Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 2: Компьютерные информационные технологии: сферы применения, возможности, ограничения.




Вопрос 1: Содержание дисциплины, ее задачи, связь с другими дисциплинами.

Потребность в передаче и обмене информацией человечество испытывало уже на ранних стадиях своего развития.

Появление простейших информационных технологий можно отнести к началу письменности. Значительно ускорило развитие информационных технологий книгопечатание, позволившее тиражировать информацию и открывшее эру бумажной информационной технологии, занимающей и в настоящее время значительное место. С течением времени менялись возможности передачи информации. Изобретение радио и телевидения, а затем цифровых систем связи и вычислительных систем, создание первого персонального компьютера, чрезвычайно быстрое его распространение позволило новым информационным технологиям внедриться практически во все области человеческой деятельности.

Понятие информационная технология возникло в последние десятилетия XX века в процессе становления информатики.

Основу автоматизированных информационных технологий составляют следующие технические достижения:

 

- создание средств накопления больших объемов информации на машинных носителях;

- создание различных средств связи, таких как радио - и телевизионная связь, телефакс, компьютерные сети, космическая связь и т. д., позволяющих воспринимать, использовать и передавать информацию практически в любой точке земного шара.

- создание компьютера, в особенности, персонального, позволяющего обрабатывать и отображать информацию, накапливать и генерировать знания.

- разработка мультимедийных средств, обеспечивающих качественно новый уровень восприятия информации: человек не просто пассивно созерцает, а активно участвует в происходящем (феномен участия). Обычно под термином «мультимедиа» подразумевается объединение в компьютерной системе таких средств представления информации, как текст, звук, графика, мультипликация, видеоизображение и пространственное моделирование.

Особенностью информационных технологий является то, что в них и предметом и продуктом труда является информация, а орудиями труда – средства вычислительной техники и связи.

Информационная технология как наука о производстве информации возникла именно потому, что информация стала рассматриваться как вполне реальный производственный ресурс, наряду с другими материальными ресурсами.

Развитие рыночных отношений привело к появлению новых видов предпринимательской деятельности и, прежде всего, к созданию фирм, занятых информационным бизнесом, разработ­кой информационных технологий, их совершенствованием, распространением компонентов автоматизированных информационных технологий, в частности программных продуктов, автоматизирующих информационные и вычисли­тельные процессы. К их числу относят также вычислительную технику, средства коммуникаций, офисное оборудование и спе­цифические виды услуг – информационное, техническое и кон­сультационное обслуживание, обучение и т. п. Это способство­вало быстрому распространению и эффективному использова­нию информационных технологий в управленческих и произ­водственных процессах и практически к повсеместному их при­менению.

Существует несколько определений информационных технологий.

Информационная технология – это совокупность научных методов и технических приемов производства информационных продуктов и услуг с применением всего многообразия средств вычислительной техники и связи.

Информационная технология – совокупность принципиально новых средств и методов, обеспечивающих создание, обработку, передачу, отображение и хранение информации.

Информационные технологии относятся к области информационной деятельности людей. Книгоиздание, телевизионное и радиовещание, издание газет, библиотечное дело и многое другое создали собственные технологии. Любой вид человеческой деятельности требует специальных приемов, то есть технологий.

Технология – это точно рассчитанный процесс получения предсказуемого (предопределенного) результата. Это свойство является важнейшей характеристикой технологии, отличающей его от других процессов, например, эксперимента, где результат не может быть определенно предсказан.

Автоматизированные информационные технологии направлены на увеличение степени автоматизации всех информационных операций, и, как следствие, ускорение научно-технического прогресса общества.

Главной задачей современных информационных техноло­гий является своевременное пре­доставление достоверной, полной и актуальной информа­ции специалистам и руководителям для принятия обоснованных управленческих решений. Информационные технологии служат средством сокращения расходов на содержание аппарата управления предприятий, обеспечивают повышение качества экономической информации, ее точности, объективности и оперативности.

Вклад в изучение информационных технологий внесли следующие науки: кибернетика, системотехника, теория информации, а также экономика, правоведение, психология и другие науки. В формировании информационных технологий всегда участвуют науки, относящиеся к той или иной автоматизируемой области: медицина, когда речь идет о внедрении ЭВМ в здравоохранение; педагогика (компьютеризация учебного процесса), криминалистика, экономика, бухгалтерский учет, статистика и т. д. Каждая из указанных наук рассматривает компьютеризацию со своей стороны, прилагает к ней свои законы и принципы.

 

Вопрос 2: Компьютерные информационные технологии: сферы применения, возможности, ограничения.

Наиболее полно возможности и сферы применения информационных технологий отражает их классификация.

Компьютерные информационные технологии в настоящее время можно классифицировать по ряду признаков.

Рисунок 1: Классификация информационных технологий

По способу реализации выделяют традиционно сложившиеся и новые информационные технологии.

Информационные технологии, опирающиеся на современную компьютерную технику, часто называют новыми информационными технологиями (НИТ). НИТ возникают на пересечении традиционных технологий и компьютерных методов обработки информации.

Если традиционные информационные технологии, прежде всего, существовали в условиях централизованной обработки данных, и до массового исполь­зования ПК были ориентированы главным образом на снижение трудоемкости при формировании регулярной от­четности, то новые информационные технологии связаны с информационным обеспечением процесса управления в ре­жиме реального времени.

Новая информационная технология – это технология, которая основывается на применении компьютеров, активном участии пользователей в информационном процессе, высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса, широком использовании паке­тов прикладных программ общего и проблемного назначения, доступе пользователя к удаленным базам данных и программам благодаря компьютерным сетям.

По степени охвата задач управления выделяют элек­тронную обработку данных, когда обработка данных и решение отдельных экономиче­ских задач ведется с использованием ПК без пересмотра методологии и организации процессов управления, и автоматизацию управленческой деятельности, когда вычислительные средства используются для комплексного решения функцио­нальных задач, формирования регулярной отчетности и работы в информационно-справочном режиме для подготовки управ­ленческих решений.

Информационные технологии поддержки принятия решений предусматривают широкое использование экономико-математических методов, моделей и пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по изучаемым процессам, явлениям производственно-хозяйственной практики.

Классическая система поддержки принятия решений включает в себя систему сбора инфор­мации, базу данных, систему обработки и анализа информа­ции, систему формирования выходной информации. Блок обработки и анализа информации является центральным. Он решает задачи оценки и прогнозирования деятельности предприятия, реагирования на непредвиденные и сбойные ситуации, требующие немедленных действий, выполнения проектно-технологических и финансово-бухгалтерских рас­четов и т. д. Его работа основана на экономико-математиче­ской модели предприятия, носящей оптимизационный ха­рактер. Как правило, работают такие системы на базе компьютерной локальной сети предприятия, которая придает действию си­стемы гибкость и оперативность.

Электронный офис предусматривает наличие интегрирован­ных пакетов прикладных программ, включающих специализи­рованные программы и информационные технологии, которые обеспечивают комплексную реализацию задач предметной об­ласти. В настоящее время все большее распространение приоб­ретают электронные офисы, оборудование и сотрудники кото­рых могут находиться в разных помещениях. Необходимость ра­боты с документами, материалами, базами данных конкретной организации или учреждения в домашних условиях, в гостини­це, транспортных средствах привела к появлению вирту­альных офисов. Такие информационные технологии основываются на работе локальной сети, соединенной с территориальной или глобальной сетью. Благодаря этому абонентские системы сотрудников учреждения независимо от того, где они находятся, оказываются включен­ными в общую для них сеть.

Информационные технологии эксперт­ной поддержки составляют основу автоматизация труда специа­листов-аналитиков. Позволяют подготавли­вать обоснованные решения для поведения на финансовых и товарных рынках, вырабатывать стратегию в областях менедж­мента и маркетинга.

Они ориентированы на использование последних достижений в области интеграции новейших подходов к автомати­зации работы специалистов и руководителей, создание для них наиболее благоприятных условий выполнения профессиональных функций, качественного и своевременного информационного об­служивания за счет полного автоматизированного набора управ­ленческих процедур, реализуемых в условиях конкретного рабочего места и офиса в целом.

По классам реализуемых технологических операций выделяют: текстовую обработку, электронные таблицы, автоматизирован­ные банки данных, обработку графической и звуковой инфор­мации, мультимедийные и другие системы.

Практически любая деловая сфера связана с подготовкой документации: отчетной, директивной, справочной, сопроводительной и пр. Применение компьютеров для этих целей стало повсеместным.

Компьютер в офисе выполняет множество работ, которые можно подразделить на две категории: регламентированные и нерегламентированные. Регламентированные – это те, которые регулярно повторяются, выдавая однотипные документы, отличающиеся друг от друга лишь наборами числовых данных или текстовыми фрагментами. Примерами могут служить ведомость на зарплату, классный журнал, ежемесячный финансовый отчет фирмы и т. п. Для подготовки каждого из таких документов используется специальная программа, которая в автоматическом режиме (из базы данных) заносит в заранее заготовленные стандартные формы новую информацию.

Нерегламентированные работы носят более разнообразный характер, для них невозможно запастись специальными программами и они выполняются, как правило, с помощью офисного программного обеспечения общего назначения (текстовых процессоров, графических редакторов, программ подготовки презентаций и др.).

Перспективным направлением развития компьютерной тех­нологии является создание программных средств для создания высококачественного звука и видеоизображения. Технология формирования видеоизображения получила название компью­терной графики.

Компьютерная графика – это создание, хране­ние и обработка моделей объектов и их изображений с помо­щью ЭВМ. Эта технология проникла в область экономического анализа, моделирования различного рода конструкций, она не­заменима в производстве, проникает в рекламную деятельность, делает занимательным досуг.

Программно-техническая организация обмена с компьюте­ром текстовой, графической, аудио - и видеоинформацией полу­чила название мультимедиа-технологии. Такую технологию реа­лизуют специальные программные средства, имеющие встроен­ную поддержку мультимедиа и позволяющие использовать ее в профессиональной деятельности, учебно-образовательных, на­учно-популярных и игровых областях. При применении этой технологии в экономической работе открываются реальные пер­спективы использовать компьютер для озвучивания изображе­ний, а также понимания им человеческой речи, ведения ком­пьютером диалога со специалистом на родном для специалиста языке.

По типу пользовательского интерфейса можно рассматривать информационные технологии с точки зрения возможностей доступа пользователя к информационным ресурсам.

Интерфейсом называют способ взаимодействия пользователя с программой и программы с пользователем.

Исходя из возможностей доступа пользователя к ин­формационным ресурсам, выделяют пакетный, диалоговый и сетевой интерфейс. Пакетный интерфейс исключает возможность пользователя влиять на обработку информации, пока она производится в автоматическом режиме. В отличие от пакетного диалоговый интерфейс предос­тавляет пользователю неограниченную возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ре­сурсами в реальном масштабе времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решений. Сетевой интерфейс предоставляет пользователю средства доступа к территориально удаленным информационным и вычислительным ресурсам благодаря развитым средствам связи.

Можно разделить информационные технологии и по степени удобства интерфейса. Если программа сделана так, что с ней работать удобно, говорят, что она имеет удобный интерфейс пользователя. Если техника работы с про­граммой понятна сразу, без необходимости изучать инструкции, говорят, что она имеет интуитивно понятный интерфейс. Понятие развитый интерфейс пользователя предполагает, что у программы большие возможности, но учиться работать с ней непросто. Гибкий интерфейс означает, что с программой можно работать многими разными способами. Понятие жесткий интерфейс означает, что возможна только такая работа, которая предусмотрена инструк­цией, и никакая другая. Понятие примитивный интерфейс означает, что интерфейс прост для изучения, но неудобен для работы.

Существуют сотни тысяч программ, и с каждой надо работать по-разному. Одни программы рассчитаны на работу с клавиатурой, другие – на работу с мышью, прочие – на работу с джойстиком или другим устройством управления.

Одни программы свои сообщения на экран выдают в виде текстов, другие – в виде графики, прочие могут вообще не пользоваться экраном и выдавать свои сообщения в виде речи или звуков. Когда программа принимает только команды, вводимые с помощью клавиатуры в специальной командной строке, то говорят, что эта программа имеет интерфейс командной строки. Если программой можно управлять мышью, если общение с пользователем происходит с помощью графических изображений (значков), то говорят, что она имеет графический интерфейс. Возможно, со временем появятся программы, которыми можно будет управлять голосом, а сообщения пользователю выдаваться в виде речевых сообщений. Будет логично, если такой интерфейс будет назван речевым.

По обслуживаемым предметным областям выделяют: информационные технологии, применяемые в бухгалтерском учете, банковской, налоговой и страховой деятельности, автомобильной диагностике, медицине, метеорологии, дизайне, педагогике и т. д. Перечень предметных областей, в которых информационные технологии играют главенствующую роль, можно продолжать бесконечно. С каждым годом сфера применения информационных и компьютерных технологий расширяется и уже невозможно представить себе ни одну сферу человеческой деятельности, в которой не были бы применены информационные технологии.

Таким образом, новые информационные технологии – основа перехода общественного развития от индустриальной эпохи к информа­ционной в мировом масштабе.

Использование современных информационных технологий в сфере управления обеспечивает повышение качества экономической информации, ее точности, объективности, оперативности и, как следствие, обеспечивает возможность принятия своевременных управленческих решений. Но ответственность за принятое управленческое решение всегда возлагается на человека. Другими словами, решение принимает человек, а информационная технология лишь помогает ему в этом. Таким образом, использование информационных технологий ограничено человеческим фактором, т. е. возможностями и способностями конкретного пользователя.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных