Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Бог и природа у Бенедикта Спинозы




Жизнь Спинозы

Бенедикт (Барух) Спиноза (1632-1677), наряду с Декартом и Лейбницем, считается третьим крупнейшим мыслителем, находящимся у истоков европейского рационализма. Он родился в Амстердаме в семье купца, члена еврейской общины. Еврейское происхождение во многом предопределило его судьбу.

Евреи в средневековой Европе и в Новое Время были народом особым, чужим почти в любой стране. Они не имели своего государства, Израиль, который до нашей эры был их родиной, уже давно не существовал. Палестина, считавшаяся их священной землей, дарованной Богом, находилась под властью мусульман. Евреи рассеялись по всему миру, но во времена Спинозы, главным образом, по Европе. А в Европе в ту пору уже все было поделено: земля у крестьян, феодалов и, частично, у буржуа. Производство находилось под влиянием цехов, которые не любили конкуренции. Только-только средневековые цехи стали распадаться. Евреям официально запрещалось иметь землю и заниматься производством, им оставались лишь торговля, искусство и науки.

К своей религии тогдашние евреи относились трепетно, образ жизни старались сохранить неизменным, он, по их мнению, тоже был заповедан им Богом. Поэтому они испрашивали у городских магистратур и у бургомистров разрешения жить в определенных кварталах и подчиняться собственному судопроизводству, самим, по мере возможности управлять своей жизнью, и, так как они не были христианами, то и на свой лад справлять богослужения. Это право им часто давали, но смотрели на них как на нехристиан с большой подозрительностью. Так появились еврейские кварталы, где они могли быть сами собой, но одновременно и все вместе находиться под наблюдением. Всеобщее недружелюбие христианской Европы к евреям еще больше заставляло их держаться друг друга и народ этот был сплоченный и довольно консервативный по своим взглядам.

Единственная страна в XVII в., где на них меньше косились, была Голландия, недавно освободившаяся от испанского господства. Эта страна первой произвела буржуазную революцию и купцы там были в почете, науки развивались. Еврейская община Амстердама по этой причине была многочисленная, сплоченная и пользовалась некоторым влиянием. Евреи бежали в Амстердам из Испании и Португалии, спасаясь от религиозных преследований. Вот к этой влиятельной, сплоченной, но консервативной общине и принадлежал отец Спинозы, в ней и родился философ.

Руководство в еврейской общине принадлежит раввинам. Амстердамские раввины той поры были озабочены ослаблением религиозной дисциплины, что часто происходит в стране свободной и идущей по буржуазному пути. Как и священники любых других религий, они считали это «падением нравов» и всячески противились «моральной деградации». Для того, чтобы религиозная дисциплина укреплялась, в Амстердаме при синагоге было создано духовное училище, в которое и был определен Спиноза. Однако, завершить образование ему не довелось, отец потребовал помощи сына в торговых делах. Так Спиноза как почтительный сын и поступил, а после смерти отца и сам еще несколько лет вел торговлю, хотя все его интересы были в науке и философии. Тогда-то он и освоил латынь бывшую главным научным языком того времени и переименовал себя на латинский лад из Баруха в Бенедикта.

Он начал брать научные уроки у пантеиста Ван ден Эйдена и от него усвоил пантеистическое мировоззрение. Раввины были очень недовольны мыслями и образом жизни Спинозы, они опасались его тлетворного влияния на еврейскую молодежь. Его увещевали, предупреждали, даже пытались подкупить и, по некоторым свидетельствам, помышляли об убийстве строптивого мыслителя. А когда ничего не помогло, они торжественно провозгласили «великое отлучение» и изгнали его из общины.

Это было страшное наказание. Еврей вне общины становился изгоем и общение с ним было опасным. Спинозе пришлось уехать из Амстердама. С помощью друзей христиан и мистиков он научился шлифовать линзы для оптических приборов, тогда они дорого стоили, и эта профессия кормила его всю жизнь.

В области философии его прежде всего интересовала этика. Для того, чтобы систематизировать и изложить свои взгляды на этот предмет, он был вынужден развить самостоятельно некоторые крупные разделы философского знания. Его философия стала достаточно развитой и гармоничной, чтобы о нем заговорили как о крупном философе.

Пантеизм Спинозы

Философия Спинозы первоначально складывалась под влиянием средневековой еврейской философии Маймонида и Ибн Эзры. В дальнейшем эти взгляды он своеобразно переосмыслил, преломив их через пантеизм Ван ден Эйдена, Дж. Бруно и рационалистический метод Декарта. Его манера изложения и доказательства своих взглядов предельно суха и логична. Следуя образцу науки XVII века - механике и математике, подражая наиболее развитой к тому времени математической теории - геометрии, он свой главный труд «Этику» написал как геометрический трактат с аксиомами, теоремами, леммами и всем полагающимся к этому.

В ту пору идея метода уже прочно вошла в основания социальной культуры и философия приступила к серьезному для нее вопросу о соотношении материи и духа. Подчиняясь требованиям философской культуры, каждый философ, начиная с XVII века, а то и ранее, и вплоть до XIX века включительно, всегда указывал на особенности своего решения этого вопроса. Если помнить, что уже со средних веков дух стал отождествляться с Богом (хотя это и не совсем правомерно), то станет понятно, почему этому вопросу уделялось такое большое значение, станут понятны и обвинения иных философов в атеизме, хотя они по всем признакам и по собственному мировоззрению были верующими. Под такое обвинение попал и Спиноза.

Решений может быть много. Например: ряд мыслителей считал, что дух возник из материи. Их называют теперь материалистами. Другие полагали, что материя появилась в результате действий духа. Сейчас их называют идеалистами, хотя правильнее было бы обозначать их названием, принятым в XIX веке - спиритуалисты. Третьи утверждали, что дух и материя существуют параллельно друг с другом и взаимно влияют, им дают имя - дуалисты.

Пантеизмом называется точка зрения, согласно которой дух и материя взаимно тождественны, слиты. В эпоху Возрождения так считал Н.Кузанский, в XVII веке - Г.Лейбниц, утверждавший, что Бог - высший дух универсума, как бы «душа космоса». Такой же позиции придерживался и Спиноза.

Главной идеей философии Спинозы является тезис о тождестве Бога и природы. Природу он считал субстанцией (первоосновой) вечной, бесконечной и внутренне единой. Для природы не нужно никакое другое первоначало и никакая внешняя, находящаяся за пределами природы причина ее не создавала. Природа - причина самой себя (causa sui).

Вместе с этим, было очевидно, что на свете существует множество вещей. Как же они тогда соотносятся с единой природой? Ведь, глазами мы воспринимаем разнообразие, а не единство! Спиноза понимал сущность этого вопроса и давал следующий ответ: Отдельные вещи есть единичные проявления одной субстанции - природы. Он называл такие проявления «модусами» и думал, что при всех внешних различиях модусы (вещи) в сущности едины, в самой своей глубине они - одно, природа.

Так из его концепции начинает уходить идея Бога. В духе своего времени, Спиноза порывался удержать эту идею. Он рассматривал вопрос об интуитивном знании и заявлял, что сам факт того, что в нашем ограниченном мышлении присутствует идея бесконечности, является решающим аргументом, доказывающим существование Бога. Однако при этом он пантеистически отождествлял Его с природой, тезис о тождестве Бога и природы означает, что Бог - это природа, а природа - Бог. Дальнейшее развитие такой доктрины позднее превратило ее из пантеистической в материалистическую. Видимо, раввины были правы, когда находили во взглядах своего соотечественника большую угрозу религии. За эти взгляды Спинозе позднее весьма досталось и от христианских ортодоксов.

Бог не всемогущ! - Еретически заявляет мыслитель. - Он есть природа, значит природа присуща и Ему. Поэтому, действуя совершенно свободно, Бог не может переступить через свою собственную природу и ограничен ею.

Следовательно, Бог и природа суть одно? Тогда зачем же два слова, здесь действует методологический запрет средневекового схоласта Уильяма Оккама (так называемая, «бритва Оккама»): нельзя умножать сущности. Спиноза дает ответ: Есть Бог и есть мир единичных вещей, и то, и другое - природа в силу своего единства. Но Бог - природа творящая (natura naturata), а мир - природа сотворенная (natura naturans).

Получается нечто парадоксальное: Бог и мир - одно и то же, но они - различны. Как такое возможно? - Возможно это через акт творения мира Богом. Мир создается таким способом, что Бог ограничивает сам себя и становится миром. Каждая отдельная вещь, каждый модус есть самоограничение Бога, как бы «застывший Бог».

Однако, если субстанцией у Спинозы становится не Бог, а природа, то он должен был объяснить, что это такое. Вот, например, религиозные мыслители, теологи на вопрос о том, что такое Бог, какие-то ответы дают. Они считают: Бог - всеблаг, всемогущ и т.д. Таковы Его атрибуты (неотъемлемые свойства). А что такое природа?

Спиноза отвечает: число атрибутов природы бесконечно, но человеческий ум - конечен, поэтому человек способен воспринимать только два атрибута - протяжение и мышление. Протяжение раскрывается в движении и покое, а в мышлении нам приоткрыт бесконечный разум.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2018 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных