Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Основные направления в развитии русской детской прозы 20 века (советский период) общая характеристика и обзор произведений.




XX век были переломным историческим периодом в развитии общественной и художественной жизни России. Литературный процесс в России XX века во многом определялся воздействием на писателя, культуру в целом различных философских систем и политики. С одной стороны, влияние на литературу идей русской религиозной философии конца XIX начала XX века (труды Н. Федорова, В. Соловьева, Н. Бердяева, В. Розанова и др.), с другой — марксистской философии и большевистской практики.

Говоря о значительных достижениях советской детской литературы, мы прежде всего имеем в виду писателей Б.Житкова, А.Гайдара, Л.Пантелеева, В.Катаева, Л.Кассиля, С.Маршака. Нелегко и не сразу сумела молодая детская литература Страны Советов найти свой путь к читателю, сформировать свой эстетический идеал и решить тесно связанную с ним проблему нового положительного героя. Задача эта своеобразно решалась и решается на всех этапах литературного цроцесса. Но, сделав это в главных чертах несколько позже литературы "взрослой", детская литература достаточно полно отразила своими, специфическими средствами героический характер эпохи революции", а впоследствии уверенно, ярко и многогранно на каждом новом этапе развития общества выражала все более полно черты своего эстетического идеала, тот особый тип героя, который становился определяющим на пути возмужания новых и новых поколений нашей молодежи. Поэтому и мы, говоря в дальнейшем о формировании эстетического идеала в детской литературе, будем иметь в виду определенную систему взглядов и представлений о прекрасном, трагическом, комическом и других эстетических свойствах действительности в их воспроизведении в литературе.

Наиболее непосредственно, прямо и открыто эстетический идеал находит свое выражение в образе положительного героя. Для детской литературы такое выражение идеала является главной сферой, ибо влияние образа-примера на формирование личности растущего человека - самое сильное и неотразимое влияние. Герои книг, созданных на рубеже десятилетий, исследуются в различных по жанровым оттенкам повестях, но в общем аспекте их отношения к обстоятельствам, обществу и времени с позиций социалистического реализма. Именно это подготовило фундамент для дальнейшего расцвета советской детской литературы.

 

 

10. Творчество Р.Киплинга для детей: сборник «Просто сказки» и повесть-сказка «Маугли». Отрывок из заповеди мужества наизусть.

Редьярд Киплинг английский писатель и поэт родился 30 декабря 1865 году в Индии в городе Бомбее. В возрасте 6 лет был отправлен учиться в Англию. После училища Киплинг возвращается в Индию и работает журналистом в газете. С этого времени начинается литературная биография Редьярда Киплинга. На страницах газеты печатаются стихи Киплинга и его короткие рассказы.

В 1890 году выходит первый роман Киплинга «Свет погас».

Выходят в свет знаменитые сказки Киплинга «Книга джунглей». И сразу же после этой книги, выходит продолжение – сказки Киплинга «Вторая книга джунглей». В эти же годы публикуются и стихи Киплинга – сборники «Семь морей» и «Белые тезисы».Затем, уже позднее, в 1902 году выходят сказки Киплинга под названием «Просто сказки» — наиболее «универсальная» книга Киплинга. В ней он выступил не только в качестве рассказчика и поэта, но и художника.

Для своих детей он начал впервые рассказывать истории, вошедшие потом в сборник «Просто сказки».

Постепенно складывалась эта книга. Каждая сказка рождалась, когда ей приходил срок. Иллюстрации к книге он рисовал с огромным удовольствием, тоже все время советуясь с детьми.Главное достоинство этих сказок состоит в их необыкновенной оригинальности.

На фоне всего написанного Р.Киплингом в первый период творчества сборник "Сказки просто так" (1902) предстают как произведения новаторские. Прежде всего писатель отказывается от жизнеподобного изображения определенных житейско-бытовых ситуаций и обращается к постройке некоего универсального мира, мира сущности, мира проблем и конфликтов; все конкретно-бытовое уходит из мира, уступая место неким сущностям, изображенным необычайно ярко, экзотически. «Просто сказки» — последнее из прочно вошедших в читательский обиход и признанных классикой произведений Киплинга.

Повесть «Маугли» Р. Д. Киплинга – это прекрасная сказка о животном мире джунглей и о мальчике Маугли, о его жизни среди диких зверей. В двухлетнем возрасте его потеряли в джунглях. За ним охотился хромой тигр Шер-Хан и хотел сделать его своей добычей. Но Отец и Мать волки приняли маугли в свою семью и защитили от Шер-Хана. На совете волчьей стаи медведь Балу, обучающий волчат закону джунглей, и черная пантера Багира, которая платит стае за то, чтобы она не выдала малыша на растерзание Шер-Хану, высказались за то, чтобы Маугли было позволено жить среди волков.Ум и смелость Маугли помогли ему выжить и окрепнуть в сложных условиях жизни в джунглях. Его друзьями и покровителями становятся медведь Балу, Багира, удав Каа, вожак волчьей стаи Акело. В его жизни происходит множество приключений, он учится разговаривать на языке всех обитателей джунглей, и это не раз спасает ему жизнь.

Повесть «Маугли» Р. Д. Киплинга о судьбе маленького мальчика, воспитанного волчьей стаей, о предательстве, преданности, борьбе со злом, о трудной, но красивой и богатой приключениями жизни джунглей. Автор пытался сказать в историях о Маугли, о том, как жестока бывает жизнь. О том, что в любой, даже самой безвыходной ситуации, главное, чтобы рядом были друзья. И не важно кто они (по национальности, по статусу), главное, что они – друзья! Повесть «Маугли» для своих читателей несет заряд добра и человечности.

 

11. Детство А.П.Чехова, тема детства в прозе А.П.Чехова анализ рассказа «Ванька», «Спать хочется», «Детвора», «Мальчик», «Событие».

А.П.Чехов родился 17 января 1860г. в городе Таганроге на берегу Азовского моря.

Отец Павел Егорович держал в Таганроге бакалейную лавку. Человеком он деспотичным и суровым.

Антону и его старшим братьям приходилось подолгу просиживать в отцовской лавке, «приучаясь к торговле». Уроки тоже приходилось готовить в лавке. Зимой там так было так холодно, что в чернильнице замерзали чернила, а пальцы синели и не слушались. В гимназии за плохо выполненный урок ставили единицу, а отец за единицу порол. Неудивительно, что в младших классах Антон учился плохо и дважды – в 3-м и 5-м – оставался на второй год.

В лавке отца служили два мальчика – Андрюшка и Гаврюшка. Им жилось еще труднее, чем хозяйским детям: били их чаще и злее, кормили хуже, на них лежала вся тяжелая домашняя работа. И, главное, они не могли учиться, не могли даже мечтать поступить в гимназию, в университет. Об этих самых Андрюшке и Гаврюшке вспоминал Чехов, когда писал рассказы «Ванька» и «Спать хочется».

В семье Чеховых считали, что талант у них со стороны отца, а душа со стороны матери. И в самом деле, Евгения Яковлевна, всегда занятая детьми и домашними делами, вносила в семейную обстановку ту ноту сердечности и мягкости, которой явно не хватало ее супругу. Павел Егорович и Евгения Яковлевна не одарили своих детей капиталом, о котором так мечтал глава семейства. Однако они наделили их подлинным богатством – щедро одарили талантом.

Чехов не слышал той образцовой русской речи, которую с младенчества впитывали Тургенев, Толстой Лесков, Бунин.… От многих местных речевых влияний он потом должен был освобождаться. Но необработанная красочная речевая лавина была неистощимым кладезем выражений, речевых ситуаций, профессионализмов.Знакомство с мировой культурой Антон Чехов начал с Библии и с провинциальных газет.

Когда речь идет о сатире и юморе чеховского типа, то суть дела надо видеть в самой действительности, которая может быть адекватно описана лишь в сатирически – юмористической форме. Так, сатира и юмор Чехова не обязательно смешны (они даже горьки), они поражают точностью, краткостью, выразительностью и глубиной понимания социальных проблем.

Тема детства. А.П.Чехов горячо любил детей. В его отношениях с ними было много душевной теплоты, искренней весёлости и забавной игры. Он охотно подолгу беседовал с ребятами, писал им шутливые письма, рисовал занимательные картинки. Чехов, изображая мир детей, прекрасно воспроизводил не только внешние черты поведения ребёнка, особенности его речи, но и умел «мыслить на его манер». Становление характера, приобщение ребёнка к сложному противоречивому миру взрослых прослеживает Чехов в своих рассказах. У Чехова мы «наблюдаем не только ребёнка таким, как он кажется нам, но и самих себя как мы кажемся ребёнку».В его рассказах за фасадом благополучного существования – детская драма. Он исследовал, по существу, все решающие стадии взросления ребёнка – от младенца до подростка.

Анализ рассказа «Детвора». Сюжет этого рассказа, как впрочем, и многих других, незамысловат.

Взрослые уехали на крестины, а дети, дожидаясь их возвращения, играют в лото. Играют на деньги. Играют с азартом. Перед читателем проходит целая галерея детских портретов. Мастерски, двумя-тремя штрихами писатель не только набрасывает портреты всех детей, но и даёт представление о том, как у каждого из них начинают проявляться, или уже проявились индивидуальные особенности характера.

Самый азартный из них Гриша – «маленький девятилетний мальчик… Он уже учится в приготовительном классе, а потому считается большим и самым умным». Он играет исключительно из-за денег. Его преследует страх, что он может не выиграть, зависть. Выиграв, он с жадностью хватает деньги и прячет их в карман.

Восьмилетнюю Аню «копейки» не интересуют, но она тоже боится, чтобы кто-нибудь не выиграл, так как «счастье в игре для неё вопрос самолюбия». Её сестра Соня, девочка шести лет, кокетливая, жизнерадостная, добрая и понимающая «играет в лото ради процесса игры» Кто бы ни выиграл, она одинаково рада и хлопает в ладоши.

 

Алёша, её брат, «пухлый шаровидный карапузик по виду флегма, но в душе порядочная бестия, сел не столько для лото, сколько ради недоразумений, которые неизбежны при игре; ужасно ему приятно, если кто ударит или обругает кого», ещё очень мал: у него «ни корыстолюбия, ни самолюбия».

Кухаркин сын Андрей по натуре мечтателен, к выигрышу он относится безучастно, но зато его интересует, «сколько на том свете цифр и как они не перепутываются»!

В гостиной лежит на диване и скучает ещё и старший брат Вася, ученик V класса. Он не принимает участия в игре. Но рассуждает как серьёзный человек: «Это возмутительно! – думает он, глядя, как Гриша ощупывает карман, в котором звякают копейки. Разве можно давать детям деньги? И разве можно позволять играть им в азартные игры? Хороша педагогия, нечего сказать. Возмутительно!»

Не действуют на детей правила жестокого закона сословного неравенства. Нет здесь принятого среди взрослых разделения общества на социальные группы: за одним столом вместе и дети из обеспеченной семьи, пользующейся услугами няньки и кухарки, и сын той самой кухарки.

Апофеозом детства – счастливой и безмятежной поры является заключительная сцена рассказа. Большая мамина кровать. На ней вповалку спят недавние игроки. «Тут же кстати примостился и кухаркин сын Андрей.» А вокруг «валяются копейки, потерявшие свой смысл впредь до новой игры.»

Анализ рассказа «Мальчики». Название рассказа обращает внимание читателя на главных героев: Володю Королёва и его товарища Чечевицына – учеников второго класса гимназии. Судя по всему, им по 12 лет – самый беспокойный мальчишеский возраст. События происходят накануне Рождества. Друзья приезжают на каникулы погостить, но на самом деле, они, начитавшись романов Майн Рида, собираются бежать в Америку добывать золото.

Семья Королёвых очень радушная, дружная, открытая. Мать, тётка, отец, сёстры, прислуга Наталья и даже пёс Милорд бесконечно любят своего Володичку и очень рады встрече с ним. Атмосфера любви и взаимопонимания в доме Королёвых окутывают читателя с первых строк.

И всё же что-то пошло не так, как всегда.

И первыми почувствовали это сёстры Володи – Соня и Катя. Вначале они рассматривают володиного одноклассника угрюмого, молчаливого, неулыбчивого молодого человека, который «о чём-то всё время думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чем-нибудь, то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос». Затем они заметили, что и Володя «всегда весёлый и разговорчивый на этот раз вовсе не улыбался и как будто даже не рад был тому, что приехал домой. Пока сидели за чаем, он обратился к сёстрам только раз, да и то с какими-то странными словами».

Вся семья занята изготовлением бахромы для ёлки, а мальчики сели у окна, о чём-то шептались и рассматривали географическую карту. Атмосфера странности и загадочности, которая стала ощущаться в доме Королёвых с приездом мальчиков, обыгрывается писателем репликами Володи о каком-то джине, который пьют в «Калифорнии вместо чаю». А Чечевицын ни с того ни с сего начинает разговор о стаде бизонов, бегущих через пампасы, о мустангах, о москитах и термитах, и о том, что он Монтигомо Ястребиный коготь, вождь непобедимых.

Все готово к побегу, но Володя угрюмо ходит по комнатам и ничего не ест, к вечеру расплакался, долго обнимал отца, мать и сестер. Володя не испугался трудностей, ему стало жалко маму. Нежелание причинить боль другим - импульс настолько сильный, что перед ним блекнет даже такая романтичная затея, как бегство в Америку.

Вроде бы и нет никого явного конфликта в этом рассказе, но вдумчивый читатель всегда поймет мысль А.П.Чехова о том, взрослым надо внимательнее относиться к своим детям – подросткам, в умах которых бродят разные «мыслишки», помогать им разбираться в людях или хотя бы научить их отстаивать свою точку зрения или свой внутренний голос относительно чужого влияния.

Ведь не случайно Антон Павлович обращает наше влияние на то, что отец Володи называет Чечевицына то господином Черепицыным, то господином Чибисовым, показывая, что он явно недооценил этого «господина», которого даже этот случай не научил ничему, потому что, прощаясь с девочками, он не раскаялся, как Володя, не понял, что заставил близких людей страдать, а с суровым и надменным лицом написал в тетрадь Кати в знак памяти:- Монтигомо Ястребиный Коготь.

Анализ рассказа «Событие». Название рассказа сразу настраивает читателя на что-то значительное, что свершится сейчас в жизни 4-х летней Нины и 6-тилетнего Вани.

Утро. Дети не в духе. Но стоило маме произнести: «Не забудьте дать кошке молока, у нее теперь котята!» И счастливый пронзительный визг:

- Кошка ощенилась!

Они удивлены, поражены, глаза светятся самой искренней радостью. Не удержался даже автор, который обычно никак не проявляет своей позиции: «В воспитании и в жизни детей домашние животные играют, несомненно, благотворную роль. Мне даже иногда кажется что терпение, верность, всепрощение и искренность, какие присущи нашим тварям, действуют на ум ребенка гораздо сильнее и положительнее, чем «длинные нотации» взрослых.

Обычные занятия и игры детей уходят на задний план, ведь сколько всего нужно сделать: узнать, почему у котят еще не открываются глазки, найти им папу, чтобы следил за их поведением, решить судьбу маленьких пушистых комочков, один из которых обязательно должен остаться при кошке и утешать свою мать …

А как хочется поделиться своей радостью с мамой, папой, няней, дядей Петрушей, найти их сочувствие, разделить удивление новой жизнью.

А вместо этого папа кричит и больно дергает Ваню за ухо:

- Степан, убери эту гадость!

- Нинка, вон из-за стола! Сию же минуту выбрось котят в помойку.

А дядя, которого дети ласково называют Петрушей, отмахивается от их просьб.

А дальше происходит трагедия, которая в мире взрослых не ощущается, а вызывает лишь смех.

Дядина собака Неро съедает котят. Степан со смехом объявляет:

- Барыня, Нера котят съела!

Дети бледнеют и с ужасом смотрят на Степана. А взрослые спокойно сидят «и только удивляются аппетиту громадной собаки. Папа и мама смеются…»

Как часто Чехов выстраивает свои рассказы, противопоставляя душевно черствый и эгоистичный мир взрослых доброму, наивному и незащищенному миру ребенка.

Почему взрослые вначале отмахиваются от детей и их проблем, а потом в подростковом возрасте пытаются «найти ключик» к своему ребенку, добиться взаимопонимания? Но подобные события оставляют глубокие следы в ранимой душе ребенка, заставляют его жить по законам фальшивого мира взрослых.

Получив первые уроки нелюбви, дети выходят из этих ситуаций с потревоженными душами. «И неотразимо прошлое влияние гнетет детей, и искра Божия гаснет в них, и они становятся такими же жалкими, похожими друг на друга мертвецами, как их отцы и матери".

Анализ рассказа «Спать хочется». Взрослые часто ставят ребенка в условия, когда само физическое существование для него становится невыносимым и в его душе происходят страшные, непоправимые перемены – он просто перестает быть ребенком, как Варька в рассказе «Спать хочется».

В одном лице прислуга, горничная, прачка и нянька, эта тринадцатилетняя девочка не выдерживает тяжести бессонных ночей…

Мне кажется, что Чехову удалось нарисовать и зрительную (длинные тени от белья, висящего на веревке, мигание лампадки, и «тени оживают и приходят в движение»), и звуковую картину дремы изнеможенной от бессонницы девочки (в печке кричит сверчок, в соседней комнате похрапывают хозяин и подмастерье Афанасий, колыбель жалобно скрипит, Варька мурлычет…)

Детский крик и плач раздается на протяжении всего рассказа, начиная со второго абзаца!

Предложение Спать хочется с эмоциональным усилием повторяется в середине рассказа, когда девочка засыпает второй раз: «Глядя на них, Варьке страстно хочется спать…»

И через несколько абзацев снова (но уже с измененным порядком слов): «А спать хочется по – прежнему, ужасно хочется…»

Эта же фраза, только видоизмененная, появляется дважды, днем: «Она рада. Когда бегаешь, спать уже не так хочется, как в сидячем положении», «Бывают минуты, когда хочется, ни на что не глядя, повалиться на пол и спать…»

Своеобразным рефреном звучит глагол спать в двух последних абзацах: «Убить ребенка спать, спать, спать…»

 

А в заключительном предложении звучит перифраз: «…она смеется от радости, что ей можно спать».

«Задушив ребенка, она быстро ложится на пол и смеется от радости, что можно спать, и через минуту спит уже крепко, как мертвая.»

Диким смехом Варьки в момент совершаемого ею убийства Чехов, возводит нас к мысли об истинных виновниках искалеченной жизни девочки.

Так «детская» тема рассказа оборачивается совсем не детской проблемой - о судьбе личности в обществе, основном на социальной несправедливости.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных