ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Человеческими ресурсамиУправление человеческими ресурсами (УЧР) представляет собой особый вид деятельности, заключающийся в обеспечении достижения организацией своих целей за счет регулирования и развития организационного поведения персонала в направлении его максимального соответствия миссии компании и стратегии ее социально-экономического развития. Основным постулатом УЧР является признание принципиальных отличий человеческих ресурсов организации от иных ресурсов — материальных, природных ими финансовых. Эти отличия заключаются в следующем: 1) наличие интеллекта у работника, а, следовательно, двусторонний характер взаимодействия с организацией; 2) способность персонала к постоянному самосовершенствованию и развитию; 3) возможность долговременного характера взаимоотношений организации и человека на основе сближения интересов; 4) необходимость взаимного (организации и человека) удовлетворения своих потребностей и целей в трудовом процессе; 5) уникальность каждого человека, создающего во взаимодействии с другими людьми неповторимую организационную культуру. Оргкулътура является той средой, в которой происходит процесс трудовой жизнедеятельности персонала и по законам которой он развивается. Важнейшие характеристики оргкультуры определяют нормы и ценности, законы и традиции, составляющие основу функционирования и развития персонала. С другой стороны, люди являются не только носителями, но и активными творцами оргкультуры, изменяя и совершенствуя ее основные характеристики и параметры. В современной организации этот процесс осуществляется планомерно на основе выбранных стратегий и методов УЧР. Следовательно, существует тесная двусторонняя взаимообусловленность оргкультуры компании и системы УЧР. Стратегическое УЧР является естественной и важнейшей составной частью общей стратегии компании. Цель его — обеспечение долгосрочного, эффективного использования человеческих ресурсов организации для успешного осуществления ею текущих и прогнозируемых целей и задач. Корпоративная стратегия определяет основополагающее направление деятельности компании посредством предвидения изменений стратегических параметров внешней и внутренней среды и выявления собственных конкурентных преимуществ, способных обеспечить устойчивость деятельности и получение дохода. Чем сложнее и подвижнее внешняя среда, т.е. чем больше факторов, на которые организация обязана реагировать, и выше скорость их изменений, тем сложнее ее организационная структура, ситуативный подход к решению проблем и значительно выше требования гибкости и адаптивности организационной культуры. Первыми в организационной культуре находят отражение факторы прямого воздействия в силу их непосредственной близости и определенности. Однако и факторы косвенного воздействия также очень важны при построении организационной культуры компании. В соответствии с иерархией целей стратегии разделяют на базовую (корпоративную), стратегии бизнес-единиц корпорации и функциональные стратегии (инновационную, маркетинговую, инвестиционную, социальную и т.д.). Базовая стратегия играет роль ориентира всей деятельности компании, в том числе диверсифицированных видов деятельности ее бизнес-единиц и функциональных подразделений. В ней отражены общая стратегическая цель, корреспондируемая с миссией компании, общий подход к разработке и реализации уникальной комбинации видов и схем деятельности, уровень оргкультуры и направления ее развития, принципы создания и распределения централизованных ресурсов. Стратегии бизнес-единиц развивают базовую стратегию и призваны обеспечивать устойчивый доход и высокую конкурентную позицию на рынке при долгосрочном воспроизведении товара, производимого данной бизнес-единицей. По методу достижения конкурентных преимуществ выделяют следующие стратегии компании, каждой из которых соответствует своя стратегия управления человеческими ресурсами: инновационная, сокращения издержек, улучшения качества (дифференциации). Наиболее благоприятной организационной культурой для осуществления инновационной стратегии является адхократическая культура (адхократическая культура - корпоративная культура компании, в которой каждый сотрудник является творцом, новатором. Здесь нет требований четко соблюдать регламент, но есть неукоснительное требование предвидеть будущее и не бояться рисковать для завоевания в нем передовых позиций), стратегии сокращения издержек — рыночно-иерархическая, стратегии улучшения качества (дифференциации) — кланово-рыночная оргкультура. Каждая оргкультура характеризуется определенными подходами и элементами, делающими именно ее благоприятной для развития той или иной стратегии. Инновационная стратегия характеризуется творческим трудом, поощрением инноваций, стимулированием инициативы и самосовершенствования работников, необходимым и закономерным выделением дополнительных ресурсов на привлечение талантливых людей либо на обучение и раскрытие способностей имеющегося персонала. Связующей сущностью инновационной стратегии и стратегии УЧP является преданность творчеству, новаторству, обретению уникальных продуктов, талантливых специалистов, предоставление эксклюзивных услуг; следовательно, мы наблюдаем полное совпадение стратегии и оргкультуры, отражающееся в ее важнейших элементах — миссии, девизе, целях, ценностях. Потребность в таких элементах культуры и соответствующей стратегии УЧР возникает у компаний, занимающихся работой по темам, проектам, заказам, требующим постоянного обновления и усовершенствования к сопровождающимся демократизмом принимаемых решений, экспертной оценкой результатов, удовлетворенностью заказчика в качестве основного критерия эффективности. На определенных застойных» или критических в плане конкуренции этапах развития инновационную стратегию вынуждены развивать любые компании, чтобы не оказаться банкротами. Стратегию сокращения издержек можно назвать основной бизнес-стратегией большинства современных предприятий, поскольку экономия любых ресурсов и уменьшение расходов ведут к росту эффективности производства, а следовательно, к осуществлению главной цели компании. Снижение затрат обеспечивается за счет эффекта масштаба деятельности, роста объема продаж, снижения цен, сервисного обслуживания покупателей, вертикальной интеграции с поставщиками и структурами, эффективных маркетинговых технологий, высококомпетентного управления, организационной культуры, способствующей данному виду бизнеса. В отношении УЧР такая стратегия является трудосберегающей и оптимизационной по численности персонала. Эта стратегия УЧР лучше всего работает в рыночно-иерархической культуре, ориентированной на успех, лидерство на рынке и конкуренцию за счет низких затрат, надежных поставок, рентабельного производства, конкурентоспособности выпускаемой продукции и экспансии на рынке. В данном случае стратегия опирается на ценности, цели и элементы двух культур. Наличие двух культур не является противоестественным и соответствует реально существующим во многих организациях типам культур. Таким образом, оргкультура своими важнейшими постулатами направляет трудовую деятельность персонала на осуществление важнейших стратегических целей компании. Стратегия улучшения качества (дифференциации) заключается в нахождении уникальных методов повышения ценности продукции для покупателя — дизайн, исключительная надежность, особые потребительские характеристики, техническое лидерство и т.п. Идеальным типом оргкультуры для воплощения в жизнь стратегии улучшения качества является кланово-рыночная культура. Клановая составляющая поощряет демократизм, коллективные формы организации и оплаты труда, создание «кружков качества», стимулирование заинтересованности работников в повышении качественных показателей, обучении новым технологиям. Рыночная составляющая вводит жесткие методы контроля за качеством выпускаемой продукции и качеством человеческих ресурсов компании. Репутация и успех, определяемые ими, становятся общей заботой всего персонала. Избранная стратегия определяет последующий выбор методов управления. Наиболее сложноопределяемым элементом системы УЧР является оценка эффективности этой системы. Универсальным показателем эффективности УЧР как особого вида деятельности является степень достижения организацией своих целей посредством выбрано стратегии. Конечные цели организации в области УЧР выражаются, как правило, не одним показателем, а их системой, отражающей различные стороны трудовой деятельности персонала и оргкультуру компании. Поэтому следует выделять три вида эффективности УЧР: 1) экономическую — воздействие мероприятий по УЧР на экономические результаты деятельности организации; 2) социальную — рост удовлетворенности персонала различными аспектами трудовой жизнедеятельности и оргкультуры; 3) функциональную — продуктивность и гибкость самой службы по управлению человеческими ресурсами. Полученные оценки эффективности системы УЧР позволяют скорректировать работу компании в направлении более успешного достижения ею целей повышения конкурентоспособности человеческих ресурсов, пересмотра некоторых параметров культуры для роста ее силы, гибкости и восприимчивости к инновациям. Возможность такой обратной связи создается благодаря существующей взаимообусловленности основных элементов оргкультуры и системы УЧР компании. Стремясь изменить стратегию организации, расширить присутствие ее на рынке или добиться технологических преимуществ, компании обязаны помнить о том, что они должны уменьшать степень коллективной неопределенности (упрощать общую для всех сотрудников систему интерпретации), создавать общественный порядок (вносить ясность в ожидания членов коллектива), обеспечивать целостность (за счет ключевых ценностей и норм, воспринимаемых всеми как вечные и передаваемые из поколения в поколение), стимулировать появление у персонала чувства причастности к организации и преданности общему делу путем единения членов группы в одно целое и освещать видение будущего, давая тем самым заряд энергии для движения вперед. Таким путем компания черпает силы при формировании и умелом развитии организационной культуры. Вызов времени заключается не в решении меняться или не меняться, а в том, как именно меняться, чтобы повысить эффективность организации.
Вопросы для самоконтроля 1.Что такое культура? Какую роль она играет в человеческом обществе? Как она влияет на поведение личностей и социальных групп? 2.Что является предметом изучения дисциплины «организационная культура»? 3.Что представляет собой организационная культура в узком смысле? 4.Что представляет собой организационная культура вшироком смысле? 5. С чем связано многообразие подходов к определению сущности и содержания культуры? В каком соотношении находятся понятия «культура» и «организационная культура»? 3. Охарактеризуйте корпоративную культуру как непременный атрибут любой организации. 4. Приведите некоторые из предлагаемых разными исследователями определений организационной культуры. В чем их сильные и слабые стороны? Как должно, на ваш взгляд, звучать наиболее полное определение этого понятия? 5. Можно ли употреблять понятия «организационная культура», «корпоративная культура» и «деловая культура» как синонимы? 6. Каковы признаки и свойства организационной культуры? 7. Какие уровни организационной культуры выделяет Э. Шейн? Согласны ли вы с тем, что процесс познания данного феномена идет именно таким образом? 8. Какова роль организационной культуры в управлении современной организацией? Как организационная культура влияет на производственное поведение сотрудников организации? 9. Как можно повысить эффективность управления персоналом фирмы за счет формирования адекватной целям компании организационной культуры? 10. Что такое субкультуры? Каковы объективные условия возникновения субкультур? 11. Каково место субкультуры в системе организационной культуры предприятия? Как они взаимодействуют? 12. Назовите отличия основной организационной культуры и субкультур. 13. Что такое контркультура? 14. Каковы функции организационной культуры? 15. Назовите принципы формирования оргкультуры компании. 16. Какие подходы предусматривает процесс формирования организационной культур? 17. Назовите проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции организации. 18. Каким образом создается оргкультура на практике? 19. Назовите стратегии изучения культуры компании. 20. Что представляет собой управление человеческими ресурсами? 21. В чем состоит взаимообусловленность оргкультуры компании и системы УЧР. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|