Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Чудинов В.А. – Русские руны 16 страница




 

Текст № 53.

СЛОВО мкш

Слово МКШ читается как МАКОШЬ. Долгое время исследователи не знали, как точно писать МАКОШЬ или МОКАШЬ и предлагали различные весьма странные этимологии этого слова, типа МОКРАЯ или, как, например, Б.А. Рыбаков, МАТЬ-КОШЕЛКА. Саму Макошь считали периферийной богиней, чьи функции были почти не известны. Так что на профанном уровне это просто имя богини, причем весьма странное.

На самом деле, то есть на сакральном уровне, МАКОШЬ — главная и первая по времени славянская богиня, антропоморфный облик которой появляется уже в верхнем палеолите (так называемые "палеолитические Венеры", например, головка из местечка Дольни Вестоницы в Моравии, ЛИКЪ МАГУЖИ). Имеет также зооморфный облик Медведицы. Камни, ее воплощающие, могут нести также отпечаток когтистых медвежьих лап. Ее именем названо центральное созвездие карты звездного неба — Малая Магужь (Малая Медведица), что подчеркивает системообразующую роль Макоши в устройстве мироздания. Макошь — центральное божество храма Макоши, и потому ее религию можно рассматривать как исторически первую форму индоевропейского монотеизма.

Имя богини связано с магией, и, прежде всего, с магией посвящения детей в полноценных членов родовой общины после прохождения ими обряда инициации. Зафиксированы на камнях все варианты этого названия профессии, которые постепенно привели к имени собственному: МАГИ-НЯ-МАГУЖЬ-МАКУЖЬ-МАКОЖЬ-МАКАЖЬ-МАКОШЬ-МАКАШЬ-МОКАШЬ. Лишь последний вариант имени дал основание для неверных его сближений со словами МОКНУТЬ, МОКРЫЙ, тогда как предпоследний вариант дал повод Б.А. Рыбакову переразлагать его на слова МА-КОШЬ в смысле МАТЬ-КОШЕЛКА. Имя МОКУША, МОКУШКА действительно сближалось с понятием мокрого и с культом Параскевы-Пятницы. Пятница считалась праздничным днем недели у славян, за работу в который следовало наказание, но преимущетвенно женщин. В Литве это имя трансформировалось далее до форм МОКАС-МОКАЙ. В Белоруссии и средневековой Руси ее камни имели названия СВЯТА ПАНИ, но по мере вытеснения на Руси из обихода слова "пан", "пани" это название забылось. Но высекалось это имя на камнях не СВЯТА ПАНИ, а С-ТЕ ПАНИ, что позже привело к названию данных камней СТЕПАНЫ на Руси и СЦЯПАНЫ в Белоруссии. Возможно, что от этого названия образована фамилия Стопани. От имени же МАКОШЬ образованы имена Максим (Макошин, Макосин, Макосим) и фамилия Мокашев и Макосеев. Обычно жрецов храма Макоши звали как раз Максимами.

Функции Макоши были весьма обширными: любовь, брак, деторождение, воспитание детей, помощь в быту. Постепенно часть функций она передала богам, которые появились в славянском пантеоне позже. Так, Маре, как богине болезни и смерти, она передала не только заботу о больных и умирающих, но и само успокоение умерших; Живе, как богине жизни, она передала функции возбуждения общей влюбленности, Лелю - возбуждение любви к конкретному лицу, Полелю - функции заключения брака, Диду - тихую любовь в продолжительном браке, Уду -функцию зачатия ребенка, Дедилии - функции благополучного разрешения от родов, Золотой бабе - функции воспитания детей до взрослого состояния. Постепенно, когда почти все функции были переданы младшим богам, Макошь осталась как бы ни с чем, и ее стали забывать, поскольку по конкретным поводам молились уже не ей, а этим младшим богам. В великокняжеский период уже практически не помнили, чем ведает Макошь и откуда происходит ее имя.

КАМНИ МАКОШИ. Вмещающие или воплощающие камни Макоши (то есть внехрамовые, посвященные только Макоши) связаны с представлением о целебных силах (водой с камня Макоши по поверьям можно лечить огромный круг болезней), а также с "наукой", преимущественно сексуального свойства. Таких камней по сравнению с вмещающими камнями других славянских богов большинство. Именно эти камни почитались более всего; после принятия христианства некоторые из них подверглись крещению. Камни, допущенные до христианского обряда князем Ярославом, получили название ЯРОСЛАВЛЕВЫ КАМНИ, такие же камни, на которых по приказу Полоцкого князя Бориса выбивались кресты, получили название БОРИСОВЫ КАМНИ. Лик Макоши в виде плиты, на котором по просьбе сына Бориса, Полоцкого князя Рогволода царь-жрец повелел выбить крест и подарить христианскому храму, носит название РОГВОЛОДОВА КАМ-

НЯ. Однако эти имена князей, а также наличие на многих камнях выбитых там христианских крестов не должно затмевать языческую их суть, их посвящение главной славянской богине. Существовал обычай на языческие праздники выносить камни из храмовой ризницы и выставлять их народу как святыню. Даже в христианское время существовал обычай обмениваться камнями — так в наши дни христианские храмы на время обмениваются иконами. Очевидно, мягкое поле камней Макоши ценилось очень высоко. Камни Макоши в Литве имеют особые названия — МАКАСЫ или МАКАЙ, что в народном сознании уже не связано с Макошью.

Тем не менее, существуют более мелкие, весом от нескольких десятков килограмм до несколько центнеров представительские камни Макоши, которые не просто находятся в храмах Макоши, но задают главное направление, на север, возможно, на историческую прародину славян в Гиперборее. Эти камни обозначали одно из 8 направлений, находясь между камнями ХРАМА МАКОШИ и камнями МАСКИ.

Существовал и третий тип камней Макоши — камни-указатели. За ними не числились никакие целительные свойства, и они не переносились на иные места и не пользовались почитанием. Их назначение — показывать дорогу к храму Макоши. Некоторые из этих камней принимали зооморфный облик Макоши — облик медведицы (камень горы Собутки в Польше). На других были написаны возможные ожидания верующих типа: ЧТИ ЧЕЛО КАМЕННОЕ, НО И ТЕЛО ЕЕ МАГУЖЬЕ. Очевидно, в храме, дорогу к которому указывал данный камень, находился каменный лик Макоши, причем моделировано было не только лицо, но и тело.

 

Текст № 54.

СЛОВО РОД

Имя этого бога всегда пишется кириллицей, то есть рунами Рода. На профайлом уровне это понятно, поскольку его имя должно быть написано его собственными рунами. Курьез состоит в том, что до исследований Б.А. Рыбакова об этом боге мало что знали, поэтому какая-то часть ученых посчитала, что этого бога придумал именно Б.А. Рыбаков. Во всяком случае, роль этого бога в славянском пантеоне была весьма неясной.

На сакральном уровне само имя РОД может быть понято как совокупность рун Макоши с чтением РУВОД, то есть РУННЫЙ ВОДИТЕЛЬ, РУННЫЙ ВОЖДЬ. И действительно, этот бог обладает письменами, «Книгой судеб», в которую занесены все судьбы, как уже состоявшиеся, умерших людей, так и еще не родившихся. Это интересный бог, камень которого в храме Макоши располагался на юге, образуя с камнем Макоши ось север-юг. Существование бога Рода было обстоятельно обосновано, видимо, академиком Б.А. Рыбаковым, поскольку ряд исследователей полагали, что такого бога у славян не было. В наших исследованиях бог Род исполняет массу важных функций, среди которых и астральный аспект превращения звезды в человека и обратно, и предначертание судьбы, и астролого-астро-номические наблюдения, и изготовление всяческих орудий, и даже связь с водой, поскольку РОДНИК - это ИСТОЧНИК РОДА. Даже обычные женские роды связаны с Родом, поскольку сначала отходят воды - и женщина как бы становится небольшим родником, святилищем Рода. Вероятно, с точки зрения язычников, именно в этот момент и состоится рождение. Все последующее передано на покровительство более молодым и менее значительным богам, например, лосихам или роженицам, Лели и Ладе. Женщина и мужчина, зачавшие ребенка, становятся его родителями - тоже весьма важное слово, связанное с Родом. Заметим, что у других европейских народов родители именуются иначе, с иной смысловой связью (например, по-немецки «родители» будут die Eltern, то есть буквально «старшие», но не «те, кто родили», а по-испански «родители» - это los padres, буквально «отцы»). С Родом связано и такое важное понятие как Родина, место рождения; а поскольку Род связан с водой, мы тут имеем еще одно подтверждение речного характера славянской цивилизации.

КАМНИ РОДА не обладали, видимо, никаким биополем; за ними не числится наличие каких-либо целительских свойств и вмещающие камни Рода мне неизвестны. Зато представительский камень Рода в той или иной степени передавал карту звездного неба, где созвездия группировались вокруг созвездия Малой Макоши (или Малой Макоши и Ящера), имея форму круга или эллипса. В ряде случаев прочие звезды подписывались просто словом РОД, в других случаях выделились созвездия, содержащие названия камней храма Макоши, а еще реже к ним добавлялись названия созвездий Большой Макоши, Рака и Майи. Изучая камни РОДА (камни с "апельсиновой корочкой") можно, видимо, постичь поэтапную историю создания славянской карты звездного неба. Кроме того, можно понять эволюцию созвездия Малой Медведицы, и по характеру расположения звезд этого "ковша" датировать сам камень. Обычно камни Рода невелики, и краеведы теряются в догадках относительно их назначения.

Постепенно астрономические действа вокруг камня Рода потребовали выделение специальной астрономической площадки для проведения астрономических наблюдений. Возможно, что позже здесь велись наблюдения не только за звездами, но и за Луной (первоначально связанными с Макошью, затем с Марой в качестве вселенского Лона), и за Солнцем (первоначально связанными со Сварогом). Столбы вокруг этой площадки, служившие реперами для точной фиксации положения небесных тел на небесной сфере, уже не несли никаких сакральных функций, будучи просто астрономическими инструментами; они так и назывались — столбы. Следовательно, по степени сакрализации возникший из астрономической площадки храм Рода был наименее сакрален. Тем не менее, именно он и стал хенджем, а позже — наружной колоннадой или наружными стенами храма. Часто он имел прямоугольную форму, но более ранней следует считать округлую, а промежуточной между ними — восьмигранную, по форме языческого 8-лучевого креста. Именно в храме Рода план стал воплощать сакральный символ — крест, вначале 8-лучевой, затем 4-лучевой, христианский. Еще один малый храм Рода строился с тыльной стороны здания и представлял собой высокую башню, округлую, 8-гранную или квадратную. Эта башня впоследствии стала алтарной апсидой, вначале одиночной, затем (видимо, воплощая идею триединства христианского божества) тройной. В качестве достаточно редкой формы храма Рода следует признать пирамидную (в виде октаэдра), в качестве которой выступали не только египетские пирамиды, но и пирамида храма Рода во Владимире. Наконец, купол храма Рода вознесся постепенно выше крыши постройки, а затем, на почве России, стал укрепляться на барабане высоко над крышей, став маковкой русской церкви. Над храмом Рода ставилось навершие в виде 8-лучевой звезды, вписанной в круг.

Второе назначение камня Рода — молитвенное благодарение божества с возжжением факелов или костров. Вначале костры зажигали вблизи самого камня в храме Макоши, затем огни переместились в открытый храм Рода, где их число стало соответствовать числу камней в храме Макоши. Одной из форм демократизации религии стала передача разжигания огня самим верующим, которые вместо костров стали, видимо, зажигать вначале факелы, затем лучины, еще позже — свечи. Первоначальное выкладывание из огней языческого символа — кольца и 8 лучей — со временем, вероятно, утратилось.

Наиболее распространенной формой храмового здания является комплекс из храма Макоши и храма Рода. Чистого храма Рода без храма Макоши внутри, видимо, не существует, либо это очень большая редкость. Вероятно, храм Рода служил в качестве вместилища для верующих, представляя собой первое, общедоступное внутрихрамовое пространство. С другой стороны, задняя часть храмовой постройки, апсида, превратилась в место, где воздвигался алтарь, а само пространство оказывалось вместилищем божества. Жрецы и священнослужители появлялись там достаточно редко и часто снимали свои головные уборы. В христианской церкви обычные прихожане допускаются в алтарь только после принятия крещения, да и то лишь лица мужского пола. Так что это наиболее сакральная часть храма, притом явно сакральная, поскольку существует еще тайно сакральная часть.

МАСТЕРСКАЯ РОДА. Это — весьма своеобразная организация, ведавшая проектированием и постройкой храмов. Сюда входили, видимо, проек-тно-сметные работы, изготовление чертежей, выравнивание площадок и прочие земляные работы, вплоть до рытья канав, создания валов, вырезания из почвы огромных букв с названиями частей будущего храмового комплекса; а также строительные работы, связанные с камнем, кирпичом и деревянными балками. Храмы Рода как своеобразные архитектурные учреждения работали еще во времена античности, и на ряде чертежей Витрувия при большом увеличении можно видеть пояснения, сделанные кириллицей на русском языке. Помимо строительства храмов мастерская Рода занималась строительством и астрономических обсерваторий. В состав мастерской входили, видимо, и транспортно-подъемные подразделения, позволявшие транспортировать большие каменные блоки и поднимать их на требуемую высоту. Во всяком случае возникает впечатление, что все так называемые мегалитические сооружения — продукт деятельности храмов Рода различных городов эпохи неолита и бронзы. Свои постройки, а также чертежи жрецы мастерской подписывали: МАСТЕРСКАЯ ХРАМА РОДА. Этой мастерской доверялось изготовление камня-столпа в "иконостасе" камней храма Макоши.

Возможно, что при переносе мастерских Рода в иное помещение на территории бывших мастерских оставались большие запасы древесины, стружек и опилок, которые позже ритуально сжигались. Место тоже становилось священным, превращаясь в так называемые "зольники". Любопытно, что в отличие от мастерской храма Макоши мастерская храма Рода изготавливала плоские плиты, которые во многих местах были прорезаны словами РОД или МАСТЕРСКАЯ ХРАМА РОДА. Позже эти каменные пластины имели различное вторичное употребление: служили дорожным указателем (например, в Твери), на них выбивалось изображение христианского креста или они сами опиливались в форме христианского креста. Видимо, поскольку символику язычества нес на себе храм Рода, именно его плиты и продолжали выполнять такую же функцию в христианское время, становясь либо барельефами креста на прямоугольной пластине, либо просто крупными каменными крестами. В этом можно усмотреть еще одну черту, связывающую язычество и христианство (заметим, что это не Рогволодовы камни, поскольку это камни Рода, а не Макоши). Насколько я понимаю, изза почти полного отсутствия какого-либо биополя у камней Рода христиане не чувствовали никакой неловкости, делая свои кресты из камней Рода (совсем иное отношение было к камням Макоши).

 

Текст № 55.

СЛОВО МАРА

Оно тоже пишется кириллицей. Это - еще одна богиня славянского пантеона. На профайлом уровне она исполняет функции богини болезней и смерти. Корень этого слова: МОР, СМЕРТЬ. Варианты имени - Мора, Марена. Возможно происхождение женского имени Марина от имени Мары. Ближайший родственник - дед Мороз, который ведь тоже представляет собой разновидность мора, но только конкретно от холода.

На сакральлом уровне МАРА - это божество с очень широкими социальными функциями, которое могло обеспечить (или не обеспечить) успех охоты (для успешной охоты необходимо было приобрести «жезл Мары», своеобразную лицензию на убийство животного. Она же могла применить свои меры для защиты человека от напастей, или поделиться запасами храмовой пищи (охотники отдавали в храм Мары после успешной охоты какую-то часть своей добычи). В ее храме находилась и больница для заболевших.

Особых камней в языческом "иконостасе" Мара не имела, зато она предполагала наличие каменного храма. Наиболее ранние изображения Мары, как божества смерти, очень странны — они в стилизованном виде передают женский родовой орган в весьма открытом виде, как если бы женщина рожала. Камень лежит горизонтально, и имеет круглое отверстие типа очень глубокой чаши, а ниже — щель или желоб, так что дождевая вода там не задерживается, а стекает вниз. Краеведы называют такой камень "чашечником со стоком". Похоже, что Мара как богиня смерти, действительно рожает, но "рожает обратно", забирая покойника внутрь себя, так что отсюда можно вывести интереснейшее мировоззренческое положение: из материнского лона человек вышел, в него он и уйдет.

Первоначально отверстие смотрело на север, и это можно понять так, что функции Мары еще не слишком отделились от функций Макоши. Иными словами, если Макошь была божеством введения повзрослевших юношей и девушек в родовую общину взрослых людей, магиней, то Мара, видимо, совмещала в себе функции и рождения человека и, "обратного рождения", ухода в материнское лоно. Позже, однако, роль Мары усиливается, о чем можно судить по вздыбливанию лона; оно теперь смотрит не вниз, а вверх, и, вероятно, уже не связано с деторождением, но только с приемом усопших.

Вероятно, к этому моменту, возможно, в неолите, от нее отделяется новая ипостась — Дева (Жива). Будучи поднятым, лоно смотрит уже на юг, туда, куда направлен и вход храма Рода. Еще позже происходит разворот камня Мары в промежуточное положение, и превращается в каменный ящик, а затем отверстие начинает смотреть на запад. Следовательно, входить в него можно, лишь обратив лицо к востоку. Храм Мары разрастается в размерах и превращается в дольмен. Дольмены известны на Кавказе, в Крыму, в одной из книг я показывал один из них, совершенно замшелый, и в Твери. Много их и за пределами России, например, во Франции. В Западной Европе их тоже достаточно много, есть они и в Португалии, например, в Педро де Арка.

Позже храм Мары оказывается внутри кургана, затем опять выходит на дневную поверхность, на сей раз в виде жальника. Все подробности трансформации храма Мары в деталях в данной работе проследить не удалось, однако, вероятно, на каком-то этапе, когда храм уходит под землю, а вход в него находится с востока, над ним появляется камень Волоса, лежащий в храме Макоши на востоке. Теперь камень Волоса охраняет вход в храм Мары, и чтобы войти душе на тот свет, Волос должен его отодвинуть. Еще позже, храм Мары включается в качестве подземного склепа в закрытый храм Макоши как его тайная часть; это — усыпальница в церкви, над которой возво/дится надгробье в виде небольшого каменного храма Макоши и, возможно, водружается балдахин. С этого момента комплекс из храма Рода как наружного и храма Макоши как внутреннего дополняется третьим храмом, Мары — тайным, подземным, и наивысшей степени сакральное™. В него закрыт вход даже жрецам; тут обитают души покойных, как святых предков верующих. Подземный храм Мары имелся и в пещерном комплексе Кольского полуострова, и в катакомбах Рима, и в христианских церквях. Эта сторона храма Мары тоже нуждается в исследовании.

Было найдено также несколько плит храма Мары с местом для размещения всех 8 персонажей славянского языческого "иконостаса" в виде круглых углублений, причем вокруг одного подобного гнезда из 9 углублений (девятое — под столп) существовало несколько аналогичных гнезд. Причина и точное назначение подобного умножения мест для божеств пока не ясны.

МАСТЕРСКАЯ МАРЫ. Храмы Мары, начиная от малого каменного ящика и кончая дольменом или курганом, строились и проектировались в мастерской Мары. Она в чем-то дублировала деятельность мастерской Рода, однако специализировалась на сооружениях иного назначения, на усыпальницах. Очевидно, что к ее обязанностям относились помимо камнерезных и транспортных работ еще и большой объем земляных работ, а также сооружение разного рода подземных деревянных подпорок и срубов. И об этом пока тоже мы имеем весьма малую информацию. Камни, плиты, храмы, земляные постройки, выполненные мастерами такой мастерской, подписывались: МАСТЕРСКАЯ ХРАМА МАРЫ. Ни одна из этих плит не была использована христианами ни в качестве крещеных камней, ни в качестве просто крестов. Можно лишь предположить, что эти камни могли пойти на строительство подземных усыпальниц в церквях. В моих полевых исследованиях я видел камни Мары в основаниях христианских церквей.

Полагаю, однако, что христиане побаивались богиню Мару и не хотели иметь дела с ее камнями, если те должны были лежать открыто или входить в состав каких-либо изделий. Сами камни имеют обычно темный цвет и обладают высокой плотностью.

 

Текст № 56.

СЛОВО ХРАМ

Обычно языческие святилища называют словом «капище». Со временем люди настолько привыкли к этому специально введенному христианами термину, что бывают очень удивлены, когда на славянском святилище читают слово ХРАМ, которое пишется всегда рунами Рода. Так что на профан-ном уровне слово ХРАМ обозначает просто место отправления языческого религиозного культа.

На сакральном уровне мы видим, что слово ХРАМ связано со словом ХОРОМА, это - как и слово ХРАМ, производное от корня, которым является слово ХОР. Данное слово на профанном уровне нам тоже известно как совокупность поющих людей, либо капелла, то есть без инструментального сопровождения, либо в сопровождении инструментального ансамбля или оркестра. Но и слово ХОР на сакральном уровне является обозначением круга, точнее - солнечного круга, так что, когда девушки водят ХОРОВОД, они просто воспроизводят форму божественного светила. Следовательно, первоначально храм представлял собой просто ХОР, то есть круглую площадку, имитирующую солнечный диск. Эта площадка сохранилась в конструкции греческого театра, который просто воспроизвел форму славянского языческого храма. А верующие, которые молились ХОРОМ, то есть КРУГОМ, так и стали называться ХОР, хотя в греческом театре они уже не молились, а пели или декламировали. Площадка для ХОРА называлась ОРХЕСТРА или, скорее всего, ХОР-ХЕСТРА, то есть МЕСТО ХОРА. Так что нет ничего удивительного в том, что место, где молились ХОРОМ, стало называться ХОРОМ, или, после сокращения, ХРАМ.

Символика, связанная с Солнцем, пронизывает всю культуру европейцев гораздо шире, чем принято думать. Иной формой корня ХОР является корень КОР, поскольку переход звука X в К достаточно естественен. От корня КОР мы имеем слово КОРОНА, буквально, БОЛЬШОЙ СОЛНЕЧНЫЙ КРУГ (ибо ОН - увеличительный суффикс). И действительно, во время солнечных затмений хорошо видна солнечная корона - совокупность ярких зубчатых протуберанцев на фоне темного диска. Словом КОРОНА называется также металлический головной убор, обычно из золота, который воспроизводит солнечный диск с протуберанцами, однако зубчики короны уже не лежат в одной плоскости с диском, да и диск заменен кольцом. Корона, одетая на царствующую особу, делает из нее КОРОЛЯ, то есть буквально НОСИТЕЛЯ КОРОНЫ. Многие исследователи производят слово КОРОЛЬ то от Карла, то еще от какого-то имени. На самом деле, слова КОРОЛЬ и КОРОНА - из одного словарного гнезда. Само возложение КОРОНЫ, или, иначе, венчание на царство - сугубо сакральный акт, ибо с момента возложения короны король становится из простого человека представителем бога солнца на Земле. По статусу он даже выше патриарха или папы, поскольку те не являются представителями божества, но лишь предстоятелями церкви. Поэтому корону ему надевает на голову лицо № 2 в священной иерархии, а именно первосвященник. Помимо надевания короны священник производит еще один не менее священный обряд помазания. С этого момента КОРОЛЬ становится помазанником божьим. Заметим, что вся символика была разработана в язычестве, но просуществовала и в период христианства.

Круговая форма ХРАМА была заимствована не только театром. По-ла-тыни слово КРУГ (то есть КЪРуг, тот же корень КОР, но с оглушенным до Ъ средним гласным) будет CIRCUS, (то есть славянский корень КОР здесь стал произноситься сначала КИР, затем ЦИР, вспомним фамилию КИР-КО-Ров), так что форма славянского храма распространилась также и на цирк. А от слова ЦИРКУС (круг) возникла и форма ЦЕРКВА, которая потом дала форму ЦЕРКОВЬ. Так что и христианская церковь имеет ту же форму круга, что и языческий храм. Только слово ХРАМ возникло еще в палеолите, а слово ЦЕРКОВЬ - в античности.

 

Текст № 57.

СЛОВО лк

Слово ЛК читается рунами Макоши как ЛИКЪ. Это слово хорошо знакомо христианам. Что же касается язычества, то обычно любое скульптурное изображение божества с подачи христиан в нашей научной литературе называется ИДОЛ. Вообще говоря, точный перевод слова ИДОЛ есть ВИД, ВНЕШНОСТЬ. Однако само по себе слово ИДОЛ не используется христианами, например, для передачи скульптурного изображения распятия Иисуса Христа. А любая икона на православной Руси все-таки именуется ЛИК, а не

ИДОЛ. Так что использование слова ИДОЛ вместо слова ЛИК содержит намеренный момент принижения изображения божества. Еще хуже использования для этой цели слова КУМИР, восходящего к скульптурному наследию киммерийцев. И уж совсем никуда не годится употребление слова БОЛВАН.

С профанной точки зрения слово ЛИКЪ обозначает ЛИЦО, ЛИЧИНУ. С сакральной точки зрения слово ЛИКЪ производно от глагола ЛИТЬ, так что само слово ЛИЦО (^МАЛЕНЬКИЙ ЛИК) означает ТО, НА ЧТО ЛЬЮТ (воду при умывании). Насколько я могу представить, омовение водой представляло собой сакральной действо (у мусульман и до сих пор ритуальный жест означает омовение лица, хотя он проходит и без воды, воображаемым образом, прежде всего), а уж потом означало чисто гигиеническую процедуру. Так что вначале возникло слово ЛИК, а уж затем его уменьшительный вариант ЛИЦО. У животных по определению не может быть лица, и не потому, что ряд животных не может засунуть свою пасть в реку и тем самым ее омыть, а потому, что этот акт чисто гигиенический и не несет с собой сакрального значения смытия грехов. Кроме того, в словосочетаниях «важное лицо», «физическое лицо» имеется в виду не отдельная часть предмета, не передняя часть головы, а вся персона. Так что ЛИКЪ БОГА есть, разумеется, не передняя часть его головы, а либо полная фигура, либо торс.

 

Текст № 58.

слово и г

Слово и Г означает БОГЪ. На профанном уровне некоторые исследователи допускают, что в славянской мифологии существовало слово БОГЪ, другие в этом сомневаются, полагая, что это слово было относительно недавно заимствовано из персидского языка. На самом деле данное слово и его каноническое приведенное выражение и Г встречаются еще в палеолите. На сакральном уровне слово БОГ, так же, как и БЕГ, производно от глагола БЕГАТЬ и означает УБЕЖИЩЕ. Таким образом, верующий человек - это тот, кто имеет убежище от невзгод.

От слова БОГ имеется производное, БОГАТ, то есть, ОБЛАСКАН БОГОМ, ЖИВУЩИЙ В БОГЕ. К сожалению, позже это слово стало пониматься только в физическом, а не в сакральном плане, и богатым стали считать человека с большим владением и доходом. Не только это слово, но и многие другие подверглись профанации, то есть их сакральный смысл перестал восприниматься людьми. И, напротив, слово УБОГИЙ как антоним к слову БОГАТЫЙ означало ЖИВУЩИЙ БЕЗ БОГА, ЧЕЛОВЕК, ОТ КОТОРОГО БОГ ОТВЕРНУЛСЯ. И опять-таки, со временем под убогим стали понимать не того, кто имел мало или совсем не имел детей, у которого распалась семья, который вел недостойную человека жизнь, а больных, уродов и инвалидов. В этом тоже проявилась профанация первоначального сакрального смысла. Наконец, чисто христианское выражение СПАСИ БОГ после профанации превратилось в формулу элементарной вежливости, в слово СПАСИБО.

Естественно, что славянские боги были бессмертными, но бессмертен был и сам человек. Более того, когда функций у бога становилось слишком много, он передавал их своему жрецу (или жрице), который со временем обожествлялся, превращаясь в нового бога. Но в этом новом боге вполне узнаваемыми были функции старого бога. Поэтому у верующих возникало представление о том, что старый бог просто поменял свое имя. Таким образом, зная функции Макоши, легко понять функции и Мары, и Живы. А зная их функции, легко понять функции Лели и Лады. То есть, у Мары возникла сначала жрица Мария, которая, как и все жрицы, давала обет безбрачия. Затем эта жрица была обожествлена, превратившись в Деву Марию. Наконец, возникло христианство, согласно которому у девы родился сын, что противоестественно. Но поскольку сын был божественным, противоестественность стала божественным чудом. Но для язычников и Иисус Христос был как бы новым именем их старых богов, например, Дажьбога, так что никакого противодействия христианству славяне и русские не оказывали. Гонения на христиан, как мы знаем, производили римские императоры, - но им было, что терять.

С точки зрения религиоведения, славянское язычество началось как единобожие (монотеизм), но по мере возведения жрецов в ранг богов постепенно превратилось в многобожие (политеизм), хотя функции единого бога все-таки проглядывали в разных богах. Так что, если христианство признает формулу божественного триединства, то за славянским язычеством с тем же основанием следует признать статус всеединства.

Заключение. Поскольку в данной главе читателю нет возможности заниматься собственным творчеством, а приходится либо соглашаться, либо не соглашаться с моими рассуждениями, я решил ограничить рассмотрение рун Мары всего данными восемью примерами. Зато я показал методику этимологического анализа, выявление словесных гнезд и рассмотрение корней слов. Полагаю, что славянские языческие жрецы по всей Руси великой умели это делать лучше меня. Тем не менее, чтобы не портить картину чтения читателем рун разных богов, я все-таки показал, что, как мне кажется, следует понимать под чтением рун Мары. Фактически же это было не чтение, а этимологизирование, осмысление и до некоторой степени философские размышления по поводу тех или иных слов.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных