Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Чудинов В.А. – Русские руны 15 страница




Однако здесь возникает вопрос о том, каким образом приписывались сами числовые значения. Понятно, что первая буква алфавита будет иметь числовое значение =1, вторая =2 и т.д., так что вопрос стоит не о том, какое значение будет иметь та или иная буква (это зависит от последовательности букв), а, напротив, в какой последовательности выстраивать буквы, чтобы они получили соответствующие числовые значения. Конечно, для христианства моделью был греческий алфавит, который уже сложился; а моделью для греческого алфавита был алфавит еврейский. Но некий алфавит-прототип должен был выстаиваться в соответствии с какими-то принципами.

Раннехристианская сакральность. Как это ни странно, но за полтысячелетия до святого Кирилла требование приводить в определенный порядок цифирь не выдвигалось. Более того, такое требование не предъявлялось и к латинскому алфавиту, где цифровые значения имеют не все буквы, как в еврейском или греческом алфавите, не большинство букв, как в кириллице, а очень незначительное число букв (I = 1, V = 5, X = 10, L = 50, С = 100, D = 500 иМ = 1000). Из этого можно заключить, что в период, когда задавала тон во всей культуре, в том числе и в христианской, Римская империя, то требование приводить в соответствие цифирь было снято именно потому, что это требование не выполнялось для латинского алфавита. Когда же произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную, причем Западная была разгромлена готами и вандалами, то в уцелевшей Восточной Римской империи, или Византии, это требование было восстановлено. Причиной этого послужило то, что государственным языком Византии оказался греческий, где цифирь использовалась в полной мере. Что же касается появления цифири в греческом алфавите, то она выходит за рамки христианства, ибо устанавливалась где-то в первом тысячелетии до новой эры. То есть христианская алфавитная сакральность просто воспроизвела языческую алфавитную сакральность.

Греческая языческая сакральность. Древние греки, как сейчас становится ясным, то есть эллины, придя на Балканы, заимствовали у местного славянского населения линейное письмо А. Однако оно было слишком сложным для эллинов, и в их использовании слоговое письмо А превратилось в более простое линейное письмо Б. После его дешифровки Майклом Вентрисом в середине XX века стало ясно, что оно не очень удобно для его использования в греческом языке. И где-то в период с X по VIII век до н.э. слоговое письмо заменяется буквенным, а у букв впервые появляется определенная последовательность в алфавите. Предполагается, что сами эллины заимствовали алфавит у финикийцев, одного из западносемитских племен. Определенное основание для такого суждения есть, поскольку эллинские названия букв представляют собой искаженные названия финикийских, например, имя АЛЕФ (бык) трансформировалось в АЛЬФУ, БЕТ х(дом) - в БЕТУ, ГИМЕЛЬ (верблюд) - в ГАММУ и т.д. с другой стороны, как пишет Иоганне Фридрих, исследователь истории письма, «Эдуарду Дорму, по всей видимости, удалось пробить решающую брешь и установить в перечисленных текстах древнюю форму семитского финикийского языка. Установленное к настоящему времени количество знаков, равное 115, говорит о слоговом, а не алфавит ном характере письменности» (Фридрих 1966, с. 80). Таким образом, вопрос о создании алфавита с определенной последовательностью букв оказывается пока неисследованным.

Вместе с тем, в большинстве европейских алфавитов на первом месте стоит гласный звук, чья цифирь = 1, а на десятом месте - тоже гласный звук И, чья цифирь = 10, то есть, согласно нумерологии, тоже = 1. Заметим, что согласно рунам Макоши, противопоставление А и И - это противопоставление гласных непереднего ряда гласным переднего ряда. Заметим также, что гласные звуки О и Е - это как бы варианты гласных А и И; в самом деле, в рунах Макоши А изображается как \ или /, тогда как О есть их комбинация, то есть V (двойной звук А); звук Е представляет собой такую же вертикальную палочку, как и I, но половинного размера (как бы «половина И»). Тем самым, наличие гласного звука в начале слова дает единицу - высший уровень «счастья» в нумерологии. Однако структура «гласный + согласный» называется закрытым слогом и характерна для ряда азиатских этносов, например, для тюрок. Для славян более характерна другая структура, «согласный + гласный», то есть открытый слог. Из этого факта можно сделать вывод, что для славян алфавит, начинающийся с гласного звука, не соответствуют структуре славянского слова. Иными словами, скорее всего, последовательность букв в алфавите была придумана не на славянской почве. Другое дело, что позже славяне заимствовали определенную последовательность букв тогда, когда она появилась у других народов, например, у эллинов, поскольку определенная последовательность все-таки лучше произвольной.

Зато для славян было бы весьма интересным начать алфавит с буквы Б, поскольку именно с нее начинается слово БОГ. Но тогда и буква О, и буква Г должны были бы иметь четную цифирь, чтобы в сумме они давали бы нечетное число. Но и любые другие гласные звуки по тому же принципу должны были бы иметь четную цифирь. Да и в рунах Макоши полноценны только слоговые знаки, тогда как гласные в целом обозначаются только черточкой. В таком случае все слоговые знаки должны были бы иметь нечетную цифирь, и только гласные звуки - четную.

Итак, полагаю, что в X веке до н.э. и чуть позже как эллинскую языческую культуру, так и культуру других современных ей стран, волнуют проблемы сакральное™ возникающего алфавитного письма, и для решения этой проблемы вводится нумерология и как ее следствие, определенное место буквы в алфавите.

Германская руническая сакральность. Германские (вендские) руны имеют иное расположение букв и называются «Футарк» - такова последовательность первых рун. Точнее, самый старший футарк содержит 24 руны и делится на 3 атта, каждый из которых содержит по 8 рун. С точки зрения нумерологии такое количество крайне нежелательно, ибо число 8 с точки зрения Пифагора есть «число смерти». И действительно, оно не просто четное, оно трижды четное (то есть 8 = 23). Было бы намного приятнее, если бы атт содержал 9 рун; тогда их общее число не только было бы нечетным, но и составляло бы предельное число рун в нумерологической девятке.

Само слово «атт» переводится со старонорвежского как «род», что сразу намекает на заимствование германских рун от рун Рода (хотя, возможно, и опосредованное). Каждый из аттов посвящен какому-то скандинавскому богу (первый - брату и сестре Фрейру и Фрейе, второй - стражу богов Хеймдалю, третий - богу войны Тюру). Получается, что реально на три атта имеется 4 божества, что нелогично. Гораздо логичнее было бы предположить, что германский футарк является некоторой калькой с русского, с рун Рода, и показывает, что аттов было 4, или, точнее, 32/9, поскольку в трех аттах могло разместиться 27 рун, а в полном репертуаре рун Рода их насчитывалось 29. Следовательно, и славянских богов, которым посвящалась азбука, должно было быть 4, а не три. При этом три бога из четырех могут быть определены однозначно, это Макошь, Род и Мара, однако кто был четвертым богом (Велес, Сварог или Перун), а также какому богу посвящен какой атт - это еще требует исследования. Разумеется, германцы вместо славянских богов поставили своих.

Более подробно: первый атт содержит руны: F (Fehu- скот), U (Uruz -тур), ТН (Thurisaz - трус), A (Ansaz - ас, Один), R (Raidho - дорога, путь), К (Kenaz - факел), G (Gebo - дар) и W (Wunjo - радость, слава). Если прислушаться к произнесению первого атта в беглом чтении - футсаркгв, это напоминает какой-то путаркгов или, возможно даже, рунарков. Но, поскольку речь в данном алфавите должна идти о рунах Рода, и слово «руны» или «руна», возможно, стоит вначале текста, а текст кончается на окончание -в, то, естественно, возникает предположение о том, что речь идет о Родовых рунах. То есть, возможно, первый атт состоял из слов РУНА РОДЪВЫ.

Заметим, что в таком случае в первом атте не 9, а 10 рун, однако, поскольку руна Р употреблена дважды, неповторяющихся рун здесь именно 9. При этом, скорее всего, данный атт был посвящен славянскому богу Роду. Тогда по логике вещей второй атт мог быть посвящен Макоши, третий - Маре.

Второй атт содержит руны: H (Hagalaz - град), N (Naudh - нужда), I (Isa - лед), J (Jera год, урожай), Е (Eiwaz - тис), Р (Perth - мешочек для игральных костей), A (Algiz - защита) и S (Sowulo - Солнце). На слух это звучит как «хниепас». Что-то вроде В ХРАМИНЕ ПУСТЬ. Заметим, однако, что руна «В» в предлоге, руны «Р, А, Н» в слове «храмине» и У в слове «пусть» уже встречались, так что их учитывать не следует. Остается как раз 8 новых рун, то есть на весь второй атт. И понятие храма или храмины как раз связаны с Макошью. Что же касается неточного соответствия нужному числу 9, то это относится к тому, что я предлагаю пробную модель, которая сразу не может быть подогнана по всем параметрам.

Наконец, третий атт содержит руны Т (Те1луаг - Тюр), В (Вегсапа - береза), Е (Е1\ъ/ах - лошадь), М (Маппаг- человек), Ъ (Laguz - вода), I (1г^иг - Инг), В (Dagaz - день) и О (ОёЬа1 - собственность, наследие). На слух это звучит как «тбемлидо». Возможно, нечто вроде ЗЕМЛЮ ЖАЛЯТ... (здесь пять новых рун, 3, Л, Ю, Ж и Я). Остается еще невоспро-изведенных 4 руны - Б, Г,Ч, Ц, Ш и Щ. Скажем, Б, Г, Ч и Щ можно задействовать в словах БОГА и ЧАЩЕ. Тогда третий атт будет выглядеть, как ЗЕМЛЮ БОГА ЖАЛЯТ ЧАЩЕ. А над подземным миром командует богиня Мара.

Дополнительный четвертый атт должен содержать руны Ц и Ш, что можно сделать междометиями, например, ША и ЦЫЦ или, например, ШАР-ЦАМИ; во всяком случае, этот атт большой роли не играет. То, что только что было написано, представляет собой не что иное, как так называемый акростих, то есть соединение всех букв алфавита в некое разумное послание. Разумность проявляется в том, что руны, действительно, могут быть вырезаны на земле, в том числе и на территории открытого храма (с земляным покрытием).

Если данная гипотеза верна, то предполагаемый порядок рун Рода должен быть таким: Р, У, Н, А, О, Д, Ъ, В, Ы, В, X, М, И, Е, П, С, Т, Ь, 3, Л, Ю, Б, Г, Ж, Я, Ч, Щ, Ц, Ш. Данный порядок особенно заучивать не приходится. Понятно, что для христианских целей он не годится, поскольку упоминает языческого бога Рода. Поэтому христиане предпочли другой порядок рун в алфавите, хотя и связанный с эллинской языческой традицией. Правда, пока это только предположение.

На германских рунах гадали. Вероятно, гадали и на рунах Рода, но в более отдаленные времена. Гадание было частью языческой храмовой деятельности; гадание было широко распространено у таких славян, как этруски.

Славянская руническая сакральность. Само наличие рун на любом предмете делало этот предмет сакральным - это подтверждают многие надписи. Если там содержится слово РУНА - значит, данный предмет обладает дополнительными свойствами воздействия на тонкий мир и защиты от плотного мира. Так что начертание любых рун - дело сугубо священное. В храмах Рода этим занимались в мастерских, где слово МАСТЕР имело иной, сакральный смысл - смысл человека, принимающего других людей в человеческое общество, делающего их людьми. Сейчас мы считаем, что по большому счету функцию социализации исполняет культура в целом, прежде всего через своих представителей, деятелей культуры. В древности эта функция была более персонифицирована, и социализировал вновь обращенных МАСТЕР. Именно он и имел право чертить руны.

Нас поражает наличие одинаковых надписей на камнях - их может быть порядка сотни разных размеров и начертаний. Полагаю, что все они были созданы в разное время, так что каждое нанесение надписи - это как бы очередная молитва. То есть сугубо сакральное действо. Но в определенном смысле и чтение надписей - тоже сакральное действие, хотя, возможно, и не настолько сильное, как выбивание текстов на камне.

Вместе с тем руны Рода все-таки касались как бытовых вещей, так и научных представлений, но наиболее глубокие и потаенные понятия передавались рунами Макоши.

Руны Мары. Мара - это не просто богиня смерти. Мара связана с подземным миром и со всеми существами, которые его населяют.

Согласно славянской мифологии, существуют три мира - горний, или мир Прави (закона, порядка); наземный, или мир Яви (повседневной жизни) и подземный, или мир Нави (мир усопших, навий). Законы, в том числе судьбы людей - это область владений бога Рода; явью правит Макошь, а миром тьмы управляет Мара. Когда с неба падала звезда (современная астрономия называет это метеором), славяне полагали, что в данный момент родился новый человек. И наоборот, когда человек умирал, в небе появлялась новая звезда. Поэтому бог Род отвечал не только за судьбы людей, но и за перемещение планет, так что астрономия и астрология тоже находились в его ведении. Макошь отвечала за земную часть появления людей - за любовь, брак, деторождение, счастливую жизнь. Ее храмы считались храмами любви. Наконец, Мара отвечала за «рождение наоборот»; некоторые ее камни напоминают женский родовой орган, куда человек должен войти в свой смертный час снаружи; смерть как «обратное рождение» как раз и означает вхождение в материнское лоно и новое соединение с матерью. А поскольку то же самое проделывали и предки, то приобщение к Маре есть приобщение к своим предкам.

Мы уже говорили, что в тонком мире существуют и эфирные, и астральные тела. Астральное тело человека, судя по его названию (aster по-латыни означает «звезда»), предназначено к путешествию на звезды. Это - космическая составляющая души, и тут за нее ответственность несет Род. Физическое тело принадлежит земле, как части Яви; после смерти оно может разлагаться или оставаться нетленным, но это уже забота Макоши. Наконец, эфирное тело - это гость Нави, им повелевает Мара. Смутный облик человека на фотографиях привидений - это максимальная концентрация эфирной энергии человека, которая до некоторой степени способна рассеивать световые лучи.

Когда я овладел методом объективации наличия эфирного тела посредством рамочки, то первое, что меня поразило, так это то, что ауру имеют не только живые существа, но и абсолютно все неживые предметы. Правда, расстояния между аурами (то есть между первым объемным контуром предмета и самим предметом, между вторым и третьим контурами, между третьим и вторым и т.д.) у неживых предметов небольшие, порядка 10-15 см, тогда как у человека они в 7-20 раз больше. Иными словами, живое существо обладает повышенной энергетикой. А второй факт, который вызвал у меня большое удивление - это наличие очень плотно примыкающих друг другу аур в подземном пространстве (например, в подземном пешеходном переходе); там от одной до другой ауры порядка 1-2 см. Это и понятно: если в воздушной среде расстояния между предметами составляют от метров до сотен метров, то под землей от одной воздушной полости до другой дистанции исчисляются сантиметрами. Иными словами, подземный мир необычайно плотный не только в плане физическом, но и в отношении эфирных тел.

Если эфирные тела людей остаются в царстве Нави, то их там чрезвычайно много; и если полагать, что в нашем веке население Земли составляет несколько миллиардов человек, то умерших, разумеется, триллионы. Так что Мать сыра Земля может своей концентрированной совокупной энергией подпитать своего богатыря. Эта же энергия направлена и на соблюдение традиций, на поддержание того образа жизни, который был у умерших. И какой бы ни был конкретный способ захоронения покойников - трупопо-ложение, трупосожжение, привязывание тел к ветвям деревьям, чтобы их расклевали птицы, или утопление тел в воде, всё это относится к физическому миру. В конце концов, тело либо оказывается в могиле целиком, либо туда помещают прах покойного, либо там же, в земле, оказываются умершие птицы, расклевавшие тела; либо, наконец, утопленник окажется на дне водоема - в любом случае тело человека принимает земля, а эфирную составляющую - Навь.

Поэтому славяне полагали, что в Нави концентрируются необычайно мощные силы, способные управлять обществом и поддерживать его культуру. Следовательно, руны Мары - это не просто надписи руницей, рунами Макоши, но и тот древний, а потому сакральный, хранящийся только в Нави смысл рун, знать который было дано только жрецам Мары. Так что чтение рун Мары - это проникновение в древнюю суть слов.

В связи с этим возникает вопрос, насколько читатель окажется в состоянии самостоятельно прочитать руны Мары? Иными словами, он, скорее всего, способен это сделать на несакральном, профанном уровне. Для проникновения же в глубинный смысл нужны иные навыки и умения, чем просто воспроизводить голосом те звуки, которые обозначены рунами. Поэтому в данном случае я читателю никаких заданий не даю, а предлагаю просто прочитать те тексты, которые я могу создать, опираясь на свои (или чужие) исследования затронутых проблем.

 

Текст № 51.

СЛОВО РС

На поверхностном, то есть профайлом, уровне руны РС означают слово РУСЬ. Этимологией, то есть возможным происхождением этого слова занимались многие исследователи. Выводили его и от речки РОСИ, и от названия шведского племени РОССОВ, и от РУСОГО цвета волос, и от гребцов с веслами РУОТСИ, и от многих других привходящих моментов. Легко понять, однако, что русские могли селиться и на других реках, и не зависеть от шведов, и иметь волосы каштановые или быть шатенами, и иметь русские названия весел и т.д. Для названия этноса, этнонима, должны быть гораздо более веские основания. Возможно, что такое основание есть.

Наш великий и оригинальный мыслитель в области этногенеза, Лев Николаевич Гумилев, полагал, что этнос непременно формируется в биогеоценозе, то есть в определенном ландшафте и соответствующей ему флоре и фауне, а Н.Я. Данилевский полагал, что большую роль при этом играет и способ ведения хозяйства. Ясно, что народы тундры, смешанного леса, степи, полупустынь и морских просторов будут представлены различными этносами. Природа диктует способ существования. Скажем, горцы образуют особый тип этноса; тут велики традиции, высоко чтится закон, но люди общаются только между собой, а соседи за три километра - это уже совсем другие люди. Напротив, поморы уходят далеко в море, общаются с народами дальних стран; они знакомы с традициями разных народов, и весьма гибки в оценке чуждых нравов. Степняки в основном ведут кочевой образ жизни; в силу этого у них нет постоянного места обитания, а компактный дом (юрту) и домашние вещи они возят с собой. В горцах легко узнаются, применительно к России, народы Кавказа, в жителях тундры - северные народы, в поморах - жители побережья, в степняках - различные тюркские народы.

Кто же тогда русские? Прежде всего - жители смешанных лесов. Но не лесные жители, а жители свободных от леса мест на реке. По наблюдениям Льва Ильича Мечникова, все великие цивилизации - это цивилизации речных долин (в своей книге «Цивилизация и великие исторические реки», Париж, 1889; Москва, 1924) он рассматривал цивилизации Нила, Тигра и Евфрата, Инда и Ганга, Хуанхэ и Янцзы. (Почему-то он не затронул цивилизацию Волги, Оки и Москвы). Возникает вопрос: как назвать людей, живущих на реках и создающих речные цивилизации? Речники! Но это слово уже занято, так называются матросы и другие члены экипажей, плавающие на речных судах. С другой стороны, это не жители устьев рек, поскольку там начинается область существования поморов. Но это и не жители верховий, тем более истоков рек, где действительно живут обитатели леса среди деревьев, деревляне или древляне. Следовательно, речь идет о среднем течении реки, о ее русле; то есть создатели лесных цивилизаций - это жители речных русел.

Возникает вопрос, как их назвать? Русляки? Русельцы? Русляне? Вероятно, их поначалу назвали «руслии», что потом стало восприниматься на слух как «русские». Ну, а то место, где живут русские, закономерно стало называться Русь. Река почиталась, как живая, и русло охранялось. От глагола «беречь» было образовано существительное «берег» со смыслом «водоохранная часть территории, примыкающая к реке». Были придуманы и добрые духи охраны воды под названием «берегини». Зато своих покойников какое-то время, как поморы, хоронили в воде. Отсюда поверье, что женщины становились стройными и привлекательными, молодыми и задорными русалками, причем не обязательно утонувшие, а и умершие естественной смертью. А умершие мужчины оказывались домовитыми водяными, у которых и дом - подводный дворец, и полно еды, и домашний скот в большом числе по ночам выходит из воды и пасется на речных лугах. Иными словами, умершим душам не просто давались черты живых, но и в превосходной степени. Женщине как бы желали вечной красоты и молодости, отчего русалки столь обольстительны; мужчине - быть хорошим хозяином, соседям на удивленье. Так что русло дало имя их жителям, как живым, «руслии-рус-ские», так и умершим, «русалки».

Таким образом, имя нарицательное постепенно стало именем собственным, и понимание этого имени нарицательного и есть сакральное значение слова Русь. И обозначало это имя, как можно понять, определенный способ существования в лесной зоне. И если сдвигалась лесная зона, то переселялись и русские. Иными словами, они населяли в палеолите по долготе всю Евразию, включая Аляску. Что же касается широты, то она зависела от климата. В основном это была зона умеренных широт, однако при потеплении ареал обитания руссов смещался к северу, при похолодании, напротив, к югу. Так, например, во время последнего, Вюрмского (на Руси - Валдайского) оледенения нынешней умеренный климат типа климата Москвы сместился сильно на юг, и большинство жителей обитали на юге Франции, в долине реки Везер (провинция Дордонь), где жили вблизи пещер вдоль реки. Напротив, когда в конце мезолита на той же широте климат стал африканским, и по Европе прокатилась волна африкано-идов, руссы отступили далеко на север, в район нынешней Скандинавии. В конце эпохи бронзы - начале железного века опять похолодало, и руссы спустились на Балканы, заняв Грецию и Этрурию. Но там, в центре Италии, им было жарко, и на предметах изобразительного искусства они часто изображены обнаженными.

Что же касается географической привязки, то она очень широка, захватывая всю Евразию, так что «русский» это, вообще говоря, просто индоевропеец. Но наряду с этим появляются местные, локальные «Руси». Так, во времена палеолита существовала «Рунова Русь» (юг нынешней Франции), «Яровая Рунова Русь» (север Франции-юг Германии), «Перунова Русь» (север Германии и Прибалтика), «Белая Русь» (Скандинавия, Белоруссия и часть северной России) и т.д. В более поздний период, в Средние века и Новое время, существовали «Перунова Русь» (Север Германии и Прибалтика), «Живина Русь» (Апеннины, Балканы, а также Новгородская, Псковская и ряд других областей), «Лозова Русь» (Крым), «Столичная Русь» (Московия), «Северская Русь» (Черниговское княжество) и так далее. Земли, которые не были привязаны к какому-либо богу или этносу, назывались «Во-лева (вольная, свободная) Русь». Так, долгое время «Волевой Русью» была Польша, пока не превратилась в «Речь Посполитую».

Интересно, что на территории каждой такой Руси (размер этой территории мог вмещать от одного до весьма многих княжеств) обязательно существовал общерусский язык, однако существовали и диалекты. Это отметили еще римские писатели, однако современные интерпретаторы их не поняли. Наши современники посчитали, что были некие народы, которые назывались ОБСКИ и ВОЛЬСКИ. На самом деле речь шла о языках, об ОБЩЕ (ОВЗСЕ)-русском и о ВОЛЬСКОМ (то есть ВОЛЕВОЙ РУСИ, УОЬ8СЕ) языках. Поэтому я не удивляюсь, когда узнаю, что и этруски жили в Этрурии на территории Руси, и германцы жили либо на Руси, либо в Порусье (в приграничной территории, чье имя постепенно изменилось в слово Пруссия), и т.д. Естественно, что как территория всей Руси, так и территория конкретной Руси в разное время была разной, и задачей исторического исследования является определение этих границ. Какие-то русские земли были отданы вновь пришедшим народам, и с определенного момента переставали входить в состав Руси, другие земли был освоены волной русских переселенцев и из «Волевой Руси» данная местность начинала именоваться по имени данного славянского этноса. Так что история Руси - это история различных переселений.

Текст № 52.

СЛОВО РН

На профанном уровне слово РН обозначает РУНЫ, то есть письменные знаки. В первую очередь к ним относят германские руны, во вторую - тюркские, в расширительном смысле (как это делал, например, Мартин Жунко-вич) сюда относят этрусские, фригийские, фракийские и другие древние письмена юга Европы. Некоторые исследователи причисляют к рунам и кельтскую письменность Огма, хотя огамическое письмо внешне напоминает современный штрих-код.

В древности слово РУНЫ имело более широкий смысл: не только отдельные ЗНАКИ любой природы, но также составленные из них СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ и ПРЕДЛОЖЕНИЯ, а также и весь написанный рунами ТЕКСТ. И наиболее широкий смысл: слово РУНЫ обозначало ПИСЬМЕННОСТЬ КАК ТАКОВУЮ, ВСЕ, ЧТО НАПИСАНО.

Если же говорить о сакральном значении, то письменность с точки зрения наших предков, дублирует действительность. Это означает, что письменностью были пронизаны все области деятельности человека: быт, ремесло, украшения, постройки, ритуалы, языческие идолы и даже любые изображения на плоскости, включая иконы. При этом степень насыщенности письмом не только была сопоставимой с современной, что уже выходит за рамки традиционных представлений о средних веках, но и существенно превосходила ее — а это уже никак не укладывается в голове. Неужели наши предки были образованнее нас? — Решение этой проблемы находится вовсе не в ключе образованности. Просто древность мыслила вещь только в единстве со словом, ее обозначающим, — с устным и письменным. Скажем, каждый инструмент, допустим, столяра имел свое название, например, долото. Это название не изменилось и до наших дней. Но у нас название существует только на этикетке во время продажи; при эксплуатации этикетка с названием выбрасывается, а сама вещь остается без письменно фиксированного названия. Иначе обстояло дело в средние века: название вещи впечатывалось в саму вещь, и может быть прочитано сейчас, спустя 8, а то и 11 веков! А в палеолите точно так же писали на дубинке из бивня мамонта: БИТА. И дело тут не в повышенной образованности наших предков, а в ином мировоззрении: ВНАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО. Вещь, с их позиций, только тогда понимается вещью, когда она названа. И название должно составлять единство с вещью.

Что же касается происхождения данного слова, то я, как уже упоминалось, предполагал, что слово РУНЫ когда-то вышло из слова ЛУНЫ и тем самым имело утилитарно-прикладной характер, связанный с астрономическими вычислениями. Однако подтверждения своей гипотезе я не нашел (я это сообщаю читателю для того, чтобы он не подумал, будто я шел постоянно от победы к победе); более того, работая над книгой по письменности палеолита, я понял, что руны существовали до всяких исчислений календаря и фаз Луны. Так что теперь я присоединяюсь к тем славянским исследователям, которые сближали слово РУНЫ с глаголом РЫТЬ. Но им непременно хотелось сюда еще внести и смысл ПРОЦАРАПЫВАТЬ, ВЫДАЛБЛИВАТЬ, поскольку самые древние руны сохранились на камнях. На самом же деле, как мне стало ясно как раз в ходе исследований, до закрытых храмов существовали открытые, на земле, где вместо стен их опоясывали земляные валы, но и эти храмы подписывались многометровыми буквами прямо на земле. Иными словами, писцы действительно ВЫКАПЫВАЛИ, РЫЛИ каждую букву (руну). Таким образом, процедура рытья букв действительно существовала.

С другой стороны, как мы знаем, страдательные причастия образуются как с суффиксом -Н, так и с суффиксом -Т, так что от глагола «поддавать» может быть образовано причастие ПОДДАННЫЙ (любой гражданин монархического государства), так и причастие ПОДДАТЫЙ (простонародное выражение сильно выпившего человека). В таком случае, от глагола «рыть» может быть причастие РЫТЫЙ, а, вероятно, могло существовать и причастие РЫНЫЙ, РУНЫЙ в том же смысле. Тогда РУНА - это просто РЫТЬЕ, НЕЧТО ВЫРЫТОЕ.

И еще более глубокое понимание: вгрызаясь в землю, мы внедряемся во владения Мары, в область, связанную с предками, с душами умерших людей, и с тайной. Через вырытые нами углубления (РУНЫ) с нами начинает общаться мудрость веков. Поэтому РУНЫ - это действительно нечто тайное, мудрое, доступное избранным, но глубоко человечное, связанное с самими истоками культуры. Конечно, позже руны стали наносить на предметы из любого материала, а их размер постепенно сократился до микроскопического. Но все равно РУНЫ уходят с поверхности любого материала в его глубину, и передают нам самое нутро, недра данной вещи. Именно поэтому к рунам в древности было отношение благоговейного почтения.

Открытие существования надписей в эпоху палеолита разбивает сложившееся в советское время положение о том, что якобы письменность возникает в период возникновения государственного строя, поскольку государству необходимо фиксировать свои юридические и экономические отношения, а племенам это не нужно. Такая концепция могла возникнуть только в связи с тем, что в древности допускался племенной строй под руководством племенного вождя. Возможно, что такой строй где-то и существовал, однако на территории Евразии, где проживали русские, племенного строя уже не было, а строй был и не государственный, и не племенной, а храмовый. Иными словами, основными административными, хозяйственными, культурными и религиозными центрами были храмы, ведшие весьма сложную социальную жизнь и нуждавшиеся в письменности. По ряду позиций храмовый строй не только не уступает государственному, но и превосходит его. Поэтому обучение чтению РУН являлось одной из основных обязанностей храмового строя.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных