ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Принципы и процесс формирования организационной культурыФормирование культуры любой компании происходит в определенной производственной и социальной среде под воздействием требований рынка и в направлении удовлетворения потребностей клиентов и посредством этого — своих собственных интересов. Невозможно создать успешно работающую организацию, если она не будет адаптирована к изменениям внешней среды и гибко реагировать на требования рынка. С другой стороны, невозможно представить организацию без собственного внутреннего пространства, своих принципов и законов взаимодействия, внутриорганизационного климата и своего подхода к решению задач внутренней интеграции и сплоченности. Поэтому при формировании культуры разрабатываются цели, задачи и сфера деятельности предприятия по двум основным направлениям: внешняя адаптация и внутренняя интеграция. Основу такой разработки составляют следующие принципы формирования оргкультуры компании. 1. Принцип комплексности представлений о назначении экономической системы организации: культура должна выражать не только отношения между членами какой-либо производственной или хозяйственной системы, но и комплекс представлений о назначении данной системы в целом и ее членов, целях, характере продукции и рынках, которые определяют эффективность функционирования организации. 2. Принцип первоочередности определения ценностей и философии компании: процессу формирования культуры всегда должно предшествовать предварительное определение ценностей и философии, которые будут приемлемы и желаемы для данной организации. 3. Принцип историчности: культура не поддается простому манипулированию; она складывается годами и десятилетиями и сама в значительной мере определяет характер экономической системы и стиль управления на производстве. 4. Принцип отрицания силового воздействия: нельзя искусственно навязывать слабой культуре, свойственной какой-либо экономической системе, сильную или корректировать ее. Сильная культура, как и слабая, может быть в одном случае эффективной, а в другом неэффективной — все зависит от конкретных условий. 5. Принцип комплексности оценки: оценка воздействия культуры на эффективность функционирования компании должна базироваться на комплексном подходе. Он предусматривает учет не только способов прямого воздействия культуры на эффективность фирмы, но и множества невидимых опосредованных путей влияния, и здесь особенно важно принимать во внимание культуру в ходе организационного изменения и развития экономической системы. Культура компании складывается из определенных организационных атрибутов (явных и скрытых норм, образцов поведения, исторических предпосылок и др.) при условии, что они воспринимаются большинством членов коллектива и оказывают влияние на их поведение. Поэтому при формировании и развитии культуры организации наряду с основными принципами необходимо учитывать ряд ее признаков, в частности: культура организации социальна, так как на ее становление оказывают влияние многие сотрудники предприятия; регулирует поведение членов коллектива, оказывая тем самым влияние на отношения между сослуживцами; создается людьми, т.е. является результатом их действий, мыслей, желаний; осознанно или неосознанно принимается всеми сотрудниками; полна традиций, так как проходит определенный исторический процесс развития; познаваема; способна изменяться; не поддается постижению с помощью одного лишь какого-либо подхода, поскольку она многогранна и в зависимости от применяемого метода всякий раз раскрывается по-новому; есть результат и процесс, она находится в постоянном развитии. Формирование организационной культуры требует учета постепенности, эволюционного характера ее развития и осуществляется с помощью следующих мер: 1)так называемое символическое руководство, т.е. создание символических фигур и образов руководителей, воплощающих лучшие ценности и нормы организации; 2)формирование наиболее существенных организационных ценностей и норм; 3)создание и расширение в организации локальных «островков», на которые распространяются определенные ценности; 4)изменение поведения сотрудников в связи с реальными успехами организации; 5)создание знаков корпоративной культуры, выражающих ценности и нормы; 6)комбинирование директивных и косвенных способов формирования корпоративной культуры. Следует также отметить обмен информацией, имеющий значение при формировании организационной культуры: использование многообразных форм передачи информации для создания образа организации и широкое информирование ее членов и потребителей продукции о политике и целях организации. Процесс формирования организационной культуры предусматривает следующие подходы: · внутренний — выбор миссии, связанной с производством или обслуживанием, определение социальной миссии, принципов подбора персонала, направленности внутренней культуры организации на удовлетворение потребностей ее членов; · когнитивный (обеспечение знаниями) — ориентирует на планирование карьеры и развитие персонала, включая самые нижние уровни иерархии, на существование системы предложений по усовершенствованию деятельности организации и каждого ее члена, на стратегическую направленность, неформальные модели лидерств; · символический — предполагает наличие в организации особого языка, символических действий, специальных церемоний, фиксированной истории организации, легенд, символических фигур (людей) и т.п.; · побуждающий — привлекает особое внимание организаций к системе мотивирования работников. Фирма может оплачивать работу своих служащих так же или выше, чем оплачивается работа служащих аналогичных компаний. Вознаграждение за достигнутые результаты выражается в форме предоставления возможности обучения, развития деловых и личностных качеств персонала. Каждый член организации может воспользоваться услугами консультантов и преподавателей для совершенствования собственной деятельности. Разрабатываются специальные программы профессиональной и управленческой карьеры в организации. Предполагается, что создание подходящего для мотивации климата в значительной степени зависит от управленческого персонала. Обязательное условие — обучение и планирование карьеры — осуществляется «каскадно», т.е. с самого верха иерархической пирамиды вниз, не пропуская ни одного уровня. Заслуживает внимания тот факт, что различные ритуалы и церемонии могут быть частью мотивационной стратегии. На организацию значительное влияние оказывает внешняя среда, что, естественно, сказывается на ее культуре. Однако, как свидетельствует практика, две организации, функционирующие и одном и том же окружении, могут иметь весьма разные культуры. Это объясняется тем, что, используя свой коллективный опыт, члены организации по-разному решают две очень важные проблемы: 1) внешняя адаптация, т.е. что должно быть сделано организацией и как это должно быть сделано; 2) внутренняя интеграция, т.е. как работники организации решают ежедневные проблемы, связанные с их работой и пребыванием в организации1. Проблемы внешней адаптации и выживания: • миссия и стратегия — определение миссии организации и ее главных задач; выбор стратегии по исполнению этой миссии; • цели — установление специфических целей, достижение согласия по целям; • средства — методы, используемые для достижения целей, достижение согласия по используемым методам, решения по организационной структуре, система стимулирования и подчиненности; • контроль — установление критериев измерения достигнутых индивидом и группами результатов, создание информационной системы; • коррекция — действия, требуемые в отношении индивидов и групп, не выполнивших задания. Проблемы внутренней интеграции: • общий язык и концептуальные категории — выбор методов коммуникации, определение значения используемого языка и концепций; • границы групп и критерии вхождения и выхода из групп — установление критериев членства в организации и ее группах; • власть и статус — установление правил приобретения, поддержания и потери власти; определение и распределение статусов в организации; • личностные отношения — установление правил, определяющих уровень и характер социальных отношений в организации между людьми разного пола, возраста и т.п.; определение допустимого уровня открытости на работе; • награждения и наказания — определение желательного и нежелательного поведения; • идеология и религия — определение значения вещей, не поддающихся объяснению и неподвластных контролю со стороны организации; вера как снятие стресса. Каким же образом создается оргкультура на практике? Каждая фирма разными путями приходит к осознанию необходимости создания оргкультуры, а процесс ее формирования состоит в основном из следующих этапов. 1. Основатель (или основатели) принимает (принимают) решение о создании новой компании. 2. Вокруг основателя создается базовая группа единомышленников, разделяющих его идеи и готовых ради этих идей работать, тратить деньги и энергию, рисковать, продвигая их в жизнь. 3. Начинаются действия по созданию организации: изыскиваемся средства (финансовые, материальные), приобретаются патенты и лицензии, регистрируется компания, арендуется помещение для работы, решаются организационные вопросы по приведению этого помещения в пригодное для работы состояние. 4. Происходят набор и отбор персонала, при этом главное требование — соответствие персонала главной бизнес-идее предприятия и его основным ценностям. Таким образом, начинает формироваться единство будущих членов коллектива, которое станет фундаментом оргкультуры, поскольку если индивидуум в большей степени руководствуется своими интересами и потребностями, то коллективом правят идеи. 5. Начинается детальная проработка проблем внешней адаптации и внутренней интеграции как основных направлений формирования оргкультуры. Безусловно, главная роль в разработке основ будущей оргкультуры принадлежит основателю фирмы. Его внутренние качества, убеждения, а также опыт, формирующий характер и мировоззрение, определяют индивидуальный и глубоко личностный подход к постановке целей предприятия, разработке его стратегии, определению важнейших параметров оргкультуры и ее ценностей. Есть компании (как иностранные, так и российские), где эти ценности существуют, все их осознают, но они не сформулированы. Возможно, это и не так важно. Но подавляющее большинство недавно возникших фирм, к сожалению, или подменяет содержание формой, или просто не занимается целенаправленным формированием организационной культуры. Очень часто возникают отголоски прежних лет: работа по принципам «давай-давай!», «главное — отчитаться» и (уж совсем плохой вариант) «бери все, что плохо лежит». А между тем это и есть те самые глубинные причины убытков, которых не видят, борясь со следствиями (конкретными случаями воровства, плохим планированием времени и т.п.). Организационная культура часто формируется неосознанно. По результатам исследований 200 компаний в течение пяти лет соотношение осознанно и неосознанно сформированной корпоративной культуры примерно составляет: • российские компании (российский менеджмент без значительного влияния со стороны западных партнеров) — соответственно 20:80; • западные компании (иностранный и российский менеджмент) —70:30; • западные компании (только российский менеджмент и достаточно сильные корпоративные традиции) — 50:50; • восточные компании — 90:10. Объясняется это просто: западные компании намного раньше российских начали прорабатывать вопросы оргкультуры и внедрять ее на предприятиях. Привозя в Россию капиталы, открывая свои филиалы, они стремятся привнести в них и свою оргкультуру. Как указывает С. Роббинз, «национальная культура оказывает на работников большее влияние, чем организационная. Таким образом, на работников, работающих в отделении IВМ вМюнхене, в большей степени будет оказывать влияние немецкая национальная культура, а не корпоративная культура IBM»2. Неправильно было бы утверждать, что до провозглашения перестройки и развития рыночных отношений организационной культуры в России не существовало. Напротив, это была сильная, идеологизированная и политизированная культура, единая для всех организаций. По существу, она имела все те же структурные составляющие, что и западная оргкультура: миссию (строительство коммунизма); девизы («один за всех и все за одного»; «пролетарии всех стран, соединяйтесь»); систему социалистических ценностей и целей; нормы поведения и т.п. В ней присутствовали и элементы конкуренции (социалистическое соревнование). Несоизмеримо более значительную по сравнению с западными культурами роль играли профсоюзы и другие общественные объединения и организации, которые весьма успешно и эффективно помогали внедрять эту оргкультуру в жизнь. При этом страна обладала уникальным опытом развития и поддержания единой оргкультуры общегосударственного масштаба. В настоящее время вопросы разработки оргкультуры становятся весьма насущными для каждой российской компании. Однако зачастую руководители берут за основу западные стандарты и формулировки без учета российской действительности и национального менталитета.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|