ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Основные показатели себестоимости продукцииСебестоимость продукции - один из важнейших факторов формирования финансовых результатов работы предприятия и устойчивости его финансового положения. Себестоимость продукции в значительной степени определяет уровень цен на продукцию предприятия и его конкурентоспособность. На величине себестоимости продукции сказываются все факторы, связанные с использованием материальных, трудовых ресурсов и основных производственных средств, качеством работы отдельных работников и системы управления предприятием в целом. При экономическом анализе изучается динамика и выполнение плана по обобщающим показателям себестоимости продукции, по себестоимости отдельных изделий, по элементам затрат и статьям себестоимости продукции, изучается величина затрат на производство по отдельным цехам, участкам, бригадам и другим центрам формирования затрат и центрам ответственности. Детализация анализа зависит от того, какие методы учета и калькулирования себестоимости применяются на предприятии. Это могут быть методы полного или частичного учета затрат, учет затрат по процессам, учет по заказам, нормативный метод учета, стандарт- кост, директ-костинг и другие методы. Кроме того, наряду с финансовым учетом может вестись управленческий учет, результаты которого могут не совпадать с данными финансового учета о величине себестоимости и прибыли, в частности, могут учитываться неявные (альтернативные) издержки. Управленческий учет создается для внутренних целей управления предприятием и позволяет более правильно оценивать работу менеджеров при создании действенной системы материального стимулирования управленческого персонала. К обобщающим показателям себестоимости продукции относятся следующие: себестоимость реализованной продукции (работ, услуг); себестоимость выпущенной продукции - отличается от себестоимости реализованной продукции на изменение остатков нереализованной продукции; расходы по обычным видам деятельности (затраты, произведенные организацией, затраты на производство) - кроме себестоимости выпущенной продукции, включают в себя изменение остатков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов, а также могут включать в себя затраты, относимые на непроизводственные счета. К обобщающим показателям относится также себестоимость сравнимой и несравнимой продукции. Сравнимая продукция - это продукция, которая выпускалась как в предыдущем, так и в отчетном периодах. Для управленческого учета и анализа могут использоваться и другие варианты. Так, на основе группировки затрат по статьям себестоимости можно определять: технологическую (участковую) себестоимость, включающую в себя только прямые материальные и трудовые затраты на производство, а также расходы по содержанию и эксплуатации оборудования, складывающиеся на производственном участке; цеховую себестоимость - кроме участковой себестоимости, она включает в себя затраты, формирующиеся на уровне цеха — общецеховые расходы; производственную себестоимость - кроме цеховой себестоимости, она включает в себя затраты, относящиеся к организации в целом - это общехозяйственные расходы, расходы на подготовку и освоение производства, потери от брака, прочие производственные расходы; полную себестоимость — кроме производственной себестоимости, она включает в себя коммерческие расходы (расходы на продажу). Кроме абсолютных показателей себестоимости, для анализа используются и относительные показатели затрат на один рубль продукции. Они могут рассчитываться по реализованной и по выпущенной продукции, причем как по полной себестоимости, так и по неполной себестоимости, а также по отдельным элементам и статьям затрат. Затраты на один рубль продукции обычно рассчитываются в копейках на один рубль и определяются как отношение себестоимости продукции к объему продукции без НДС, акцизов и иных обязательных платежей, умноженное на сто. Данный показатель удобен для анализа тем, что в значительной степени исключает влияние изменения объема продукции, а также инфляции. Кроме того, он является одним из важнейших показателей эффективности производства, так как в нем сопоставлены затраты ресурсов и результат производства. По своему экономическому содержанию он аналогичен показателю рентабельности продукции. В состав обобщающих показателей эффективности входит также относительная экономия (перерасход) по себестоимости продукции (Эс). Эс = С, - С0 * ВП,°/ВП0, (8.1) где Эс - относительная экономия (перерасход) по себестоимости продукции, С] — фактическая себестоимость продукции за отчетный период, С0 - базисная себестоимость продукции, BOj0 - выпуск продукции за отчетный период в сопоставимых ценах (ценах базисного периода), ВП0 - выпуск продукции за базисный период в базисных ценах. В качестве базисной себестоимости может быть использована плановая себестоимость продукции или себестоимость продукции предыдущего периода (по сравнимой продукции). За сопоставимые цены могут быть взяты как цены отчетного, так и цены базисного периодов. Как правило, в качестве сопоставимых цен используются цены базисного периода (или плановые). Получившийся результат со знаком (-) означает относительную экономию по себестоимости продукции, результат со знаком (+) означает относительный перерасход. Относительная экономия но себестоимости продукции показывает, какую экономию предприятие получило за счет факторов, связанных с внедрением ресурсосберегающих технологий и других направлений повышения эффективности производства, а также за счет экономии на постоянных расходах вследствие роста объема производства. На величину относительной экономии по себестоимости также влияют изменения в структуре продукции и изменения в ценах на использованные ресурсы. Относительный перерасход по себестоимости продукции возникает, когда затраты растут быстрее, чем объем продукции, или снижаются медленнее, чем снижается объем производства. Относительный перерасход по себестоимости связан с ростом цен на ресурсы, увеличением непроизводительных потерь, увеличением доли постоянных затрат в себестоимости продукции при снижении объема производства, снижением доли более рентабельных изделий в выпуске продукции и др. К частным показателям себестоимости продукции относятся: калькуляции единицы продукции или других объектов калькулирования (нормативные, плановые и отчетные), расходы на производство продукции по центрам ответственности и центрам формирования затрат (по участкам, цехам, производственным линиям и т. п.), расходы по отдельным экономическим элементам и статьям калькуляции. При анализе себестоимости продукции изучается динамика показателей (изменение по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года или за несколько лет), производится сравнение с плановым или нормативным уровнем, с данными других аналогичных предприятий. Рассчитывается изменение в абсолютной сумме и в процентах, темп роста (снижения) и темп прироста (снижения) в долях единицы и в процентах. Анализ должен быть нацелен на поиск резервов снижения себестоимости как фактора роста прибыли и снижения цен на продукцию для повышения конкурентоспособности предприятия.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|