Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Переоценка маркетингового потенциала предприятия с учетом предложенных мероприятий




Для переоценки маркетингового потенциала предприятия ООО «Артекс» необходимо проанализировать изменения в различных аспектах ресурсов, а именно аналитический, производственный и коммуникативный потенциалы предприятия (рис. 10).

 

 
 

 

 


Рис. 10. Различные стороны (аспекты) потенциала маркетингового инструментария

В результате потенциал аналитического уровня предприятия ООО «Артекс», исходя из особой важности проведения маркетинговых исследований, может быть представлен в виде формулы:

Па = Пм + Пи + Пв,

где Пм - потенциал маркетинговых исследований;

Пи - потенциал маркетинговой информационной системы;

Пв - потенциал сегментации (выбора) целевого рынка.

Потенциал производственного уровня предприятия ООО «Артекс» может быть представлен в виде практически равнозначных слагаемых (долей), описывающих разработку товаров, ценообразование и сбыт:

Пп = Пт + Пц + Пс,

где Пт - потенциал товарной политики;

Пц - потенциал процесса ценообразования;

Пс - потенциал сбытовой политики.

Исходя из различных степеней важности персональных продаж, стимулирования сбыта, рекламы и формирования общественного мнения на промышленном рынке было решено формульную зависимость потенциала коммуникативного уровня представить в следующем виде

Пк = Пл + Пк + Пр + По,

где Пл - потенциал персональных (личных) продаж;

Пр - потенциал рекламной деятельности;

Пк - потенциал стимулирования сбыта;

По - потенциал формирования общественного мнения.

Каждый анализируемый потенциал оценивается по значимости, т.е. берется доля каждого потенциала, исходя из рациональности маркетинговой деятельности предприятия, и на основании этого находится среднее значение между потенциалами различного уровня. Максимальное использование современного маркетингового инструментария составляет 100%.

Результаты оценки уровней использования потенциалов по отдельным разделам маркетинговой деятельности и интегральных потенциалов по различным уровням комплекса маркетинга на предприятии ООО «Артекс» отражены в таблице 19.

Таблица 19

 

Оценки использования потенциала маркетингового инструментария

для предприятия ООО «Артекс»

 

Потенциал маркетинговой деятельности предприятия Потенциал маркетингового инструментария предприятия
Обозначение Оценка,% Обозначение Оценка,%
Пм   Аналитический потенциал  
Пи  
Пв  
Пт   Производственный потенциал  
Пц  
Пс  
Пл   Коммуникативный потенциал  
Пр  
Пк  
По  

Приведенные в таблице результаты свидетельствуют о крайне низком использовании потенциалов по различным направлениям маркетинговой деятельности предприятия. Так, практически невостребованными являются потенциалы маркетинговых информационных систем (10%) и инструментов стимулирования сбыта продукции предприятия ООО «Артекс» (9%).

Применительно к предприятию ООО «Артекс» резервы современного маркетингового инструментария могут быть выявлены при консультировании и поиске наиболее оптимального использования современных экономических подходов в планировании и организации маркетинговой деятельности.

Особенно наглядно низкий уровень использования потенциала маркетингового инструментария предприятия ООО «Артекс» может быть проиллюстрирован в сравнении с полным потенциалом маркетингового инструментария маркетингового потенциала (100%) и самого предприятия ООО «Артекс».

 


Рис 11. Доля потенциала маркетингового инструментария предприятия ООО «Артекс» в общей доле потенциала предприятия

 

Таким образом, введение потенциала маркетинга как экономической категории позволяет численным образом оценить полноту использования маркетинговых ресурсов предприятия ООО «Артекс» и будет способствовать более обоснованному принятию управленческих решений в области маркетинга.

Теперь подсчитаем совокупный эффект от предложенных рекомендаций по ценовой, сбытовой и рекламной стратегии после проведенных мероприятий. Результаты представим в табличной форме.

 

 

Таблица 20

Расчет экономической эффективности проведенных мероприятий

Мероприятия   Полученная прибыль, млн. руб.   Эффект, млн. руб.
До   После  
       
Внедрение ценовой стратегии      
Внедрение сбытовой стратегии      
Внедрение рекламной стратегии      
Выручка      
Затраты      
Прибыль      
Соотношение выручки к затратам 1,8 1,9 + 5,5 %

 

Таким образом, в результате проведенных мероприятий ООО «Артекс» получит в прогнозном 2015 г. по сравнению с 2014 г. дополнительную прибыль в размере 70 млн. руб.

Таким образом, внедрение разработанных мероприятий является целесообразным.

На сегодняшний день на рынке ООО «Артекс» действует множество фирм, предлагающих данный товар. Однако, исходя из того, что ООО «Артекс» работает непосредственно с предприятиями-производителями и предлагает покупателям качественную продукцию.

Предприятие планомерно реализует политику, направленную на укрепление своих позиций на рынке, тесно сотрудничает с поставщиками и посредниками, активно привлекает новых и проводит удержание существующих потребителей своей продукции. Все это свидетельствует о высокой степени эффективности маркетинговой деятельности ООО «Артекс».

Охарактеризуем экономический эффект от реализации предложенного мероприятия (повышение квалификации персонала, реклама, личные продажи, интернет) с помощью технико-экономических показателей.

Воспользуемся нормативным методом, по которому установим рост размера выручки после реализации мероприятия на 5%.

Согласно методике, расчет изменения себестоимости после внедрения мероприятия производится по следующей формуле:

Планируемая себестоимость = Постоянные затраты до проведения мероприятия + Изменения постоянных затрат в результате проведения мероприятий + Планируемые переменные

Изменение постоянных затрат в результате проведения мероприятий рассчитывается в соответствии с данными о единовременных затратах по проекту в соответствии с их экономическим содержанием.

Планируемые переменные затраты = Переменные затраты до проведения мероприятия *индекс роста выручки от реализации.

Расчет:

Постоянные затраты до проведения мероприятия – 4411,385 тыс. руб.

Переменные затраты до проведения мероприятия – 12425,31 тыс. руб.

Выручка от реализации до проведения мероприятия – 19527,0 тыс.руб.

Планируемая выручка от реализации 2% по мероприятию + 19527,0 тыс.руб. вне мероприятия = 19917,54 тыс.руб.

Единовременные затраты на проведение мероприятия (приобретение основных фондов) 0 тыс.руб.

Расчет себестоимости после внедрения мероприятия:

- постоянные затраты возрастают на сумму амортизации вновь приобретенных основных средств и составят (при годовой норме амортизации 12%) = 4411,385 тыс.руб.+0 тыс.руб.= 4411,385 тыс.руб.

- планируемый индекс выручки от реализации = 19917,54 тыс.руб./ 19527,0 тыс.руб.= 1,020;

- планируемые переменные затраты = 12425,31 тыс.руб. * 1,020 = 12673,816 тыс. руб.

Таким образом, планируемая себестоимость после внедрения мероприятия составит: 12673,816тыс.руб.+4411,385тыс.руб.=17085,201т. руб.

Теперь, когда известны все статьи затрат и доходов по мероприятию, можно составить таблицу технико-экономических показателей его эффективности, таблица 21.

Однако необходимо заметить, что при указанных изменениях так же изменятся рентабельность производства и рентабельность продаж, которые вырастут соответственно на 0,60% и 0,44%, что говорит в пользу эффективности проекта.

 

 

Таблица 21

Технико-экономические показатели эффективности мероприятий Снижение себестоимости

№ п/п Наименование показателя Ед. изм. 2013 г. 2014 г. Отклонения
+/- %
  Выручка (без НДС) тыс. руб. 19 527,00 19 917,54 390,54 2,00
  Себестоимость тыс. руб. 16 836,69 17 085,20 248,51 1,48
  Стоимость основных производственных фондов тыс. руб. 75,00   0,00 0,00
  Численность работающих чел.     0,00 0,00
  Фонд оплаты труда тыс. руб. в год 3 240,10 3 240,10 0,00 0,00
  Прибыль от реализации тыс. руб. 2 690,31 2 832,34 142,03 5,28
  Рентабельность производства % 15,98 16,58 0,60 х
  Рентабельность продаж % 13,78 14,22 0,44 х
  Производительность труда тыс. руб. в год на 1 чел. 1 952,70 1 991,75 39,05 2,00
  Фондоотдача руб./руб. 260,36 265,57 5,21 2,00
  Средняя заработная плата тыс. руб. в год на 1 чел. 324,01 324,01 0,00 0,00

 

Теперь необходимо проанализировать общий экономический эффект от внедрения всех мероприятий вместе, для этого построим таблицу технико-экономических показателей проекта, табл. 22.

 

 

Таблица 22

Технико-экономические показатели эффективности проекта мероприятий

№ п/п Наименование показателя Ед. изм.   Меро приятие №1 Меро приятие №2 Меро приятие №3 Меро приятие №4   Отклонения
+/- %
  Выручка (без НДС) тыс. руб. 19 527,00 30 151,50 2 071,00 976,35 390,54 53 116,39 33 589,39 172,02
  Себестоимость тыс. руб. 16 836,69 19 191,44 1 317,81 -26,75 248,51 37 567,70 20 731,01 123,13
  Стоимость основных производственных фондов тыс. руб. 75,00 101,60 486,30 0,00 0,00 662,90 587,90 783,87
  Численность работающих чел.       0,00 0,00 18,00 8,00 80,00
  Фонд оплаты труда тыс. руб. в год 3 240,10 900,00 900,00 -648,02 0,00 4 392,08 1 151,98 35,55
  Прибыль от реализации тыс. руб. 2 690,31 10 960,06 753,19 1 003,10 142,03 15 548,69 12 858,38 477,95
  Рентабельность производства % 15,98 57,11 57,15 х 57,15 41,39 25,41 х
  Рентабельность продаж % 13,78 36,35 36,37 102,74 36,37 29,27 15,50 х
  Производительность труда тыс. руб. в год на 1 чел. 1 952,70 5 025,25 1 035,50 х х 2 950,91 998,21 51,12
  Фондоотдача руб./руб. 260,36 296,77 4,26 х х 80,13 -180,23 -69,22
  Средняя заработная плата тыс. руб. в год на 1 чел. 324,01 150,00 450,00 х х 244,00 -80,01 -24,69

 

Оценим таблицу 22. Что касается мероприятий, то здесь, безусловно, наиболее масштабным будет мероприятие №1.

По общим итогам выручка должна будет увеличиться на 172,02%, а себестоимость на 123,132%, такой явный рост приведет так же и к увеличению прибыли, которое составит 477,95%.

Численность сотрудников увеличится на 80%, а фонд оплаты труда на 35,55%, что говорит об его экономном использовании, в результате чего производительность труда увеличится на 51,12%, а средняя заработная плата снизится на 31,1%.

Рентабельность будет равна 41,39% (то есть увеличиться на 25,41%), что говорит об эффективности работы гостиницы.

Рентабельность продаж станет 29,27% (то есть увеличиться на 15,50%), что говорит об эффективности деятельности ООО «Артекс».

Таким образом, качество управления предприятием напрямую зависит от исследований, проведенных маркетологами и аналитиками. Унифицированный комплекс маркетинговых исследований, или комплексный аудит (ревизия) маркетинга позволяет проанализировать текущее состояние основных точек положения предприятия на рынке, а также разработать наиболее эффективные решения в области маркетинга.

Необходимость проведения ревизии маркетинга на предприятии ООО «Артекс» активно обсуждается маркетологами предприятия, а именно провести аудит товарного портфеля или каналов сбыта — наиболее уязвимых зон предприятия.

В условиях растущей конкуренции со стороны иностранных производителей крайне необходимо обеспечить более устойчивое положение компании ООО «Артекс» на рынке, поэтому считаю необходимым разработать модель проведения комплексного аудита операционного маркетинга предприятия, которая позволит принимать стратегические и операционные решения на основе информационной системы, полученной в ходе проведения комплексной ревизии. Именно комплексный подход к разработке бизнес-стратегий и тактик компании, позволяет обеспечить синергетический эффект и максимальную эффективность деятельности предприятия.

Для повышения уровня развития маркетингового потенциала предприятие должно заниматься разработкой конкретных методик оценки каждой из его составляющих, детальным анализом и выявлением слабых сторон маркетингового потенциала предприятия. Устранение негативных моментов в маркетинговой деятельности хозяйственного субъекта обеспечит рыночную адекватность продаваемой продукции, что отразится на прибыли предприятия и увеличивает интегральную величину потенциала оцениваемого объекта.

 

 

Заключение

По данным работы можно дать следующие выводы:

Современная теория маркетинга оперирует разнообразными экономическими приемами, моделями, алгоритмами и методами при планировании и организации маркетинговой деятельности предприятий. Вместе с тем в практике отечественных фирм применяется лишь малая доля передового экономического инструментария, что может быть объяснено как невостребованностью ряда инструментов в современных российских условиях, так и низкой маркетинговой квалификацией руководителей многих предприятий.

Снизить некоторый дисбаланс между теоретическими наработками маркетинга и их практическим применением возможно с помощью новой экономической категории — потенциала маркетинга.

