ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Формирование репутации называют презентацией субъекта информационного процесса. 6 страница
В результате при прочих равных наиболее вероятен сценарий, когда губернатор и мэр, избираемые не одновременно, принадлежат к разным партиям (или иным достаточно четко оформленным группам внутри региональной элиты). Это приводит к тому, что в дележке средств регионального бюджета участвуют "разнопартийные" губернатор и мэр, региональный орган представительной власти и городская дума (земское собрание). Такое "политическое" противостояние еще более усугубляет конфликт, поскольку всякий "партиец" пытается доказать некомпетентность "политического" оппонента. Слова "политический" и "партиец" здесь закавычены, поскольку в реальности речь может идти не о принадлежности к разным политическим партиям, а об ангажированности чиновников разными элитными группами, группами интересов (например, нефтяными компаниями или финансово-промышленными группами) или, как говорят в народе (что отражает установки массового сознания), разными "олигархами".
Наконец, в-пятых, все выше перечисленные конфликтогенные факторы переплетаются, образуя всегда оригинальную, но по большому счету, аналогичную комбинацию, представляющуюся обычно гордиевым узлом, вызывающим в регионе все большее углубление политического и экономического кризиса. Выработка модели разрешения такого рода кризисов - задача не нашего разговора. Нам достаточно сказать, что с 2000 года федеральная власть сочетает решение конкретных проблем отдельных регионов с формированием общего подхода и основанной на нем законодательной базы, причем делает и то, и другое весьма успешно.
Но пока многим губернаторам и мэрам приходится работать в условиях противостояния, которое усугубляется в ряде регионов еще и конвергенциейинформационного пространства. То есть, помимо содержательной общности информационного процесса (единой информационной повестки для губернатора и мэра), складывается еще и единство самих средств массовой информации. Типичной для сегодняшнего российского региона является картина, когда все или почти все региональные СМИ ориентированы на большой город, на областной центр и, максимум, еще пару-тройку городов области или края. И все эти СМИ, делящие между собой одну и ту же аудиторию, ежегодно так или иначе включаются в "бюджетную войну между городом и областью". Естественно, что каждая такая война наносит вред и государственной власти, и местному самоуправлению, и двойной вред власти вообще, каковой она предстает в массовом сознании.
В таких условиях деятельность специалиста по информационной работе в региональном органе государственной власти или в органе местного самоуправления может и должна начаться с признания печального факта: работать придется, не упуская из виду бюджетное противостояние в регионе. Здесь очень важно при планировании учитывать не только деятельность своего руководителя, но и информационные шаги его оппонента. Потому что в условиях бюджетного противостояния формируется не просто образ руководителя в массовом сознании. Формируется связная пара образов противостоящих руководителей.
При всех негативных свойствах такой ситуации есть и важное преимущество. Дело в том, что, будучи грамотно использованными, информационные минусы оппонента станут плюсами руководителя, вокруг персоны которого строится информационная работа.
Вот только один пример. Необходимость губернатору или мэру периодически участвовать в выборах справедливо считается минусом. Однако, стратегическая (рассчитанная на 4 года) линия развития образа одного из оппонентов может выглядеть достаточно привлекательно, если при ее разработке учитывать не только собственное участие в выборах, но, в первую очередь, участие оппонента в выборах (разумеется, по отношению к руководителю-мэру это можно сделать только при условии, что он не станет участвовать в губернаторских выборах).
Хронологически такая стратегия делится на 3 этапа.
Первый этап - вступление руководителя в должность после победы на выборах. Здесь его образ очевиден: народный избранник, в которого верят. Этот этап существует всегда и везде, когда и где есть период времени после победы на выборах. Однако дальше может последовать специфический этап, возможный только в условиях противостояния.
Второй этап - хозяйственник вне политики. Он совпадает с предвыборной и избирательной кампанией оппонента (при равных сроках полномочий оппоненту придется участвовать в выборах раньше, чем руководителю, только что прошедшему 1-й этап). На этом этапе резко увеличивается наша информационная активность, но вся она направлена на освещение текущей деятельности руководителя и возглавляемого им органа. Причем и руководитель, и орган всячески дистанцируются от политики вообще и от избирательной кампании в особенности. В свете сказанного выдвижение одного из замов недавно избранного губернатора кандидатом в мэры регионального центра оказывается характерной ошибкой.
Наконец, третий этап - собственные предвыборная и избирательная кампании. Здесь, развивая тактику второго этапа, можно рисовать образ опытного хозяйственника, не являющегося при этом матерым политиком.
Обобщение результатов губернаторских выборов последних лет показывает, что так или примерно так строились кампании многих глав регионов, успешно переизбранных на очередной срок.
В заключение оговоримся, что избирательные кампании не являются предметом нашего разговора. Но, к сожалению, на уровне города и региона предвыборная тематика почти что беспрерывно присутствует в информационном пространстве. И специалист по информационной работе, намеревающийся стать сотрудником региональной или городской администрации, должен отдать себе в этом отчет. Учимся ходить сквозь стену. Медлительность как свойство бюрократии
Герои телевизионного фильма "Чародеи", снятому по сценарию братьев Стругацких, учат простого человека (не владеющего элементарными навыками магии и колдовства) проходить сквозь стену.
- Цель видишь?
- Вижу, - отвечает простой смертный; при этом цель находится за стеной.
- А стену видишь?
- Нет.
- Тогда вперед.
Информационная работа в государственном аппарате очень напоминает такое же хождение сквозь стену. Единственное серьезное отличие заключается в том, что большинство сотрудников современного госаппарата воспринимает специалиста по информационной работе не как простого смертного, а в качестве самого настоящего чародея, магистра магии и волшебства, который просто обязан ежедневно и ежечасно творить чудеса, заставляя независимую прессу освещать деятельность госаппарата в свете, выгодном для его сотрудников.
Что же касается стен, то их на пути встречается масса, и едва ли не главным препятствием оказывается традиционный уклад аппаратной жизни, если хотите, неписаный монастырский устав государственного аппарата. Это тот самый камень преткновения, на котором закончилась не одна блестящая карьера. Молодые и продвинутые, дерзкие и красивые пиарщики быстро взлетают в рамках коммерческих корпораций, получают приглашение на государственную или муниципальную службу и максимум через полгода пытаются забыть этот кошмарный сон, получая большие дозы импортного успокоительного в неврологическом отделении частной клиники. Всякий опытный чиновник расскажет вам такую или очень похожую "городскую легенду". Призраки юных дарований, сломавших "улыбку пиарщика" об аппаратные пряники, бродят по коридорам и курилкам многих зданий с трехцветным флагом на крыше.
Все это сказано к тому, что информационная работа в банке или нефтяной компании и ее тезка в государственном аппарате - это две большие разницы. И дело не только в том, что о многих коммерческих корпорациях журналисты не вспомнят, если их не потормошить, а об органах государственной власти и местного самоуправления пишут и говорят без особого напоминания, причем, чем больше журналисты проявляют самодеятельности, тем негативнее высказывания.
Об этом мы уже говорили. А сейчас о другой беде. Государственный аппарат в его нынешнем виде не приспособлен к быстрому принятию решений, к оперативному реагированию на меняющуюся реальность, к работе в режиме on-line. Бюрократия медлительна. Если судить с точки зрения массового сознания, свойствами бюрократии являются неспешность и стремление отложить принятие решения. В русском литературном языке с "бюрократией" связаны отрицательно окрашенная "волокита", однокоренная ей и еще более негативная "проволoчка", и весьма показательные выражения "упрятать под сукно" и "отложить в долгий ящик".
Мы уже имели случай привести и противоположную точку зрения. Адепты бюрократии заявляют, что в социальной системе чиновничий аппарат выполняет стабилизирующую функцию. Дескать, у всякой самодвижущейся штуковины должны быть двигатель и стабилизатор. Что-то должно прижимать машину к асфальту, иначе она взлетит. У лодки, помимо паруса, должен быть киль, а то она опрокинется. И вообще, всякая инициатива, любая новация должна пройти отбор. Сильное и общественно полезное все равно пробьется, как его ни тормози. А что не пробьется сквозь бюрократический тормоз, то, выходит, и не пользовалось общественным спросом.
Здесь не место для разрешения подобных споров, да для нашего предмета, по большому счету, не так уж и важно, на чьей стороне в этом споре истина, или же она "где-то рядом". Главное, что обе стороны сходятся в одном: функция или даже миссия государственного аппарата - не в ускорении, а в замедлении скорости реакции на внешние воздействия, внешние раздражители, вводные, переменные (нужное подчеркнуть в зависимости от привычки к языку физики, биологии, теории управления или математического моделирования).
Это не беда, если речь идет о деятельности большинства департаментов, управлений и прочих структурных подразделений аппаратов. Действительно, стoит ли печалиться по поводу замедленной реакции, если курируемый Вами вопрос один раз в квартал рассматривается на коллегии министерства, два раза в год слушается в профильном подкомитете Госдумы, да раз в год выносится на заседание Правительства, то попадая, то нет в основную повестку. Правда, иногда находятся доброхоты из соседнего ведомства, пишущие мерзкие докладные записки о плохом состоянии вверенного Вам дела. Тут приходится пошевеливаться. Потому что толковая докладная может дойти наверх очень быстро, буквально за какую-нибудь пару недель. Но все равно, есть время для того, чтобы кому-то позвонить, с кем-то поговорить, в общем, чтобы само собой "сложилось мнение".
Словом, не зря матерые чиновники любят повторять мудрость индейцев: "Если долго сидеть у реки, когда-нибудь по ней проплывет труп твоего врага". После оперативки неделя к концу идет. Разница в продолжительности производственных циклов
Однако, чиновничья мудрость на тему "Тише едешь - дальше будешь" выглядит анахронизмом, как только речь заходит об информационной работе. Поскольку тут же выясняется, что подобная практика неспешного рассмотрения вопросов и принятия (а чаще - откладывания) решений радикально противоречит принципу работы современных СМИ, стремящихся опередить друг друга, сообщая новости своим читателям, зрителям, слушателям. В информационном обществе не может быть иначе. Львиная доля новостей не доживает даже до вечера, почти все вечерние новости забываются к утру, газета живет один день, и даже еженедельные аналитические телепрограммы больше не повторяются по утрам в понедельник. Информационные агентства, распространяющие новости посредством сети Интернет, ставят своей задачей сообщать о событиях не позднее, чем через несколько минут после того, как они происходят. Англоязычный термин On-Line и выражение "в режиме реального времени", некогда введенное в оборот фантастами, звучат все буквальнее. А в редакциях газет и информационных служб теленовостей (которые выходят теперь, как правило, каждые два часа), постоянно звучат слова Dead-Line. "Умирают" новости, не успевшие попасть в ближайший номер или даже выпуск. Потому что через пару часов информационная картина мира может измениться настолько, что полуденным хитам не найдется места в "четырнадцатичасовых" новостях. Знaком нашего времени стал анонс дневного выпуска теленовостей, типичный оксюморон: "Новость дня на этот час". И впрямь, не каждый день случается новость, способная остаться главной аж до самого вечера.
А это значит, что специалисту по информационной работе в государственном аппарате придется обеспечивать высокий темп производства продукта собственной деятельности в условиях, когда большинство окружающих ориентированы на иные темпы производства своего продукта. Правильно сказать, что у специалиста по информационной работе и у большинства других сотрудников госаппарата разные производственные циклы.
Цикл производства продукта в государственном аппарате, как правило, колеблется от одной недели до одного года. Примером недельного цикла может служить цикл труда сотрудников, ответственных за подготовку и обеспечение заседаний правительства, коллегий министерств по оперативным вопросам, оперативных совещаний в краевых и областных администрациях. Примеры годового цикла - бюджетный процесс или, скажем, подготовка теплоэнергосистем к осенне-зимнему периоду.
Конечно, у каждого чиновника случаются авралы, когда цикл когда на производство той или иной справки отводятся считанные часы. Но то авралы, а не циклы, то есть постоянно повторяющиеся отрезки времени, на которые делится процесс труда и за которые производится единица или серия типового продукта. В целом же можно говорить, что чаще всего цикличность труда чиновника составляет не меньше недели.
Характерный чиновничий анекдот. В понедельник в пол-одиннадцатого утра чиновники выходят из зала заседаний. Один потягивается и говорит другому: "Ну вот, оперативка кончилась, неделя к концу идет". О вреде кулуаров. Организация взаимодействия через совещания
Для специалиста по информационной работе неделя, - это, наоборот, максимальный производственный цикл. С такой цикличностью выходят телевизионные информационно-аналитические программы и ток-шоу, так называемые "журналы новостей" и, главное, газеты-еженедельники. Однако, параллельно с недельным циклом деятельность специалиста по информационной работе должна быть подчинена еще и ежедневному циклу, связанному с выпуском ежедневных газет и вечерних новостей. Этот цикл особенно важен, поскольку большинство потребителей политических и экономических новостей предпочитают узнавать их именно раз в день. Наконец, есть еще непрерывный поток новостей, или информационный конвейер. Его существование обусловлено деятельностью информационных агентств и появлением в радио- и телеэфире выпусков новостей, выходящих каждый час или чаще.
Отсюда проистекает главный трудовой конфликт всякого специалиста по информационной работе, выходящего на государственную или муниципальную службу. Это конфликт с другими сотрудниками аппарата, одновременно требующими неспешного общения с каждым из них - как на многочисленных совещаниях, заседаниях постоянных и временных комиссий, всевозможных оргкомитетах и общественных советах, - так и через несметное количество бумажек, многие из которых даже не содержат признаков документа. Однако, просто большой объем пустословия и бумажек - это еще полбеды. С ним можно бороться, наняв зама из числа прожженных бюрократов - такого, кто будет только тем и заниматься, что заседать, - и поручив отписки толковому делопроизводителю, делегировав при этом право подписи от имени структурного подразделения все тому же заму с внушительным чиновничьим стажем.
Проблема в том, что очень многие Ваши коллеги будут пытаться планировать Ваше время, заходя к Вам в кабинет, когда сочтут нужным, звоня по телефону (в том числе, по мобильному, по внутренней АТС, по "хайкому", по "тройке", "двойке" и выше). Они станут ловить Вас в коридоре или просто заводить разговор, случайно встретившись с Вами. И каждый такой разговор будет приближать и Вашу работу, и лично Вас к полному краху. Потому что Вам придется всякий раз выбирать между плохим и очень плохим.
Плохое - это выслушать внеплановый разговор по телефону или в коридоре и тут же забыть его, выбросить из головы. В этом случае, есть шанс, что разговор не имел никакого значения, и его тема больше не всплывет. Если же он был действительно важным, то Ваш собеседник будет считать, что он "решил с Вами вопрос". Следовательно, когда через какое-то время (может быть, очень продолжительное) выяснится, что вопрос не решается, что ничего не делается, Ваш коридорный или телефонный собеседник станет искренне доказывать, что он "довел до Вас еще тогда-то", и что Вы кивали и "выражали согласие". А потому он считал, что теперь этот вопрос "у Вас на контроле". На первый раз Вы получите втык, на второй - выговор, а сразу после этого можете пообещать жене, что скоро уволитесь с этой проклятой работы.
Очень плохое - это попытаться после разговора в коридоре или по телефону немедленно начать решать все озвученные вопросы. При таком подходе Вы автоматически перестанете быть самостоятельным директором департамента (начальником управления или отдела) и превратитесь в помощника того чиновника, который навязал Вам свою волю и дезорганизовал работу Вашу и Вашего подразделения. В этом случае, как говаривал Глеб Жеглов, "считай, что зря получаешь рабочую карточку". Школа выживания. Инструкция начинающему аппаратчику
Что делать?
1. При выходе на государственную и муниципальную службу добиться подписания распоряжения, четко определяющего функциональные обязанности сотрудника, занимающего ту должность, на которую Вы назначаетесь.
2. В кратчайшие сроки после выхода на работу добиться подписания распоряжения, утверждающего не просто Структуру и Штатное расписание руководимого Вами подразделения, но Положение об этом подразделении (приложениями к которому станут Структура и Штатное расписание). В тексте этого документа должны быть отдельные пункты (параграфы, главы, разделы, статьи), озаглавленные: - "Функции подразделения"; - "Права и обязанности руководителя подразделения"; - "Сфера личной ответственности руководителя подразделения"; - "Подчиненность руководителя подразделения".
3. Четко и ясно осознать, что все Ваши задачи и функции изложены в перечисленных документах.
4. Четко и ясно осознать, что, если Вы по любым причинам не решите эти задачи или будете не выполнять эти функции, то: - Вам не место на этой должности, поскольку Вы не справляетесь со своими обязанностями; - скоро Вас совершенно справедливо признают виноватым в невыполнении поставленных задач.
5. Разрядить и более не заряжать мобильный телефон, вынести в приемную все телефоны, кроме прямых телефонов руководителя, в чьем прямом подчинении Вы находитесь согласно Функциональным обязанностям и Положению о руководимом Вами структурном подразделении.
6. Четко определить и вывесить в приемной список еженедельных совещаний с Вашим участием и участием других чиновников Вашего уровня. Как правило, это несложно, поскольку со всеми, Вам равными, Вы будете встречаться еженедельно на оперативном совещании у Вашего руководителя. Предложите другим чиновникам Вашего уровня проводить совещания "на двоих" и "на троих" сразу после еженедельной оперативки у руководителя - в тех случаях, когда возникает такая необходимость. Это позволит Вам терять всего один день в неделю.
7. Приготовьтесь давать очень жесткий отпор нарушителям такого порядка, не делая исключений ни для кого.
8. Позаботьтесь о том, чтобы Ваши сотрудники, которые обязательно станут обсуждать нового начальника с другими чиновниками их уровня, говорили всем о вашей противоречивости. Мол, он очень мягкий, но только не тогда, когда его отвлекают от дел - тут уж он становится по-настоящему свирепым. Такие слухи, которые будут собираться большинством чиновников, равных Вам, помогут им понять Ваши правила игры лучше, нежели любые личные переговоры, и несколько смягчат неизбежные конфликты. Обязательно позаботьтесь о правдоподобной версии, объясняющей Вашу жесткость. Например, "он же бывший военный", "в комсомоле он был заворгом", "он жесткий, потому что был боксером", или наоборот "он шахматист, поэтому педант".
9. Поскольку конфликты все же неизбежны, приготовьтесь не расстраиваться из-за появления врагов. Помните: Вам некогда расстраиваться по этому поводу.
10. Пытайтесь видеть цель и не замечать стену, преграждающую путь к этой цели.
11. Помните, что Ваши бывшие коллеги могут Вам посочувствовать. Не ищите понимания и сочувствия у коллег нынешних. Лучше иногда встречайтесь с теми, с кем работали до перехода на государственную или муниципальную службу.
12. Помните: такие, как Вы, приходят на государственную и муниципаль6ную службу отнюдь не навсегда. Когда-то все это кончится, а пока надо терпеть и делать то, что актуально сегодня. Опись, прoтокол и отпечатки пальцев. Что такое протокол
Что такое протокол? Наивный вопрос. Кажется, всем известно, что протокол (фр. protocole) - это официальный документ, составленный с целью письменно зафиксировать какие-либо объективные обстоятельства (ход собрания, судебного заседания, следственные действия и т.п.). Многие с улыбкой вспомнят Лелика из кинокомедии Леонида Гайдая "Бриллиантовая рука". Когда Семен Семеныч Горбунков в исполнении Юрия Никулина предложил Лелику, изображавшему из себя "старшoго лейтенанта", принять драгоценности официально, по описи, этот герой в исполнении Анатолия Папанова заявил, что будет "усе как положено: опись, прoтокол и отпечатки пальцев".
Как бы то ни было, многие люди настороженно реагируют на слово "протокол" и добровольно протокол составлять не станут. Протокол воспринимается массовым сознанием, как явление, самый смысл существования которого - принуждение, ограничение свободы, получение письменных доказательств чего-либо.
Один из героев советского детективного телесериала называл "первым протоколом" школьный дневник. При всем юморе создателей сериала и образа, придется признать, что они высмеивали один из штампов массового сознания (в советские времена, конечно же, говорили о предрассудках мещанского сознания, о классовых пережитках сознания обывателя, чуждых большинству советских людей). А еще придется согласиться с отрицательным героем в том, что дневник учащегося действительно является одной из форм протокола.
Однако на самом деле государственным служащим приходится постоянно составлять протоколы. Более того, протоколирование отношений, возникающих в процессе государственного управления, является одной из основных функций государственного служащего. Законы, нормативные акты, постановления, распоряжения, приказы, инструкции, визы, резолюции, докладные и служебные записки и даже письма - исходящие и входящие - являются ничем иным, как формами протокола.
И, что самое любопытное, квалифицированный менеджер государственного и муниципального управления добровольно и вполне искренне стремится запротоколировать все свои служебные отношения. Разумеется, речь идет не просто о квалифицированном, но еще и о честном управленце, то есть о добропорядочном гражданине, не преступающем черты закона.
Из предыдущих тезисов, однако, следует, что протоколирование отношений, возникающих в процессе государственного управления вообще и управления информационным процессом в частности, сталкивается с открытым и скрытым противодействием со стороны ряда субъектов, каковыми являются:
1. Лица и организации, не намеренные выполнять принимаемые на себя обязательства;
2. Лица, не имеющие достаточной квалификации для выполнения функций, свойственных занимаемым ими должностям, а равно лица, стремящиеся скрыть собственную некомпетентность и/или некомпетентность своих руководителей или покровителей;
3. Лица и организации, нарушающие закон, а именно: - скрывающие доходы, получение которых не совместимо со статусом государственного и муниципального служащего; - скрывающие часть доходов с целью уклонения от уплаты налогов; - нарушающие закон о рекламе (заказывающие публикации и публикующие в СМИ материалы рекламного характера без уведомления читателей о таковом); - превышающие пределы полномочий или реализующие полномочия, не свойственные занимаемым им должностям (не оговоренные в учредительных документах) - к примеру, лица, которые, будучи государственными или муниципальными служащими, принимают участие в организации и проведении избирательных кампаний или отдельных мероприятий агитационного характера; - нарушающие закон иными способами.
Даже из этого не слишком подробного списка видно, что добросовестный квалифицированный менеджер государственного и муниципального управления в своих попытках протоколировать служебные отношения встретит, к сожалению, весьма ощутимое сопротивление со стороны некоторых сотрудников государственного аппарата.
Однако, на практике преодолеть такого рода сопротивление оказывается проще, чем это кажется на первый взгляд. Просто надо постоянно подчеркивать, что, протоколируя служебные отношения, сотрудники аппарата показывают свою компетентность и добросовестность. Опыт показывает, что при такой постановке вопроса даже недобросовестный или некомпетентный чиновник в большинстве случаев предпочтет скорее отказаться от нарушений закона или от былой спокойной жизни (если его "работа" сводилась к просиживанию штанов) и, что называется, начать новую жизнь, чем косвенно признает собственную некомпетентность или нечистоплотность.
По сути дела, здесь возникает та же самая ситуация, что и с организациями, ведущими так называемую двойную бухгалтерию. Хорошо известно, что руководителей и бухгалтеров таких организаций трудно "взять с поличным". Но любая серьезная проверка, а, тем более, следствие, как правило, приводят к немедленному (пусть частичному и временному) отказу от "черного бухучета".
Заметим, что стремление затуманить протокольные вопросы свойственно недобросовестным чиновникам всех времен и народов, а не только нашим соотечественникам и современникам. В первом же из серии знаменитых романов Роберта ван Гуллика, судья Ди приезжает в округ, дела в котором запущены, чиновники коррумпированы, да и вообще императорская власть вытеснена произволом организованной преступности. И главным символом развала власти, образом, проведенным через весь роман, служит архив документов.
Поначалу это пыльные полки и коробки, поросшие плесенью. К концу романа, усилиями самого Ди, его верных помощников и новых чиновников, нанятых из числа компетентных добропорядочных граждан, архив сияет внешне и упорядочивается внутренне. В то же самое время новый правитель округа решительно наводит порядок в делах вверенной ему части Империи. Апофеоз романа - сцена казни разнородных преступников и сцена мирной упорядоченной работы честных чиновников, занятых "составлением документов, регламентирующих отношения в округе", то есть протоколированием.
А вот колоритный современный пример. Многолетний лидер кубинской революции Фидель Кастро, которого можно упрекать в излишнем радикализме методов борьбы с криминалом, но не в отсутствии результатов, еще много лет назад очень образно назвал четкий документооборот "кинжалом по горлу коррупции, хищений и бюрократизма". От закона до нотации. Основные формы протокола
В современной России наиболее распространенными оказываются пять форм протокола, фиксирующего отношения, складывающиеся в процессе государственного управления:
• Закон;
• Иной нормативный акт;
• Резолюция;
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|