ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Анализ прибыли от продаж продукции, работ, услуг по факторамПри анализе важно выявить, за счет чего произошли отклонения от плана по прибыли и от предыдущих периодов. Следует отделить факторы, связанные с экстенсивным развитием, от интенсивных факторов, отражающих рост эффективности производства. В условиях инфляции, постоянного роста цен на ресурсы и на выпускаемую продукцию, работы, услуги важно определить влияние изменения цен как на выручку, так и на себестоимость продукции, а следовательно, на прибыль от продаж продукции, работ, услуг. Основными факторами, влияющими на изменение прибыли от продаж, являются изменения: объема продаж продукции, работ, услуг, структуры продаж с точки зрения рентабельности продукции, уровня затрат, входящих в себестоимость продукции, условно-постоянных расходов (коммерческих и управленческих расходов), цен на использованные ресурсы, цен на реализуемую продукцию. Рассмотрим методику расчета влияния факторов на изменение прибыли от продаж при расчете неполной себестоимости и отнесении коммерческих и управленческих расходов непосредственно на финансовые результаты. Для расчета используем прием цепных подстановок. Для расчета влияния фактора изменения объема продаж продукции, работ, услуг базисную валовую прибыль следует умножить на индекс изменения физического объема продаж (объема продаж в сопоставимых ценах на продукцию, работы, услуги) и вычесть базисную валовую прибыль. Расчет ведется через средний индекс роста (снижения) объема продаж — условно допускаем, что рост продукции шел равномерно по всем изделиям (работам, услугам). В качестве сопоставимых цен обычно берутся цены базисного периода, Расчет следует вести по валовой прибыли, а не по прибыли от продаж, так как коммерческие и управленческие расходы близки к постоянным расходам и при изменении объема продаж проявляется действие операционного рычага (см. п. 9.3). Влияние фактора структуры продаж можно найти, если из базисной валовой прибыли, пересчитанной на фактические объем и структуру продаж, вычесть базисную валовую прибыль, пересчитанную только на объем продаж. Пересчет на фактический объем и структуру продаж проводится по всем видам продукции путем умножения базисной ватовой прибыли на единицу продукции (разницы между ценой и неполной себестоимостью единицы продукции) на количество проданных товаров соответствующих видов продукции в отчетном периоде, и сложения полученных результатов. Для такого расчета необходимо иметь калькуляции себестоимости конкретных видов продукции, работ, услуг. Влияние изменения структуры продаж является следствием изменения соотношения в объеме продаж продукции с разной рентабельностью. При увеличении средней рентабельности изделий прибыль увеличится, и наоборот. Влияние изменения уровня затрат в себестоимости продукции - это разница между фактической себестоимостью отчетного периода в базисных ценах на потребляемые ресурсы и базисной себестоимостью, пересчитанной на объем и структуру реализуемой продукции отчетного периода. На отклонение в уровне затрат влияют внедренные инновации по ресурсосбережению, экономия или перерасход ресурсов в результате изменения потерь от брака, излишних отходов и т. д. При снижении уровня затрат прибыль растет, и наоборот. Поэтому результат расчета следует взять с обратным знаком. Влияние изменения цен на потребляемые ресурсы рассчитывается по данным бухгалтерского и статистического учета об изменениях цен. При увеличении цен на энергоресурсы, материалы и другие используемые ресурсы растет себестоимость продукции и снижается прибыль от продаж, и наоборот. Влияние изменения цен на реализуемую продукцию — это разница между выручкой (нетто) от продаж в фактических ценах отчетного периода и выручкой (нетто) от продаж отчетного периода в базисных ценах. Рост цен на реализуемую продукцию влечет рост прибыли при прочих равных условиях, снижение цен уменьшает прибыль. Влияние изменения условно-постоянных расходов - колшерче- ских и управленческих расходов — находят путем сопоставления этих расходов за отчетный и базисный периоды. Анализ проводится по конкретным статьям этих расходов. Их снижение связано с рациональностью организации управления предприятием, снижением излишних затрат на общехозяйственные расходы, дорогостоящую рекламу, консультационные и маркетинговые услуги и т, д. В то же время управленческие и коммерческие расходы могут увеличиваться из-за общего роста инфляции, увеличения налогов, относимых на общехозяйственные расходы, роста затрат, связанных с транспортировкой продукции, и пр.. При росте коммерческих и управленческих расходов прибыль снижается, при уменьшении растет. Результат расчета следует взять с обратным знаком. В том случае, если нет данных о себестоимости по конкретным видам продукции, можно упростить анализ влияния факторов на прибыль от продаж. Так, можно рассчитать совместное влияние изменения структуры реализуемой продукции и уровня затрат в себестоимости продукции через относительную экономию (перерасход) по себестоимости продукции. Относительная экономия (перерасход) по себестоимости продукции — это разница между фактической себестоимостью и базисной себестоимостью, умноженной на индекс изменения выручки (нетто) от продаж в сопоставимых ценах (ценах базисного периода) (см. п. 8.1). Расчет влияния остальных факторов остается без изменений.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|