Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Договор морской перевозки в линейном судоходстве.




Сущность, содержание и особенности коносамента.

Как самостоятельный перевозочный документ – Договор морской перевозки – B/L применяется, как правило, при доставке штучных грузов в линейном судоходстве.

В/L – это транспортный документ, содержащий условия Договора морской перевозки и выдаваемый грузоотправителю в удостоверение факта заключения договора.

В/L выдается на каждую партию груза независимо от того, каким образом осуществляется перевозка: с предоставлением всего судна, либо отдельных судовых помещений или без такого условия.

Особое значение В/L имеет в отношениях между судовладельцем и грузополучателем, являясь, единственным документом, регулирующим эти отношения.

B/L – ценная бумага, выражающая право собственности на конкретный указанный в ней товар.

В отличие от чартера линейный B/L предусматривает, что после принятия данной партии груза судно имеет право в этом или ином порту грузить или выгружать другие грузы, выполнять вспомогательные операции.

Линейный B/L (и тарифы линии), разработанные судоходной компанией, применяются ей для всех клиентов и в течение длительного периода (до внесения изменений), в то время как чартер – составляется на каждый отдельный рейс/заказ или на время с конкретным фрахтователем.

Коносамент:

Имеется много определений Коносамента, например:

1. Согласно §6 Голландского коммерческого кодекса (Dutch Commercial Code): коносамент – «датированный документ, которым перевозчик подтверждает получение определенных грузов, с тем, чтобы перевезти их в указанное место назначения и доставить там, указанному лицу, и содержит условия, по которым совершается доставка грузов».

2. В словаре П. Бродье (1985г.) сказано, что В/L является «документом, выданным судовладельцем грузоотправителю груза и служит распиской, подтверждающей получение грузов, доказательством договора морской перевозки и «титульным» документом», т.е. товарораспорядительным.

3. В словаре международного морского права (М., Международные отношения, 1985г.) дано определение B/L: «Коносамент – документ, составляемый морским перевозчиком на основании данных, предоставленных грузоотправителем».

Типовая проформа линейного B/L была разработана BIMCO в 1949г., откорректирована в 1950, 1955гг.

Лицевая сторона Bill of Lading имеет стандартную форму, адаптированную для компьютерного заполнения и обработки.

На лицевой стороне излагаются переменные статьи Договора морской перевозки – эксплуатационно–коммерческие условия данной перевозки.

Главным моментом такого Договора морской перевозки является перевозка груза на «линейных условиях» (liner terms), согласно проформе BIMCO:

– visconbill, 1973г.

– conlinebill, развернутая форма и

– linerbill – краткая форма Коносамента, 1978г.

В 1974г. в СССР, вместо единой проформы Коносамента (КИ–61) были введены две специализированные:

– для линейных перевозок – КЭ–2.4.Л;

– для трамповых перевозок – КЭ–2.4.Т;

Эти проформы используются и сейчас, так как соответствуют правилам BIMCO.

Представляя данные для оформления B/L и контролируя выданный перевозчиком B/L следует иметь ввиду, что в торговой и перевозочной практике он выполняет три функции:

1. Является распиской:

а) перевозчика или его агента в приеме груза к перевозке (на склад судовладельца – для последующих рейсов);

б) капитана или его агента в приеме груза на борт определенного судна.

Составление таких расписок (оформление B/L) дает перевозчику определенные права при его заполнении, например, вносить защитные оговорки.

2. Является доказательством наличия Договора морской перевозки (только в линейном плавании) и регулирует отношения между судовладельцем и грузоотправителем, в то время как чартер определяет правоотношения между фрахтовщиком (судовладельцем) и фрахтователем, которым может быть не только грузовладелец.

B/L, в качестве Договора морской перевозки, выдается, как правило, после заключения контракта на перевозку. Условия B/L не должны расходиться с условиями контракта.

3. Является товарораспорядительным документом – титульным (A document of title), то есть с правовой точки зрения он олицетворяет право владения товаром и сам по себе B/L является предметом купли–продажи.

Это означает право законного владельца коносамента – получателя товара, на имя которого он выписан, или лица, которому коносамент передан по индоссаменту, потребовать от администрации судна выдачи означенных в B/L грузов в порту назначения.

Покупатель B/L может распоряжаться грузом, когда он еще находится в море, передавать право на владение грузом новым владельцам, если груз индивидуализирован.

Содержание B/L:

Правый верхний угол лицевой стороны бланка содержит № B/L (обычно в данной судовой партии); официальное название перевозчика и его юридический адрес.

В качестве справочной информации: адрес и наименование агента перевозчика в порту погрузки/выгрузки.

Реквизиты B/L:

1. Грузоотправитель (Shipper) – полное юридическое наименование и адрес грузоотправителя, являющегося стороной Договора морской перевозки.

Заполняется грузоотправителем. Здесь требуется полнота и точность данных.

Если в B/L указан агент/Транспортно – экспедиторская компания, как отправитель груза, то в тексте должно быть добавление «as agent» – «как агент».

2. Грузополучатель (Consignee). По обозначению грузополучатель B/L бывает трех видов:

a. Предъявительский (bearer): грузополучателя не обозначен.

Груз должен быть выдан любому предъявителю оригинала B/L. Такой B/L является оборотным документом и передается из рук в руки простым вручением. Использовать такую форму B/L не рекомендуется из–за высокого риска потери и кражи B/L.

b. Именной (straight): получатель указывается точно (как юридическое или физическое лицо).

Именной B/L – необоротный, его уступка другому лицу требует оформления специального договора (цессии). В коммерции эта форма неудобна и применяется, в основном, при перевозке личных вещей или особо ценных грузов, или когда товар не перепродается.

c. Ордерный (to order) в графе «получатель» указывается лицо, по «приказу» (to order) которого груз должен быть выдан получателю. Указанное лицо (приказодатель) может приказать выдать груз самому себе или любому другому лицу.

Приказ выдать груз другому лицу делается с помощью индоссамента (передаточная надпись) на обороте B/L. В индоссаменте указывается кому именно следует выдать груз. Индоссамент подписывается лицом, имеющим право отдавать приказ.

Каждый, в чью пользу выписан индоссамент, если этот индоссамент сохраняет слова «to order» – «по приказу», имеет возможность переадресовать право получения груза любому другому лицу следующим индоссаментом.

Ордерный B/L – оборотный документ, а индоссаменты уменьшают риск потери или кражи B/L.

Если в B/L не указано, по «приказу» кого выдается груз, то считается, что груз выдается по приказу грузоотправителя.

Следует помнить, что нет необходимости часто пользоваться ордерной формой B/L – во избежание злоупотреблений.

Ордерным B/L пользуются, в основном, поставщики массовых, сырьевых товаров, когда покупатель еще не известен, или продажу целесообразно отсрочить – осуществить ее в ходе рейса.

Ордерным B/L пользуются также, когда требуется получить кредит в банке с обеспечением его в форме индоссированного в пользу банка ордерного B/L. При этом индоссамент имеет вид:

«Выдайте приказу Банка _________________________

(наименование банка)

(Deliver to the order of ______________________)

 

«Все права по настоящему коносаменту переданы

______________________________________________

(наименование лица, которому переданы права, печать, две подписи)

(«All interests under this B/L are transferred to the»

______________________________________________).»

 

Передаточная надпись (индоссамент с печатью или подписью или только с печатью и подписью отправителя без указания имени получателя носит название «бланковой подписи» («blank endorsement»)

3. Адрес для извещения

Notify Adress – имеется ввиду извещение о прибытии груза в порт назначения. Чаще всего такое извещение требуется если груз не востребован получателем. Извещают обычно грузополучателя, если он известен, реже грузоотправителя, либо банк, кредитовавший сделку, либо агента/партнера в порту назначения, который может организовать приемку доставленного груза.

Notify party – в сквозных, комбинированных B/L указывают лицо, которое необходимо известить о прибытии груза, для передачи его, в последующем, другому лицу, – следующему перевозчику. Это обычно агент или транспортно – экспедиторская компания порта перевалки.

4. Условия поставки товара (Terms of delivery) – приводятся базисные условия поставки по договору купли–продажи («Инкотермс»). Эти сведения не обязательны для перевозчика и используются как справочные или вообще не указываются.

5. Сведения о судне/судах (local, ocean vessel)

Наименование конкретного судна указывается в B/L, если груз погружен на борт фактически.

В ряде случаев, по просьбе грузоотправителя, B/L может быть выписан на груз принятый перевозчиком к перевозке (на хранение – для последующей отправки). Это так называемый «не бортовой B/L»

Если доставка груза морем предусматривает его перевалку в пути с судна на судно, то такой B/L будет называться «Сквозным» (through). В таком коносаменте и будет указано океанское и фидерное судно (ocean, local vessel)

В «сквозном B/L» указываются порты: погрузки, перевалки, выгрузки.

Сведения о судах заполняются первым или океанским перевозчиком.

6. Порт погрузки и порт выгрузки (Port of loading, port of discharge/destination)

Порты указываются грузоотправителем.

Если необходимо, то в B/L указывается и «наземный» пункт назначения груза при «комбинированной» – мультимодальной или интермодальной перевозке.

7. Оговорки о числе B/L (Number of Original B/L) и оговорка «Copy not (non) negotiable»

Традиционно выпускается 3 оригинала B/L. Их число указывается на каждом экземпляре B/L. Выпуск избыточных экземпляров, сверх указанных, считается недобросовестной коммерческой практикой.

После выдачи груза против одного (любого) оригинала B/L, остальные теряют свое коммерческое значение.

Копии выпускаются в большом количестве, как для технических нужд, так и для портовых властей, в первую очередь – для таможни.

На каждой копии проставляется штамп «copy non/not negotiable»

8. Место оплаты фрахта и другие сведения о платежах (Freight & Charges).

Чаще всего используется один из вариантов обозначения места и времени платежа:

1. Фрахт оплачивается в месте погрузки груза и B/L выдается против надлежащей оплаты фрахта – «Freight prepaid».

2. Фрахт оплачивается в порту назначения после надлежащей сдачи груза («Freight at destination») или «Freight to be collect».

Однако, даже если фрахт оплачивается в порту отправления, часть платежей может быть отнесена на грузополучателя, о чем делается четкая отметка в B/L, так как торговец, приобретая товар посредством покупки B/L, должен знать сколько, помимо стоимости самого груза, он должен платить в связи с его перевозкой.

Сведения о фрахте и других платежах предоставляются грузоотправителем.

9. Сведения о грузе (Particulars Furnished by Shipper of goods), марки и номера (marks & numbers), число мест и вид упаковки (описание грузов) (number & kind of Package: Description of goods), вес брутто (Gross weight), объем (measurement).

Сведения о грузе – это сущность содержания B/L, его важнейшая и центральная часть.

Информацию о грузе предоставляет отправитель, и он же несет полную ответственность за правильность предоставленных сведений. Грузоотправитель должен предоставить минимально необходимые сведения, нужные для идентификации данной партии груза. Но грузоотправитель имеет право потребовать внесения в B/L и других сведений, необходимых по его усмотрению.

Сведения, приведенные в B/L являются доказательством того, какой груз, в каком количестве и состоянии погружен на судно.

Однако, поскольку B/L – это расписка в приеме груза к перевозке, капитан (или его агент) подтверждает своей подписью только те сведения о грузе, которые он сможет проверить разумными средствами (обычно внешним осмотром).

Поэтому, описание груза в B/L имеет ввиду внешнее состояние груза, его тары, упаковки, числа мест, если они поддаются учету.

Внесение в B/L ложных сведений или невнесение сведений о дефектах груза являются обманом будущих держателей B/L (банков, грузополучателя) которые действуют, опираясь на описание товара в B/L.

Коносамент, содержащий оговорки о плохом состоянии груза, называется «дефектным» (Fail). Дефектный B/L не принимается банками и практически не может применяться в коммерческом обороте.

Необходимо заполнение всех «боксов» B/L, относящихся к грузу. Так, указание объема груза бывает необходимо для таможни или стивидора. Если сведения об объеме грузоотправитель не предоставил, то груз может быть обмерен в иностранном порту и связанные с этим расходы оплатит перевозчик, и сможет отнести их, в последующем, на грузоотправителя.

В практике может потребоваться и полное описание груза, как из–за его свойств, так и в случае получения банковского кредита под B/L или для получения экспортной/импортной лицензии.

Наименование и описание груза в B/L, в invoice – счете–фактуре, аккредитиве и других документах, предъявляемых банку для оплаты сделки по купле–продаже товара, должны совпадать дословно. В противном случае банк может не оплатить товар продавцу.

В данный «бокс» могут вноситься оговорки:

– «said to contain» – s.t.c., которая означает – «содержание по заявлению», то есть когда составитель (перевозчик) B/L не знает содержимого ящика, контейнера.

– выражение «gross weight» впечатанное в B/L, обычно заканчивается выражением «said to be» – s.t.b. – по заявлению.

Нежелательно вносить оговорки «предлагаемые» грузоотправителем.

Примечание: Судовладельцы сообщают список дополнительных отметок, которые грузоотправители пытаются вносить в коносамент одновременно с данными о грузе, не имея для этого никаких оснований. Например, такие:

а) на борту (on board);

б) чисто на борту (clean on board);

в) отгружено на борту (shipped on board);

г) укладка вдали от машинного отделения (stow away from engine);

д) не употреблять крючья (use no hooks);

е) укладка ниже ватерлинии (stow below the waterline);

ж) подлежит укладке в подпалубные помещения (to be stowed under deck);

з) погрузка под палубой (shipment under deck);

и) погружено на линейных условиях (shipped on liner terms);

к) мешки новые (new bags);

л) прочные, новые джутовые мешки (strong new jute bags);

м) застраховано продавцами (insurance covered by sellers);

н) погрузка в прохладные помещения (cool room stowage).

10. Дата B/L.

Указанная в B/L, обычно рассматривается как дата исполнения продавцом своих обязательств по договору купли–продажи.

В случае, когда покупатель товара открывает в пользу продавца документарный аккредитив в своем банке, продавец сможет получить деньги за свой товар в банке только по предъявлении этому банку оговоренных в документарном аккредитиве товарных и транспортных документов, в том числе, и B/L, с оговоренной в договоре купли–продажи датой.

Документарный аккредитив открывается на таких условиях, что «отгрузка груза произведена на судно не позднее фиксированной в договоре купли–продажи даты». Это означает, что B/L обуславливается этой датой, и она не может быть превышена.

Такие жесткие условия, иногда побуждают «продавца – грузоотправителя» просить агента/капитана поставить на B/L дату задним числом (antedate). Подробные действия считаются недобросовестной коммерческой практикой (подлог) и имеют тяжелые последствия для перевозчика.

11. Подпись B/L

Традиционно B/L подписывает капитан на основании «mate’s receipt» – «штурманской расписки», основанной на «тальманских расписках».

И все противоречия, которые могут возникнуть при подписании B/L должны разрешаться обратной последовательностью: сопоставлением со:

а) штурманской распиской;

б) тальманскими расписками;

в) пересчетом и осмотром груза.

Передоверять подписание B/L агенту следует в крайнем случае, когда при большом количестве коносаментных партий груза подписание B/L капитаном может задержать отход судна. В этом случае капитан и грузовой помощник должны проконтролировать правильность оформления B/L, так как за B/L подписанные агентом капитан отвечает так же, как и сам бы их подписал.

Подписание B/L не следует откладывать до момента окончания загрузки всего судна: их необходимо оформлять сразу после погрузки соответствующей коносаментной партии груза. Это дает возможность проверять B/L перед подписанием и предотвращает задержку с выходом судна из порта.

Основанием для выписки B/L является:

а) в каботаже – погрузочный ордер;

б) в экспорте – поручения на отгрузку экспортного груза;

в) в загранплавании, при импорте – штурманская расписка.

Погрузочный ордер и поручение на отгрузку экспортного груза заполняются грузоотправителем или его транспортно – экспедиторской компанией. Тальманская расписка – грузовым помощником капитана, при приеме груза на судно.

Погрузочный ордер и поручение на отгрузку экспортного груза должны содержать все необходимые данные об отправляемом грузе, инструкции по числу и видам требуемых для перевозки документов, о рейсе. (поручение на отгрузку экспортного груза – и данные для таможни)

Если по состоянию и количеству загружаемого груза у судна есть замечания, то они вносятся в первичные документы и с замечаниями знакомят грузоотправителя/транспортно – экспедиторскую компанию. Если замечания не устраняются, то они переносятся в оригинал B/L и банк его, как правило, не оплатит.

Грузоотправитель / транспортно – экспедиторская компания могут, под гарантийное письмо, просить капитана выписать «чистый» B/L, но делать этого не следует, так как в правилах B/L сказано, что «груз принят в хорошем по внешнему виду состоянии» (in apparent good order and condition). В таком же состоянии он должен быть и сдан судном получателю, если B/L «чистый», то гарантия ничего не значит для третьего лица – грузополучателя, которому передан оригинал B/L.

Доказательная сила B/L:

Перевозчик обязан сдать груз в том же количестве и состоянии, в котором он был принят к перевозке.

Опровергать данные о грузе, приведенные в B/L, можно лишь достаточно вескими доказательствами (морскими протестами). Например, недостачу грузовых мест можно доказать лишь при условии, что это будет подтверждено тальманскими расписками, или если будут предоставлены доказательства, что недостающие места остались на складе грузоотправителя или порта отправления.

Выдача B/L:

Капитан судна и его грузовой помощник должны заблаговременно ознакомиться с той проформой, на которой будет выписываться B/L.

Если у них будет достаточно оснований считать, что данная проформа (бланк) содержит обязательства судовладельца, не предусмотренные чартером, то следует заявить грузоотправителю / фрахтователю о своем несогласии выдать B/L на таком бланке.

Если B/L не содержит обычные оговорки, ограничивающие ответственность перевозчика, которые имеются в чартере, то следует заблаговременно сделать заявление о том, какие оговорки и в каком виде (форме) должны быть дополнительно внесены в печатный текст B/L.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных