Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные показатели себестоимости продукции




Себестоимость продукции - один из важнейших факторов формирования финансовых результатов работы предприятия и ус­тойчивости его финансового положения. Себестоимость продукции в значительной степени определяет уровень цен на продукцию предприятия и его конкурентоспособность. На величине себестои­мости продукции сказываются все факторы, связанные с использо­ванием материальных, трудовых ресурсов и основных производст­венных средств, качеством работы отдельных работников и систе­мы управления предприятием в целом.

При экономическом анализе изучается динамика и выполне­ние плана по обобщающим показателям себестоимости продукции, по себестоимости отдельных изделий, по элементам затрат и стать­ям себестоимости продукции, изучается величина затрат на произ­водство по отдельным цехам, участкам, бригадам и другим центрам формирования затрат и центрам ответственности.

Детализация анализа зависит от того, какие методы учета и калькулирования себестоимости применяются на предприятии. Это могут быть методы полного или частичного учета затрат, учет затрат по процессам, учет по заказам, нормативный метод учета, стандарт- кост, директ-костинг и другие методы. Кроме того, наряду с финан­совым учетом может вестись управленческий учет, результаты кото­рого могут не совпадать с данными финансового учета о величине себестоимости и прибыли, в частности, могут учитываться неявные (альтернативные) издержки. Управленческий учет создается для внутренних целей управления предприятием и позволяет более пра­вильно оценивать работу менеджеров при создании действенной сис­темы материального стимулирования управленческого персонала.

К обобщающим показателям себестоимости продукции отно­сятся следующие:

себестоимость реализованной продукции (работ, услуг); себестоимость выпущенной продукции - отличается от себе­стоимости реализованной продукции на изменение остатков нереа­лизованной продукции;

расходы по обычным видам деятельности (затраты, произве­денные организацией, затраты на производство) - кроме себестои­мости выпущенной продукции, включают в себя изменение остат­ков незавершенного производства, расходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов, а также могут включать в себя за­траты, относимые на непроизводственные счета.

К обобщающим показателям относится также себестоимость сравнимой и несравнимой продукции. Сравнимая продукция - это продукция, которая выпускалась как в предыдущем, так и в отчет­ном периодах.

Для управленческого учета и анализа могут использоваться и другие варианты. Так, на основе группировки затрат по статьям себестоимости можно определять:

технологическую (участковую) себестоимость, включающую в себя только прямые материальные и трудовые затраты на произ­водство, а также расходы по содержанию и эксплуатации обору­дования, складывающиеся на производственном участке;

цеховую себестоимость - кроме участковой себестоимости, она включает в себя затраты, формирующиеся на уровне цеха — общецеховые расходы;

производственную себестоимость - кроме цеховой себестои­мости, она включает в себя затраты, относящиеся к организации в целом - это общехозяйственные расходы, расходы на подготовку и освоение производства, потери от брака, прочие производствен­ные расходы;

полную себестоимость — кроме производственной себестои­мости, она включает в себя коммерческие расходы (расходы на продажу).

Кроме абсолютных показателей себестоимости, для анализа используются и относительные показатели затрат на один рубль продукции. Они могут рассчитываться по реализованной и по вы­пущенной продукции, причем как по полной себестоимости, так и по неполной себестоимости, а также по отдельным элементам и статьям затрат.

Затраты на один рубль продукции обычно рассчитываются в копейках на один рубль и определяются как отношение себестои­мости продукции к объему продукции без НДС, акцизов и иных обязательных платежей, умноженное на сто. Данный показатель удобен для анализа тем, что в значительной степени исключает влияние изменения объема продукции, а также инфляции. Кроме того, он является одним из важнейших показателей эффективности производства, так как в нем сопоставлены затраты ресурсов и ре­зультат производства. По своему экономическому содержанию он аналогичен показателю рентабельности продукции.

В состав обобщающих показателей эффективности входит также относительная экономия (перерасход) по себестоимости продукции (Эс).

Эс = С, - С0 * ВП,°/ВП0, (8.1)

где Эс - относительная экономия (перерасход) по себестоимости продукции,

С] — фактическая себестоимость продукции за отчетный период, С0 - базисная себестоимость продукции, BOj0 - выпуск продукции за отчетный период в сопоставимых ценах (ценах базисного периода),

ВП0 - выпуск продукции за базисный период в базисных ценах. В качестве базисной себестоимости может быть использована плановая себестоимость продукции или себестоимость продукции предыдущего периода (по сравнимой продукции). За сопоставимые цены могут быть взяты как цены отчетного, так и цены базисного периодов. Как правило, в качестве сопоставимых цен используются цены базисного периода (или плановые).

Получившийся результат со знаком (-) означает относитель­ную экономию по себестоимости продукции, результат со знаком (+) означает относительный перерасход.

Относительная экономия но себестоимости продукции пока­зывает, какую экономию предприятие получило за счет факторов, связанных с внедрением ресурсосберегающих технологий и других направлений повышения эффективности производства, а также за счет экономии на постоянных расходах вследствие роста объема производства. На величину относительной экономии по себестои­мости также влияют изменения в структуре продукции и изменения в ценах на использованные ресурсы.

Относительный перерасход по себестоимости продукции воз­никает, когда затраты растут быстрее, чем объем продукции, или снижаются медленнее, чем снижается объем производства. Относи­тельный перерасход по себестоимости связан с ростом цен на ре­сурсы, увеличением непроизводительных потерь, увеличением до­ли постоянных затрат в себестоимости продукции при снижении объема производства, снижением доли более рентабельных изделий в выпуске продукции и др.

К частным показателям себестоимости продукции относятся: калькуляции единицы продукции или других объектов калькулиро­вания (нормативные, плановые и отчетные), расходы на производ­ство продукции по центрам ответственности и центрам формирова­ния затрат (по участкам, цехам, производственным линиям и т. п.), расходы по отдельным экономическим элементам и статьям каль­куляции.

При анализе себестоимости продукции изучается динамика показателей (изменение по сравнению с соответствующим перио­дом предыдущего года или за несколько лет), производится сравне­ние с плановым или нормативным уровнем, с данными других ана­логичных предприятий. Рассчитывается изменение в абсолютной сумме и в процентах, темп роста (снижения) и темп прироста (сни­жения) в долях единицы и в процентах.

Анализ должен быть нацелен на поиск резервов снижения се­бестоимости как фактора роста прибыли и снижения цен на про­дукцию для повышения конкурентоспособности предприятия.

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных