоения баллов каждому из них. Наиболее значимо­му объекту дается наибольшее количество баллов по принятой шка­ле. Диапазон шкалы оценок обычно принимается от 0 до 5, от 0 до 10 или до 100.

При парном сравнении эксперт сопоставляет исследуемые объекты по их важности попарно, устанавливая в каждой паре наиболее важный. Все возможные пары объектов эксперт представляет в виде записи каждой из комбинаций (объект 1 – объект 2, объект 2 – объект 3 и т. д.) или в форме матрицы.

К разновидностям экспертных методов с определенной долей условности также можно отнести органолептический и социологиче­ский. Первый основан па использовании чувств (вкуса, слуха, зрения, обоняния) эксперта, он применяется при измерении численных значе­ний показателей, например продукции пищевой промышленности. Второй базируется на опросе, сборе и анализе мнений респондентов (например, фактических или потенциальных потребителей). Опрос и сбор мнений производятся в письменной форме (с помощью анкет) или устно (на конференциях, аукционах, выставках и т. п.). При ис­пользовании метода следует применять научно обоснованные способы опроса, математические принципы сбора и обработки информации.

Общность экспертных методов заключается в последовательно­сти проведения процедур их использования. К ним следует отнести организацию экспертного оценивания, проведение сбора мнений экспер­тов и обработку полученных результатов.

Практика показывает, что снижение уровня субъективности и соответственно повышение объективности результатов использования экспертных методов существенно зависят от соблюдения правил организации, подготовки и проведения экспертных работ; особенно от организации экспертного оценивания, назначения ответственного за организацию и проведение работ по экспертной оценке, а также от формирования экспертных комиссий. Для общего руководства экспертными работами назначается председатель экспертной комиссии. В её составе организуют две группы – рабочую и экспертную (рисунок 53).

 

 
 

 

 

 


Рисунок 53 – Типовой состав экспертной комиссии

 

В подчинении руководителя рабочей группы находятся техни­ческие работники, отвечающие за техническую сторону подготовки материалов к работе экспертов, обработку полученных результа­тов и т.п., а также специалисты по решаемым проблемам.

Формирование экспертной группы проводит руководитель (организатор) рабочей группы, который осуществляет постановку пробле­мы и определяет область деятельности группы, составляет предварительный список экспертов-специалистов, выполняет анализ качественного состава предварительного списка экспертов и уточняет этот список, получает согласие эксперта на участие в работе, составляет окончательный список экспертной группы.

Число экспертов в группе зависит от множества факторов и условий в частности от важности решаемой проблемы, имеющихся воз­можностей и т. п. Подбор специалистов проводится на основе анали­за качеств каждого возможного кандидата. При этом используются разнообразные способы: оценка кандидатов па основе статистическо­го анализа результатов прошлой деятельности в качестве эксперта по проблемам организационного проектирования; коллективная оценка кандидата как специалиста в данной области; самооценка кандидата; аналитическое определение компетентности кандидатов.

Среди всех известных форм сбора мнений можно отметить индивидуальные, коллективные и смешанные. Каждая из этих форм имеет разновидности: анкетирование, интервьюирование, дискуссия, моз­говой штурм, совещание, деловая игра. Во многих случаях управле­ния качеством они используются совместно, что дает больший эф­фект и объективность. Такой подход к сбору мнений экспертов, когда используется смешанная форма, применяется в случаях неясности про­блемы, расхождения индивидуальных мнений или разногласия экс­пертов при коллективном обсуждении.

В практике управления качеством часто применяется анкетирова­ние, которое позволяет с наименьшими трудозатратами собрать мне­ния экспертов. Обычно процесс разработки анкеты включает опреде­ление формы и содержания обращения к эксперту, выбор типа вопро­сов, их формулировку, изложение необходимой для эксперта ин­формации, разработку формы анкеты. В последние годы среди типов вопросов наиболее употребляемыми стали так называемые веерный (предполагает один ответ из ряда предложенных), закрытый (ответы «да», «нет», «не знаю») и открытый (ответ может быть дан в произ­вольной форме).

Очень важно при анкетировании экспертов правильно, просто и однозначно, кратко и в то же время с необходимой полнотой сформулировать вопросы в анкетах, а в тексте пояснительной записки указать, что конкретно требуется от эксперта. Для ответов на вопросы, т. е. для принятия решения, каждым экспертом проводятся объективные и (или) субъективные измерения рассматриваемого объекта в явном или неявном виде. При субъективном измерении эксперты, как правило, применяют один из указанных ранее методов (рангов, непосредствен­ного оценивания, сопоставлений).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных