Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Перевод Валерия Ерохина. Комментарии и послесловие Николая Копчевского 10 страница




Ян Дисмас Зеленка(1679-1745) - крупный чешский композитор этой эпохи. Его перу принадлежит множество инструментальных сочинений, сюиты, серенады, симфония, школьная драма «Святой Венчеслав», три оратории, мессы и др.

Франтишек Бенда (1709-1786) - знаменитый чешский композитор и скрипач. Был на службе у Фридриха II. В его творчестве сильны и славянские элементы, в особенности в лирических темах. Ему принадлежат 15 скрипичных концертов, несколько симфоний, а также произведения для скрипки соло. Как скрипач и педагог Бенда явился основателем новой скрипичной школы.

5 См.: ДЖ, док. 254 (сноска), 256.

6 Это было в 1729 году (у Форкеля ошибка).

7 Это было в 1750 году (у Форкеля ошибка).

8 О социальном статусе и материальном положении Баха см.: Друскин, с. 37-40, 122-124, а также: Sozialstatus der Berufsmusiker vom 17. bis 19, Jahrhundert / Hrsg. von Walter Salmen. (Serie: Mus.-wiss. Arbeiten, Nr. 24). Kassel-Basel, 1971.

9 Форкель несколько идеализирует ситуацию: известно, сколько трудностей приходилось преодолевать Баху. Вспомним хотя бы длительную тяжбу с ректором школы И. А. Эрнести (см.: ДЖ, док. 63-69).

10 О мицлеровском «Обществе» см.: Друскин, с. 117-118.

11 Имеются в виду знаменитые органные Канонические вариации на рождественское песнопение (BWV 769).

 

Глава IX

 

1 Это рассуждение Форкеля несправедливо и пристрастно; см. послесловие.

2Имеется в виду 1-я клавирная партита (BWV 825), вышедшая из печати в 1726 году (см.: ДЖ, док. 218).

3 Несмотря на то, что само по себе это рассуждение не вызывает сомнений, необходимо отметить, что Форкель не учитывает истинные мотивы публикации. Например, крупные духовные сочинения (кантаты, пассионы, мессы) издавать в то время было просто нецелесообразно.

4См. коммент. 12 к гл. VII.

5 Относительно взглядов Форкеля на процесс творческой эволюции Баха, а также о несправедливости некоторых оценок Форкеля см. послесловие.

6 Приводимый Форкелем перечень включает только небольшую часть сочинений Баха. Наиболее полным каталогом является «Thematisch-systematisches Verzeichnis der musikalischen Werke von Johann Sebastian Bach», herausgege-ben von Wolfgang Schmieder. - Leipzig. 1950 (Bach-Werke-Verzeichnis, сокр. BWV:«Тематически-систематический каталог музыкальных произведений Иоганна Себастьяна Баха», изданный Вольфгангом Шмидером), дающий исчерпывающие сведения, касающиеся тематизма, строения каждого сочинения, времени его создания, местонахождения рукописей, первых изданий, а также наиболее важных работ, ему посвященных. На основании этого каталога составлен «Список произведений И. С. Баха» в кн.: Друскин, с. 365-375.

7 См.: ДЖ, док. 220.

8 Имеются в виду клавирные партиты.

9 См.: ДЖ, док. 219.

10 См.: ДЖ, док. 222.

11 См.: ДЖ, док. 226.

12 Необычность этой регистровки состоит, таким образом, в том, что педальная партия звучит выше, чем то, что исполняется руками. (О понятии «футовость тона» см.: ДЖ, примеч. 5 к док. 151).

13 Cantus firmus (лат.) - неизменный (букв. «прочный») напев; здесь - хоральный напев, лежащий в основе обработки. "См.: ДЖ, док. 227.

15 См.: коммент. 4 к гл. I.

16 См.: ДЖ, док. 230.

17 См.: ДЖ, док. 102.

18 Ricercar(e) - букв. «изыскивать» (ит.); развитая фуга с использованием сложных контрапунктических приемов.

19 Дословно: «Королем предписанная тема и прочее, каноническим искусством решенное» (лат).

20 Форкель здесь не совсем точен. «Искусство фуги» появилось действительно после смерти Баха-скорее всего осенью 1751 года (см.: ДЖ, док. 237). Весной 1752 года с целью улучшения сбыта оно было выпущено в новом оформлении и с упомянутым предисловием Марпурга (см.: ДЖ, док. 239, 291).

21 См.: ДЖ, док. 241.

22 «Предсмертный хорал» был выполнен на указанный Форкелем напев, но с другим текстом: «Vor deinen Thron tret' ich hiemit» («Пред твой престол я предстаю»).

23 Предисловие К. Ф. Э. Баха к I части см.: ДЖ, док. 339.

24 Это издание публиковалось в 1784-1787 годах и включало 371 хорал. Издание было подготовлено Кирнбергером, но вышло в свет лишь после его смерти под наблюдением К. Ф. Э. Баха. Часть хоралов, вошедших в это собрание, была взята из других, большей частью крупных сочинений И.С.Баха (кантаты, пассионы); некоторые хоралы отличались друг от друга только текстом. Этим и объясняется, что в указателе Шмидера число номеров, относящихся непосредственно к данному собранию, значительно меньше, чем количество хоралов.

25 Таким образом, в трактовке Форкеля «инвенция» (двух- или трехголосная) - это, в первую очередь, исходное построение (соответственно, двух- или трехголосное), содержащее основополагающий тематический материал, и - уже во вторую очередь! - вся пьеса, «извлеченная» из этого построения.

26 Форкель цитирует (с сокращениями) текст титульного листа двух- и трехголосных инвенций (см.: ДЖ, док. 200).

27 О форкелевской версии истории текста см. послесловие, с. 110.

28 См.: ДЖ, док. 198.

29 Это утверждение подвергается сомнению. Так, В. Шмидер связывает наименование этих сюит (написанных до 1722 года) с тем обстоятельством, что они типологически и даже отчасти тематически соприкасаются с одной из сюит работавшего в Лондоне французского композитора Шарля Дьепара и - в еще большей мере - с сюитами Г. Ф. Генделя, вышедшими в 1720 году в Лондоне.

30 Художественная практика опровергает это мнение Форкеля.

31 Иеронимус Пахельбель (1686-1764) - органист и композитор, сын Иоганна Пахельбеля (см. коммент. 4 к гл. II). Ему принадлежит ряд прелюдий и фуг, написанных в виртуозной манере.

32 Позитив - малый настольный (либо «напольный») орган, находивший применение в домашнем музицировании, в театре и т. п.

33 Повторяя это утверждение Форкеля (хотя и без ссылки на него), Швейцер. однако, не скрывает своего недоумения (см.: Швейцер, с. 205).

34 Имеются в виду трио-фактуры; см. коммент. 23 к гл. VII.

35 Этот раздел следовало бы озаглавить иначе (например: «Сольные композиции для смычковых инструментов»).

36 Три сонаты и три партиты для скрипки соло (BWV 1001-1006).

37 Имеются в виду шесть сюит для виолончели соло (BWV 1007-1012).

38 Это общепризнанно в наше время. О сольных скрипичных и виолончельных сочинениях Баха Форкель говорит также в VI главе (см. с. 33-34).

39 Краткость этого раздела, посвященного важнейшей части творческого наследия И. С. Баха, объясняется тем, что Форкель был мало знаком с этими сочинениями и считал их недостаточно жизнеспособными (см.: коммент. 18 к гл. VI, а также послесловие, с. 109).

40 Имеются в виду духовные кантаты.

41 Это количество пассионов указано в мицлеровском некрологе (здесь, как и в некоторых других местах своей книги, Форкель почти текстуально воспроизводит некролог; см.: ДЖ, док. 359, с. 235). На самом деле абсолютно подлинными сохранившимися баховскими сочинениями этого жанра являются два: «Страсти по Матфею» (BWV 244; с участием двойного хора) и «Страсти по Иоанну» (BWV 245); см.: Друскин, с. 242-243.

42 См., например: ДЖ, док. 78, 80, 87, 88; 90, 91; 81, 82, 83; 79.

43 См.: ДЖ, док. 93, 94.

44 На итальянские тексты написаны кантаты № 203 «Amore traditore» («Любовь-изменница»; принадлежность ее И. С. Баху некоторыми исследователями оспаривается) и №209 «Non sa che sia dolore» («He знаю, что такое горе»).

45 С 1746 по 1764 год В. Ф. Бах занимал должности органиста церкви св. Марии и музикдиректора города Галле; затем он бросил службу и перебивался случайными заработками.

46 См. коммент. 21 к гл. VII.

47 Ныне установлено, что эта кантата (вернее, ария альта - BWV 53) приписывалась И. С. Баху ошибочно.

48 По всей вероятности, имеется в виду начальный хор из кантаты BWV 38.

49 Это начальный хор из кантаты BWV 144 (см.: ДЖ, док. 129).

 

Глава Х

 

1 Эта мечта Форкеля начала осуществляться в 1850 году, когда было основано Баховское общество, которое за 50 лет своего существования выпустило Полное собрание сочинений И. С. Баха в 46 томах. Каждый том был снабжен большим справочным аппаратом, в котором указывались все важнейшие разночтения между рукописями. В нашем столетии выпущен целый ряд сочинений Баха в виде публикаций Нового баховского общества, осуществленных с привлечением оригиналов, которые еще не были известны в эпоху издания старого Баховского общества. Кроме того, в этих изданиях применена значительно более совершенная методика исследования. Помимо этого, ряд текстологически выверенных изданий баховских сочинений выпущен и вне рамок Нового баховского общества - например, «Инвенции и синфонии» в редакции Л. Ландсхофа (Лейпциг, 1933), «Хорошо темперированный клавир», ч. I в редакции А. Кройца, ч. II в редакции Г. Келлера (Лейпциг, Петере, 60-е годы). К двухсотлетию со дня смерти И. С. Баха совместными усилиями музыковедов ГДР и ФРГ начался выпуск нового полного академического издания сочинений И. С. Баха (Neue Bach-Ausgabe, сокр. NBA).

2 Т. е.: один и тот же оборот (см.: коммент. 8 к гл. V).

3 Форкель считает окончательными версиями этих пьес самые ранние, содержащиеся в «Нотной тетради Вильгельма Фридемана Баха» (1720); об этом и о дальнейших высказываниях автора в этой главе см. послесловие.

 

Глава XI

 

1 Пер. В. Ерохина; это один из шиллеровских «Обетов на скрижалях», озаглавленный поэтом «Выбор» и впервые опубликованный в 1797 году в «Альманахе муз». Торжественно данные богам обеты древние римляне записывали на скрижалях (tabulae votivae

 




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных