ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Детерминизм СпинозыБог тождественен с миром в силу того, что он, самоограничивая себя в вещах, превращается в мир. А если так, то застывший в образе мира Бог прекращает целенаправленную активность, следовательно, движение мира не имеет цели. Христианская философия телеологична, согласно ей - мир, история и человеческая жизнь имеют высшую цель. Философия Спинозы - антителеологична. Бог не управляет мировым развитием и не направляет его. Тогда что же является причиной движения вещей? Спиноза отвечает: природа есть causa sui, она движется в силу внутренних причин. Этим он заменяет телеологию на детерминизм - учение о причинно-следственной связи. Вероятно, с этого момента появляется фундаментальнейшая идея современной науки - искать причины изменения, именно они - цель научного познания. Что он считает причиной? - Необходимость, согласно которой изменение может быть только таким, каково оно есть и никаким другим. Весь мир подчинен необходимости (вот почему Бог не может изменить своей природе, она - необходимость), он похож на гигантские механические часы с бесконечным заводом, где каждая шестеренка в свое время совершает строго определенное действие. По мысли Спинозы, движение и покой связывают друг с другом вещи видимого мира и превращают их в единый организм. Мышление же связывает мир вещей с бесконечным разумом. Этот разум созерцает, но не действует и глаза каждого человека оказываются как бы множеством глаз единого Бога, рассматривающего самого себя, свое мировое тело. Все подчинено необходимости, но что же такое случайность, ведь она бывает! - Это иллюзия невежественного, необразованного ума, в сущности никакой случайности нет, и здесь философия Спинозы становится фаталистичной. Теория познания В таком случае, в его философии преобладающую роль начинает играть познание, оно становится единственным важным делом человека. На старый вопрос, что значит жить достойно, Спиноза отвечает - это значит, познавать! Он, и в самом деле, правозвестник науки XIX века и современных позитивных наук, выстраивающих себя по образцу физики и математики. Как же тогда познавать? Он различает несколько родов познания: 1. Чувственное, которое он называет так же мнением. В силу зависимости от тела, чувственное познание часто ведет к заблуждению, хотя в нем и присутствует истина; 2. Понимание как тождество рассудка и разума, единственно доставляющее нам достоверное знание. Понимание возможно в силу внутреннего единства мира, из-за которого порядок и связь идей тот же, что и порядок и связь вещей; 3. Интуиция - фундаментальная основа достоверного знания. Интуиция Спинозы вырастает из идеи Декарта о ясности и отчетливости как необходимых свойствах истины. При этом интуиция у Спинозы выступает «интеллектуальной», дающей что-то вроде чувства абсолютной истины, когда человек понимает не просто модусы, а их необходимость. Познание как единственное достойное человека дело становится у него синонимом свободы. Свобода есть познанная необходимость, - утверждает Спиноза. Человек стремится к свободе, но потому, что свобода через познание совмещается с необходимостью, а необходимость становится свободой, то стремление к познанию и самопознанию - сильнейший внутренний стимул человека. Люди желают познания, ищут познания и живут лишь для того, чтобы познавать. Познание и есть любовь человека к Богу (интеллектуальная любовь). В связи с этим он выдвигает и идею вечности души, рассматривая смерть как возвращение человека в единую субстанцию и сохранение там. Если твой ум наполнен истинными знаниями, то и личность твоя вечна, а если ты всю жизнь заблуждался и видел то, что не свойственно субстанции, то по возвращении в нее, твоя личность пропадает. Вероятно, Спиноза, и в самом деле, был еретиком. Не зря же раввины Амстердама, по сей день, отказываются восстановить его членство в общине в память об его трудах. Они отказываются, несмотря на неоднократную просьбу правительства Израиля. Его бог лишен движения, личности, цели, значит, и жизни, это – материя. Спиноза предчувствует грядущую человеческую бессмысленность XIX и XX веков. После него у Ф.Ницше появляется моральное право заявлять, что Бог – умер. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|