Потенциал маркетинга — это совокупность средств и возможностей предприятия в реализации маркетинговой деятельности.

Необходимость введения потенциала маркетинга и его составляющих обусловлена насущным требованием разработки аппарата оценки применимости современных экономических подходов в практике деятельности предприятий. Оперативная численная оценка подобного потенциала позволит выявить скрытые резервы в развитии предприятий, а следовательно, увеличить отдачу от более обоснованного применения передового экономического инструментария.

В целях совершенствования маркетинговой деятельности предприятий, их рыночной ориентированности, получения возможностей привлечения дополнительных инвестиций необходимо оценивать маркетинговый потенциал, а также целенаправленно и своевременно управлять им.

Степень эффективности маркетингового потенциала можно оценить с помощью ревизии и аудита маркетинга, оценки его эффективности на основе изучения проблем управления маркетингом предприятия соответствующими службами и т.д. Кроме того, существует множество методов изучения факторов организационного порядка, позволяющих косвенно оценить отдельные стороны эффективности маркетингового потенциала организации.

Этапы проведения системного анализа маркетингового потенциала предприятия предлагается “привязывать” к структуре системы стратегического маркетинга:

- Анализ качества научного сопровождения системы стратегического менеджмента с точки зрения количества и глубины применяемых научных подходов и методов управления.

- Анализ компонентов выхода системы, т. е. качества стратегии организации, уточнение целей исходя из ее внутренних слабых и сильных сторон, внешних угроз и возможностей (SWOT-анализ).

- Анализ конкурентоспособности, эффективности и устойчивости функционирования основных конкурентов на выходе организации, внешних угроз и возможностей, внутренних сильных и слабых сторон конкурентов.

- Анализ механизма действия закона конкуренции в отрасли, антимонопольного (антитрестовского) законодательства, формы (структуры) и силы конкуренции в отрасли.

- Анализ факторов макросреды страны и инфраструктуры данного региона (города), оказывающих позитивное и негативное влияние на организацию.

- Анализ механизма действия закона конкуренции на входе системы, антимонопольного законодательства и силы конкуренции среди поставщиков организации.

- Анализ внешних угроз и возможностей, внутренних сильных и слабых сторон организации по сравнению с конкурентами в обеспечивающей подсистеме, т. е. в правовом, методическом, ресурсном, информационном обеспечении организации.

- Анализ сильных и слабых сторон, угроз и возможностей организации в ее организационно-техническом и социальном развитии (“процесс” в системе).

- Анализ качества управляемой подсистемы системы стратегического менеджмента в части формирования системы показателей качества и ресурсоемкости товаров, качества их сервиса, инфраструктуры рынка, организации анализа эффективности этих направлений деятельности и формирования мероприятий по их улучшению.

- Анализ качества управляющей подсистемы системы стратегического менеджмента в части управления персоналом по разработке и реализации стратегических и тактических управленческих решений.

- Анализ структуры, содержания и качества связей в системе стратегического маркетинга, инновационного и производственного менеджмента, тактического маркетинга, установление их слабых и сильных сторон.

- Анализ конкурентоспособности выпускаемых товаров, новшеств и выполняемых услуг, персонала и технологий, организации в целом.

- Анализ эффективности использования ресурсов.

- Анализ устойчивости функционирования организации.

- Установление стратегических и тактических факторов повышения конкурентоспособности товаров, эффективности и устойчивости функционирования организации для разработки на их основе ее стратегии. На этом этапе синтезируется вся предыдущая работа.

Фирма ООО «Артекс» была создана в 1993 году, с целью осуществления сбыта произведенной фабрикой «Красный Профинтерн» текстильной трикотажной продукции. С момента создания, фирма занялась выполнением своих прямых обязанностей и постепенно стала налаживать тесные деловые контакты со многими крупными российскими текстильными компаниями-производителями сырья. Осуществлялся поиск постоянных деловых партнеров во многих регионах Ивановской области и за её пределами. Производимая фабрикой продукция, получила свое распространение и известность в определенных кругах, благодаря фирме ООО «Артекс».

Рост культурного уровня и доходов людей обусловливает повышение требований к ассортименту и качеству одежды. В гардеробе должно быть достаточное количество изделий разнообразного функционального назначения (повседневных, торжественных, для отдыха, занятий спортом и др.), обладающих высокими показателями эстетических, эргономических свойств и имеющих достаточный срок службы. Для более полного удовлетворения потребностей населения различных групп необходим правильный учет потребительских требований к одежде на стадиях ее проектирования, производства и реализации.

В Иваново проживает около 450 тыс. чел., из них около 100 тыс. женщин до 35 лет (молодежь). Следовательно, потенциальная емкость спроса на трикотажную одежду ООО «Артекс» составляет около 100 тыс. чел, но в связи с тем, что предприятий, конкурирующих с ООО «Артекс» много, следовательно, реальный спрос намного меньше, около 2-3 тыс. человек.

Согласно нашему исследованию, мы можем сделать вывод, что темп роста продажи и запасов указывают на сбалансированность рынка трикотажных изделий.

ООО «Артекс» находится в центральной части города. Из этого следует, что основными потребителями продукции являются жители именно этого района. Ассортимент одежды и обуви рассчитан на подростков (12-17 лет) и мужчин (18-35 лет) со средним достатком (10 000-15 000 руб./мес.).

Основная масса потребителей - жители мужского пола нового района города Иваново в возрасте от 12 до 35 лет со средним уровнем дохода, желающие приобрести одежду и обувь хорошего качества по приемлемым ценам (примерно 15% населения города - 12 000 чел.).

В целях стимулирования сбыта нужно ввести постоянно действующие и временно действующие скидки 5% и 10%, а для оптовых покупателей от 5% до 20%.

Другим способом стимулировать продажи и, вместе с тем, оптимизировать финансовые потоки фирмы, является упрощение процедуры стимулирования менеджеров занимающихся закупками товара. Большая гибкость в использовании поощрения этих менеджеров может помочь «воспитанию» у них привычки заблаговременного оповещения и дисциплинировать график приездов за товаром, что делает последний у продавца менее дорогим и ускоряет сбыт.

 

Список литературы

 

1. Аниськова, О. Разработка стратегии деятельности предприятия торговли. // Маркетинг -2011-№3.

2. Багиев, Г.Л. Основы организации маркетинговой деятельности на предприятии. Москва. 2009.

3. Баклин, Луис. Стратегия розничной торговли и классификация потребительских товаров. Классика маркетинга / Сост.: Б.М. Энис, К.Т. Кокс, М.П. Москва. СПб.: Питер, 2011.

4. Батра Раджив, Майерс Джон Дж., Аакер Дэвид А. Рекламный менеджмент /Пер. с англ. 5-е изд. М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильямс», 2010.

5. Бейкер, Майкл Дж. Маркетинг — философия или функция. Маркетинг. /Под ред. М. Бейкер. СПб.: Питер, 2012.

6. Буймова, Д. Библия мерчандайзинга. Полезная теория в искусстве продаж//Маркетолог. 2010. № 6.

7. Ван Ватершут У. Маркетинг- микс. Маркетинг./Под ред. М. Бейкера.— СПб.: Питер, 2012.

8. Вебстер, Ф. Изменение роли маркетинга в корпорации. Классика маркетинга./Сост.: Б.М. Энис, К.Т. Кокс, М.П. Москва.— СПб.: Питер. 2011.

9. Волков, Ю. Мегchandising on-linе: новый подход к древнему ремеслу//Витрина.— 2009. № 9.

10. Гаджинский, А. М. Основы логистики. М.: ИВЦ «Маркетинг». 2011.

11. Гальперн, С.Н. Анатомия и физиология человека. М.: Высшая школа, 2012.

12. Гермогенова, Л.Ю. Как сделать рекламу магазина.— М.: РусПартнер Лтд, 2009.

13. Гличев, А.В. Основы управления качеством продукции. – М.: Издательство стандартов, 2009.

14. Говард, Д., Шет, Дж. Теория поведения покупателя. Классика маркетинга. /Сост.: Б.М. Энис, К.Т. Кокс, М.П. Москва.- СПб.: Питер, 2011.

15. Голубков, Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры. Москва: Дело, 2010.

16. Гордон, Я. Маркетинг партнерских отношений./Пер. с англ.; под ред. О.А. Третьяк. СПб.: Питер, 2011.

17. Градов, А.П. Организационная структура и функции службы маркетинга предприятия. /Учебное пособие; СПб., 2009.

18. Джоббер, Д. Принципы и практика маркетинга: учебное пособие./ Пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс». 2010.

19. Дихтль, Е., Хершген, Х. Практический маркетинг: Учебное пособие/ Пер. с нем. А.М. Макарова. /Под ред. И.С. Минько. М.: Высшая школа. 2012.

20. Дорошев, В. И. Введение в теорию маркетинга. Москва 2005.

21. Друкер, П. Котлер, Ф./Под общ. ред. Е.М. Пеньковой. Основы маркетинга. Москва: Прогресс. 2012.

22. Залманова, М. Е. Логистика. Саратов, СГТУ, 2010.

23. Ильенкова, С.Д. и др. Управление качеством: Учебник для вузов. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.

24. Канаян, Кира и Рубен. Мерчандайзинг. М.: РИП- холдинг, 2011.

25. Качалов, И.В. Влияние упаковки и торговой марки товара на выбор потребителя.//Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2012. № 6.

26. Котлер, Ф. Маркетинг в третьем тысячелетии: Как создать, завоевать и удержать рынок./Под ред. Б.А. Соловьева. М.: ООО «Издательство АСТ», 2011.

27. Котлер, Ф. Маркетинг и менеджмент. СПб.: Питер Ком, 2013.

28. Котлер, Ф. Основы маркетинга. Москва: Прогресс, 2009.

29. Ламбен, Жан-Жак. Стратегический маркетинг. Европейская инициатива. СПб.: Наука, 2009.

30. Леви, М., Вейтц Б.А. Основы розничной торговли/Пер. с англ.; Под ред. Ю.Н. Каптуревского. СПб.: Издательство «Питер», 2010.

31. Лоусон, Р. Поведение потребителей. Маркетинг./Под ред. М. Бейкера. 2012.

32. Маркетинг/Под ред. М. Бейкера. СПб.: Питер, 2012.

33. Маркин, Р. Управление розничной торговлей. М.: Экономика, 2009.

34. Мерчандайзинг: Управление розничными продажами. М.: Издательство Жигулевского (ООО «Бизнес ту Бизнес Продакшн Групп «Би Би-Пи-джи»), 2012.

35. Мишин, В.М. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

36. Николаева, М.А. Маркетинг товаров и услуг.— М.: Деловая литература. 2011.

37. Новиков, О.А., Уваров, С.А. Коммерческая логистика СПБУЭФ. 2002.

38. Окрепилов В.В. Управление качеством: Учебник для вузов. М.: Экономика, 2009.

39. Панкратов, Ю. В. Коммерческая деятельность. М.: Экономика. 2011.

40. Парамонова, Т.Н. Маркетинг в розничном торговом предприятии. М.: МГУК, 2012.

41. Промышленная логистика / Под ред. профессора Б.А. Аникина. СПб., «Политехника». 2011.

42. Психология ощущений и восприятия, изд. 2-е, испр. и доп./Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.В. Любимова, М.Б. Михалевской. М.: ЧеРо, 2009.

43. Родников, А.Н. Логистика: Терминологический словарь. М.: Экономика, 2009.

44. Романов, А. Н. И др., Маркетинг. / Учебник для вузов. Москва: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009.

45. Российская торговая энциклопедия. Том 1. М.: РООИ.П за социальную защиту и справедливое налогообложение, 2011.

46. Росситер, Р., Перси Л. Реклама и продвижение товаров/Пер. с англ./ Под ред. Л.А. Волковой. СПб.: Издательство «Питер», 2009.

47. Рынок и логистика. М.: Экономика, 2009.

48. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация: Учебник. 2-е изд. /Под общ. ред. проф. Брагина Л. А. М.: «ИНФРА-М», 2009.

49. Торговое дело. Учебник. / Под ред. Брагина Л. А.,М.: ИНФРА-М, 2012.

50. Транспортная логистика. М.: Бранусс, 2010.

51. Управление качеством продукции. Справочник. – М.: Издательство стандартов, 2009.

52. Уэллс, У., Бернетл, Дж., Мориарти, С. Реклама: принципы и практика. СПб.: Питер. 2008.

53. Фалькевич, Ю. Музыка помогает продавать и регулировать поток клиентов.//Ведомости. 1 октября 2011.

54. Щур, Д. П. Основы торговли. Оптовая торговля. Настольная книга. М.: «Прогресс». 2011.

55. Энджел, Дж. Ф., Блекуэлл, Р.Д., Миниард, П. У. Поведение потребителей. СПб.: Питер Ком. 2012.

56. Юрчук, В.В. Современный словарь по психологии. Мн.: Элайда. 2009.

 

Приложение 1

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных