Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Перевод Валерия Ерохина. Комментарии и послесловие Николая Копчевского 9 страница




Георг Бём (1661-1733) - один из крупнейших северогерманских органных композиторов. Был органистом в Иоганнескирхе в Люнебурге. Бах испытал большое влияние Бёма, а возможно, и брал у него уроки в период обучения в Люнебурге.

5 Здесь Форкель ошибается, приписывая ему раннюю смерть, которая якобы вызвала переезд Иоганна Себастьяна в Люнебург. На самом деле причиной явилось, с одной стороны, увеличение собственной семьи Иоганна Кристофа, которому из-за этого становилось трудно содержать еще и младшего брата, с другой стороны, новый кантор Ордруфского лицея, где учился Бах, - Элиас Херда, недавний воспитанник школы при Бенедиктинском монастыре св. Михаила в Люнебурге,- мог сам направить туда юношу, так как именно в этой школе Бах имел возможность получить бесплатный кров и пропитание.

6 Иоганн (Ян) Адам Райнкен (1623-1722) - знаменитый северогерманский органист, в своем творчестве примыкал к нидерландской традиции. Бах создал на материале произведений Райнкена фугу и две сонаты для клавира.

7 В последнее время факт путешествия пешком подвергается сомнению. Ведь расстояние от Арнштадта до Любека - приблизительно 450 км. На один только путь в оба конца ушло бы около 4 недель, тогда как официально отпуск Баху был разрешен на 4 недели (см.: Друскин, с. 27).

8 1714! (у Форкеля ошибка).

9 Имеются в виду духовные кантаты.

10 Фридрих Вильгельм Цахау (Цахов; 1663-1712) - органист, композитор и педагог, автор хоральных обработок и церковных кантат.

11 Готфрид Кирхгоф (1685-1746) - органист и довольно средний композитор. Из его сочинений интересно указать на «Музыкальную азбуку, прелюдии и фуги во всех тонах» (дата создания неизвестна). Вопрос о том, имеет ли этот цикл какое-нибудь отношение к баховскому «Хорошо темперированному клавиру», остается открытым.

12 Луи Маршан (1669-1732) - французский органист и клавесинист. Его сочинения отличаются необычными гармоническими эффектами.

13 Франсуа Куперен (1668-1733), прозванный современниками «Великим», - крупнейший французский композитор, органист и клавесинист. Его творчество оказало огромное влияние на многих композиторов. Бах внимательно изучал его сочинения.

Пренебрежительное отношение к Куперену при сравнении с ним Маршана, а также замечания в главе III свидетельствуют о некоторой предвзятости Форкеля (см. послесловие).

14 Жан Батист Волюмье (ок. 1675-1728) - скрипач и довольно известный в свое время автор танцевальной музыки. Исполнял при Дрезденском дворе обязанности не только концертмейстера, но и балетмейстера.

15 По всей вероятности, Маршан также получил возможность послушать игру Баха, что скорее всего и явилось причиной его поспешного бегства.

16 1720! (у Форкеля ошибка).

17 На самом деле цель Баха была еще и практической: соискание места органиста церкви св. Иакова (Бах этого места не получил; см.: ДЖ, док. 37-39).

18 Иоганн Кунау (1660-1722) - крупный немецкий композитор и органист. Его перу принадлежит множество церковных сочинений. Особенно велико его историческое значение как автора клавирных сюит и клавирных программных сонат, названных «Библейскими историями». Кроме того, Кунау - автор нашумевшего в свое время романа «Музыкальный шарлатан», являвшегося сатирой на итальянскую моду в немецкой музыке того времени.

19 По-видимому, Форкель здесь подразумевает напряженные отношения И. С. Баха с его непосредственным лейпцигским начальством, которые побуждали великого кантора искать покровительства у дрезденского монарха.

20 Фридрих Второй (1712-1786) - король Прусский, любитель музыки, флейтист и композитор. В 1732 году основал капеллу, руководителями которой были К. Г. Граун, Ф. Агрикола, а под конец - И. Ф. Рейхард. К капелле принадлежал и знаменитый флейтист Иоганн Иоахим Кванц (у которого Фридрих учился игре на флейте). В капелле с 1740 по 1767 год был клавесинистом Карл Филипп Эмануэль Бах. Известно множество сочинений Фридриха, главным образом для флейты (121 соната, 4 концерта и др.). Его основная резиденция находилась в Потсдаме под Берлином.

21 Имеется в виду Готфрид Зильберман (1683-1753), наиболее известный из целой династии органных мастеров. Он построил около 50 органов. Кроме того, ему принадлежит целый ряд усовершенствований в механике фортепиано (сконструированного в 1709 году итальянцем Бартоломео Кристофори). С фортепиано Зильбермана И. С. Бах впервые познакомился еще в 30-е годы; инструмент ему тогда не понравился из-за невыровненности звука (слабые дисканты) и чересчур тяжелой клавиатуры. Мастер учел замечания Баха, и когда в потсдамском дворце произошла вторая встреча Баха с фортепиано, эти инструменты были уже значительно более усовершенствованными и вызвали его одобрение.

22 На заданную королем тему Бах сымпровизировал трехголосную фугу.

23 Однако уже в ближайшее время Бах практически продемонстрировал пригодность «королевской темы» для разработки в виде шестиголосной фуги.

24 28 июля! (у Форкеля ошибка).

25 Приведем здесь таблицу «Радости и горести в семье кантора церкви святого Фомы» (заимствовано из альбома: Neumann W. Auf den Lebenswegen Johann Sebastian Bachs. Berlin, 1957, S. 183):

 

 

род. летом 1723

Кристиана София Генриетта

род. 26 февр. 1724

Готфрид Генрих

род. 14 апреля 1725

Кристиан Готлиб

род. 5 апреля 1726

Элизабет Юлиана Фридерика

ум. 29 июня 1726

Кристиана София Генриетта

род. 30 окт. 1727

Эрнестус Андреас

ум. 1 ноября 1727

Эрнестус Андреас

ум. 21 сент. 1728

Кристиан Готлиб

род. 10 окт. 1728

Регина Йоханна

род. 31 дек. 1729

Кристиана Бенедикта

ум. 4 янв. 1730

Кристиана Бенедикта

род. 18 марта 1731

Кристиана Доротея

род. 21 июня 1732

Иоганн Кристоф Фридрих

ум. 31 авг. 1732

Кристиана Доротея

ум. 25 апреля 1733

Регина Йоханна

род. 4 ноября 1733

Иоганн Август Абрахам

ум. 6 ноября 1733

Иоганн Август Абрахам

род. 5 сент. 1735

Иоганн Кристиан

род. 30 окт. 1737

Йоханна Каролина

род. 22 февр. 1742

Регина Сусанна

женитьба в 1744

Карл Филипп Эмануэль

род. 30 ноября 1745

Иоганн Август (сын К. Ф. Э. Баха)

род. в сент. 1748

Иоганн Себастьян (сын К. Ф. Э. Баха)

женитьба 20 янв. 1749

Элизабет Юлиана Фредерика и Иоганн Кристоф Альтникколь

род. 4 окт. 1749

Иоганн Себастьян Альтникколь

ум. 21 окт. 1749

Иоганн Себастьян Альтникколь

ум. 28 июля 1750

Иоганн Себастьян Бах

 

26 Еще в 1730 году Бах в письме к Эрдману (от 28 октября) сообщает о своей семье: «...все они прирожденные музыканты, так что смею Вас уверить, что уже могу составить семейный вокальный и инструментальный ансамбль, тем более, что моя нынешняя жена обладает чистым сопрано, да и старшая дочь недурно поет» (цит. по: ДЖ, док. 1, с. 18).

 

Глава III

 

1 «Очерк истинного способа игры на клавире» - один из значительнейших трактатов об игре на клавире (ч. I, 1753, ч. II, 1762); в нем, наряду с вопросами чисто клавирного порядка (постановка руки, аппликатура, игра украшений), освещаются более широкие темы, связанные с сочинением музыки и свободной импровизацией, а также общеэстетические проблемы. Наряду с «Опытом наставления в игре на поперечной флейте» Кванца (1752) и «Фундаментальной скрипичной школой» Леопольда Моцарта (1-е изд., 1756), трактат К. Ф. Э. Баха является важнейшим источником сведений о музыкальной практике середины XVIII века.

2 Помещенное в этой главе форкелевское описание техники игры на клавишных инструментах, а также соображения об аппликатурной реформе И. С. Баха подробно рассматриваются в послесловии; см. также: Копчевский Н. Клавирная музыка. Вопросы исполнения. М., 1986, гл. I, 3; гл. IV, 2; ДЖ, док. 137 (из трактата И. И. Кванца).

3 Клавикорд (clavis - клавиша, лат., chorda-струна, греч.) - вероятно, самая старинная форма клавишных струнных инструментов. Время возникновения клавикорда точно неизвестно, в первой половине XV века он уже приобрел свой окончательный вид. В музыкальной практике он применялся вплоть до начала XIX века. В клавикорде звук извлекался металлическим тангентом. Тангент и клавиша располагались на противоположных концах одного и того же рычага, так что при нажиме клавиши тангент ударял снизу по струне. Таким образом, между пальцем исполнителя и струной осуществлялся как бы непосредственный контакт, отсутствующий на других клавишных инструментах. Благодаря этому на клавикорде можно было изменять силу звука (в зависимости от силы прикосновения к клавише). Этому инструменту был также свойствен особый эффект Bebung (дрожание струны), осуществляемый посредством вертикальной вибрации пальца на клавише. Дешевизна и выразительность звучания делали клавикорд излюбленным домашним инструментом вплоть до конца XVIII века (К. Ф. Э. Бах, Д. Г. Тюрк), и само слово «клавир» в конце XVIII века чаще всего применялось по отношению к клавикорду. Но вместе с тем инструмент этот имел ограниченное применение вследствие слабости своего звука. Кроме того. клавикорд большей частью бывал «связанным» (в особенности старинные образцы этого инструмента), то есть разные звуки извлекались на одной и той же струне - по ней могли ударять тангенты нескольких клавиш, каждый из которых при ударе «делил» струну в определенном месте, благодаря чему извлекался звук соответствующей высоты. Но на одной струне одновременно мог извлекаться только один звук, поэтому целый ряд звукосочетаний был невозможен. С целью устранения этого существенного недостатка строились более совершенные (и более дорогие), «несвязанные» клавикорды, в которых каждой клавише соответствовала отдельная струна.

4 См.: ДЖ, док. 139.

5 См.: ДЖ, док. 138 (из трактата К. Ф. Э. Баха).

6 Клавесин, чембало, клавичембало (clavis - клавиша, cimbalum - цимбалы, лат.} - клавишный струнный инструмент. Его возникновение относится, по-видимому, ко второй половине XIV века. Звук извлекался кусочком перышка (иногда применяли кусочки кожи), прикрепленным к вертикальному стержню, который был соединен с клавишей. Перышко (или кусочек кожи) при движении стержня щипало струну. На клавесине сила звука и его характер не зависели от силы удара по клавише, поэтому часто применяли два мануала (клавиатуры), каждый из которых был связан со своим набором струн, обладавшим определенной окраской и силой звука. Многие инструменты имели дополнительные наборы струн (регистры), которые можно было переключать в процессе игры (даже пользуясь одним и тем же мануалом).

В некоторых клавесинах устанавливалась еще и педальная клавиатура. Целый ряд клавирных сочинений Баха (например, фуга ля минор из I тома «Хорошо темперированного клавира», заключительный органный пункт) указывает на то, что они были задуманы для клавесина с педалью.

Надо заметить, что в большинстве случаев мы не можем с уверенностью сказать, для какого инструмента написано то или иное клавирное произведение И.С.Баха (и вообще многих старинных композиторов). С одной стороны, понятие «клавир» являлось родовым и обозначало клавишные инструменты - не только клавесин и клавикорд, но нередко и орган, - с другой стороны, не было специфически клавесинной или клавикордной фактуры (за исключением некоторых приемов, свойственных какому-то одному из этих инструментов), с третьей - еще существовала сохранившаяся от эпохи XV-XVI веков традиция исполнения одной и той же музыки на различных инструментах. Таким образом, и исполнение клавирных произведений И. С. Баха на нашем современном фортепиано не может рассматриваться как неправомочная транскрипция - такое исполнение оказывается вполне в духе этой музыки (вспомним, что Бах именно па фортепиано играл Фридриху в Потсдамском дворце и свое «Музыкальное приношение» написал в память об этих фортепианных импровизациях).

 

Глава IV

 

1 Под «разделенной гармонией» Форкель подразумевает широкое расположение аккордов.

2 Имеется в виду сложившаяся в эпоху средневековья система семиступенных диатонических ладов.

3 См. коммент. 8 к гл. V.

4 В настоящем издании все нотные примеры даются в современном написании и помещаются в соответствующих местах текста. У Форкеля в первых изданиях его книги сохранялась старинная графика, в ряде случаев (примеры 1, 2, 8-10) верхняя система была изложена в сопрановом ключе; помещались все примеры на отдельной таблице, которая была вклеена в книгу. Современного читателя не должны также удивлять некоторые разночтения приводимых примеров с общеизвестными баховскими текстами; так, «Дорийская токката» дается с си-бемолем в ключе, тогда как у Баха бемоль всюду был выставлен как случайный знак; дело в том, что в качестве оригиналов Форкель использовал те рукописи (не всегда достоверные), которые он считал точными и окончательными версиями (см. послесловие).

5 Об этом эпизоде Форкелю сообщил в 1774 году К. Ф. Э. Бах в одном из писем (см.: ДЖ, док. 360).

6 Иоганн Иоахим Кванц (1697-1773) - знаменитый немецкий флейтист и музыкальный деятель XVIII века. Его деятельность была чрезвычайно разносторонней - он выступал в качестве исполнителя, педагога, композитора и руководителя концертов. Его перу принадлежит около трехсот концертов для флейты, двести флейтовых сонат. Основным его трудом, сохранившим свое значение до нашего времени, явился трактат «Опыт наставления в игре на поперечной флейте» (1752). Приведенная Форкелем цитата заимствована из этого трактата (см.: ДЖ, док. 167).

7 Имеется в виду внедрение в музыкальную ткань импровизации какого-либо общеизвестного лютеранского хорального напева, не имеющего непосредственного отношения к разрабатываемой теме.

8 Иоганн Адольф Шайбе (1708-1778) - немецкий композитор и теоретик музыки. Своей публицистической деятельностью оказал влияние на развитие немецкого зингшпиля. В 1737-1740 годы издавал еженедельник «Критический музыкант» («Der Critische Musicus»). Статья Шайбе в номере от 14 мая 1737 года (см.: ДЖ, док. 293) содержала нападки на Баха (не названного по имени). В дальнейшем разразилась целая полемика между Шайбе и защитником Баха И. А. Бирнбаумом (см.: ДЖ, док. 295-300). Кстати, именно Бирнбаум в одном из своих печатных выступлений поведал о том самом провале Шайбе на испытании органистов в присутствии Баха в качестве экзаменатора (см.: ДЖ, док. 299), который, судя по всему, представлялся Форкелю несомненным фактом; Шайбе, однако, этот факт отрицал (см.: ДЖ, док. 300). Швейцер считает, что критика Шайбе (который высоко ставил целый ряд произведений Баха - в особенности Итальянский концерт) явилась следствием не только личной обиды Шайбе, но и его принципиальных установок в борьбе за новую музыку (см.: Швейцер, с. 110, 131-134).

9 Здесь и далее, как и в некоторых других местах, Форкель пересказывает сведения, сообщенные ему К. Ф. Э. Бахом в письме 1774 года (ДЖ, док. 360).

10 См.: ДЖ, док. 149-160.

11 См.: ДЖ, док. 161-166.

12 Георг Андреас Зорге (1703-1778) - немецкий органист и теоретик музыки, член мицлеровского «Общества музыкальных наук». Известна его работа «Преддверие музыкальной композиции» (1745-1747). Отрывок из упомянутого Форкелем посвящения см.: ДЖ, док. 286 (при цитировании Форкель несколько расширил формулировку Г. А. Зорге).

 

Глава V

 

1 Данное утверждение представляется малообоснованным, так как эти «первые опыты» не сохранились.

2 Антонио Вивальди (1677-1741) - крупнейший итальянский композитор. Внес большой вклад в развитие инструментального концерта. Несколько иной взгляд на причины, побуждавшие Баха перерабатывать чужие сочинения, высказывает Швейцер (см.: Швейцер, с. 142-144).

3 Джироламо Фрескобальди (1583-1643) - крупнейший итальянский композитор, органист, клавесинист. В своем творчестве он объединил многие лучшие достижения эпохи. Его перу принадлежит почти исключительно инструментальная музыка - токкаты, канцоны, ричеркары и др. Фрескобальди оказал огромное влияние на композиторов Германии и Австрии. У него учился Фробергер.

Николаус Адам Штрунк (Strungk; 1640-1700) - немецкий композитор, скрипач и органист. Некоторое время руководил немецкой оперой в Гамбурге и Лейпциге.

Об остальных названных здесь композиторах см. коммент. к гл. II.

4 Не будем забывать, что «гомо-» {греч.) значит «тот же самый», «такой же», «одинаковый», то есть, что «гомофония» (под которой обычно подразумевается мелодия с гармоническим сопровождением) буквально означает «единозвучие», «единообразное звучание». Что же касается «предков» Форкеля и его современников, то они, надо сказать, не вкладывали в это понятие того смысла, который вкладывал в него Форкель (и который вкладывается в него до сих пор); понятие «гомофония» утвердилось в обычном для нас смысле лишь на рубеже XVIII-XIX веков (оно было зафиксировано в «Музыкальном словаре» Г. К. Коха, вышедшем в свет в том же самом 1802 году, что и книга Форкеля о Бахе).

5 Здесь Форкель выдвигает чрезвычайно важную конструктивную идею, со временем глубоко укоренившуюся в музыкально-теоретическом сознании. Речь идет о гармонической взаимообусловленности линеарно-мелодических компонентов полифонической фактуры как источнике особого богатства ресурсов развитой полифонии.

6 О периодизации творчества Баха Форкелем см. послесловие.

7 См. коммент. 10 к гл. VII.

8 Термин «модуляция» - в отличие от современного его понимания - трактуется Форкелем как «продвижение» голосов (см. с. 31), то есть как развертывание мелодических линий.

9 Собственно, «расходятся» и «сходятся», конечно же, не звуки (как по неосторожности получилось у автора), а голоса.

10 См. коммент. 8 к данной главе.

11 О баховских оригиналах, которыми пользовался Форкель при подготовке издания Хофмайстера и Кюнеля, см. послесловие.

12 Три наклонения (три «рода») - это диатоника, хроматика и энгармоника (понятия, разработанные в древнегреческой теории музыки). Во времена Форкеля эта триада давно уже стала анахронизмом. В данном случае некорректное словоупотребление связано у Форкеля с распространенным среди европейских мыслителей его поколения преклонением перед античной культурой.

13 Такие органные пункты встречаются в 4-й, 5-й и 6-й Английских сюитах.

14 Уточним: круг этот далеко не всегда ограничивался у Баха «близко родственными» тональностями. Меткая форкелевская характеристика музыкального мышления Баха может быть отнесена и к вокально-инструментальным композициям.

 

Глава VI

 

1 Некоторое пренебрежение, проявляемое Форкелем по отношению к народной музыке, можно объяснить влиянием господствовавших в то время взглядов на нее как на нечто низменное, банальное, не имеющее отношения к истинному искусству. Композиторская практика издавна опровергала эти взгляды - известно множество примеров использования народных мелодий в самых сложных сочинениях (мессы фламандских полифонистов, многочисленные инструментальные вариационные циклы композиторов разных стран).

2 Скорее всего имеются в виду сочинения не строгополифонического склада.

3 Имеются в виду так называемые Гольдберговские вариации (Klavier-ubung, ч. 4).

4 Партиты.

5 Имеются в виду три сонаты и три партиты для скрипки соло, а также шесть сюит для виолончели соло.

6 См. коммент. 8 к гл. V.

7 Рейнхард Кайзер (1674-1739) - немецкий композитор. В течение многих лет руководил Гамбургским оперным театром и относился к числу ведущих фигур в музыкальной жизни Германии. Ему принадлежат десятки опер, а также множество кантат, оратория «Окровавленный и умирающий Иисус» и другие произведения.

8 Здесь взгляды Форкеля чрезмерно категоричны и субъективны. Тот факт, что Форкель ставит Кайзера и Генделя на одну доску, свидетельствует о приблизительно одинаковом значении, которое имела их деятельность в глазах современников. О сравнении Генделя и Баха см. коммент. 3 к Предисловию.

9 На русском языке предисловие К. Ф. Э. Баха и один из откликов на него см.: ДЖ, док. 339, 340.

10 См. коммент. 8 к гл. V.

11 Данное рассуждение Форкеля страдает некоторой предвзятостью.

12 В этом отношении наиболее показательным является монументальный цикл «Искусство фуги»; дальнейшие рассуждения Форкеля могут быть отнесены в первую очередь к канонам из «Искусства фуги» и «Музыкального приношения».

13 Т. е.: в прямом движении, в противодвижении (иначе, в обращении), в увеличении и т. п.

14 Это было 2 марта 1714 года (см.: ДЖ, док. 35).

15 Речь идет о партии basso continuo, которая включала в себя басовый голос и гармоническое заполнение, допускавшее богатое варьирование.

16 Это бывало далеко не всегда (например, месса си минор считалась во времена Баха неисполнимой).

17 Имеются в виду духовные кантаты, пассионы, мессы, магнификат.

18 Здесь Форкель высказывает поверхностное суждение. Будучи зрительно знаком с некоторыми кантатами, Форкель - так же, как и его современники, - никогда не слышал их в живом звучании. Только через 27 лет после появления его книги, когда Мендельсоном впервые были исполнены «Страсти по Матфею», началось распространение интереса к вокальным сочинениям Баха и мир увидел, какие красоты и глубины заключены в этих бессмертных шедеврах.

19 См.: ДЖ, док. 83.

20 Имеется в виду Траурная ода BWV 198 (см.: ДЖ, док. 81, 82).

21 Здесь Форкель не совсем точен. Можно, например, упомянуть песни «Bist du bei mir» («Когда ты со мной», BWV 508) и «Sooft ich meine Tabakspfeife» («Когда я набиваю трубку», BWV 515) из 2-й Нотной тетради Анны Магдалены Бах. К тому же многие номера его кантат (особенно светских) по существу представляют собой песни народно-бытового характера.

 

Глава VII

 

1 См. послесловие, а также: Копчевский Н. Иоганн Себастиан Бах (исторические свидетельства и аналитические данные об исполнительских и педагогических принципах). - В кн.: Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1. М., 1979, с. 85-106; его же: Клавирная книжечка Вильгельма Фридемана как учебное пособие. - В изд.: Бах И. С. Нотная тетрадь Вильгельма Фридемана Баха. М., 1975, с. 4-13.

2 См. выше, гл. III.

3 Имеются в виду мелизмы.

4 Показателен в этом отношении рассказ Э. Л. Гербера о занятиях И. С. Баха с его отцом, когда ученику посчастливилось прослушать в авторском исполнении три раза весь «Хорошо темперированный клавир» (см.: ДЖ, док. 201).

5 Далее (при описании метода обучения основам композиции) Форкель во многом опирается на сведения, сообщенные ему К. Ф. Э. Бахом в письме от 13 января 1775 года (см.: ДЖ, док. 361, «В-9-х:...»).

6 Иначе говоря, ученик должен был гармонизовать цифрованный бас в четырехголосном «хоральном» складе.

7 Здесь речь идет о гармонизации мелодии (хорального напева, заданного в виде линии верхнего голоса).

8 Здесь имеется в виду прежде всего способность создавать «музыкальные мысли», то есть художественно значимые мелодии, темы.

9 Анджело Берарди (род. в 30-е годы XVIII в., ум. в конце XVIII в.) - один из крупнейших итальянских теоретиков и педагогов по композиции, автор многочисленных трактатов и музыкальных произведений.

Джованни Батиста Бонончини (1640-1678) - итальянский композитор и теоретик, автор учебника контрапункта «II musico prattico» («Практический музыкант», 1673).

Иоганн Йозеф Фукс (1660-1741) - австрийский композитор и теоретик. Его учебник контрапункта «Gradus ad Parnassum» («Ступень к Парнасу», 1725) пользовался непререкаемым авторитетом во многих странах вплоть до нашего столетия. К этой книге с уважением относился и сам И. С. Бах.

10 Форкель здесь основывается, по-видимому, на высказываниях самого Кирнбергера, который утверждал, что в своем трактате («Die Kunst des reinen Satzes», Bde. 1-2, 1774, 1779) он опирался на баховский метод обучения композиции. С этим утверждением, однако, еще за четверть века до Форкеля не соглашался, например, такой крупный теоретик, как Ф. В. Марпург (см.: ДЖ, док. 217).

11 Иоганн Каспар Фоглер (1696-1763); см.: ДЖ, док. 196.

12 Т. е.: напечатаны.

13 Готфрид Август Хомилиус (1714-1785). Под церковной музыкой подразумеваются вокально-инструментальные композиции.

14 Кристоф Траншель (1721-1800).

15 Иоганн Готлиб Гольдберг (1727-1756) - ученик Вильгельма Фридемана и Иоганна Себастьяна. С ним связано создание знаменитых баховских «Гольдберг-вариаций» (см. гл. IX).

16 Иоганн Людвиг Кребс (1713-1780).

17 Иоганн Кристоф Альтникколь (1720-1759).

18 Иоганн Фридрих Агрикола (1720-1774) - немецкий композитор и теоретик. После занятий у Баха учился еще некоторое время у Кванца в Берлине. Его деятельность была необычайно многосторонней - он руководил Королевской капеллой, был органистом, певцом, вокальным педагогом. Агрикола участвовал в составлении баховского некролога (см. коммент. 1 к Предисловию).

19 Пьер Франческо Този (1646-1727) - знаменитый итальянский певец-кастрат и вокальный педагог. Его книга «Opinioni di Cantori» («Воззрения певцов», 1723) пользовалась большой популярностью и была переведена на немецкий, французский и английский языки.

20 Иоганн Готфрид Мютель(1728-1788), см. послесловие.

21 Иоганн Филипп Кирнбергер (1721-1783).

Помимо того, что отмечено Форкелем, следует сказать, что Кирнбергер был еще скрипачом в Королевской капелле в Берлине. Ему мы в значительной степени обязаны сохранением многих баховских произведений, так как он внушил идею собирания баховских рукописей своей ученице Анне Амалии (1723-1787), принцессе Прусской, которая впоследствии завещала свою коллекцию библиотеке Иоахимстальской гимназии. Сейчас это собрание входит в берлинскую Государственную библиотеку (в прошлом Королевская библиотека) под шифром Аmаlienbibliothek. См. также гл. IX.

22 Иоганн Кристиан Киттель (1732-1809). Приобрел известность главным образом благодаря учебнику «Der angehende Organist» («Начинающий органист», 1801). В одном из своих писем Форкель отзывается весьма иронически о некоторых высказываниях Киттеля (см.: Kinsky, S. 66). Целый ряд учеников Киттеля работал в России (см. послесловие).

23 Трио-фактура (нем. Orgeltrio) - сочинение, рассчитанное на одновременное использование двух мануалов и педальной клавиатуры органа.

24 Иоганн Георг Фойгт (1728-1765). Иоганн Мартин Шубарт (1690-1721).

25 Вильгельм Фридеман Бах (1710-1784).

26 Карл Филипп Эмануэль Бах (1714-1788). См. также коммент. 1 к гл. III.

27 Иоганн Кристоф Фридрих Бах (1732-1795).

28 Иоганн Кристиан Бах (1735-1782). Здесь Форкель не совсем прав: начальное музыкальное образование младший сын Баха получил у своего отца, а после его смерти продолжил занятия музыкой под руководством Филиппа Эмануэля. Историческое значение Иоганна Кристиана заключается главным образом в его влиянии на формирование некоторых стилевых черт музыки молодого Моцарта.

 

Глава VIII

 

1 Содержание этой главы во многом перекликается с письмом К. Ф. Э. Баха, адресованным Форкелю в конце 1774 года (см.: ДЖ, док. 360).

2 Конрад Фридрих Хурлебуш (1696-1765) - органист, а также довольно способный автор песен и инструментальных сочинений. С 1743 года - органист в Амстердаме. Источник сообщения Форкеля - см.: ДЖ, док. 256.

3 Cм.: ДЖ, док. 361 («В-11-х:...»).

4 Антонио Кальдара (1670-1736) - итальянский композитор. В его творчестве сильно мелодическое начало.

Иоганн Адольф Хассе (1699-1783) - немецкий композитор, автор многочисленных опер-сериа. Жена Хассе - знаменитая певица Фаустина Бордони-Хассе (1700-1781).

Иоганн Готлиб Граун (1702 или 1703-1771) - немецкий композитор и скрипач, ученик Тартини. У него, в свою очередь, некоторое время занимался В. Ф. Бах. Его перу принадлежат 100 симфоний, 60 скрипичных концертов, 28 кончерто гроссо и множество других инструментальных сочинений.

Его брат, Карл Генрих Граун (1703 или 1704-1759) - композитор и певец. Проявил себя главным образом в оперном творчестве.

Георг Филипп Телеман (1681-1767) - один из самых крупных немецких композиторов своего времени. С 1721 года был руководителем всей музыкальной жизни Гамбурга (музикдиректор), в 1722 году отклонил предложенную ему должность кантора церкви св. Фомы, после чего она была отдана И. С. Баху, гораздо менее знаменитому в то время. Телеман - близкий друг И. С. Баха и его семьи; он был крестным отцом К. Ф. Э. Баха. Перу Телемана принадлежит множество сочинений самых различных жанров.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных