Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Вопрос 3: Информационные революции, информационный кризис, информационное общество.




В истории человеческого общества несколько раз проис­ходили радикальные изменения в информационной области, которые можно назвать информационными революциями.

Первая информационная революция была связана с изоб­ретением письменности. Письменность создала возмож­ность для накопления и распространения знаний, для пе­редачи знаний будущим поколениям. Цивилизации, освоившие письменность, развивались быстрее других, до­стигали более высокого культурного и экономического уровня. Примерами могут служить древний Египет, страны Междуречья, Китай.

Вторая информационная революция (середина XVI в.) была связана с изобретением книгопечатания. Стало воз­можным не только сохранять информацию, но и сделать ее доступной. Грамотность становится массовым явле­нием. Все это ускорило рост науки и техники, помогло про­мышленной революции. Книги перешагнули границы стран, что способствовало началу создания общечеловече­ской цивилизации.

Третья информационная революция (конец XIX в.) была обусловлена прогрессом средств связи. Телеграф, телефон, радио позволили оперативно передавать информацию на лю­бые расстояния.

Четвертая информационная революция (70-е гг. XX в.) связана с появлением микропроцессорной техники и, в ча­стности, персональных компьютеров. Вскоре после этого возникли компьютерные телекоммуникации, радикально изменившие системы хранения и поиска информации. Были заложены основы преодоления информационного кризиса.

Однако сам по себе бурный рост производства средств вы­числительной техники, начавшийся с середины XX века, не стал причиной перехода к информационному обществу. Компьютеры использовались сравнительно небольшим чис­лом специалистов до тех пор, пока существовали обособлен­но.

Важнейшим этапом на пути в информационное общество стало:

- создание телекоммуникационной инфраструктуры, включающей в себя сети передачи данных;

- появление огромных баз данных, доступ к которым через сети получили миллионы людей;

- выработка единых правил поведения в сетях и поиск в
них информации.

Информационный кризис – явление, которое стало за­метным уже в начале XX века. Оно проявляется в том, что поток информации, который хлынул на человека, столь ве­лик, что недоступен обработке в приемлемое время.

Это явление имеет место и в научных исследованиях, и в технических разработках, и в общественно-политической жизни. В нашем усложняющемся мире принятие решений становится все более ответственным делом, а оно невозмож­но без полноты информации.

Ускорение накопления общего объема знаний происходит с удивительной быстротой. Число научных публикаций по большинству отраслей знания столь велико, а традиционный доступ к ним (чтение журналов) столь затруднен, что специалисты не могут успевать в них ориентироваться, что порождает дуб­лирование работ и иные неприятные последствия.

В результате наступает информационный кризис, прояв­ляющийся в следующем:

- информационный поток превосходит ограниченные воз­можности человека по восприятию и переработке инфор­мации;

- возникает большое количество избыточной информации (так называемый «информационный шум»), которая за­трудняет восприятие полезной для потребителя информа­ции;

- возникают экономические, политические и другие барье­ры, которые препятствуют распространению информации (например, по причине секретности).

Частичный выход из информационного кризиса видится в применении новых информационных технологий. Внедре­ние современных средств и методов хранения, обработки и передачи информации многократно снижают барьер доступа к ней и скорость поиска. Разумеется, одни лишь технологии не могут решить проблему, имеющую и экономический ха­рактер (информация имеет цену), и юридический (информа­ция имеет собственника), и ряд других. Эта проблема комп­лексная и решается усилиями, как каждой страны, так и мирового сообщества в целом.

Четвертая информационная революция дала толчок к столь существенным переменам в развитии общества, что для его характеристики появился новый термин «информа­ционное общество».

Само название впервые возникло в Японии. Специали­сты, предложившие этот термин, разъяснили, что он опре­деляет общество, в котором в изобилии циркулирует высо­кая по качеству информация, а также есть все необходимые средства для ее хранения, распределения и использования. Информация легко и быстро распространяется по требовани­ям заинтересованных людей и организаций и выдается им в привычной для них форме. Стоимость пользования инфор­мационными услугами настолько невысока, что они доступ­ны каждому.

Движение к информационному обществу резко уско­ряет процессы развития информационных и коммуникационных технологий, делая их широко востребованными.

Однако, без свободы доступа к информации информацион­ное общество невозможно. Свобода доступа к информации и свобода ее распространения – обязательное условие демо­кратического развития, способствующее экономическому росту, добросовестной конкуренции на рынке. Лишь опира­ясь на полную и достоверную информацию, можно прини­мать правильные и взвешенные решения в политике, эконо­мике, науке, практической деятельности.

Огромное значение имеет свобода распространения ин­формации культурно-просветительного характера. Она спо­собствует росту культурного и образовательного уровня об­щества.

Вместе с тем, проблема свободы доступа к информации имеет и противоположную сторону. Далеко не всякая инфор­мация государственной, корпоративной или личной значимо­сти должна свободно распространяться. Каждый человек имеет право на личные тайны; точно так же государство или корпорация имеют секреты, жизненно важные для их суще­ствования. Не должно быть свободы для распространения ин­формации, пропагандирующей насилие и иные, неприемле­мые для общества и личности, явления. Поиск компромисса между свободой доступа к информации и неизбежных огра­ничений является непростой задачей.

Современное понимание информационной культуры заключается в умении и потребности человека работать с информацией средствами новых информационных технологий.

Информационная культура включает в себя гораздо боль­ше, чем простой набор навыков технической обработки ин­формации с помощью компьютера и телекоммуникацион­ных средств. Информационная культура должна стать частью общечеловеческой культуры. Культурный (в широ­ком смысле) человек должен уметь оценивать получаемую информацию качественно, понимать ее полезность и досто­верность.

Существенный элемент информационной культуры – вла­дение методикой коллективного принятия решений. Умение взаимодействовать в информационном поле с другими людь­ми – важный признак человека информационного общества.

Формирование информационного общества существенно отразится на повседневной жизни людей. О том, насколько глубокими будут эти изменения, можно только догадывать­ся, но по уже имеющимся примерам можно предвидеть, что изменения будут глубокими.

Работа. По данным социологического исследования, про­веденного в США, уже сейчас до 10% работающих могут вы­полнять свою работу, не выходя из дома, а 1/3 часть всех недавно зарегистрированных фирм основана на широком использо­вании самостоятельной занятости, не связанной с регуляр­ным приходом в офис.

Учеба. В ряде стран увеличивается число детей, не посе­щающих школу, а обучающихся на дому с помощью компь­ютерных программ и телекоммуникаций.

Досуговая деятельность меняется на наших глазах. Компьютерные игры, уже занимающие у части людей замет­ное время, трансформируются в сетевые игры с участием не­скольких удаленных партнеров. Растет время, затрачивае­мое на «хождение» по Интернету без определенной цели, так называемый «чат», с не вполне осмысленным обменом со­общениями. Вместе с тем, реализуются и познавательные путешествия по образовательным сайтам, виртуальным му­зеям и т. д. Как уже говорилось выше, информационная ку­льтура – лишь часть культуры общечеловеческой, и форма проведения досуга определяется, в первую очередь, общей культурой конкретного человека.

Недавнее достижение Интернет-технологий – поход за покупками реальных товаров в виртуальный Интернет-ма­газин – может развиться в информационном обществе вплоть до ликвидации современной системы торговли.

Жилище человека имеет тенденцию к «ин­форматизации». Уже сдаются в эксплуатацию дома, в кото­рые вместо жгута проводов (электропроводка, телефон, теле­видение, охранная и пожарная сигнализации и т. д.) входит лишь один силовой кабель и один информационный кабель. Последний берет на себя все информационные связи, вклю­чая обеспечение многих каналов кабельного телевидения, выход в Интернет и т. д. Специальный электронный блок в такой квартире будет контролировать все устройства, вклю­чая бытовую технику и системы жизнеобеспечения, помо­гать обитателю квартиры жить максимально комфортно. Подобное здание называется «умным».

Поскольку во многих странах автомобиль рассматривает­ся как продолжение среды обитания, то к «умным зданиям» добавляются «умные автомобили». Такой автомобиль, кро­ме уже ставших обязательными микропроцессорных устройств, обслуживающих его техническую часть, постоян­но связан с городскими информационными службами, под­сказывающими наиболее оптимальный на настоящий мо­мент маршрут (с учетом занятости трасс). Кроме того, этот автомобиль связан с «умным домом» своего хозяина и из него можно этим домом управлять.

Все эти возможности, кажущиеся фантастическими, на самом деле уже постепен­но, по частям, реализуются.

Восхищаясь возможностями, которые несет информационное общество, не следует забывать о тех противоречиях, которые оно потенциально содержит.

Перечислим некоторые опасности и проблемы на пути к информационному обществу:

- реальная возможность разрушения информационными
технологиями частной жизни людей и организаций;

- опасность все большего влияния на общество со стороны средств массовой информации и тех, кто эти средства контролирует;

- проблема отбора качественной и достоверной информа­ции при большом ее объеме;

- проблема адаптации многих людей к среде информационного общества, к необходимости постоянно повышать свой профессиональный уровень;

- столкновение с виртуальной реальностью, в которой трудно различимы иллюзия и действительность, создает у некоторых людей, особенно молодых» мало изученные, но явно неблагоприятные, психологические проблемы;

- переход к информационному обществу не сулит ка­ких-либо перемен в социальных благах и сохраняет соци­альное расслоение людей; более того, информационное неравенство может добавиться к существующим видам неравенства и, тем самым, усилить социальную напря­женность;

- сокращение числа рабочих мест в экономике, не компенсируемое полностью созданием новых рабочих мест в информационной сфере, ведет к опасному социальному недугу – массовой безработице.

Таким образом, переход к информационному обществу должен сопровождаться повышением общей информационной культуры каждого индивидуума, а также соответствующими законодательными мерами, позволяющими контролировать и ограничивать негативные проявления информатизации общества.

 

Тема: «Обзор систем автоматизации ведения
бухгалтерского учета»

Вопросы:

1. Общая характеристика систем автоматизации бухгалтерского учета, их возможности и ограничения.

2. Обзор существующих систем автоматизации.

3. Перспективы развития систем автоматизации бухгалтерского учета в ПМР.

4. История создания, существующие версии и функции программы 1С: Бухгалтерия






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных