Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности европейской культуры XVIII века




Европа XVIII века, его иногда называют «Веком Просвещения», находилась в том состоянии, которое сейчас называют «застоем». Но как и при всяком застое, в глубине шли процессы, подготавливающие революционный взрыв.

В Англии буржуазная революция завершилась за полстолетия до описываемого времени, когда Парламент взбунтовался против короля Карла I. Англия пережила жесткое полу-диктаторское правление лорда-протектора Оливера Кромвеля, реставрацию династии Стюартов, ее смену. Она нашла способ усмирить свою монархию и приручить ее и теперь находилась в стадии буржуазного подъема. Английская монархия в XVIII веке превращалась в символ и в этом символическом состоянии она пребывает по сей день.

Во Франции попытка буржуазной революции была сделана одновременно с английской в период Фронды. Но тогда эта попытка не удалась. И не по той причине, что буржуазия была слабее, а по двум другим: во-первых, Франция не имела такого развитого института парламентаризма, как Англия, ее парламенты были в основном городскими, государственный Парламент (Генеральные Штаты) собирался исключительно редко - раз в столетие; в отличие от английского, он не имел сильного законодательного оформления. Ничего подобного тому, что представлял собой пакет английских конституционных документов (Великая Хартия Вольности), который англичане вынудили своего короля принять и привезли в здание Парламента на нескольких возах, во Франции не было. Другая причина провала Фронды - в континентальности географического положения Франции и в сильных экономических, политических, культурных связях по всей Европе, особенно с Испанией. Фронду помогли задушить корысть принцев и «международная реакция».

И теперь, столетие спустя, в XVIII веке во Франции шло интенсивное созревание буржуазной революции. Началось оно с революции в умах и завершилось известным взрывом 1789 г., штурмом Бастилии, казнью короля и королевы, якобинской диктатурой и наполеоновскими войнами.

Третья из наиболее философствующих стран Европы - Германия - была еще крайне слаба, неразвита, политически раздробленна и пока лишь с ужасом присматривалась к тому, что происходило у ее беспокойного французского соседа.

Таким образом, особенность европейской культуры XVIII века заключалась в том, что во Франции происходила буржуазная революция, началась она в умах и шла при активном культурном содействии более прогрессивной Англии. В этом пока еще не ставшем политикой революционном процессе изменялось европейское социокультурное основание.

Европейский рационализм века барокко разложил «универсального человека» Возрождения на составные части и возвел в ранг социокультурного субъекта «абстрактный разум». Эпоха Просвещения повторила эту процедуру и, усвоив уроки Декарта, Лейбница и Спинозы, уяснив, о чем писал Бэкон, превратила разум в пользу и образование. Идея пользы и образования, получения и распространения знаний направляла мысль французских, английских и германских мыслителей, которые получили потом название «просветители».

Чаще всего, Просвещение называют французской культурой, но это не верно. Конечно, Вольтер, Дидро, Руссо, Гольбах, Гельвеций, Кондильяк, Ламетри - французы. Но в конце века Просвещение проникло в Германию и там появились Гердер и Кант, а еще раньше французов и одновременно с ними работали философы, чья мысль была явно просветительской - Локк, Беркли. Но, тем не менее, в эпоху Просвещения преобладает французская мысль.

Идея пользы пришла во Францию из Англии, а образование - типично континентальная идея, корнями уходящая в «универсального человека» Возрождения и в «абстрактный разум» барокко. Рассмотрим их как социокультурное основание Просвещения.

В человеке тысячелетия шло противостояние духа и тела. В XVIII в. культивируемая Средневековьем, Возрождением и Барокко социокультурная духовность стала вытесняться характерной для буржуазных взглядов телесностью и человек сразу оказался материальным существом, живущим в объективной и вещественной среде.

Впервые о пользе заговорил Ф.Бэкон. В XVIII в. быстрое развитие буржуазии, неимоверный рост деловой активности привил общественному сознанию мысль о том, что миром человеческой жизни правят интересы. Сегодня интерес, главным образом, экономическое понятие и, отчасти, социологическое. В XVIII веке его понимали иначе, более правильно, его понимали в единстве с его экзистенциальным значением как «заинтересованного человека».

Заинтересованный человек, это - человек желающий чего-то, стремящийся к чему-то. Мотивы стремления у разных людей могут быть совершенно различными, но общим между ними является стремление, а значит, и действие. Заинтересованный человек - действует, чтобы достичь объекта своих желаний, поэтому интерес начал пониматься как причина деятельности, так он понимается и по сей день.

В чем же заинтересован человек и что является продуктом его деятельности? В XVIII веке, в это время буржуазной романтики, создания крупнейших состояний, строительства фабрик, колониальных захватов на этот вопрос был дан ответ, продолжающий поныне сохранять значение. Человек заинтересован в пользе, он стремится достичь того, что для него полезно. Для него, а не для кого-то другого. Польза стала полагаться в основу этических систем и на ее базе развилась сильная теория «разумного эгоизма». Суть этики «разумного эгоизма» заключается в следующем: люди делают и хотят лишь того, что для них полезно.

Полезно же следующее: удовлетворение насущных жизненно-важных потребностей; создание фундамента для удовлетворения таких потребностей в будущем. Значит, нужно строить заводы, фабрики, дома, собирать капиталы, искать дешевую рабочую силу и т.д. Культура пользы есть культура промышленного развития и обогащения. Полезно укреплять государство для защиты своих интересов, развивать охрану правопорядка, поддерживать мирные отношения со своими соседями и т.д.

Так вырисовывается целая программа жизни, предназначенной для извлечения пользы. У этой программы есть, конечно, минусы. Пользой и интересами невозможно обосновать карточную игру, любовь к женщине, разведение цветов, коллекционирование кубков, соколиную охоту и тому подобные мелкие дела, которые сопровождают все человеческую жизнь. Можно задним числом объяснить это с помощью пользы, но каждый чувствует, что, на самом деле, такое объяснение - ложно.

Польза начинает принуждать человека. Она устанавливает этические требования: не играй в карты, не заводи коллекций, то есть, не совершай бесполезных поступков, подчини свою жизнь лишь тому, что приносит пользу. Польза отрывает нас от людей, от действительности, мы начинаем каждый тянуть общее одеяло в свою сторону, не замечая, что от наших усилий это одеяло разъезжается по швам и превращается в лохмотья. Именно в это время общественное развитие становится стихийным и наступает эпоха бурных революций - бунтов обиженных, обворованных, которым ничего полезного не досталось. Во имя пользы начинаются кровопролитные войны.

Понятно, что идея пользы со временем должна была измениться и обрасти новыми подробностями. Однако по сей день в человеческом сознании присутствует полуосознанное желание выгоды, отрава личной пользы продолжает сидеть в душе. Были попытки заменить личную пользу на общественную, дескать, надо жить так, чтобы обществу твоя жизнь была полезной. Но что такое общество? Народ? - Начинаются межнациональные войны. Страна? - И человек становится чиновником. Человечество? - Но все эти страны так между собой дерутся, каждая хочет выгадать, у каждой - свои государственные интересы. Все богатство своего внутреннего мира человек оказывается вынужденным подавить, все отсечь, во имя пользы.

Идея пользы, став массовой идеей, означает признание человеком того горького для него обстоятельства, что его жизнь не имеет высшего предназначения, что он перестал быть Божьим человеком и стал человеком культуры.

Чтобы иметь высшее предназначение, следует ограничить стремление к полезности, превратить ее в осмысленную и управляемую пользу, которая не господствует над нами, но подчинена нам. Сделать это, однако, крайне трудно, для этого надо победить самого себя и свои личные интересы.

Что касается образования, то эта идея на самом деле означала своего рода «технологию универсализации». Как стать универсальным человеком, как реализовать скрытые способности? - Для этого надо образоваться, получить образование.

Исторически идея образования возникла от древнего представления о том, что человек создан по образу Божьему. Получить образование в сущности означает быть призванным Всевышним к исполнению какого-то предназначения на Земле, своей миссии, выполнить Евангельскую Заповедь и приблизиться по уровню совершенства к Отцу Небесному.

Так как образ Божий был в Возрождении и XVII столетии заменен в социокультурном основании Европы на абстрактный разум, то получить образование стало означать «развитие в себе разума», обучение приемам и методам рационального мышления. В том же столетии работал Бэкон и шла английская революция, пробивала себе дорогу в человеческие умы идея пользы. Поэтому образование, соединившись с пользой, превратилось в «полезное образование», то есть в приобретение знаний о том, что полезно, и в усвоение методов рационального мышления об этом. Сегодня же, получить образование означает всего лишь приобрести профессию, а отнюдь не высшее призвание.

В XVIII веке считалось, что все зло на Земле происходит от необразованности, дескать, человек плохо представляет себе, что ему на самом деле полезно, а что вредно. Казалось, чем больше распространены знания, тем больше люди будут ими руководствоваться и тем они будут счастливее. Просветители активно пропагандировали знания, выступали в газетах, писали книги, разработали и опубликовали «Энциклопедию наук, искусств и ремесел». Они выработали целую доктрину, согласно которой следует образовывать, прежде всего, наиболее влиятельных людей, которые сделают остальное. Они переписывались с королями, писателями, учеными. Вольтер в письмах к русской императрицей Екатериной Великой объяснял ей пользу отмены крепостного права и то, как будут тогда счастливы подданные просвещенной царицы.

Не многие в XVIII веке догадывались, что образование не является панацеей от всех бед, что оно, порою, даже бывает вредным, что не все надо знать и не всегда надо соизмерять свою жизнь с пользой, что можно быть образованным и просвещенным мерзавцем, что смысл жизни не сводится к пользе, он - гораздо выше.

В ту пору различные академии и университеты объявляли конкурсы на лучшие философские работы. Жан-Жак Руссо принял участие в конкурсе, объявленном Дижонской Академией в 1750 году на тему: «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» - И неожиданно для всех, он пришел к отрицательному заключению: развитие наук и искусств способствует не очищению, а еще большей деградации нравов. Этот противоречивый мыслитель и невеселый в жизни человек додумался, что пропаганда знаний, образование не повышает уровень духовного развития. Но если кому-то покажется, что Жан-Жак противоречил общему духу просветительской идеологии, то это не так, он еще больше углубил и заострил Просвещение, вычленив его фундаментальнейшую мысль: человеческий внутренний мир, душу можно формировать искусственно. Он вычленил в культуре Просвещения воспитание и пояснил, что надо не распространять знания, это бесполезно, надо воспитывать людей. Руссо открыл в культуре XVIII века стремление заменить Бога, сделать человека не Божьим созданием, а порождением самой культуры. Он даже предложил одну из самых поныне влиятельных технологий воспитания - создание искусственной воспитывающей среды.

Идеи французского Просвещения глубоко врезаны в европейскую культуру, а что касается России, то они большими буквами написаны у ней на лбу: «Учиться, учиться и еще раз учиться, как завещал великий Просветитель». Чему учиться? - Да чему угодно, лишь бы непрерывно повышать свое образование. Зачем учиться? - Чтобы выполнить свой долг и быть счастливым. Какой долг?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных