ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сущность и принципы составления бухгалтерской отчетностиСоставление бухгалтерской отчетности – важное мероприятие, которое нужно производить, соблюдая все установленные правила и требования, иначе на предприятие или на ответственного за отчеты будет наложено взыскание. Конечно же, требования и правила меняются ежегодно, поэтому необходимо быть в курсе всех новшеств. Каждая хозяйственная операция на предприятии, каждая продажа или покупка, получение или выдача кредита или инвестиций, словом, любое передвижение наличных или безналичных средств, а также продукции и сырья должно быть зафиксировано в бухгалтерских документах. С определенной периодичностью на основе этих документов производится подготовка бухгалтерской отчетности – пакета документов, который позволяет проконтролировать результативность действий всех подразделений и отдельных работников, общее состояние предприятия и его активов, успешность реализуемой предпринимательской политики и тому подобное. Вся задокументированная в бухгалтерских документах деятельность предприятия является предпосылками составления бухгалтерской отчетности, но отчетность служит не только для того чтобы облегчать контроль руководителям или помогать принимать управленческие решения. Годовая и квартальная отчетность подаются в контролирующие организации: налоговую службу и Государственный комитет статистики, согласно установленным срокам и правилам – контролирующие органы проверяют соответствие документации заявленной деятельности предприятия и соблюдение последним норм законодательства. Понятие бухгалтерской финансовой отчетности включает в себя совокупность документов, которые полностью отражают имущественно-хозяйственное положение предприятия, а также его экономическое положение. Предпосылками для подготовки бухгалтерской финансовой отчетности являются все первичные документы бухгалтерского учета, которые должны составляться при любой операции с денежными средствами или при безналичном расчете, или с продукцией (услугами) предприятия. Можно сказать, что составление и использование бухгалтерской отчетности является важным аспектом деятельности предприятия, которое позволяет не только его сотрудникам видеть достоверную и объективную картину положения предприятия, но и сторонним пользователям отчетности составить мнение о предприятии и узнать интересующие их сведения, например, о доходности или ликвидности предприятия. Чтобы составить годовую или промежуточную бухгалтерскую отчетность, необходимо соблюдать порядок составления бухгалтерской отчетности. То есть не только учесть все требования и рекомендации Министерства финансов и законодательных актов Российской Федерации, но и правильную технологию, а также этапы составления бухгалтерской отчетности. Технология составления бухгалтерской отчетности включает: ― изучение основных принципов формирования бухгалтерской отчетности; ― соблюдение этапов составления отчетности; ― проведение процедур, предшествующих заполнению форм бухгалтерской отчетности; ― соблюдение порядка формирования бухгалтерской отчетности; ― аудит бухгалтерской отчетности; ― анализ бухгалтерской отчетности. Этапы составления бухгалтерской отчетности следующие. 1. Сбор первичной бухгалтерской документации. Сверка данных аналитического и синтетического учета. 2. Инвентаризация статей баланса. 3. Проверка записей на счетах и исправление выявленных ошибок. 4. Закрытие счетов. 5. Выявление результата продажи продукции. 6. Выявление финансового результата по прочим не основным видам деятельности. 7. Выявление чистой прибыли. 8. Проведение реформации баланса. 9. Фиксирование всех операций, совершенных после окончания отчетного Составляя отчеты, нужно выполнять следующие правила составления бухгалтерской отчетности. ― перед составлением бухгалтерской отчетности обязательно нужно провести подготовительную работу; ― все отчеты должны быть оформлены строго по установленным формам с соблюдением основных требований к заполнению документов; ― любые исправления должны быть заверены датой и подписью исправившего; ― бухгалтерскую отчетность подписывает главный бухгалтер предприятия (или бухгалтер, ответственный за ведение учета) и руководитель предприятия; ― на тех предприятиях, где обязателен аудит, отчетность подписывают только после получения аудиторского заключения. Основные принципы составления бухгалтерской отчетности таковы: ― объективность: данные отчетности должны отражать реальное положение предприятия; ― учет по начислению: все операции фиксируются по факту свершения, при этом средства могут на предприятие еще не поступить; ― соответствие: будущие запланированные расходы должны быть переведены в издержки; расходы, которые уже окупились и от которых поступят средства, должны быть учтены как обязательства; ― консерватизм: информация должна быть тщательно обоснована, нельзя считать еще не полученные доходы; ― разумность: сведения должны отражать реальную ситуацию в полном объеме, но не быть излишне детальными. Законы, Положения и рекомендации предъявляют следующие требования к составлению бухгалтерской отчетности: ― вся хозяйственная деятельность предприятия должна быть отражена в полном объеме; ― информация должна быть своевременной и последовательной, а также непрерывной; ― не допускается создание скрытых резервов; ― информация не должна содержать противоречий; ― содержание должно быть приоритетно перед формой; ― необходимо заполнять только те документы и графы в них, которые относятся к деятельности предприятия; ― необходимо придерживаться последовательной учетной политики. изменение учетной политики возможно только в связи с ликвидацией предприятия или сменой его деятельности. Виды бухгалтерской финансовой отчетности классифицируются по нескольким признакам: по периодичности составления, по объему информации, по информационной наполненности и так далее. По объему информации бухгалтерская финансовая отчетность бывает: ― частной – сведения лишь об одном структурном подразделении или об одном предприятии из группы; ― общей – сведения о деятельности всего предприятия или группы предприятий в целом. По периодичности составления бухгалтерская финансовая отчетность бывает: ― промежуточной (внутригодовой) – еженедельной, ежеквартальной, составляемой раз в полгода и так далее; ― годовой – такая отчетность составляется ежегодно. По целевому направлению бухгалтерская финансовая отчетность может быть: ― внешней – такая отчетность публикуется в открытом доступе либо предоставляется потенциальным инвесторам, чтобы они могли решить, будет ли им выгодно сотрудничать с предприятием; ― внутренней – такая бухгалтерская финансовая отчетность содержит мельчайшие подробности деятельности предприятия и расхода средств на нем (а также поступлений средств) и может содержать сведения, относящиеся к понятию коммерческой тайны. Внутренняя отчетность не выходит за пределы предприятия. Бухгалтерская финансовая отчетность используется руководством предприятия для принятия руководящих решений о политике предприятия и распределении средств на нем. Поскольку отчетные документы содержат сведения обо всех хозяйственных операциях, совершенных на предприятии, обо всех поступивших и потраченных средствах и тому подобное, анализ бухгалтерской финансовой отчетности позволяет оценить: ― насколько рентабельно используются активы предприятия; ― какие направления производства или деятельности являются выгодными, а какие наоборот; ― за какие периоды деятельности прибыль достигла запланированного показателя, превысила его или, наоборот, не достигла; ― насколько верны принятые управленческие решения. – и еще множество самых разнообразных и подробных сведений. Формы бухгалтерской отчетности утверждены Приказом Минфина России от 2 июля 2010 г. № 66н Годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, в силу пункта 1 статьи 14 Закона № 402-ФЗ, состоит из: - бухгалтерского баланса, - отчета о финансовых результатах, - и приложений к ним. К приложениям относится отчет об изменениях капитала; отчет о движении денежных средств и иные приложениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах (пояснениях). Таким образом, пояснения входят в состав бухгалтерской (финансовой) отчетности с 1 января также не является частью бухгалтерской отчетности (ч. 1 ст. 30 Закона № 402-ФЗ, Информация Минфина России № ПЗ-10/2012). Тем не менее данный факт не отменяет ни обязательность проведения аудита для определенных организаций, ни обязанность организаций публиковать аудиторское заключение вместе с опубликованием самой бухгалтерской (финансовой) отчетности, если такое опубликование является обязательным (ч. Закона № 402-ФЗ, п. 45 ПБУ 4/99) По желанию руководства, согласно учетной политике, в состав бухгалтерской финансовой отчетности могут входить и другие документы, которые наиболее полно раскроют деятельность предприятия, состояние его производства, экономическое положение и так далее. Формы бухгалтерской финансовой отчетности утверждены Министерством финансов и должны заполняться с соблюдением требований полноты, последовательности, точности, нейтральности, целостности, осмотрительности, рациональности и непротиворечивости.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|