ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Чудинов В.А. – Русские руны 17 страницаКАК ВОЗНИКЛИ РУНЫ Задача возникновения рун весьма интересна. Я бы поделил ее на три: как возникли руны Рода (а это наиболее поздний этап, и их предшественниками, несомненно, были руны Макоши), как возникли руны Макоши, и как возникли руны Мары, то есть сами русские слова с их значениями. Конечно, данных для ответа на этот вопрос пока еще довольно мало, так что тут поневоле придется выстраивать гипотезы. Руны Макоши как источник рун Рода. Руны Макоши могут быть источником рун Рода, но для демонстрации этого следует внимательно вглядеться в руны Макоши. Для такого более подробного анализа следует обратиться с уточненному силлабарию рун Макоши, который удалось сделать на основании более внимательного рассмотрения примеров в этой книги. Сразу же замечу, что уточненные знаки носят нерегулярный характер, то есть характеризуют скорее тенденцию, нежели правило, обязательное для исполнения всеми пишущими руны Макоши. Эти значения я представил на рис. 116. Вглядимся в получившийся силлабарий. Наибольшие уточнения затронули руны для изображения гласных. Хотя эти руны по-прежнему представлены одной палочкой, но характер этой палочки различен. Так, вертикальный наклон характерен для звуков переднего ряда, в первую очередь И и Е; при этом основным, полноценным звуком выступает И, тогда, как Е оказывается лишь его половинкой. Напротив, звуки непереднего ряда изображаются с диагональным наклоном. Йотация передается ограничительным штрихом сверху (в надписи эль Недима все три звука И были йотированы, и поэтому
получили орнаментальные завитушки сверху). Руна У представляет собой несколько скособоченную руну О (ВО), где одна диагональ уменьшилась до ограничительного штриха и несколько опустилась под другую. У руны Ю к руне У еще добавился ограничительный штрих сверху. У руны Я ограничительный штрих сверху означает йотацию А. Руна О представлена руной ВО; в устной русской речи такие замены бывают довольно часто: Острый-ВОстрый, Осемь-ВОсемь и т.д. Таким образом, имеется тенденция к различению гласных звуков уже в рунах Макоши. Остальные руны после уточнения отличаются от приведенных в начале книги незначительно, и потому к ним можно будет обращаться по ходу рассмотрения генезиса рун Рода. При этом не исключено, что некоторые руны Макоши приобрели свой вид под влиянием рун Рода, то есть процесс влияния был взаимным, хотя определяющее направление - это возникновение рун Рода из рун Макоши. Принцип удвоения. Переход от слогового письма к письму буквенному - процесс сложный и для нас не вполне понятный. Мы привыкли писать буквами, и письмо слоговыми знаками представляется нам странным чудачеством. Но абсолютно так же смотрели на буквенное письмо люди, привыкшие писать слоговыми рунами - это для них было еще большим чудачеством. Дело в том, что любой слог в своей очень древней истории когда-то обладал семантикой. В современной детской речи слог может быть вполне осмыслен, например: Дай! - На! Однако ничего такого не несет отдельный звук: сами по себе звуки Д, А и Й в первом слове и Н и А во втором ровным счетом ничего не значат. Поэтому письмо слогами - это письмо осмысленными кусками слова; письмо буквами - это перебирание совершенно абстрактных самих по себе звуков. Слоги в славянском силлабарии представлены совершенно естественно, открытыми слогами, то есть конструкциями из согласного + гласный (СГ). Но для всех славянских языков как раз и характерны открытые слоги в словах; раньше такая структура была почти абсолютной, сейчас - преобладающей. Если бы силлабарии составляли тюрки, то для них была бы характерна противоположная тенденция - закрытый слог, конструкция гласный + согласный (ГС). Таким образом, на уровне подсознания они воспринимали любой письменный знак как два звука: согласный и гласный. Но и когда они стали изобретать руны Рода, то есть буквы, для них каждый знак продолжал оставаться изображением двух звуков. Единственно, что изменилось, так это то, что оба звука теперь представлялись одинаковыми. Иными словами, если слоги для них выглядели как ВА, ВО, ВУ и т.д., то буквы должны были выглядеть как ВВ, АА, 00, УУ и т.д. Тогда люди понимали, что буквы - это
те же слоги, но беднее; один и тот же звук присутствует и как начало слога, и как конец. Благодаря этой уловке первые поколения привыкали к буквам как к разновидностям слогового письма. Последующим поколениям эта уловка уже не была нужна, они учили буквы сразу как обозначения одного звука, без удвоения. Принцип заимствования. В других случаях буквы просто заимствовались как уже известные руны Макоши. Так, например, вместо О в рунах Макоши писали ВО; а форма этой руны могла быть различной: и V, и квадратик, и ромбик, и кружок. Но если в рунах Макоши кружок имел чтение ВО, то в рунах Рода он уже стал читаться как один звук, О. Буква У в рунах Рода просто увеличила диагональную палочку с нижним ограничительным штрихом; точнее, разросся ограничительный штрих до полной диагонали. Так что этот процесс был наиболее простым. Использование вирама. В слоговом письме деванагари в Индии существует значок вирам - нечто вроде запятой, которая ставится справа от слогового знака, чтобы не читать гласный звук. Его можно понимать как знак «стоп гласный». Однако, если необходимо не читать согласный, то вирам целесообразно поместить не снаружи, а внутри руны. Таким образом, мы обозначили те принципы, которые позволили на основе слогового письма создать письмо буквенное. Теперь необходимо посмотреть, как мог происходить процесс возникновения рун Рода. Руна А. В рунах Макоши звук А обозначается либо /, либо \. Их удвоение в виде V нецелесообразно, ибо такой знак уже есть. Следовательно, их надо соединить в порядке Л. Однако тогда данная буква будет напоминать руну Макоши Л. Чтобы этого не было, знак вирама в виде точки есть смысл поставить внутрь данной конструкции. Получим знак Л. Со временем данная точка «размылась» возникла горизонтальная перекладинка. Так появилась буква А. Никакого отношения к финикийскому алфавиту и к голове быка эта буква не имела, ибо «родилась» за несколько десятков тысяч лет до появления финикийцев на Средиземном море. Руна Б. Ясно, что эта буква произошла из руны Макоши, либо БА, либо БИ. Но из какой именно? БА пишется и, БИ - П. Если поставить рядом вертикальную линию, то есть либо и I, либо I П, а потом повернуть первую конструкцию на 90° влево, а вторую настолько же вправо, получим знак 5. Первая конструкция до поворота читается: БАИ или БАЙ, вторая - ИБИ. Использовалась, видимо, первая конструкция, но с двумя знаками вирама. Первый отменял чтение звука А, Ш, второй - чтение последующего звука И, СЛ. Оставалось только чтение Б. Со временем данный знак стали писать повернутым влево на 90, то есть Б. Чем нашим предкам понравилось слово БАЙ или БОЙ, сказать трудно. При всей привлекательности подобной гипотезы она не удовлетворяет требованиям принципа удвоения. При удвоении мы должны были бы получить слово БАБА и вид соответствующей руны Рода был бы II11. Соединение в лигатуру и добавление вирамов дало бы вид Ш, что при повороте стало бы буквой В. Правда, в латинском шрифте именно так звук Б и обозначается. Но для протокириллицы нужен другой вид руны Б. Заметим, что если все-таки говорить о присутствии разных рун Ма-коши в руне Рода Б, то к ней намного ближе, чем в слове БОЙ будет расположение знаков в слове БОГЪ, особенно если допустить, что знак ГЪ зеркален, то есть 1. Тогда соединение 111 даст лигатуру (Л, а с вирамом - СЛ. При повороте на 90° влево мы получаем руну В. Если тут вместо удвоения была применена конструкция из двух разных слогов с одним вирамом, что давало чтение БОГ, то данное слово по мере забывания исходного смысла могло вполне произноситься и как БУК, что позже дало название БУКИ. Иными словами, буква БУКИ могла быть просто чуть неточно произнесенным названием руны БОГ. Еще одним свидетельством в пользу такого предположения является название первой буквы словом АЗ, что в прямом смысле слова очень нескромно (АЗ - это Я), но вполне объяснимо как озвончение другого слова АС, что у скандинавов как раз и означает БОГ. То есть смысл второй руны был перенесен на первую, которая, скорее всего, вообще не должна была иметь никакого названия, как любой гласный звук. Судя по тому, что тут принцип удвоения нарушен, можно предположить, что вначале для обозначения звуков как Б, так и В использовалась одна руна В, которая читалась в зависимости от обстоятельств (подобно рунам Мако-ши с чтениями Ж/3 или Ц/Ч). Позже, когда принцип удвоения был забыт, была введена руна Рода БОГ для обозначения именно звука Б. Руна В. О ней уже сказано: она получилась из удвоения руны и. Замечу, что в латинском алфавите была взята исконная руна ВЪ в виде V, то есть Италия периода становления общеиталийского алфавита в ранней античности (из которого вышел и латинский) широко использовала руны Макоши. Руна Г. Эта руна целиком заимствована из соответствующей руны ГЪ в виде г вместе с вирамом, что дало вид г. Здесь принцип удвоения соблюден не был. Руна Д. Полагаю, что здесь был использован принцип удвоения, но не руны ДЪ, а руны ДБ в виде 11. Сочетание двух рун ДБ разной ширины с вирамом посередине дало букву А, то есть ДБ. В италийских алфавитах использовалась руна Макоши ДЪ, то есть □ в виде следовательно, без удвоения, но в зеркально отраженном положении. Руна Е. Как мы помним, руна Макоши Е имела два вида, i и <. Принцип удвоения предполагает соединение этих двух знаков воедино, но вертикальная черточка при этом развертывается горизонтально, образуя букву Е, то есть <. Но так писать было неудобно, и левая часть руны вытянулась в вертикальную мачту. Руна Ж. Здесь принцип удвоения сказался на удвоении руны 3 или, точнее, ее угловатого варианта £, ЗЪ. При удвоении получается графема ££, что при повороте на 90° дает Ж. Добавление вирама еще более усложняет вид этой буквы, делая ее такой: ХК. Сжав ее с боков, получаем привычный вид Ж. Впрочем, в средние века иногда встречался и более древний ее вид Ж. Руна 3. Она без удвоения взята из рун Макоши в первозданном виде, 3. В италийских алфавитах использовался угловатый вариант £, причем нижний хвостик почти полностью исчез, %. Руна И. В то время, как италийские алфавиты использовали руну Макоши I, для рун Рода был соблюден принцип удвоения, причем поставлено два вирама, И. Руна К. Здесь тоже был применен принцип удвоения, соединились две руны Макоши КЬ и КЪ, то есть1 и Г, но по вертикали, дав сначала а затем К. Позже эта руна Рода была заимствована и силлабарием рун Макоши. Руна Л. Эта руна была целиком заимствована из силлабария Макоши как Л со значением ЛЬ без знаков вирама. Заметим, что в италийских алфавитах этот знак перевернулся на 180° и выпрямился, а диагональ очень сократилась в размерах. Руна М. И эта руна была целиком заимствована из силлабария Макоши как М со значением МЪ без знака вирама. В италийских алфавитах заимствование оказалось таким же. Руна Н. Была заимствована рунами Рода также целиком как Н из силлабария Макоши со значением НЪ. В некоторых случаях для отличия от И горизонтальная перекладина стала изображаться как диагональ, N. Руна О. Была заимствована рунами Рода тоже целиком как О со значением О, тогда как в силлабарии Макоши она имела чтение ВО. То же было и в италийских алфавитах. Руна П. И эта руна Макоши целиком перешла в руны Рода как п со значением ПЪ, тогда как в италийских алфавитах правая мачта буквы оказалась короче левой, а затем стала загибаться влево и, наконец, стала буквой р. Руна Р. Тоже заимствована целиком из силлабария Макоши без каких-либо изменений и дополнений как р со значением РЪ. В италийских алфавитах под петелькой этой буквы образовался крошечный хвостик, который потом вырос до полной диагонали, и появилась буква r. Руна С. В данном случае, как и в случае ЛЬ, из силлабария Ма-коши заимствован мягкий вариант произношения, СЬ, но заимствован опять-таки целиком как руна С. Тот же вариант заимствован и италийскими алфавитами, но с крошечным хвостиком внизу, который впоследствии перерос в настоящий хвост буквы Б. Руна Т. Она тоже была целиком заимствована из силлабария Макоши как т с произношением ТЪ. Италийские алфавиты заимствовали данную руну тоже без изменений. Руна У. Представляет собой слегка видоизмененную руну Макоши V где ограничительный штрих внизу стал самостоятельной диагональю У. Италийские алфавиты эту формы руны не заимствовали. У них для буквы У использовалась руна V, которая позже получила внизу закругление и стала и Руна X. Появилась, как легкое видоизменение руны Макоши 4 с чтением ХЪ, где линии стрелки слегка сместились сначала до ^, а потом и до X. Руна Ц. Здесь руна Макоши V с чтением ЦЬ претерпела легкое видоизменение, состоящее в смещении средней мачты вправо и в ее укорочении. Получилась руна Рода Ц. Между тем, твердого варианта данной руны первоначально не существовало, ибо такого твердого звука в русском языке не было. Руна Ч. Для нее был избран вариант написания с округлой чашей, V, и произношением ЧЬ. Затем мачта также из середины сместилась вправо, но не за пределы чаши, Ч. Руна Ш. В данном случае никакого изменения не случилось, руна Макоши ш благополучно была заимствована целиком как руна Рода Ш с мягким произношением ШЬ. Руна Щ. Была заимствована из силлабария Макоши в виде Щ с чтением ЩЬ; затем хвостик сместился вправо за тело буквы, и она получила вид Щ. Руна Ь. Была заимствована из силлабария Макоши целиком как РЬ в виде Ь. Но читалась лишь как второй звук, хотя называлась ЕРЬ. Руна Ъ. Образована из руны ЕРЬ силлабария Макоши в виде Ь добавлением слева вирама. Новое чтение стало ЕРЪ, а руна получила вид Ъ. Руна Ы. Образована из руны Рода ЕРЪ в виде Ъ и руны Макоши И в виде I, что дало объединенную руну Рода Ъ1. Руна Ю. Образована из руны Макоши И в виде I и руны ВУ в виде О, что дало объединенную руну Ю. Руна Я. Образована из руны Макоши / со значением Я и руны Макоши I со значением И, а также вирамом слева, что дало вначале руну Рода /1, а затем Я. Как видим, 12 рун Г, 3, Л, М, Н, О, П, Р, С, Т, Ш, Ь были взяты из силла-бария Макоши без каких-либо изменений; еще 9 рун были взяты с изменениями: У, X, Ц, Ч, Щ, Ъ, Ы, Ю, Я. И, наконец, 8 рун Рода были получены путем удвоения: А, Б, В, Д, Е, Ж, И, К. Эти три группы вполне могут быть тремя аттами рун Рода. Из них вторая группа содержит предположенное число рун 9, первая несколько превышает это число, содержа 12 рун, третья на одну руну меньше нужного числа. Однако ничего большего пока сказать нельзя, то есть назвать причины, почему бы ни взять руны Макоши в качестве рун Рода прямо и непосредственно, и почему в одних случаях пришлось несколько изменять руны Макоши, а в других случаях их удваивать. В данной работе я эту проблему решать не буду, понадеявшись на то, что в процессе дальнейшего изучения древних надписей смогу найти решение данной проблемы на конкретных примерах. Но из проведенного анализа ясно одно: руны Рода тем или иным способом возникли из рун Макоши. Именно это я и хотел показать. Иными словами, одна письменность жителей Руси на определенном этапе развития породила другую. Происхождение рун Макоши. Здесь можно только строить гипотезы, поскольку пока этапов развития этого силлабария нами не обнаружено. Представляется, что самым древним наследием силлабария является обозначение гласных вертикальными черточками. Полагаю, однако, что так обозначались не столько гласные, сколько любые слоги, так что запись текста, по сути, представляла собой запись ритма. Например, начало предложения: РУНЫ РОДОВЫ В ХРАМИНЕ ПУСТЬ... могло быть передано так: II III INI III... (предлог не отделялся от последующего слова). Тем самым, запись становилась скорее мнемонической, лишь напоминая ритм предложения, но вовсе не передавая его звуковой состав. Затем, скорее всего, начали помечать начала соответствующих слов. Например, PI Pll VIII ПИ... Разумеется, для каких-то слов соответствующие знаки придумали быстро, для других их еще не придумали. Понятно, что одна прямая черточка как знак ритма противопоставлялась двум черточкам или кривой линии для обозначения первого слога. Возможно, что некоторые знаки придумывались, исходя из значения слов. Например, союз НО. Если бы его не было, то развивающееся предложение дошло бы до своего логического завершения. Однако после союза НО предложение завершается по другому сценарию. Таким образом, союз играет роль развилки дорог, так что вместо одного пути предлагается другой. Развилка так и обозначается, Y. При этом понимается, что человек сначала идет по одному пути (нижняя часть знака), потом перед ним имеется два пути (верхняя часть знака). Следовательно, низ знака - это более близкая часть пути, верх - более далекая. Можно понять и обозначение отрицательной частицы НЕ. Для этого надо показать, что по данному пути (вертикальный штрих) идти нельзя, запрещено (диагональный штрих). Получается знак 4\ Со временем он видоизменяется до Y. Но видоизменяется и развилка до максимального противопоставления знаку НЕ; теперь она пишется V. Можно себе также представить, что два человека, выйдя из своих хижин, сошлись вместе. Тогда вдалеке между ними есть дистанция, а вблизи их путь сходится в одну точку, они идут ВМЕСТЕ. Тем самым, получается руна V, ВЪ. Иными словами, руны Макоши не были какими-то абстрактными знаками, они просто рисовали траекторию движения человека, если угодно - следы, которые он оставляет во время движения. Или не один, а два человека. Так, если люди сходятся возле наблюдателя, - они идут ВЪ. Но если следы сходятся вдалеке, куда идут, допустим, три человека, они идут КЪ, или КО, и это обозначается как 41. При таком понимании знака легко понять и полукружье и, которое было принято для слога БО как первой части слова БОГЪ. В самом деле: слева находится путь человека, вышедшего, допустим, из хижины. Человек вначале идет на зрителя, поэтому слева видна опускающаяся часть кривой. Но вот произошла какая-то беда, и человек поспешил вернуться назад, в УБЕЖИЩЕ, то есть к БОГУ. Знак просто рисует траекторию его пути. Легко понять и другое полукружье, С. А именно: человек выходит из хижины и куда-то идет, но не к наблюдателю. Затем он поворачивает и приходит к нему. Он присоединяется, он теперь находится вместе С наблюдателем. Исходя из данной гипотезы, первоначально графическое значение получили союзы, предлоги или особенно значительные слова. На этом уровне развития рун Макоши некоторый текст мог выглядеть как, например, IIIII ИИ VIII С НИ Vil I Y НИ. Заметим, что вначале мягкие и твердые варианты произношения звуков не различались, так же как глухие и звонкие. Дальнейшие слоговые знаки уже предполагают более сложные отношения. Скажем, та же развилка, направленная к наблюдателю. По какой из двух дорожек пойдет человек? По правой или по левой? Вот эта дилемма, это ЛИ как раз и воплощается в знаке Л. С другой стороны, дорожек может быть две, идущих параллельно, и никакой дилеммы не возникает, и эта ПАРА, эта ПА может быть передана как ТТ. По любой из них можно дойти до наблюдателя и оказаться ЗДЕСЬ. А можно по дорожке пойти от наблюдателя и оказаться ТАМ, и этот слог ТА запечатлелся в Т. Но дорожек может быть МНОГО, и это МЪ можно изобразить, как веер путей /II\. Позже пути были слиты в исходной точке, а также возле наблюдателя, образовав руну АЛ. А можно выйти от наблюдателя, как бы родиться, и опять придти в исходную точку, как это предлагает сделать Род, и руна РО есть возвращение туда же, то есть Р. А можно кому-то отдать вещь, сделать ДАРЪ, то есть вернуть то, что пришло, и потому руна ДА оказывается такой же, как и РО, но в другую сторону, 9. Со временем эти руны начинают изображаться несколько иначе и уже становятся не так похожими друг на друга, будучи Р и Однако еще у этрусков буквы Р и Б постоянно путаются друг с другом, имея практически одинаковое написание. Добавление еще и этих шести знаков сильно расширяет возможности записи текста. Теперь на основной ритм накладываются руны не только в качестве союзов или предлогов, но и в качестве начал слова. Для жрецов эти подсказки становятся все ощутимее. Вот уже изобразили и человечка с опущенными руками и выдвинувшего ногу вперед - руна £ со значением ЧЕ, ЦЕ. А вот ползет змея, издавая ШИПЕНИЕ, —; ее надо поскорее перечеркнуть, чтобы не слышать это ША, ш. Из этого знака позже разовьется и собственно ША, ш, и ЩА, щ, и Ж, 4Н- или или даже ё. Будет изображена и ЧАША, v, за которой закрепится значение ЧА, а позже и ЦА. Но будут появляться и руны, связанные с движением человека; например, он вышел, потом по пути зашел куда-то, потом опять вышел и подошел к наблюдателю. Его зигзаг так и изображается, 3, передавая значение ЗЬ. Что же касается руны ЗА, то ВЗАИМОдействие могло пониматься как пересечение путей, x. Передается и значение ГЪ, как действие - ГЪНУТЬ; согнутая руна и есть г. Таковы основные руны Макоши. А позже появляются и производные - для обозначения каких-то вариантов звуков. Скажем, руна КО может изображаться с одним рогом, Г, и это будет уже ГО. А повернутая по диагонали, ^, она уже получит иное значение, ХО. Перевернутая вверх ногами, она же будет КИ или КЕ, Ь, но также ГИ и ГЕ. То же самое будет при повороте набок руны V со значением ВЪ; появляются ВЕ, < и ВИ, >. Кладется набок и руна ДЪ, образуя а, однако со временем горизонтальные палочки исчезают, и руна приобретает вид I I. У руны ЖЕ, ЖИ уменьшается количество горизонтальных палочек на одну, она приобретает вид Ь. У руны ЛИ развивается твердое произношение ЛЪ, что на письме передается как А. Руны МЕ, МИ образуются из М надвиганием друг на друга при потере правой диагонали, /X. Руны НО и НЕ сливаются вместе, образуя руну НЪ, Н; для получения руны НИ ее положили набок, Ф. Весьма своеобразно получили руны ПЕ, ПИ. Руну ПЪ, ТТ разделили на части, 1 Г? а затем части наклонили и перекрестили. Получилось'Х. Для получения руны РЬ отразили по вертикали руну Р, так что образовалась руна Ь. Руна РА возникла как соединение Р и Ь в Й, что позже стали изображать как Ы. Руна С исходно имела чтение СЬ, СЕ; для получения СЪ ее стали чертить угловато, С. Остальные значения получились положением руны на бок и соединением ее с гласным звуком в виде вертикальной черты. Получилось сначала Ф и сЬ со значениями СИ и СА; позже эти знаки стали выглядеть, как V и А. Для получения руны СУ два знака С пересеклись, образовав вначале ЗС, а затем 8. Для получения ТЕ и ТИ руна Т была положена на бок, К либо два эти знака слились в +, либо была перекошена диагональ, т или либо крыша, Т и Т. У руны ШЬ произошла та же метаморфоза, что и у руны ПЪ, а именно, руна была разбита на части и половинки наклонены, что образовало руну \Л/ со значением ШЕ, ШИ. Таковы производные руны Макоши. Конечно, это только предположения. Как в действительности возникали руны Макоши, мы пока не знаем. Удивительно, что на всех конкретных изображениях эпохи палеолита, какими бы древними они ни были, руны Макоши выглядят вполне сформировавшимися. Очевидно, период их формирования отодвинут от нас не только в очень отдаленные эпохи, исчисляемые сотнями тысяч лет, но и на другие континенты, например, в Америку, а также спрятан под толстым слоем застывшей лавы. Замещение как уточнение. Мы видим, что создание силлабария Макоши совершенно не было одномоментным актом. Каждая вертикальная палочка замещала собой любой слог, и была, таким образом, изображением слога как такового. То есть представляла собой предельную абстракцию слога. Но появлявшиеся слоговые руны тоже не замещали конкретный слог - они замещали слоги, начинающиеся или с Б, или с В, или с Г/К/Х, или еще с какого-нибудь согласного звука. Тем самым они уже замещали слог с определенным согласным (или группой согласных), но не конкретный слог, то есть, не конкретное сочетание согласного и гласного. Позже возникает деление слогов на слоги с гласными непереднего и переднего образования, и, соответственно, руны начинают постепенно передавать и эту подробность. Тем самым степень конкретизации руны возросла, но возрос и репертуар рун, то есть их количество в силлабарии. В конце концов, возник весь помещенный в данной книге силлабарии Макоши. Теперь при воспроизведении текста не нужно мучительно вспоминать, что означала та или иная черточка; конкретная форма знака позволяла вспомнить приблизительное звучание слога и довольно быстро догадаться о содержании текста. Таким образом, от стадии воспоминания, когда нужно было вспомнить весь текст по редким подсказкам, жрец отошел, перейдя к стадии догадки и разгадки. Теперь подсказок было много, и по ним можно было вычислить даже прежде незнакомый текст. Это еще не чтение, но уже определенное приближение к нему. Повторить усилия жреца теперь могли и многие люди не жреческого сословия. Разгадывать текст было уже не то, что просто, но надежно, хотя и медленно. Поэтому жрецы, стремясь создавать из рун Макоши красивые узоры, перешли к соединению отдельных рун в лигатуры по две, а иногда и по три, чем существенно замедлили разгадку, поскольку количество возможных вариантов прочтения резко возросло. Однако и такие «вязаные» руны находили определенный спрос для передачи особо сакральных текстов. Полной противоположностью данного высокого стиля письма явился переход на буквы, на руны Рода. Буквы с их полной определенностью звучания позволяли читать тексты быстро, хотя требовали для своего написания почти вдвое больше места как из-за того, что на замещение одного слогового знака приходилось две буквы, так и потому, что сами буквы часто представляли собой удвоенные руны Макоши. А гласные буквы были вообще в несколько раз толще вертикальной палочки, представлявшей гласную в рунах Макоши. И, конечно же, они были по написанию гораздо пространнее лигатур из рун Макоши. Тут уже соотношение могло достигать пятикратного размера. Зато теперь читать руны Рода могло любое образованное лицо, не обязательно жрецы. Так возникло несколько стилей: сакральный, где слово писалось в столбец, а руны соединялись в лигатуры; полусакральный, где руны Макоши писались в строку без лигатур, и светский, где тексты были начертаны рунами Рода также в строку. И при этом каждый этап замещения палочек на общие слоги с данным согласным, затем на более дифференцированные слоговые знаки, затем на буквы - это был и шаг уточнения звучания, и шаг развития письменности. Происхождение рун Мары. Руны Мары - это просто истолкованные руны Макоши и Рода. Полагаю, что сам процесс истолкования начался много позже того, как жрецы стали читать надписи рунами. Вообще говоря, в народной памяти хранились очень многие эпизоды истории Руси. Примечательно, что не только руны Рода, но и руны Макоши во всей Европе помнили не только в античности, но и в Средние века. К эпохе Возрождения Европа стала забывать руны Макоши, к середине XIX века в ней забыли и руны Рода. В России эти процессы шли несколько иначе, и руны Макоши забылись в XVII веке, а руны Рода стали кириллицей и являются основой нашей письменности до сих пор. Но практика истолкования рун Макоши исчезла вместе с последними, а истолкованием слов на кириллице, начиная с XVIII века, занимаются уже не жрецы, а ученые. Но у представителей науки свой взгляд на вещи, и они в целом не знают ни славянской мифологии, ни собрания текстов на рунах Макоши. Само по себе возникновение рун Макоши, видимо, следует связать со средним палеолитом, с его началом, тогда как руны Рода, видимо, возникли в его середине. С точки зрения антропологии все это - культура кроманьонца. Чуть позже, по мере роста влияния храма Мары, появляется толкование рун, сакральное понимание тайных смыслов многих слов, что, разумеется, укрепляет жреческую власть. Если когда-либо существовала книга Мары, и мы бы смогли ее найти, мы бы познакомились с удивительными этимо-логиями тех слов, которые написаны на памятниках славянской письменности, прежде всего, рунами Макоши. Некоторая надежда на обретение подобных сокровищ имеется, поскольку храмы Мары, как часть комплекса пещерных храмов, существуют во многих горах и по сей день. Возможно, что какие-то копии книги Мары там хранятся и сю пору, ибо расположены храмы в безлюдных местах, а попасть внутрь храма очень непросто.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Эта глава получилась наиболее короткой, поскольку все изложенные в ней положения пока носят чисто гипотетический характер. Зато здесь ясно другое: прежде всего, переход на такую сгупень цивилизации как обретение письма, начался чрезвычайно рано, порядка нескольких сотен тысяч лет назад, что очень смущает многих современных ученых, пока не готовых допустить такую очень высокую степень духовного развития древнекаменного человека. Далее, развитие рун Макоши, по всей видимости, не проходило стадии рисунчатого письма, или пиктографии, на чем настаивают современные теоретики письма. Рисунчатое письмо является вполне самостоятельным видом духовной деятельности, благополучно дожившим до наших дней и успешно в наши дни развивающимся. Это не означает, что руны Макоши было невозможно стилизовать под рисунки различных объектов, подобно тому, как сегодня мы в состоянии написать русским гражданским шрифтом слово «Коран», стилизованное под арабскую графику; однако достаточно конкретных изображений людей, животных или бытовых предметов в качестве более раннего письма, чем руны Макоши, нами не обнаружено. В какой-то степени, но очень условно, можно причислить к «пиктограммам» руны Макоши, изображающие чашу, человека или его путь от наблюдателя и к нему, однако это скорее идеограммы, чем Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|